Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Инновационные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе (220,00 руб.)

0   0
АвторыАбрамовских Наталья Викторовна, Алексеева Ольга Владимировна, Арасланова Анастасия Александровна, Синебрюхова Вера Леонидовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц101
ID788172
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены нормативно-правовые, организационно-содержательные, методические основы организации образовательного процесса в системе начального общего образования, особое внимание уделяется выделению инновационных подходов к организации процесса обучения, воспитания обучающихся с учетом требований ФГОС НОО. Представлены практический опыт реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность Инновационная начальная школа.
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе : учебное пособие / Н. В. Абрамовских, О. В. Алексеева, А. А. Арасланова, В. Л. Синебрюхова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 101 с. — URL: https://rucont.ru/efd/788172 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Инновационные_подходы_к_организации_образовательного_процесса_в_начальной_школе.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии и педагогики Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебное пособие Сургут, 2021 – 1 –
Стр.1
УДК 373.31(075.8) ББК 74.244.3я73 И 66 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Захожая Т.М. – кандидат исторических наук, доцент Казаева Е.А. – доктор педагогических наук, доцент Запольская Е.Л. – кандидат педагогических наук Авторы-составители: Абрамовских Н.В. – доктор педагогических наук, доцент Алексеева О.В. – кандидат педагогических наук, доцент Арасланова А.А. – кандидат педагогических наук, доцент Синебрюхова В.Л. – кандидат педагогических наук, доцент И 66 Инновационные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе : учебное пособие / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители : Абрамовских Н. В. [и др.] – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 100, [1] с. – Текст : непосредственный. В учебном пособии рассмотрены нормативно-правовые, организационно-содержательные, методические основы организации образовательного процесса в системе начального общего образования, особое внимание уделяется выделению инновационных подходов к организации процесса обучения, воспитания обучающихся с учетом требований ФГОС НОО. Представлены практический опыт реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность Инновационная начальная школа. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.04.01 Педагогическое образование, может быть полезно педагогов системы начального общего образования, аспирантам, методистам и руководителям системы начального общего образования. УДК 373.31(075.8) ББК 74.244.3я73 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................................................. 4 Глава 1. Теоретические основы обучения в начальном общем образовании .......................... 6 1.1. Развитие начального общего образования .................................................................................... 6 1.1.1. История начального образования России: от первых школ до советских школ .................... 15 1.1.2. Начальная школа в зарубежных странах .................................................................................... 22 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 27 Список литературы ................................................................................................................................ 28 1.2. Теоретические подходы к организации обучения в начальном общем образовании ............... 29 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 46 Список литературы ................................................................................................................................ 47 Глава 2. Инновационные процессы в начальном общем образовании ..................................... 49 2.1. Исследовательская деятельность современного педагога начальной школы ........................... 49 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 62 Список литературы ................................................................................................................................ 64 2.2. Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе .............................. 65 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 72 Список литературы ................................................................................................................................ 75 2.3. Современные подходы к организации методической работы в начальной школе ................... 76 Задания для самостоятельной работы .................................................................................................. 98 Список литературы ................................................................................................................................ 100 – 3 –
Стр.3
Введение Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамично изменяющееся общество требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, от их готовности и способности включиться в процессы обновления практики образования. В проблеме совершенствования образовательной практики особая роль отводится учителю, от результатов деятельности которого по большому счету зависит эффективность проводимых в стране реформ. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость качественного изменения профессиональной подготовки в области начального общего образования, в том числе и на уровне магистратуры. Сегодня общество ощущает потребность в подготовке учителей, владеющих новыми образовательными технологиями, способными осуществлять исследовательский педагогический поиск, обеспечивающий высокие учебно-воспитательные результаты. Такие задачи могут быть решены лишь в случае приобщения к инновационной, проектной, исследовательской работе педагогов. В последние годы многие ученые (Е.В. Бондаревская, С.П. Арсенова, Е.Н. Глубокова, В.И. Горовая, Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, Т.В. Орлова, C. Подымова, JI.O. Романова, Н.М. Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность развивающейся школы в педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать уникальные авторские технологии обучения. Переход к научной деятельности требует специальных знаний не только в области психологии, педагогики, предметных дидактик, но и в области функционирования самой науки. Определенная работа в этом направлении уже проделана. Достаточно назвать труды по методам и методологии педагогического исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Грабаря, Г.В. Воробьева, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Т.В. Копнина, В.В. Краевского, В.С. Лазарева, А.И. Пискунова, М.Н. Скаткина и др. С другой стороны, инновационная деятельность в современной начальной школе требует системной подготовки учителя к ее выполнению, развитию у него соответствующих компетенций с ориентацией на особенности реализации образовательного процесса на данной ступени образования. В Сургутском государственном педагогическом университете на протяжении нескольких лет реализуется основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность Инновационная начальная школа, основной целью реализации которой является формирование профессиональной готовности обучающихся к применению инновационных подходов, методов и технологий в рамках реализации образовательного процесса в начальном общем образовании. Достижение данной цели становится возможным на основе решения комплекса задач различного характера. Первая группа – когнитивные задачи – включает создание условий для выделения обучающимися теоретических основ педагогической инноватики, анализа и оценки результативности инновационных процессов в системе начального общего образования, обоснования на этой основе механизмов и тенденций развития современной начальной школы, выделения теоретических подходов к проектированию инновационных методов и технологий реализации образовательного процесса в начальной школе, обоснованного выбора методологических основ организации исследовательской деятельности в начальном общем образовании, оценивания эффективности предлагаемых инновационных методов и технологий решения профессиональных задач в системе начального общего образования. Вторая группа – праксиологические задачи – предполагают обеспечение обоснованного выбора обучающимися необходимых изменений в системе собственной профессиональной деятельности на основе изучения и применения инновационных методов и технологий организации образовательного процесса в начальном общем образовании. Третья группа – творческо-рефлексивные задачи. Они реализуются через активизацию деятельностной исследовательской позиции обучающихся в образовательном процессе посредством применения различных методов, средств и технологий, стимулирующих развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, повышения ее эффективности через проектирование и применение инновационных методов и технологий в образовательном процессе начальной школы. Структура пособия включает два основных раздела. В первом разделе – Теоретические основы обучения в начальном общем образовании, рассматриваются вопросы развития системы начального общего образования, общие теоретические подходы к ее организации в современной системе – 4 –
Стр.4
образования. Материал раздела показывает особенности возникновения и тенденции развития начального общего образования как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение данного раздела направлено на выявление, анализ и оценку магистрантами обобщенных этапов в истории возникновения и развития начальной школы, восприятие и понимание всей палитры мирового культурноисторического и образовательного опыта в организации образования детей младшего школьного возраста. Такое углубленное изучение истории и теории функционирования начальной школы способствует осознанию тенденций развития определенных методов и технологий организации образовательной деятельности, форм организации начального общего образования, позволит систематизировать материал собственного исследования в рамках ВКР. Второй раздел – Инновационные процессы в начальном общем образовании, направлен на рассмотрение организации исследовательской деятельности учителя начальной школы, инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе и современных подходов к организации методического сопровождения профессиональной деятельности учителя начальной школы. Материал раздела включает в себя рассмотрение основных понятий современной инноватики, определение перспектив изменений в организации системы начального образования, возможности инновационных методов и технологий в решении задач профессиональной деятельности педагога начальной школы. Изучение данных материалов позволяет магистрантам выявить основные подходы к организации образовательной, исследовательской, методической деятельности педагога начальной школы, оценить инновационный потенциал используемых в современной системе начального общего образования методов, форм, технологий, обосновать необходимые изменяя в собственной деятельности. Разделы пособия включают материал концептуального характера, теоретические подходы к рассмотрению сущностных характеристик основных понятий каждого параграфа, нормативноправовую базу, методы и технологии построения образовательной деятельности в современной начальной школе. В конце каждого параграфа соответствующих разделов пособия авторами предлагаются кейсовые задания для обучающихся с целью контроля уровня сформированности соответствующих компетенций. При этом авторы пособия опираются на требования компетентностного подхода к определению результатов образования, считая, что основным критерием оценки является освоение обучающимся приемов решения практических и профессиональных задач. Данное пособие адресовано обучающимся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), может быть полезно бакалаврам, аспирантам, методистам, педагогам системы начального общего образования. Надеемся, что представленные материала дадут возможность расширить представление о требованиях, предъявляемых к инновационной деятельности в системе начального общего образования, и на этой основе конструировать собственную профессиональную деятельность с учетом инновационных подходов в современной начальной школе. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ