УДК 004.4
ББК 32.973.26-018.2
С80
Стиренко А. С.
С80 3ds Max 2009-2010. Самоучитель. — М.: ДМК Пресс, 2011, 612 с., ил. (Серия
«Самоучитель»).
ISBN 978-5-94074-663-8
Книга представляет собой вводный курс по работе в системах 3ds Max 2009/3ds
Max 2011. Она предназначена для тех пользователей 3ds Max, которые не имеют
никаких навыков трехмерного моделирования и опыта работы с 3ds Max. После
прочтения данной книги читатель сможет самостоятельно создавать сцены средней
сложности, создавать в этих сценах источники освещения, применять материалы,
управлять камерами и выполнять визуализацию как статичных изображений,
так и компьютерной анимации.
Книга начинается описанием пользовательского интерфейса 3ds Max в объеме,
достаточном для того, чтобы быстро приступить к работе с ситемой. Затем вы узнаете,
как создавать простые 3D-объекты, используя сплайны, NURBS-моделирование,
примитивы и сетки, как их перемещать и преобразовывать в трехмерном пространстве
для получения нужной трехмерной сцены. Достаточно подробно объясняются
принципы применения модификаторов - мощнейщего средства моделирования
3ds Max. После того, как читатель освоит навыки моделирования, он приступит к
визуализации трехмерной сцены, используя встроенный построчный визуализатор,
встроенный визуализатор Mental Ray, а также дополнительный визуализатор
V-Ray 1.50 SP2 for 3ds Max. В книге описаны принципы настройки материалов, камер
и различные варианты трехмерной компьютерной анимации.
УДК 004.4
ББК 32.973.26-018.2
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то
ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев
авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность
технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную
точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответ -
ственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
© Стиренко А. С., 2011
ISBN 978-5-94074-663-8
© Оформление ДМК Пресс, 2011
Стр.3
Оглавление
Введение................................................................................................... 15
Часть I. Начало работы в 3ds Max 2009.................................................. 17
Глава.1..Пользовательский.интерфейс .............................................19
Глава.2..Базовые.методы.работы.с.3Dсценами .................................51
Глава.3..Управление.режимами.просмотра ................................................ 59
Часть II. Основные приемы создания объектов.................................... 77
Глава.4..Создание.сплайнов ....................................................................... 79
Глава.5..Получение.объектов.из.сплайнов................................................... 93
Глава.6..NURBSмоделирование............................................................... 109
Глава.7..3Dпримитивы............................................................................. 127
Глава.8..С.етки.и.специализиро.ванные.объекты....................................... 147
Часть III. Преобразования объектов..................................................... 159
Глава.9..Выделение.объектов.................................................................... 161
Глава.10..Параметры.объектов.и.объектная.привязка............................... 181
Глава.11..Основные.методы.преобразования.объектов............................ 203
Часть IV. Использование модификаторов........................................... 235
Глава.12..Принципы.работы.с.модификаторами........................................ 237
Глава.13..Базовые.модификаторы............................................................ 257
Глава.14..Усложненные.модификаторы..................................................... 283
Часть V. Визуализация 3Dсцен............................................................ 305
Глава.15..Методы.визуализации.сцены..................................................... 307
Глава.16..Управление.источниками.света................................................. 325
Глава.17..Настройка.фона.и.эффектов...................................................... 365
Глава.18..Визуализатор.Mental.Ray........................................................... 395
Глава.19..Визуализатор.VRay................................................................... 413
Часть VI. Настройка материалов и камер............................................ 421
Глава.20..Работа.с.редактором.материалов.............................................. 423
Глава.21..Использование.схем.в.материалах............................................ 433
Глава.22..Создание.камер......................................................................... 459
Глава.23..Настройка.камер....................................................................... 467
Часть VII. Анимация............................................................................... 475
Глава.24..Создание.ключевых.кадров........................................................ 477
Глава.25..Визуализация.анимации............................................................ 487
Глава.26..Варианты.анимации................................................................... 505
Предметный.указатель............................................................................. 523
Стр.4
Содержание
Введение...............................................................................15
Часть I. Начало работы в 3ds Max 2009........17
Глава 1. Пользовательский интерфейс...............................19
Запуск.3ds.Max.2009................................................................19
Видовые.экраны......................................................................20
Цветовая.настройка..........................................................23
Настройка.вида.................................................................25
Настройка.размеров.и.расположения.видовых.экранов....26
Настройка.основной.сетки................................................28
Панели.инструментов..............................................................34
Пульт.управления.объектами.Command.Panel..........................35
Настройка.пользовательского.интерфейса.............................41
Клавиатурные.эквиваленты.команд...................................41
Панели.инструментов........................................................43
Секционные.меню.............................................................44
Главное.меню....................................................................47
Сохранение.настройки.интерфейса..................................47
Отображение.статистики.сцены..............................................48
Полноэкранный.режим............................................................49
Глава 2. Базовые методы работы с 3Dсценами................51
Сохранение.трехмерной.сцены.и.ее.элементов.......................51
Импорт.сцены.из.файла.другого.формата...............................52
Экспорт.сцены.в.файл.другого.формата..................................52
Создание.новой.сцены............................................................53
Открытие.и.внедрение.трехмерных.сцен.и.персонажей...........54
Внедрение.в.текущую.сцену.содержимого.внешнего..
файла................................................................................54
Замена.содержимого.текущей.сцены.содержимым.внешнего.файла........................................................................57
Сохранение.и.восстановление.текущего.состояния.сцены......57
Стр.5
Содержание. 5
Глава 3. Управление режимами просмотра .......................59
Управление.содержимым.видового.экрана.............................59
Зумирование.изображения.на.видовом.экране.......................60
Инструменты.Zoom.и.Zoom.All...........................................61
Инструменты.выдвижных.панелей.Zoom.Extents.и.Zoom.
Extents.All..........................................................................61
Инструмент.Zoom.Region...................................................63
Инструмент.Maximize.Viewport.Toggle......................................63
Панорамирование.изображения.на.видовом.экране...............64
Изменение.точки.наблюдения.................................................64
Инструменты.выдвижной.панели.Orbit...............................64
Инструмент.FieldofView...................................................66
Инструмент.Walk.Through..................................................66
Режимы.визуализации.сцены.на.видовых.экранах...................68
Использование.проекционного.куба.и.штурвала.....................72
Часть II. Основные приемы создания
объектов......................................................................77
Глава 4. Создание сплайнов ................................................79
Стандартные.сплайны.............................................................79
Line...................................................................................80
Rectangle..........................................................................82
Circle.................................................................................82
Ellipse................................................................................82
Arc.....................................................................................84
Donut.................................................................................84
NGon.................................................................................84
Star...................................................................................85
Text....................................................................................85
Helix..................................................................................87
Section..............................................................................88
Специальные.сплайны.............................................................89
Стр.6
6 Содержание
Глава 5. Получение объектов из сплайнов..........................93
Визуализация.сплайнов..........................................................93
Конвертация.сплайна.в.плоский.объект...................................97
Получение.поверхностей.из.сплайнов.с.помощью.экструзии..98
Лейсирование.сплайнов........................................................104
Глава 6. NURBSмоделирование.......................................109
Кривые.NURBS......................................................................109
Модификация.NURBSкривой.........................................109
Преобразование.NURBSкривой.в.трехмерный.объект....111
Непосредственное.создание.поверхности.NURBS................115
Изменение.формы.поверхности.NURBS..........................116
Создание.новых.поверхностей.NURBS.на.основе.существующих...............................................................................119
Преобразование.каркасов.в.модели.NURBS..........................120
Панель.инструментов.NURBS................................................121
Глава
7. 3Dпримитивы ......................................................127
Hedra.....................................................................................128
Torus.Knot..............................................................................132
Chamfered.Box.и.Chamfered.Cylinder......................................135
OilTank,.Capsule.и.Spindle......................................................137
LExt.и.СExt..........................................................................138
Gengon.и.Prism......................................................................138
RingWave...............................................................................139
Hose......................................................................................141
Глава 8. Сетки и специализиро ванные объекты...............147
Лоскутные.сетки....................................................................147
Динамические.объекты.........................................................147
Damper............................................................................147
Spring..............................................................................149
Архитектурные.объекты.........................................................150
Двери,.окна.и.лестницы...................................................151
Ландшафтные.объекты....................................................151
Структурные.объекты......................................................156
Стр.7
Содержание. 7
Часть III. Преобразования объектов............159
Глава 9. Выделение объектов ...........................................161
Выбор.объектов.с.помощью.инструментов.категории.Select.161
Использование.рамки.выделения....................................163
Выделение.по.имени,.слою.или.цвету.............................164
Фильтрация.выделения.объектов....................................166
Блокировка.выделения.объектов.....................................167
Диалоговое.окно..Select..From..Scene....................................168
Выделение.с.помощью.команд.меню.и.клавиатурных.
эквивалентов....................................................................169
Группы.и.совокупности..........................................................171
Группы............................................................................171
Совокупности..................................................................173
Сокрытие.выбранных.объектов.............................................176
Инструменты.сокрытия.объектов....................................176
Инструменты.отображения.объектов..............................177
Режим.изоляции..............................................................178
Фиксация.выбранных.объектов.............................................178
Глава 10. Параметры объектов и объектная привязка.....181
Изменение.параметров.объектов..........................................181
Переименование.объектов..............................................181
Изменение.цвета.объектов..............................................184
Базовые.параметры.объектов.........................................185
Системы.координат...............................................................187
View.................................................................................189
Screen.............................................................................189
World...............................................................................191
Local................................................................................191
Pick.................................................................................191
Привязки...............................................................................194
Объектная.привязка........................................................195
Угловая.привязка............................................................200
Процентная.привязка......................................................200
Привязка.значений.в.числовых.полях..............................200
Стр.8
8 Содержание
Глава 11. Основные методы преобразования
объектов.........................................................................203
Базовые.трансформации.объектов.......................................203
Опорная.точка.................................................................203
Перемещение.объектов..................................................206
Вращение.объектов........................................................208
Изменение.размеров.объектов.......................................211
Ограничения.по.осям......................................................214
Выбор.базовой.точки.трансформаций.............................215
Выравнивание.объектов........................................................216
Инструмент.Align.............................................................217
Инструмент.Quick.Align....................................................220
Клонирование.объектов........................................................220
Клонирование.с.выравниванием.....................................225
Создание.массивов.........................................................226
Распределение.клонов.вдоль.сплайна.............................229
Создание.зеркального.отображения.объекта........................232
Часть IV. Использование
модификаторов.....................................................235
Глава 12. Принципы работы с модификаторами .............237
Элементы.трехмерной.геометрии.........................................237
Назначение.модификаторов.объекту.....................................239
Использование.модификаторов............................................240
Управление.стеком.модификаторов................................245
Копирование.модификаторов.........................................247
Кнопки.модификаторов...................................................250
Свертывание.стека.модификаторов................................251
Применение.стандартных.модификаторов.к..
выделенным.субобъектам...............................................252
Клонирование.выделенных.субобъектов.........................254
Клонирование.объектов.с.модификаторами....................255
Стр.9
Содержание. 9
Глава 13. Базовые модификаторы....................................257
Bend......................................................................................257
Taper.....................................................................................258
Twist......................................................................................261
Noise.....................................................................................262
Stretch...................................................................................264
Squeeze.................................................................................265
Push......................................................................................267
Ripple....................................................................................267
Wave......................................................................................269
Skew......................................................................................269
Affect.Region..........................................................................270
Lattice....................................................................................273
Mirror.....................................................................................276
Melt.......................................................................................277
FFD........................................................................................278
Optimize.................................................................................280
Глава 14. Усложненные модификаторы ...........................283
Mesh.Select...........................................................................283
Выбор.вершин.................................................................284
Выбор.ребер...................................................................284
Выбор.граней.и.многоугольников....................................285
Edit.Mesh...............................................................................285
Инструмент.Create..........................................................286
Инструмент.Delete...........................................................287
Инструменты.Attach.и.Detach..........................................288
Инструмент.Divide...........................................................289
Инструмент.Extrude.........................................................289
Инструмент.Bevel............................................................290
Инструмент.Weld.............................................................290
Инструмент.Tessellate......................................................291
Edit.Poly.................................................................................292
Инструмент.Mesh.Smooth................................................293
Инструменты.Shrink.и.Grow.............................................294
Инструмент.Flip...............................................................294
Стр.10
10 Содержание
Инструмент.Collapse.......................................................295
Инструмент.Make.Planar..................................................295
Инструмент.Cut...............................................................296
Инструменты.сокрытия.и.отображения.субобъектов.......296
Инструменты.раздела.Edit.Polygons................................297
Edit.Patch...............................................................................298
Hair.and.Fur............................................................................299
Часть V. Визуализация 3D-сцен......................305
Глава 15. Методы визуализации сцены............................307
Способы.визуализации.сцены...............................................307
Диалоговое.окно.Render.Setup..............................................307
Параметры.Time.Output...................................................308
Параметры.Area.to.Render...............................................308
Параметры.Output.Size....................................................309
Параметры.Render.Output...............................................310
Элементы.управления.визуализацией.............................312
Инструменты.выдвижной.панели.Render...............................313
Инструмент.Render.Production.........................................313
Инструмент.Render.Iterative.............................................313
Инструмент.ActiveShade..................................................313
Окно.кадра............................................................................315
Инструменты.Quick.Render.и.Render.Last...............................319
Модели.освещения...............................................................320
Модель.Raytracer............................................................321
Модель.Radiosity.............................................................322
Модель.Light.Tracer.........................................................322
Глава 16. Управление источниками света........................325
Стандартные.источники.света...............................................325
Источники.света.Omni.....................................................328
Типы.теней.3ds.Max.........................................................331
Установка.яркости.затенения..........................................333
Параметры.источников.света..........................................334
Источники.света.Spot......................................................340
Стр.11
Содержание. 11
Источники.света.Direct....................................................350
Источник.света.Skylight...................................................351
Фотометрические.источники.света.......................................353
Диалоговое.окно.Light.Lister..................................................358
Создание.ракурса.с.позиции.источника.света.......................360
Глава 17. Настройка фона и эффектов .............................365
Создание.фона.для.сцены.....................................................365
Заливка.фона.сплошным.цветом.....................................365
Градиентный.фон............................................................366
Использование.в.качестве.фона.растровых...............................
изображений...................................................................369
Анимационный.фон.........................................................369
Эффекты.окружающей.среды................................................371
Управление.экспозицией................................................371
Атмосферные.эффекты...................................................375
Эффект.Fog..................................................................375
Эффект.Volume.Light....................................................379
Эффекты.визуализации.........................................................381
Эффекты.Lens.................................................................383
Эффект.Blur....................................................................389
Глава 18. Визуализатор Mental Ray ..................................395
Подключение.визуализатора.Mental.Ray................................395
Материал.Arch.&.Design.........................................................398
Средства.Final.Gather.и.Ambient.Occlusion.............................400
Система.Daylight...................................................................401
Использование.модификатора.Normal..................................406
Глава 19. Визуализатор VRay ...........................................413
Установка.и.подключение.визуализатора.VRay.....................413
Установка.VRay..............................................................414
Подключение.VRay.........................................................414
Использование.визуализатора.VRay....................................416
Стр.12
12 Содержание
Часть VI. Настройка материалов и
камер...........................................................................421
Глава 20. Работа с редактором материалов ....................423
Окно.Material.Editor................................................................423
Выбор.типа.шейдера.............................................................426
Окно.Material/Map.Browser....................................................431
Глава 21. Использование схем в материалах...................433
Назначение.схемы.материалу...............................................433
Использование.каналов..................................................435
Типы.наложения.схем......................................................440
Составные.схемы..................................................................445
Схема.Blend....................................................................446
Схема.Top/Bottom...........................................................447
Схема.Composite.............................................................448
Схема.RGB.Multiply..........................................................449
Применение.материалов.на.практике....................................450
Глава 22. Создание камер..................................................459
Создание.камеры..................................................................459
Создание.ракурса.с.позиции.камеры....................................463
Глава 23. Настройка камер................................................467
Основные.параметры.камеры...............................................467
Коррекция.перспективы........................................................472
Часть VII. Анимация..............................................475
Глава 24. Создание ключевых кадров ..............................477
Элементы.управления.анимацией.........................................477
Создание.ключевых.кадров...................................................479
Расстановка.ключей.вручную..........................................480
Автоматическая.расстановка.ключей...............................483
Глава 25. Визуализация анимации ...................................487
Настройка.основных.параметров.анимации..........................487
Стр.13
Содержание. 13
Предварительный.просмотр.анимации...........................490
Использование.проигрывателя.RAM.Player.....................492
Анимационные.эффекты.......................................................492
Работа.с.ключевыми.кадрами................................................494
Глава 26. Варианты анимации ..........................................505
Анимация,.основанная.на.траектории...................................505
Анимация.источников.света..................................................508
Анимация.камеры..................................................................510
Анимация.модификаторов....................................................513
Анимация.материалов...........................................................517
Приложение А. Настройка пользовательского
интерфейса 3ds Max 2010.............................................523
Приложение Б. Настройка пользовательского
интерфейса 3ds Max 2011.............................................557
Предметный указатель......................................................591
Стр.14