УДК 372.851
ББК 74.262.21
С41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по математике. 4 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 7-е изд.,
эл. – 1 файл pdf : 465 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05534-0
В пособии представлены подробные поурочные разработки по
математике для 4 класса к УМК М.И. Моро и др. («Школа России»),
составленные в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Порядок
тем соответствует учебнику, входящему в действующий федеральный
перечень учебников. Издание содержит необходимые педагогу для качественной
подготовки к урокам и их проведения материалы: тематическое
планирование учебного материала, подробные поурочные
планы, методические советы, тексты контрольных работ, проверочные
тесты, нестандартные задачи на развитие смекалки и математических
способностей, опорные схемы и карточки для индивидуальной работы
учащихся.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК М.И. Моро,
М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
мЭлектронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
6-еатематике. 4 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. –
изд., перераб. – Москва : ВАКО, 2021. – 464 с. – (В помощь школьному
учителю). – ISBN 978-5-408-05413-8. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05534-0
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000
УНумерацияр о к 1. Повторение. Нумерация чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
УЧетыре арифметических действияр о к 2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение
и вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
УУ р о к 3. Нахождение суммы нескольких слагаемых . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 4. Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел . . . . 25
У р о к 5. Умножение трехзначного числа на однозначное . . . . . . . . . 28
У р о к 6. Свойства умножения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
У р о к 7. Алгоритм письменного деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
р о к и 8–10. Приемы письменного деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
УДиаграммы. Повторение изученногор о к 11. Диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
УУ р о к 12. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
УНумерацияр о к 14. Анализ контрольной работы. Класс единиц и класс
тысяч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
р о к 13. Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000.
Четыре арифметических действия: сложение, вычитание,
умножение и деление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
У р о к и 15, 16. Чтение и запись многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . 58
У р о к 17. Разрядные слагаемые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
У р о к 18. Сравнение чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
УУ р о к 19. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз . . . . . 70
У р о к 20. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
У р о к 21. Класс миллионов. Класс миллиардов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
р о к 22. Странички для любознательных. Что узнали. Чему
научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к 23. Контрольная работа по теме «Числа, которые больше
1000. Нумерация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 24. Анализ контрольной работы. Наши проекты . . . . . . . . . . . 84
Стр.461
Содержание
УУВеличиныр о к 25. Единицы длины. Километр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
461
У р о к 26. Единицы длины. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . 91
УУ р о к 28. Таблица единиц площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
р о к 27. Единицы площади. Квадратный километр, квадратный
миллиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 29. Измерение площади с помощью палетки . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 30. Единицы массы. Тонна, центнер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
У р о к 31. Таблица единиц массы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
У р о к 32. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
У р о к 33. Определение времени по часам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
р о к 34. Определение начала, конца и продолжительности
события . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
УУ р о к 35. Секунда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
У р о к 36. Век. Таблица единиц времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
У р о к 37. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
р о к 38. Контрольная работа по теме «Величины» . . . . . . . . . . . . . 126
УСложение и вычитание
р о к 39. Анализ контрольной работы . Устные и письменные
приемы вычислений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
р о к 41. Нахождение неизвестного уменьшаемого , неизвестного
вычитаемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
УУ р о к 40. Нахождение неизвестного слагаемого . . . . . . . . . . . . . . . . 131
УУ р о к 42. Нахождение нескольких долей целого . . . . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к и 43, 44. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
У р о к 45. Сложение и вычитание величин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
У р о к 46. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к и 47, 48. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
р о к 49. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» . . . 162
УУмножение и деление
У р о к 50. Анализ контрольной работы. Свойства умножения . . . . . 163
У р о к и 51, 52. Письменные приемы умножения . . . . . . . . . . . . . . . 166
р о к 53. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к 54. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного
делимого , неизвестного делителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к 55. Деление с числами 0 и 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
УУ р о к и 56, 57. Письменные приемы деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
р о к 58. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько
раз , выраженные в косвенной форме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
УУ р о к 59. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 60. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к 61. Письменные приемы деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 62. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
У р о к и 63, 64. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
У р о к 65. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
р о к 66. Контрольная работа по теме «Умножение и деление
на однозначное число» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Стр.462
462
Содержание
У р о к 67. Анализ контрольной работы . Умножение и деление
на однозначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 68. Скорость. Единицы скорости . Взаимосвязь между
скоростью, временем и расстоянием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к и 69–71. Решение задач на движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
УУ р о к 72. Странички для любознательных. Проверочная работа . . . 229
У р о к 73. Умножение числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
р о к и 74, 75. Письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
У р о к 76. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
У р о к 77. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
УУ р о к 78. Перестановка и группировка множителей . . . . . . . . . . . . . 245
У р о к 79. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
р о к 80. Контрольная работа по теме «Умножение на числа,
оканчивающиеся нулями» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
У р о к 81. Анализ контрольной работы. Деление числа
на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
УУ р о к 82. Деление числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
У р о к 83. Деление с остатком на 10, 100, 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 84. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
р о к и 85–88. Письменное деление на числа, оканчивающиеся
нулями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 89. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
У р о к 90. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
УУ р о к 91. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
р о к 92. Контрольная работа по теме «Умножение и деление
на числа, оканчивающиеся нулями» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
У р о к 93. Анализ контрольной работы. Наши проекты . . . . . . . . . . 295
УУмножение на двузначное и трехзначное число
У р о к и 94, 95. Умножение числа на сумму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
У р о к и 96, 97. Письменное умножение на двузначное число . . . . 306
У р о к 98. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
У р о к и 99, 100. Письменное умножение на трехзначное число . . . 320
У р о к и 101, 102. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
У р о к 103. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
р о к 104. Контрольная работа по теме «Умножение
на двузначное и трехзначное число» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
УДеление на двузначное и трехзначное число
р о к 105. Анализ контрольной работы . Письменное деление
на двузначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 106. Письменное деление с остатком на двузначное
число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
У р о к 107. Алгоритм письменного деления на двузначное
число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
У р о к и 108, 109. Письменное деление на двузначное число . . . . . 351
У р о к 110. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
УУ р о к 111. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . . . . . . . 361
р о к 112. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Стр.463
Содержание
463
У р о к 113. Письменное деление на двузначное число . . . . . . . . . . . 369
У р о к и 114, 115. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . 373
У р о к 116. Контрольная работа по теме «Деление на двузначное
число» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к 117. Анализ контрольной работы . Письменное деление
на трехзначное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
УУ р о к и 118, 119. Письменное деление на трехзначное число . . . . . 388
У р о к 120. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
У р о к 121. Деление с остатком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
р о к 122. Деление на трехзначное число. Закрепление
изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
У р о к и 123, 124. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
У р о к 125. Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное
число» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
У р о к 126. Анализ контрольной работы. Подготовка
к олимпиаде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
УИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
У р о к 127. Нумерация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
У р о к 128. Выражения и уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
У р о к 129. Арифметические действия: сложение и вычитание . . . . 423
У р о к 130. Арифметические действия: умножение и деление . . . . . 427
У р о к 131. Правила о порядке выполнения действий . . . . . . . . . . . . 431
У р о к 132. Величины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
У р о к 133. Геометрические фигуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
У р о к 134. Задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
У р о к 135. Контрольная работа за 4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
р о к 136. Защита проектов. Игра «В поисках клада» . . . . . . . . . . . . 448
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
Стр.464