УДК 004(075.8)
ББК 78.07я73
Г34
Утверждено на совместном заседании кафедры технологии
документальных коммуникаций, кафедры технологии автоматизированной обработки
информации и кафедры музейного дела 03.10.2019 г., протокол № 4.
Рекомендовано к печати на заседании учебно-методического совета факультета
информационных и библиотечных технологий КемГИК
16.10.2019 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Лопатина Наталья Викторовна, д-р пед. наук, проф.,
зав. кафедрой библиотечно-информационных наук
Московского государственного института культуры (г. Москва);
Колин Константин Константинович, д-р техн. наук, проф., гл. научный сотрудник
Института проблем информатики Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» Российской академии наук (г. Москва)
Гендина, Н. И.
Г34
Информационная культура личности: технология продуктивной
интеллектуальной работы с информацией в условиях интернетсреды
[Текст] : учебное пособие : в 2 т. / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова,
Л. Н. Рябцева ; науч. ред. Н. И. Гендина ; Кемеров. гос. ин-т
культуры. – Кемерово : КемГИК, 2020. – Т. 1. – 357 с.
ISBN 978-5-8154-0518-9
ISBN 978-5-8154-0519-6
Цель пособия – содействовать развитию метазнаний и метаумений по работе с информацией,
необходимых при изучении любой учебной дисциплины: анализ, синтез, классификация,
обобщение, систематизация, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать и разворачивать
информацию.
В первом томе пособия анализируются информационные ресурсы общества и информационная
культура; рассматриваются основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы
их решения; характеризуется аналитико-синтетическая переработка традиционных источников
информации. Пособие сопровождается предметным указателем и списком литературы.
Издание адресовано студентам вузов культуры, преподавателям средних специальных и
высших учебных заведений, а также специалистам дополнительного профессионального образования.
УДК
004(075.8)
ББК 78.07я73
ISBN 978-5-8154-0518-9
ISBN 978-5-8154-0519-6
© Гендина Н. И. (Введение; гл. 1, § 1–5; гл. 2, § 1–4; гл. 3, § 1–5),
Косолапова Е. В. (гл. 1, § 6–7; гл. 2, § 2–5),
Рябцева Л. Н. (гл. 1, § 3–5; гл. 2, § 4, 6), 2020
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2020
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 7
Глава 1. Информационные ресурсы общества и информационная
культура
1.1. Феномен информационной культуры в контексте
глобальных изменений современного общества.............. 15
1.2. Информационная культура личности: концепция
формирования...................................................................... 40
1.3. Первичные документы как составная часть информационных
ресурсов общества.......................................... 51
1.4. Вторичные документы и информационные издания
как средства преодоления информационного кризиса..... 67
1.5. Библиотека как учреждение культуры, социальный
институт и информационно-поисковая система............... 89
1.6. Интернет как источник информационных ресурсов.........................................................................................
112
1.7. Информационная безопасность в Интернете и социальных
сетях.................................................................... 147
Глава 2. Основные типы информационно-поисковых
задач и алгоритмы их решения
2.1. Информационные потребности и информационные
запросы................................................................................. 175
2.2. Адресный поиск и алгоритм его выполнения............ 184
2.3. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения......................................................................................
194
2.4. Тематический поиск и алгоритм его выполнения..... 206
2.5. Средства навигации и поиска в Интернете................ 220
2.6. Поиск информации в электронных научных библиотеках
«КиберЛенинка», «Университетская библиотека
online», eLIBRARY.RU........................................................ 240
5
Стр.5
Глава 3. Аналитико-синтетическая переработка традиционных
источников информации
3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки..................................................................................
259
3.2. Определение как основа понимания текста. Критический
анализ определений и алгоритм их построения
на основе различных источников информации................. 279
3.3. Интеллектуальные приемы работы с текстом............ 295
3.4. Формализованный анализ научных текстов............... 316
3.5. Алгоритм критического анализа текста...................... 332
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............. 350
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................ 351
6
Стр.6