ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1496)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Сергей ßêîâëåâ, кандидат педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
C журналами и книгами издательства можно ознакомиться на сайте www.narodnoe.org
Журал вхоит в Перечеь веущих рецезируеых журалов и изаий
ля опубликоваия осовых аучых результатов иссертаций.
¹1’2023
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Непраздные размышления
Колонка главного редактора
7
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А. М. Кушнир
Русский язык и национальная
безопасность
9
Защита национальной системы образования как глобальной технологии воспроизводства
традиционного сознания. Создание в индивидуальном и общественном
сознании глубинных механизмов самоопределения и информационнокультурного
иммунитета. Вопрос о влиянии образования на изменение менталитета
населения страны. Активная защита языковой среды как важнейший
аспект национальной безопасности. Смена предметно-знаниевой парадигмы
школьного языкового образования на парадигму любви к языку.
О. Н. Смолин
Политика в области
довузовского образования:
успехи и проблемы
Н. Ю. Склярова
Ценностные основы
отечественного образования —
фундамент российской
государственности
20
Анализ работы Министерства просвещения РФ. Проблемы довузовского
образования: недофинансирование, ЕГЭ как враг воспитания, вытеснение
бесплатного среднего профессионального образования, кадровый кризис.
27
Необходимость сохранения российских духовно-нравственных ценностей
в условиях когнитивных и психологических угроз, исходящих от англосакского
мира. Результаты экспертизы школьных учебников на предмет
соответствия их содержания патриотическому воспитанию молодёжи.
Важность единой учебно-методической базы. Сохранение основополагающей
роли личности учителя в определении дальнейшего жизненного пути
подрастающего поколения.
Т. А. Хагуров,
Н. Е. Хагурова
Воспитательная работа
с молод¸жью в современных
условиях: актуальные вызовы,
стратегии, технологии
Положение о Макаренковском
форуме с международным участием
Выступление президента РАО
О. Ю. Васильевой на ежегодном
Общем собрании
2
39
Проблемы состояния общественного сознания молодёжи как особой
социально-демографической группы: основные вызовы и угрозы.
Вопросы работы с молодёжью, формирования её ценностной,
политической и гражданской позиций.
49
Официальные вести
55
Народное образование / Public education 1’2023
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Хуторской
Что такое функциональная
грамотность
57
Модель функциональной грамотности в образовании как педагогическая
интерпретация математической функции. Критика определений функциональной
грамотности в трактовке PISA и отечественных институтов педагогических
измерений и оценки качества образования. Понятие функциональной
грамотности, её сходства и отличия от компетентностей. Виды
функциональной грамотности и основа методики её развития.
В. А. Земляницин
Вопросы средневековой
европейской истории
на страницах учебников
по истории России
С. Е. Тихонов
Век XXI, Ðîññèÿ: массовая
школа вне риторики?
65
Освещение сюжетов и проблем средневековой европейской истории
в современных учебниках: искажение научных представлений,
противоречие с материалами учебников по всеобщей истории, входящих
в федеральный перечень.
71
Судьба риторики как учебного предмета в образовании. Место
дисциплины в отечественной массовой средней школе сегодня и завтра.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М. М. Поташник
Грамотное управление
невозможно без
воссоединения с педагогикой
С. В. Данилов,
Л. П. Шустова,
И. В. Комиссаров,
79
Последовательное исчезновение педагогики из системы современного
российского школьного образования. Причины этого явления.
Педагогическая культура учителя и управленца.
89
М. В. Рюгина-Семёнова
Моделирование образов
настоящего и желаемого
будущего как компонента
Программы развития школы
Б. А. Кузнецов
Кончина федерального
перечня школьных учебников
Программа развития школы как инструмент стратегического
планирования. Представления педагогов о настоящем и желаемом
будущем школы. Проекты Программы развития: «Уютная школа»,
«Образовательная среда для всех: повышение качества образования»,
«Лучшие кадры. Лучшие ученики», «Имидж школы».
99
Трансформация федерального перечня школьных учебников в перечень
книг монополиста. Монополизация частной структурой содержания
российского общего образования.
3
Народное образование / Public education 1’2023
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Положение о конкурсе
«"Îðë¸íîê" — мой наставник
по судьбе»
103
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Д. Г. Левитес
Дорога к Дому
Заметки о том, как не вырастить
манкурта в родной стране
107
Проблема формирования российской гражданской идентичности российских
школьников и смены системообразующего компонента педагогической деятельности
как одного из факторов, влияющих на реализацию воспитывающей
функции обучения. «Скрытая» образовательная реальность и «малые дружественные
среды» как одни из возможных решений существующей проблемы.
Необходимость изменений в Концепции непрерывного образования.
И. А. Колесникова
Антуан де Сент-Экзюпери
и Ричард Бах о путях
восхождения к человечности
на Земле людей
И. М. Войтик,
Е. В. Киселёва,
О. И. Петров
Современный подросток мегаполиса:
исследование особенностей
смысложизненных ориентаций
подростков г. Новосибирска
В. О. Гусакова
Как оцифровать
благоразумие и сочувствие?
118
Система философско-педагогических взглядов А. де Сент-Экзюпери
и Р. Баха в соотнесении с современным образовательным контекстом.
Учение как поиск смысла и преодоление. Учение как путь к себе. Объединение
людей в ремесле. Человек как мера всему и «узел отношений».
132
Физиологические, психофизиологические и психологические особенности
современных подростков. Смысложизненные ориентации и ценностная
сфера личности старшего подростка: обращённость рефлексии в прошлое,
низкая осознанность настоящего момента, слабое прогнозирование
перспективы, видение «я» в будущем, невысокий уровень целеполагания.
143
Понятие «цифровое воспитание» и аргументы в его пользу. Ступени духовно-нравственного
развития и воспитания. Благоразумие и сочувствие
как одни из самых трудно воспитываемых качеств в современном мире.
Проблема невозможности оцифрования духовного переживания.
ПЕДАГОГИКА ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ
С. В. Шариков
Обучение детей с хроническими
заболеваниями:
обзор международной
образовательной практики
4
151
Академическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями как
отдельный раздел медико-социальной реабилитации больных детей.
Общая проблематика обучения длительно болеющих детей независимо
от особенностей национальных систем образования и здравоохранения.
Опыт Финляндии в области госпитальной педагогики.
Народное образование / Public education 1’2023
Стр.5
И. Д. Демакова
Смыслы, ценности
и культурные образцы
воспитательной деятельности
госпитального педагога
А. Ф. Лоскутов,
С. В. Шариков,
Е. А. Ямбург,
А. Г. Румянцев
Госпитальная педагогика —
современное направление
в педагогической науке
СОДЕРЖАНИЕ
159
Актуальность развития госпитальной педагогики. Новизна и сложность
работы с детьми, находящимися на длительном лечении. Подготовка
педагогов-воспитателей для госпитальных школ: научное обоснование
и исследование специфики воспитательной деятельности госпитального
педагога.
166
Основные признаки госпитальной педагогики как науки: потребность
общества в данной области науки, наличие предмета и методов
исследования, категориального аппарата. Реализация индивидуальных
образовательных потребностей длительно и тяжело болеющего ребёнка
как высшая ценность образования в рамках госпитальной педагогики.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В. Б. Лебединцев
Совместное изучение: технология
переформулирования вопросов
контрольного типа
в вопросы на понимание
173
Три варианта технологии: особенности устройства дидактического материала,
технического и содержательного взаимодействия партнёров, общей
организации коллектива. Предварительная подготовка учащихся. Общие
рекомендации для всех случаев занятий совместного изучения и занятий
совместной отработки. Визуализация на этапе инструктирования.
ЮБИЛЕИ
М. В. Груздев,
М. В. Новиков
Юбилей Константина
Дмитриевича Ушинского
190
Празднование 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского. Дискуссии
о точной дате рождения педагога: ретроспективный анализ.
Стр.6