Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный
педагогический университет»
Региональный ресурсный центр
образовательных технологий по работе
с детьми, имеющими особенности развития
2017-2020 годы. Летопись
Четвертый выпуск настоящего издания содержит сведения о деятельности
научных сотрудников Регионального ресурсного центра образовательных
технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, Сургутского
государственного педагогического университета по реализации Концепции
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре с июля 2017 года по декабрь 2020 года.
Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми,
имеющими особенности развития. 2017-2020 годы. Летопись / О.Ф. Богатая,
И.О. Еремеева, Н.Г. Капустина, Н.П. Рассказова/ под ред. О.Ф. Богатой. Ответственный
за выпуск: И.О. Еремеева – Сургут : РИО СурГПУ, 2020 – №4. Тираж 50 экз.
1
Стр.1
Кадровый состав
РАССКАЗОВА
Наталья Петровна
– Руководитель, ведущий научный сотрудник РРЦ
– Кандидат педагогических наук
– Доцент кафедры педагогического
и специального образования
БОГАТАЯ
Ольга ФедОрОвна
– Старший научный сотрудник РРЦ
– Старший преподаватель кафедры
педагогического и специального образования
КАПУСТИНА
наталья геннадьевна
– Ведущий научный сотрудник РРЦ
– Кандидат педагогических наук
– Доцент кафедры педагогического
и специального образования
ЕРЕМЕЕВА
ИрИна ОлегОвна
Лаборант Регионального
ресурсного центра
2
Стр.2
Основные положения
Цель государственной образовательной политики России – обеспечение возможности
получения образования всем лицам, независимо от уровня психофизического
здоровья, социально-экономического статуса, этнической и религиозной
принадлежности.
Перестройка системы образования сопряжена с целым рядом фундаментальных
проблем, связанных с подготовкой специалистов, созданием материальных и
технических условий обучения различных категорий детей-инвалидов и обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья в системе общего и специального
образования, изменением порядка финансового обеспечения образовательного
процесса, совершенствованием системы психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе, создания ряда новых организационных структур и структурных подразделений
в уже имеющихся образовательных организациях.
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического
развития Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
до 2020 года
…создание условий для интеграции
(инклюзии лиц с ограниченными возможностями
здоровья в неспециализированных
образовательных организациях
…создание системы интегрированного
(инклюзивного) образования
Инновационной формой, направленной
на совершенствование
подходов к образованию детей
с ограниченными возможностями
здоровья, стали ресурсные центры,
специалисты которых готовы и способны
оказывать информационнопросветительскую,
кадровую, научную
и научно-методическую поддержку
руководителям и педагогам
образовательных организаций
и родителям, воспитывающим детей
с ограниченными возможностями
здоровья.
3
Стр.3
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Нормативно-правовая база создания
Регионального ресурсного центра
СурГПУ
Распоряжение правительства ХМАО – Югры
от 29.04.2016 № 205-рп «О плане
мероприятий («дорожной карте»)
развития сети опорных реабилитационных
и образовательных центров,
обеспечивающих работу с детьми,
имеющими особенности развития
в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на 2016-2018 годы»
«…Ресурсным региональным центром станет Сургутский
государственный педагогический университет, который
на своих виртуальных площадках и в реальной
деятельности будет оказывать помощь всем организациям,
независимо от ведомственной принадлежности
и от правового статуса, которые занимаются детьми с
особыми образовательными потребностями…»
Сайт Департамента образования
и молодёжной политики ХМАО – Югры,
doinhmao.ru
4
Стр.4
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Задачи деятельности
Регионального ресурсного центра СурГПУ
Распоряжение Правительства
Распоряжение Правительства
ХМАО – Югры от 29 апреля 2016 г.
№ 205-рп
и образовательных центров,
обеспечивающих работу
с детьми, имеющими
особенности развития
2.7. Тиражирование
(распространение) опыта
пилотных опорных
реабилитационных
Распоряжение Правительства
ХМАО – Югры от 29 апреля 2016 г.
№ 205-рп
3.1. Организация и проведение
курсов повышения квалификации
руководящих и педагогических
работников реабилитационных
и образовательных центров,
обеспечивающих работу
с детьми, имеющими
особенности развития
ХМАО – Югры от 29 апреля 2016 г.
№ 205-рп
2.9. Разработка и ежегодное
обновление методических
комплектов для опорных
реабилитационных
и образовательных центров,
обеспечивающих работу
с детьми, имеющими
особенности развития
Распоряжение Правительства
ХМАО – Югры от 29 апреля 2016 г.
№ 205-рп
3.2. Проведение семинаровсовещаний
и практикумов
для руководителей и сотрудников
опорных реабилитационных
и образовательных центров,
обеспечивающих работу
с детьми, имеющими
особенности развития
5
Стр.5
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Регионального ресурсного центра
СурГПУ
Цель деятельности
– совершенствование системы специального и инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Направления деятельности
1 Организационно-методическое обеспечение деятельности
образовательных организаций по обучению
и воспитанию детей с ОВЗ
2
3
4
5
6
Повышение квалификации и переподготовка
педагогических кадров для инклюзивного
и специального образования
Информационно-просветительская деятельность
Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
Сетевое взаимодействие
с Опорными образовательными центрами ХМАО-Югры
Стр.6
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Сетевое взаимодействие
со структурными подразделениями вуза
Структурные подразделения
Учебный отдел
Отдел магистратуры
и аспирантуры
Отдел дополнительного
образования
Факультеты, кафедры
Научный отдел
Редакционно-издательский отдел
Отдел сертификации
и методического сопровождения
образовательного процесса
Отдел технического обеспечения
компьютерной техники
Планово-экономический отдел
Психологическая служба
Формы взаимодействия
Организация учебного процесса
– Открытие новых направлений
– Магистерские диссертации
– Программы повышения квалификации
и переподготовки кадров
– Сетевое взаимодействие
с образовательными организациями
– Реализация ООП ВО
– Проекты
– Организация работы со студентами
Сотрудничество с научными лабораториями
Издание научной и научно-методической продукции
Сертификация учебно-методических пособий,
рекомендаций, учебников
– Сайт
– Вебинары
– Техническая поддержка
Финансовое сопровождение
Психологическое сопровождение учебного процесса
7
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР (РРЦ)
Стр.7
Основные положения
Сетевое взаимодействие
с образовательными и общественными организациями
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР (РРЦ)
Образовательные организации
Детские
сады
Школы
Вузы
Организации
разных
ведомств
«Дети
дождя»
Формы взаимодействия
• Научные
исследования
• Стажировочные
площадки
•
Семинарыпрактикумы
•
Мастер-классы
• Консультации
• Сопровождение
реализации
и сертификация
образовательных
программ
•
Волонтерская
деятельность
8
• Научные
исследования
• Стажировочные
площадки
• Семинарыпрактикумы
•
Мастер-классы
• Консультации
• Сопровождение
реализации
и сертификация
образовательных
программ
•
Волонтерская
деятельность
• Участие
в конференциях,
конкурсах,
олимпиадах
•
Оппонирование
диссертационных
работ
•
Повышение
квалификации
•
Конференции
Семинары
• Мастерклассы
•
Консультации
•
Балинтовские
группы
•
Организация
и проведение
занятий
с детьми
с РАС
• Работа
с родителями
• Волонтерская
деятельность
•
Организация
и проведение
спортивных
соревнований
•
Волонтерская
деятельность
•
Сопровождение
людей
с
нарушениями
зрения
•
Презентация
тактильных
книг
• Мастерклассы
«Специальная
Олимпиада
России»
Общественные
организации
«Тифлопуть»
Стр.8
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Сетевое взаимодействие
с реабилитационными центрами
и общественными организациями ХМАО – Югры
Региональная общественная организация
ХМАО – Югры помощи детям, взрослым
и инвалидам с РАС «Дети Дождя»
Мероприятия с участием детей с РАС и их родителей
(в том числе - в полифункциональной среде учебной
лаборатории «Сенсорная комната» СурГПУ).
Региональное отделение Общероссийской общественной
благотворительной организации помощи инвалидам
с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада
России» «Ханты-Мансийское территориальное
отделение Специальной Олимпиады России»
Проведение окружных соревнований, обеспечение участия
спортсменов с ограниченными возможностями здоровья
во Всероссийских соревнованиях и в Международных
Специальных Олимпийских Играх.
Сургутский реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями
Балинтовские группы по профилактике профессионального
выгорания, мастер-классы для педагогов и родителей.
9
Стр.9
Основные положения
Сеть Опорных образовательных центров
ХМАО – Югры (март 2017 г. – настоящее время)
Количество Опорных образовательных центров: 17.
Числами в кругах обозначено количество Опорных образовательных
центров в муниципалитетах.
10
Стр.10
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Сеть Опорных образовательных центров
и школ-спутников ХМАО – Югры
Общее количество школ-спутников: 317.
Числами в кругах обозначено количество школ-спутников, относящихся
к Опорному образовательному центру.
11
Стр.11
Опорные образовательные центры
Сеть Опорных образовательных центров
и школ-спутников ХМАО – Югры
Условные обозначения:
- Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми,
имеющими особенности развития СурГПУ.
- Опорные центры.
- Школы-спутники, относящиеся к конкретным Опорным центрам (цифрами обозначены
количество школ-спутников, относящихся к тому или иному Опорному центру).
- Линиями обозначено взаимодействие школ-спутников с Опорными образовательными
центрами.
12
Стр.12
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью,
в том числе с расстройствами аутистического спектра, является одним
из приоритетных направлений деятельности педагогов системы образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В мае 2017 года правительство Югры утвердило Концепцию комплексного
сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими
ментальными нарушениями на период до 2020 года.
Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХантыМансийского
автономного округа – Югры от 23 июня 2017 г. №1037 «О реализации
Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического
спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре до 2020 года».
Пункт 7. «Определить Бюджетное учреждение
высшего образования ХантыМансийского
автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический
университет» Региональным ресурсным
центром для обеспечения функционирования
и развития региональной системы комплексной
помощи детям с расстройствами аутистического
спектра в автономном округе».
В июне 2017 года научными сотрудниками Регионального
ресурсного центра СурГПУ разработан
план мероприятий («Дорожная карта»)
по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами
аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре.
13
Стр.13
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
до 2020 года
с расстройствами аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями
комплексного сопровождения людей
КОНЦЕПЦИЯ
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 5 мая 2017 года № 261-рп
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
разработка основных принципов и положений для создания
условий комплексного сопровождения людей с расстройствами
аутистического спектра и другими ментальными нарушениями,
направленных на оптимальное развитие и адаптацию детей
и молодых инвалидов, интеграцию семьи и ребенка в общество,
профилактику или снижение выраженности ограничений
жизнедеятельности, укрепление физического и психического
здоровья, повышение доступности образования.
14
Стр.14
Региональный ресурсный центр образовательных технологий
по работе с детьми, имеющими особенности развития
ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Разработка нормативно-правовой и методической базы
по организации комплексного сопровождения детей, молодых
инвалидов с расстройствами аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями с учетом лучшего
отечественного и зарубежного опыта
Переход от частных моделей организации комплексного
сопровождения детей, молодых инвалидов с расстройствами
аутистического спектра и другими ментальными
нарушениями к созданию единой системы комплексного
сопровождения с учетом региональных особенностей
Формирование условий для развития программ
комплексного сопровождения детей, молодых инвалидов
с расстройствами аутистического спектра и другими
ментальными нарушениями
15
Стр.15