Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Экономика и менеджмент в профессиональной сфере (220,00 руб.)

0   0
АвторыФилиппова Дарья Ивановна , Антонова Наталья Валерьевна, Дорожкина Евгения Владимировна, Задимидченко Анна Михайловна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц84
ID788179
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере», относящейся к обязательной части мировоззренческого модуля учебного плана направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебно-методическое пособие адресовано обучающимся педагогических направлений подготовки.
Экономика и менеджмент в профессиональной сфере : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Д. И. Филиппова, Н. В. Антонова, Е. В. Дорожкина, А. М. Задимидченко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/788179 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика_и_менеджмент_в_профессиональной_сфере.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Экономика_и_менеджмент_в_профессиональной_сфере.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень бакалавриата Сургут 2021
Стр.1
УДК 338.46:005(075.8)+376.091:005(075.8) ББК 65.497.4я73-9+74.5к0я73-9 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании кафедры социально-экономического образования и философии «16» апреля 2021, протокол №08/1 Рецензент: Э. А. Латыпова, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета Авторы-составители: Д. И. Филиппова, Н. В. Антонова, Е. В. Дорожкина, А. М. Задимидченко Э 40 Экономика и менеджмент в профессиональной сфере : учебнометодическое пособие : направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»; составители Д. И. Филиппова, Н. В. Антонова, Е. В. Дорожкина, А. М. Задимидченко – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 83, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии представлены материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере», относящейся к обязательной части мировоззренческого модуля учебного плана направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебно-методическое пособие адресовано обучающимся педагогических направлений подготовки. УДК 338.46:005(075.8)+376.091:005(075.8) ББК 65.497.4я73-9+74.5к0я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................4 Раздел 1. Механизмы функционирования экономики .................. 15 Учебный элемент 1.1. Введение в экономику ..................................... 16 Учебный элемент 1.2. Рынок. Спрос и предложение.......................... 24 Учебный элемент 1.3. Предприятие как субъект рынка ..................... 31 Учебный элемент 1.4. Национальная экономика ................................ 38 Рубежный контроль №1 ...................................................................... 45 Раздел 2. Управление личными ресурсами ..................................... 46 Учебный элемент 2.1. Персональный менеджмент ............................ 47 Учебный элемент 2.2. Время и эффективность его использования... 55 Учебный элемент 2.3. Управление личными финансами ................... 63 Учебный элемент 2.4. Управление собственной конкурентоспособностью ...................................................................... 67 Рубежный контроль №2 ...................................................................... 72 Заключение ............................................................................................ 74 Тезаурус .................................................................................................. 75 Учебно-методическое и информационное обеспечение ................ 80
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Экономика и менеджмент в профессиональной сфере – учебная дисциплина, в которой изучаются две важнейшие проблемы в сфере экономики и управления – распределение ограниченных ресурсов и управление личным временем. Действительно, нехватка времени является одной из основных трудностей современного человека. Ускорение темпа жизни продолжает набирать обороты, а поток информации, который необходимо обрабатывать, возрастает. Дисциплина поможет будущим бакалаврам изучить основные темы, связанные с принятием решений в условиях ограниченности ресурсов, в том числе временных. Учебно-методическое пособие «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере» составлено в соответствии с ФГОС ВО направлениям подготовки:  44.03.01 Педагогическое образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 от 22.02.2018 г.;  44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 123 от 22.02.2018 г.;  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 125 от 22.02.2018 г. Цель учебно-методического пособия заключается в организации самостоятельной работы обучающихся по усвоению теоретического материала учебной дисциплины «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере» и выработке соответствующих навыков. «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере» как учебная дисциплина закладывает основы экономического мышления у будущих бакалавров, что необходимо при анализе практических задач и вопросов в различных сферах деятельности. При изучении дисциплины обучающиеся используют знания, полученные на курсах «Психология», «Основы правовых знаний», «Основы математической обработки информации» и других. Целью изучения дисциплины «Экономика и менеджмент в профессиональной сфере» является формирование у обучающегося навыков в области экономики и персонального менеджмента, которые позволит ему стать компетентным пользователем теоретикоэкономического знания. 4
Стр.4
Задачами курса являются: 1) овладение обучающимися методами и приемами решения профессиональных задач, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений; 2) овладение обучающимися методами и приемами самоуправления, рационального использования собственных ресурсов. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:  УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.  УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности. В ходе освоения практических заданий, представленных в пособии, обучающиеся должны получить следующие результаты: знать:  общетеоретические основы экономики (понятия, процессы);  теории спроса и предложения, экономическое поведение фирм, рынки экономических ресурсов;  проблемы макроэкономического равновесия, инфляции и безработицы;  значение фактора времени и типичные ошибки в использовании времени;  принципы эффективного использования времени и технику планирования времени;  правила личной организованности и самодисциплины;  значение, особенности и методы принятия решений о приоритетах. уметь:  выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;  использовать навыки практического решения экономических задач с применением экономических знаний;  оценивать экономическое поведение людей в условиях ограниченности ресурсов;  планировать профессиональную и личную деятельность;  рационально распределять рабочую нагрузку;  принимать решения о приоритетах деятельности. владеть:  категориальным аппаратом микро- и макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения; 5
Стр.5
 методами экономической науки для применения их в своей профессиональной деятельности;  методами планирования и рационального использования времени. Проектирование содержания дисциплины предложено в таблицах 1 и 2. Структура разделов Название раздела раздела Цель Овладение обучающимися методами и приемами решения профессиональных задач, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений Овладение обучающимися методами и приемами самоуправления, рационального использования собственных ресурсов. Задачи раздела 1) научиться определять цели, задачи, основные подходы и проблемное поле экономики; 2) научиться анализировать последствия изменения неценовых факторов на рыночное равновесие; 3) научиться анализировать деятельность предприятия (в том числе, образовательной организации). 4) научиться анализировать основные процессы национальной экономики. 1) научиться применять методы планирования в личной и профессиональной деятельности. 2) научиться применять техники планирования временем в личной и профессиональной деятельности. 3) научиться осуществлять собственное экономическое поведение; 4) научиться выстраивать траекторию профессионального развития с учетом требований рынка труда. 6 Учебные элементы раздела У.Э. 1.1. Введение в экономику. У.Э. 1.2. Рынок. Спрос и предложение. У.Э. 1.3. Предприятие как субъект рынка. У.Э. 1.4. Национальная экономика. У.Э. 2.1. Персональный менеджмент. У.Э. 2.2. Время и эффективность его использования. У.Э. 2.3. Управление личными финансами. У.Э. 2.4. Управление собственной конкурентоспособностью. Таблица 1 РАЗДЕЛ 2. РАЗДЕЛ 1. Управление личными ресурсами Механизмы функционирования экономики
Стр.6
Таблица 2 Название Структура учебных элементов через задачи учебных элементов Учебные раздела элементы (УЭ) У.Э. 1.1. Введение в экономику. У.Э. 1.2. Рынок. Спрос и предложение. У.Э. 1.3. Предприятие как субъект рынка. У.Э. 1.4. Национальная экономика. У.Э. 2.1. Персональный менеджмент. У.Э. 2.2. Время и эффективность его использования. У.Э. 2.3. Управление личными финансами. У.Э. 2.4. Управление собственной конкурентоспособностью. Задачи УЭ 1. Научиться определять цели, задачи, основные подходы, законы функционирования и проблемное поле экономики. 1. Научиться анализировать последствия изменения неценовых факторов на рыночное равновесие. 1. Научиться анализировать деятельность фирмы (в том числе, образовательной организации). 1. Научиться анализировать основные процессы национальной экономики. 1. Научиться применять методы планирования в личной и профессиональной деятельности. 1. Научиться применять техники планирования временем в личной и профессиональной деятельности. 1. Научиться осуществлять собственное экономическое поведение. 1. Научиться выстраивать траекторию профессионального развития с учетом требований рынка труда. 7 Компоненты УЭ У.Э. 1.1.1. Экономика как отрасль социально-гуманитарного знания и институт. У.Э. 1.2.1. Равновесие на рынке как фундаментальная проблема экономики. У.Э. 1.3.1. Цель, функции и классификация предприятий. У.Э. 1.4.1. Механизм функционирования национальной экономики. У.Э. 2.1.1. Персональный менеджмент как наука об управлении временем. У.Э. 2.2.1. Эффективное использование времени. У.Э. 2.3.1. Особенности управления личными финансами. У.Э. 2.4.1. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда. РАЗДЕЛ 2. РАЗДЕЛ 1. Управление личными ресурсами Механизмы функционирования экономики
Стр.7
Для эффективной работы с материалами учебно-методического пособия обучающимся предлагается ознакомиться со структурой и системой работы с пособием. Необходимо отметить, что пособие состоит из двух разделов, которые выделены по проблемнотематическому принципу. Первый раздел пособия направлен на усвоение обучающимися основных понятий экономической науки – ресурсы, потребности, экономические агенты, спрос и предложение на рынке, конкуренция, поведение потребителя на рынке, кредитно-банковская и налоговобюджетная системы, государственная политика. Во втором разделе рассматриваются сущность и содержание персонального менеджмента, финансовое мошенничество, значение времени принципы его эффективного использования, система и методы планирования, технологии выбора приоритетов. Здесь также рассматривается важнейшая тема для будущего бакалавра – управление собственной конкурентоспособностью. Для удобства использования каждый учебный элемент разбит на несколько подразделов: Теоретические сведения В подразделе последовательно раскрывается содержание рассматриваемого учебного элемента, обеспечивая его полное и аргументированное изложение. Вопросы и задания для самопроверки В подразделе содержатся материалы для самостоятельного изучения и подготовке к проверке знаний. Практические задания В подразделе содержатся материалы для практического усвоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Список источников и литературы В подразделе указывают источники, материалы которых обучающиеся могут использовать при подготовке практических заданий, вопросов и заданий для самопроверки. Номер источника соответствует номеру в перечне учебнометодического и информационного обеспечения. 8
Стр.8
Каждый учебный элемент имеет свой перечень практических заданий. Прежде чем приступить к самостоятельному выполнению практических заданий и достижению намеченных учебных результатов, обучающимся необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и вопросами для самостоятельной работы, которые представлены в каждом учебном элементе. Основными формами контроля успеваемости обучающихся являются: 1) текущий контроль: теоретические вопросы, практические задания, сравнительные таблицы и структурные схемы; 2) рубежный контроль: контрольная работа; 3) аттестация: 4 семестр – зачет; выставляется на последнем занятии. Текущий контроль включает в себя ответы теоретические вопросы, решение практических заданий, составление сравнительных таблиц и структурных схем. Рубежный контроль проводится в форме контрольной работы. При её выполнении обучающимся необходимо анализировать содержание кейса (технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал). Для этого им необходимо работать с информационными источниками, перерабатывать их из одной формы в другую. Обучающиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Планируя работу, целесообразно четко определить алгоритм действий: 1) ознакомиться с ситуацией, обращая особое внимание на все факты и обстоятельства, заложенные в кейсе; 2) определить поставленную проблему и стратегические задачи ее решения; 3) определить нормативные документы, научные концепции, методики для решения поставленных в кейсе задач; 4) предложить вариант ответа / решения задачи; 5) обосновать свою точку зрения и мнение фактами и аргументами. Основными оценочными средствами в пособии являются теоретические вопросы, практические задачи, сравнительные таблицы, структурные схемы, кейс-задача. Критерии оценивания представлены в таблице 3. 9
Стр.9
Таблица 3 Критерии оценивания основных учебных результатов при выставлении накопительного рейтинга по всей дисциплине Оценочное средство Показатели оценивания Соответствие содержания представленному заданию:  полнота ответа;  логичность;  доказательность; Критерии оценивания 9-10 баллов: в ответе отражены основ самостоятельность суждений;  владение терминами и понятиями;  самостоятельность в интерпретации информации. ные концепции и теории по данному вопросу, проведен их критический анализ и сопоставление, описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами. Обучающимся формулируется и обосновывается собственная точка зрения, материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 7-8 баллов: при ответе обучающийся испытывает затруднения в аргументации представленных положений. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 5-6 баллов: в ответе отражены лишь некоторые современные концепции и теории по данному вопросу, анализ и сопоставление этих теорий не проводится. У обучающегося отсутствует собственная точка зрения на заявленные проблемы. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; менее 5 баллов: представлены лишь отдельные компоненты содержания вопроса; 0 баллов: ответ отсутствует. 10 Теоретический вопрос
Стр.10
Продолжение таблицы 3 Оценочное средство Показатели оценивания Соответствие содержания представленному заданию: – методическое и арифметическое решение задачи; – обоснованность выводов на основе произведенных расчетов; – наличие связи теории и практики. Критерии оценивания 9-10 баллов: задача решена методически и арифметически правильно, ход решения логически выстроен и обоснован. Выводы излагаются профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов, содержат правильную интерпретацию показателей. 7-8 баллов: задача решена методически правильно, ход решения логически выстроен и обоснован. Могут содержаться отдельные или множественные ошибки арифметического счёта. Выводы излагаются профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов, содержат правильную интерпретацию показателей. 5-6 баллов: задача решена методически правильно, ход решения логически не всегда последователен. В выводах излагаются лишь некоторые пункты, раскрывающие содержание решаемых вопросов. менее 5 баллов: правильно представлены лишь отдельные компоненты решения поставленной задачи. Выводы либо полностью отсутствуют, либо содержат формальную отписку, не раскрывающую содержание изучаемых вопросов. 0 баллов: ответ отсутствует. 11 Практическая задача
Стр.11
Продолжение таблицы 3 Оценочное средство Показатели оценивания Соответствие содержания представленному заданию:  соответствие содержания таблицы теме;  обоснованность отбора информации;  наличие структурирующего и сравнительного характера изложения информации;  стилистическое оформление. Соответствие содержания представленному заданию:  соответствие оформления и содержания темы схемы;  обоснованный отбор информации;  наличие структурирующего и сравнительного характера изложения информации;  стилистическое оформление. Критерии оценивания 9-10 баллов: отражены основные пункты по данному вопросу, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 7-8 баллов: обучающийся допускает отдельные ошибки, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 5-6 баллов: отражены лишь некоторые пункты, раскрывающие содержание вопроса, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; менее 5 баллов: представлены лишь отдельные компоненты задания; 0 баллов: ответ отсутствует. 9-10 баллов: отражены основные пункты по данному вопросу, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 7-8 баллов: обучающийся допускает отдельные ошибки, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; 5-6 баллов: отражены лишь некоторые пункты, раскрывающие содержание вопроса, материал изложен профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов; менее 5 баллов: материал не структурирован, выбор информации не обоснован, допущены ошибки стилистического оформления. 0 баллов: ответ отсутствует. 12 Структурная схема Сравнительная таблица
Стр.12
Окончание таблицы 3 Оценочное средство Показатели оценивания Соответствие содержания представленному заданию:  полнота ответа;  логичность;  доказательность;  самостоятельность суждений;  владение терминами и понятиями;  самостоятельность в интерпретации информации. Критерии оценивания 9-10 баллов: в ответе отражено глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретного вопроса, обучающийся демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуальнопонятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области, логически корректно и убедительно излагает свою позицию. 7-8 баллов: в ответе отражено знание узловых проблем программы и основного содержания курса, обучающийся использует концептуально-понятийный аппарат в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы, в целом логически корректно, но не всегда точно и аргументировано излагает свою позицию 5-6 баллов: в ответе отражены фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания курса, обучающийся испытывает затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии дисциплины, частичные затруднения с выполнением предусмотренных программой заданий, обучающийся демонстрирует стремление логически и последовательно изложить ответ. менее 5 баллов: в ответе отражено отрывочное представление о данной проблеме в рамках учебно-программного материала, обучающийся некорректно использует понятийный аппарат, в его ответе отсутствует логическая связь. 0 баллов: ответ отсутствует Оценивание по результатам освоения содержания дисциплины осуществляется по накопительной системе. Итоговой результат по дисциплине (зачет) определяется как сумма накопленных баллов за все выполненные задания по разделам. 13 Кейс-задача
Стр.13
Общее количество баллов, которое может получить обучающийся при освоении содержания всей дисциплины, равняется 100 (100 %). При этом для каждого раздела дисциплины сохраняется такой же расчет – 100 %. Рейтинговые показатели оценивания качества работы обучающегося включают как работу студента в аудитории, так и его самостоятельную работу. Критерии экзаменационной оценки 100 бальная шкала 50–100 0–49 Традиционная шкала зачтено не зачтено 14
Стр.14

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.