Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Введение в языкознание: теоретические и прикладные аспекты

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц93
ID786740
АннотацияПособие включает сведения об основных понятиях науки о языке, его сущности и функциях, о знаковом характере языка, сведений о фонетике, лексикологии и грамматике. Каждый из семи разделов сопровождается вопросами, заданиями и лингвистическими задачами. Приложения содержат: 1) глоссарий; 2) сведения об основных лингвистических школах; 3) сведения о лингвистах, упомянутых в пособии. Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика».
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлениям подготовки 45.03.02 Лингвистика, 45.03.01 Филология
ISBN978-5-9793-1719-9
УДК81(075.8)
ББК81я73
Введение в языкознание: теоретические и прикладные аспекты / Л.Д. Раднаева .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2022 .— 93 с. — ISBN 978-5-9793-1719-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/786740 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_языкознание_теоретические_и_прикладные_аспекты_(1).pdf
Л. Д. РАДНАЕВА В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие Улан-Удэ • 2022
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Л. Д. Раднаева ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 45.03.02 Лингвистика, 45.03.01 Филология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2022
Стр.2
УДК 81(075.8) ББК 81я73 Р 15 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Протокол № 2 от 9 марта 2022 г. Рецензенты Н. В. Богданова-Бегларян, д-р филол. наук, проф., Санкт-Петербургский государственный университет М. Г. Аюшеева, канд. филол. наук, доц., Бурятский госуниверситет имени Доржи Банзарова Текст печатается в авторской редакции Раднаева Л. Д. Р 15 Введение в языкознание: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2022. — 92 с. ISBN 978-5-9793-1719-9 Пособие включает сведения об основных понятиях науки о языке, его сущности и функциях, о знаковом характере языка, сведений о фонетике, лексикологии и грамматике. Каждый из семи разделов сопровождается вопросами, заданиями и лингвистическими задачами. Приложения содержат: 1) глоссарий; 2) сведения об основных лингвистических школах; 3) сведения о лингвистах, упомянутых в пособии. Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика». УДК 81(075.8) ББК 81я73 © Л. Д. Раднаева, 2022 ISBN 978-5-9793-1719-9 © Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, 2022
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное издание представляет собой учебное пособие для дисциплин «Введение в языкознание», «Основы языкознания» в рамках реализации всех образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки 45.03.01 Филология и 45.03.02 Лингвистика очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Дисциплины «Введение в языкознание», «Основы языкознания» относятся к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре всех образовательных программ по направлениям подготовки 45.03.01 Филология, 45.03.02 Лингвистика. Согласно рабочим учебным планам образовательных программ направлений подготовки Филология и Лингвистика, реализуемых в ФГБОУ ВО “БГУ”, и ФГОС ВО по указанным направлениям подготовки, утвержденным приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 969 (направление подготовки 45.03.02 Лингвистика) и № 986 (направление подготовки 45.03.01 Филология), изучение дисциплин «Введение в языкознание», «Основы языкознания» направлено на формирование следующих общепрофессиональных компетенций: ОПК-1. (Лингвистика) Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях; ОПК-2. (Филология) Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные положения и концепции в области общего языкознания, теоретические основы о языке, знаковом характере языка, о дихотомии языка и речи, о ключевых сведениях по фонетике, лексикологии, грамматике, генеалогической классификации языков, основные лингвистические термины. Уметь: – использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания; 3
Стр.4
– применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях. Владеть: навыками анализа, осмысления, обобщения языковых фактов и явлений на материале различных языков. Основной целью настоящего учебного пособия является систематизация и практическая реализация знаний в рамках дисциплин «Введение в языкознание» и «Основы языкознания». Пособие разработано для обучающихся всех образовательных программ направлений подготовки 45.03.01 «Филология», 45.03.02 «Лингвистика», поскольку включает материал на примере естественных языков разных типов, языковых семей и групп языков. Пособие также знакомит обучающихся с искусственными языками (эсперанто, сольресоль, компьютерные и информационные языки). Особенностью учебного пособия является наличие в конце глав вопросов, заданий и специализированных лингвистических задач на примере английского, бурятского, китайского, корейского, монгольского, немецкого, русского, французского и японского языков, разработанных в том числе, автором пособия. Пособие состоит семи разделов и приложений. Первые два раздела включают базовые понятия о языке, его сущности и основных функциях. В третьем и четвертом разделах освещены вопросы соотношения языка и речи и проблема языка как знаковой системы. В пятом, шестом и седьмом разделах рассматриваются основные понятия и категории языкознания в области фонетики, лексикологии, грамматики. Приложение 1 содержит краткий лингвистический глоссарий. Приложение 2 посвящено сведениям об основных лингвистических школах. Приложение 3 включает сведения о лингвистах, упомянутых в тексте пособия. Разделы от 1, 3–7 заканчиваются вопросами, заданиями и лингвистическими задачами, предназначенными для закрепления теоретического материала, как с преподавателем, так и для самостоятельной работы студентов. 4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………. 3 Раздел 1. Наука о языке 1.1. Что изучает наука лингвистика?.......................... 5 1.2. Теоретическая лингвистика……………………… 6 1.3. Прикладная лингвистика………………………… 7 Вопросы, задания, задачи к разделу 1………….. 8 Раздел 2. Сущность языка и его основные функции 2.1. Природа и сущность языка………………………. 9 2.2. Функции языка…………………………………… 11 Вопросы, задания, задачи к разделу 2…………... 13 Раздел 3. Язык и речь 3.1. Понятие языка и речи…………………………….. 14 3.2. Фердинанд де Соссюр о языке и речи………….. 14 3.3. Л. В. Щерба о языке и речи……………………… 16 3.4. Ю. С. Маслов о языке и речи……………………. 17 3.5. В. Б. Касевич о языке и речи…………………….. 18 Вопросы и задания к разделу 3………………….. 19 Раздел 4. Язык как знаковая система 4.1. Знаковые системы………………………………… 20 4.2. Означающее и означаемое……………………….. 21 4.3. Свойства языкового знака……………………….. 22 4.4. Синтагматические и парадигматические отношения………………………………………… 22 4.5. Знаковые единицы……………………………….. 23 4.6. Алфавит и письменность………………………… 23 Задания, вопросы и задачи к разделу 4…………. 24 Раздел 5. Фонетика 5.1. Минимальная единица языка……………………. 25 5.2. Аллофон…………………………………………… 25 5.3. Система и состав фонем………………………….. 26 5.4. Фонетика — наука о звуковой стороне человеческой речи………………………………... 26
Стр.91
5.5. Органы речи и их работа…………………………. 27 5.6. Гласные и согласные……………………………... 29 5.7. Комбинаторные изменения звуков……………… 30 5.8. Транскрипция…………………………………….. 31 5.9. Международный фонетический алфавит………. 33 Вопросы, задания, задачи………………………... 34 Раздел 6. Лексикология 6.1. Слова как основная номинативная единица языка………………………………………………. 38 6.2. Лексическое значение слова и понятие…………. 39 6.3. Типы лексических значений слов……………….. 40 6.4. Многозначность слова…………………………… 40 6.5. Лексическая система языка……………………… 41 6.6. Исторические изменения в словарном составе слов………………………………………………… 44 6.7. Лексикография……………………………………. 45 Вопросы, задания, задачи………………………... 45 Раздел 7. Грамматика. 7.1. Грамматика как раздел языкознания……………. 47 7.2. Грамматическое значение слова………………… 48 7.3. Критерии разграничения лексического и грамматического значений…………………….. 48 7.4. Синтетические средства………………………….. 49 7.5. Аналитические средства…………………………. 49 7.6. Грамматическая категория………………………. 49 Вопросы, задания, задачи………………………... 51 Приложения Глоссарий…………………………………………. 53 Сведения об основных лингвистических школах 70 Сведения о лингвистах………………………….... 81 Библиографический список……………..……… 89
Стр.92
Учебное издание Любовь Дашинимаевна Раднаева ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Учебное пособие Компьютерная верстка Н. Ц. Тахинаевой Дизайн обложки А. Б. Дашиевой Свидетельство о государственной аккредитации № 2670 от 11 августа 2017 г. Подписано в печать 14.04.2022. Формат 60х84 1/16. Уч.-изд. л. 4,02. Усл. печ. л. 5,46. Заказ 45. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а rio@bsu.ru
Стр.93

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.