ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
Том 19, № 3. 2015
(июль - сентябрь)
Сквозной номер выпуска – 80
DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503
ИнтеграцИя образованИя
IntegratIOn Of eDucatIOn
DOI: 10.15507/1991-9468
Научный журнал
Учредители:
Правительство республики Мордовия
430002, россия, республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Советская, 35
«Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва»
430005, россия, республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
ФГБОУ ВПО
издАтелЬ:
430005, россия, республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
г ФГБОУ ВПО «Мордовский
осударственный университет им. Н. П. Огарёва»
редАкция:
430005, россия, республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
телефон, факс: +7 (834-2) 48-14-24
Перио издается с января 1996 года
и «Мк-Периодика» – 46316
дичность издания – 4 раза в год
Подписной индекс в каталоге
агентств «роспечать»
Scholarly journal
Founders:
Government of the Republic of Mordovia
35, Sovetskaya Str., 430002, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Federal state-financed academic institution of
higher education
“Ogarev Mordovia State University”
68, Bolshevistskaya Str., 430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
PUBliSheR:
Federal state-financed academic institution of
higher education
“Ogarev Mordovia State University”
68, Bolshevistskaya Str., 430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
editORial OFFice:
68, Bolshevistskaya Str., 430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
telephone, fax: +7 (834-2) 48-14-24
Published since January 1996
Publication frequency: quarterly
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat”
and “MK-Periodiсa” – 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Полное или частичное воспроизведение в СМи материалов, опубликованных
в журнале, допускается только с разрешения редакции
«интеграция образования integration of education» обязательна
При цитировании ссылка на журнал
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора
и кандидата наук, и международный справочник научных изданий Ulrichsweb Global Serials directory
Журнал индексируется в российском индексе научного цитирования (риНц)
и международной базе цитирования index copernicus
Журнал является членом комитета по этике научных публикаций,
Ассоциации научных редакторов и издателей (АНри) и cross Ref
© ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2015
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015
редакцИонная коллегИя
вдовин Сергей Михайлович – главный редактор, ректор ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва», кандидат экономических наук, inted@adm.mrsu.ru (Саранск, россия)
Полутин Сергей викторович – заместитель главного редактора, директор Нии регионологии
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», доктор социологических
наук, профессор, polutin.sergei@yandex.ru (Саранск, россия)
гордина Светлана викторовна – ответственный секретарь, кандидат педагогических наук,
inted@adm.mrsu.ru, inted@mail.ru (Саранск, россия)
балыхин григорий артёмович – депутат Государственной думы, член комитета Гд по образованию,
доктор экономических наук, профессор, iskusstvoupr@mail.ru (Москва, россия)
бондырева Светлана константиновна – директор ФГНУ «институт социализации и образования»
рАО, ректор НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», доктор психологических наук,
профессор, академик рАО, mpsu@mpsu.ru (Москва, россия)
гафуров Ильшат рафкатович – ректор ФГАОУ ВПО «казанский (Приволжский) федеральный
университет», доктор экономических наук, профессор, public.mail@kpfu.ru (казань, россия)
Жигалев борис андреевич – ректор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический
университет им. Н. А. добролюбова», доктор педагогических наук, профессор,
admdep@lunn.ru (Нижний Новгород, россия)
кадакин василий васильевич – ректор ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт им. М. е. евсевьева», кандидат педагогических наук, доцент, reception@mordgpi.ru (Саранск, россия)
кураков лев Пантелеймонович – профессор ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», доктор экономических наук, профессор, действительный член рАО, kovfmgu@moris.ru
(чебоксары, россия)
Макаркин николай Петрович – президент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», доктор экономических наук, профессор, makarkin@mrsu.ru (Саранск, россия)
Машарова татьяна викторовна – ректор кОГОАУ дПО «институт развития образования кировской
области», доктор педагогических наук, профессор, mtv203@mail.ru (киров, россия)
Мерзлякова галина витальевна – ректор ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,
доктор исторических наук, профессор, rector@udsu.ru (ижевск, россия)
Фелдыш Чаба – профессор философского факультета Университета Эрфурта, foeldes@foeldes.eu
университет им. Н. и. лобачевского», доктор физико-математических наук, профессор, rector@unn.ru
(Нижний Новгород, россия)
(Эрфурт, Германия)
Чупрунов евгений владимирович – ректор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный
научный журнал «Интеграция образования Integration of Education» публикует научные материалы
по совершенствованию и распространению опыта интеграции региональных систем образования
на территории российской Федерации и за рубежом. В журнале публикуются материалы по проблемам
формирования региональных систем образования, управления, вертикальной и горизонтальной интеграции,
истории систем и учреждений образования, прикладным проблемам образования и воспитания,
информатизации и технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Наименование и содержание рубрик журнала соответствуют отраслям науки и группам специально19.00.00
ПСиХОлОГичеСкие НАУки
13.00.00 ПедАГОГичеСкие НАУки
22.00.00 СОциОлОГичеСкие НАУки
Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов.
рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет.
редакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ.
редакция журнала направляет копии рецензий в Министерство образования и науки российской
стей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников.
Журнал осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию
материалов с целью экспертной оценки по следующим специальностям:
Федерации при поступлении соответствующего запроса.
Журнал придерживается стандартов редакционной этики в соответствии с международной практикой
редактирования, рецензирования, изданий и авторства научных публикаций и рекомендациями комитета
по этике научных публикаций.
точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.
2
Стр.2
IntegratIon of educatIon. vol. 19, no. 3, 2015
eDItOrIal BOarD
Vdovin Sergey Mikhailovich − editor in chief, Rector of Ogarev Mordovia State University, Ph.d. (economics),
inted@adm.mrsu.ru (Saransk, Russia)
Polutin Sergey Viktorovich − deputy editor in chief, director of Research institute of Regional Studies of
Ogarev Mordovia State University, dr. Sci. (Sociology), professor, polutin.sergei@yandex.ru (Saransk, Russia)
Gordina Svetlana Viktorovna − executive editor, Ph.d. (Pedagogics), inted@adm.mrsu.ru,
inted@mail.ru (Saransk, Russia)
Balykhin Grigoriy Artemovich − the State duma deputy, member of the State duma committee for education,
dr. Sci. (economics), professor, iskusstvoupr@mail.ru (Moscow, Russia)
Bondyreva Svetlana Konstantinovna – director of institute of Socialisation and education of Rae, Rector
of Moscow Psychological and Social institute, dr. Sci. (Psychology), professor, academician Rae, mpsu@
mpsu.ru (Moscow, Russia)
Gafurov Ilshat Rafkatovich − Rector of Kazan Federal University, dr. Sci. (economics), professor, public.
mail@kpfu.ru (Kazan, Russia)
Zhigalev Boris Andreyevich − Rector of N. a. dobrolyubov linguistics University of Nizhny Novgorod,
dr. Sci. (Pedagogics), professor, admdep@lunn.ru (Nizhny Novgorod, Russia)
Kadakin Vasily Vasilyevich − Rector of M. e. evsevyev Mordovia State Pedagogical institute, Ph. d.
(Pedagogics), docent, reception@mordgpi.ru (Saransk, Russia)
Kurakov Lev Panteleimonovich − dr. Sci. (economics), professor, Ogarev Mordovia State University,
full-fledged member of Rae, kovfmgu@moris.ru (cheboksary, Russia)
Makarkin Nikolai Petrovich − President of Ogarev Mordovia State University, dr. Sci. (economics),
professor, makarkin@mrsu.ru (Saransk, Russia)
Masharova Tatiana Viktorovna − Rector of institute of education development, Kirov region, dr. Sci.
(Pedagogics), professor, mtv203@mail.ru (Kirov, Russia)
Merzlyakova Galina Vitalyevna − Rector of Udmurdt State University, dr. Sci. (history), professor,
rector@udsu.ru (izhevsk, Russia)
Foldes Csaba − Professor of Philosophy Faculty, University of erfurt, foeldes@foeldes.eu (erfurt, Germany)
Chuprunov Evgeny Vladimirovich − Rector of N. i. lobachevsky State University of Nizhny Novgorod,
dr. Sci. (Phys.-Math.), professor, rector@unn.ru (Nizhny Novgorod, Russia)
«Интеграция образования Integration of Education» scholarly journal is devoted to improvement
and dissemination of experience of integration of regional educational systems across the Russian Federation
and other countries. the journal welcomes materials exploring the following problems: formation of regional
educational and administrative systems, vertical and horizontal integration, historical development of the above
systems and academic institutions, applied aspects of education and upbringing, informatization and technical
provision of academic process.
titles and contents of sections correspond to branches of science and groups of specialties of scientists
according to Nomenclature of specialties for scientists.
For complex expert evaluation all manuscripts undergo bilateral blind review.
the journal accepts articles in the following specialties for publication:
19.00.00 PSYchOlOGical ScieNceS
13.00.00 PedaGOGical ScieNceS
22.00.00 SOciOlOGical ScieNceS
all reviewers are acknowledged experts in areas they are responsible for. Reviews are stored in the publishing
house and publishing office during 5 years.
editorial staff sends to the authors of the submitted materials copies of reviews or a substantiated refusal.
editorial staff of the journal forwards copies of reviews in Ministry of education and Science of the
Russian Federation by request.
«интеграция образования integration of education» journal is registered in Russian Science citation
index (RSci) and submits information about the published articles to RSci.
the opinions expressed by authors in the journal do not necessarily reflect those of the editorial Staff.
3
Стр.3
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015
СодерЖанИе
Социальная структура, социальные институты и процессы
в. б. Моисеев, л. И. найденова, е. в. вострокнутов.
Научно-образовательная среда – основа инновационного развития региона ..................... 8
л. в. Судоргина. Педагогическая система общеобразовательного учреждения:
особенности интеграции в педагогической науке и практике ......................................................... 16
общая педагогика, история педагогики и образования
н. C. Савкин. Свобода и иллюзии в образовательном процессе .......................................... 23
о. а. Мудракова, т. а. биндюкова. Проблема
использования технологий дистанционного обучения в школьном образовании ............. 29
о. г. Ивановская. Принадлежность к педагогической династии и любимый
учитель как факторы выбора профессии, вызывающие семантический резонанс ........... 36
С. Ю. волков, е. в. Саунина, а. И. Федюшкина. Политико-правовая
доктрина Гуго Гроция в учебном курсе российских вузов:
исторические и теоретические аспекты ............................................................................. 43
Педагогическая психология
н. в. курасов, И. а. ледовских, н. а. ручкова. изучение понятия
одаренности в рамках психолого-педагогического знания .............................................. 52
теория и методика профессионального образования
е. в. королев. Экономика образовательного процесса:
основные параметры и результаты моделирования ..................................................................................... 59
н. к. Сорокина. теоретическое моделирование процесса
обработки кристаллов кремния лазерным излучением как форма
интеграции результатов дифференцированных научных знаний ...................................... 70
М. е. бельгибаев, а. в. евсеев, а. в. каверин, д. а. Массеров.
теоретические аспекты реализации познавательной и ноосферномировоззренческой
функции геоэкологии ........................................................................ 77
н. л. васильев, т. Попович. интегративный потенциал
вузовского курса «история русского литературного языка» ............................................. 85
н. а. догорова, A. Мартинс. театральное образование в Мордовии ХХ в.:
становление и развитие ..................................................................................................... 91
теория и методика обучения и воспитания
(культурология)
С. Спринчан, а. а. Сычев. Экологическая этика
как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания ......................... 100
в. С. Михалкин. интеграция и дополнительность общенаучных
и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования ................. 108
е. в. Харьковская, г. н. тутаева, е. в. Мирошниченко.
Формирование толерантной культуры детей младшего школьного
возраста средствами художественно-творческой деятельности ........................................ 115
а. И. белкин, л. П. тропина. духовное воспитание в российском
вузе на примере изучения подвижничества преподобного Сергия радонежского ......... 122
4
Стр.4
IntegratIon of educatIon. vol. 19, no. 3, 2015
CoNTENTS
Social Structure, Social Institutions and Processes
V. B. Moiseyev, L. I. Naydenova, E. V. Vostroknutov. Scientific and educational
environment as an essential Factor for innovative development of a Region ..................... 8
L. V. Sudorgina. Pedagogical System of an educational institution:
Specifics of integration in Pedagogical theory and Practice ............................................................... 16
General Pedagogics, Pedagogics and Education History
N. S. Savkin. Freedom and illusions in the educational Process .............................................. 23
o. A. Mudrakova, T. A. Bindyukova. implementation of distance
learning technology in higher education ........................................................................... 29
o. G. Ivanovskaya. affiliation to a Pedagogical dynasty and a Favorite
teacher as a Factor of choice of Future Profession, which cause a Semantic Resonance ...... 36
S. Yu. Volkov, E. V. Saunina, A. I. Fedyushkina.
Political and legal doctrine of hugo Grotius in the curriculum
of Russian Universities: historical and theoretical aspects ............................................... 43
Pedagogical Psychology
N. V. Kurasov, I. A. Ledovskikh, N. A. Ruchkova. Study of the concept
of Giftedness as Part of Psychological and Pedagogical Knowledge ................................... 52
Theory and Methodology of Professional Education
E. V. Korolev. educational Process economy: Main Parameters and Results of Modeling .................................... 59
N. K. Sorokina. theoretical Modeling of Silicon crystals Processing Using laser
Radiation as a Form of integration of differentiated Scientific Knowledge Results ........... 70
М. е. Belgibayev, а. V. Evseyev, а. V. Kaverin, D. а. Masserov.
theoretical aspects of implementation of cognitive
and Noospheric World Outlook Functions of Geoecology .................................................. 77
N. L. Vasilyev, T. Popovich. integrative Potential of University course
“history of the Russian literary language” ....................................................................... 85
N. а. Dogorova, A. Martins. theatrical education
in Mordovia in XXth
century: history and Origination ....................................................... 91
Theory and Methodology of Training and Upbringing
(Culturology)
S. Sprincean, A. A. Sychev. environmental ethics
as a Form of integration of Natural Sciences with humanities ....................................... 100
V. S. Mikhalkin. integration and complimentarity of General Scientific
and Religious Knowledge in the aspect of World Outlook for higher education ............ 108
E. V. Kharkovskaya, G. N. Tutayevа, E. V. Miroshnichenko.
Formation of tolerant culture among Primary
School-aged children by Means of artistic and creative activity ................................... 115
A. I. Belkin, L. P. Tropina. Spiritual education in Russian Universities
of the example of asceticism of the Venerable Sergius of Radonezh ............................... 122
5
Стр.5