УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 7-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 417 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05468-8
Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для
ской и 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовдр.
(М.: Дрофа), составленные в соответствии с требованиями
ФГОС. Предложены словарные, объяснительные и контрольные диктанты,
сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора,
практикумы, тесты, индивидуальные задания. Рассмотрены характерные
ошибки. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям.
Предназначено
для учителей, студентов педагогических вузов
и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык»: в составе УМК Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 2014–2018 гг. выпуиска;
в составе УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос
др. 2014–2018 гг. выпуска.
УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
рЭлектронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
Москваусскому языку. 6 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 4-е изд. –
ISBN 978-5-408-03849-7. – Текст : непосредственный.
: ВАКО, 2018. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). –
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05468-8
© ООО «ВАКО», 2016
Стр.3
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Содержание
УЯзык. Речь. Общениер о к 1. Русский язык – один из развитых языков мира . . . . . . . . . . 10
У р о к 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения . . . . . . . . . . . . . . . 13
УПовторение изученного в 5 классе
У р о к 3. Фонетика. Орфоэпия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
р о к 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
и корнях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 5. Проверочная работа по темам «Фонетика»,
«Морфемика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
У р о к 6. Части речи. Морфологический разбор слова . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 7. Орфограммы в окончаниях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
УУ р о к 8. Проверочная работа по теме «Части речи» . . . . . . . . . . . . . . 26
У р о к 9. Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
р о к 10. Простое предложение . Знаки препинания в конце
и внутри простого предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
У р о к 11. Сложное предложение. Запятые в сложном
предложении . Синтаксический разбор предложений . . . . . . . . . . . 30
У р о к 12. Прямая речь и диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
У р о к 13. Проверочная работа по темам «Словосочетание»,
«Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к и 14, 15. Контрольные уроки по теме «Повторение
изученного в 5 классе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
УУТекстр о к 16. Текст, его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 17. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста . . . . . . . . . 40
У р о к 18. Начальные и конечные предложения текста . . . . . . . . . . . . 42
У р о к 19. Ключевые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
У р о к 20. Основные признаки текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
У р о к 21. Текст и стили речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
р о к 22. Официально-деловой стиль речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Стр.412
412
Содержание
УУЛексика. Культура речир о к и 23, 24. Слово и его лексическое значение . . . . . . . . . . . . . . . 52
р о к 25. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое
значение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 26. Сбор материалов к сочинению . Устное описание
картины А.М. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») . . . 56
УУ р о к 27. Общеупотребительные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
У р о к 28. Профессионализмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
У р о к 29. Диалектизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к и 30, 31. Сжатое изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
У р о к и 32, 33. Исконно русские и заимствованные слова . . . . . . . . 68
У р о к 34. Новые слова (неологизмы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
У р о к 35. Устаревшие слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 36. Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к и 37, 38. Семинар «Как это по-русски?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к и 39, 40. Обобщающие уроки по теме «Лексика» . . . . . . . . . . . 83
р о к 41. Контрольная работа по теме «Лексика» . . . . . . . . . . . . . . . . 85
УУФразеология. Культура речир о к и 42, 43. Фразеологизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
У р о к 44. Источники фразеологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
р о к 45. Обобщающий урок по теме «Фразеология.
Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
У р о к 46. Контрольная работа по теме «Фразеология.
Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
УСловообразование. Орфография. Культура речир о к и 47, 48. Морфемика и словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
УУ р о к 49. Описание помещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
р о к и 50, 51. Основные способы образования слов
в русском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 52. Практикум по словообразованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
УУ р о к и 53, 54. Этимология слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
р о к 55. Контрольный урок по теме «Морфемика
и словообразование» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
У р о к и 56, 57. Систематизация материалов к сочинению.
Сложный план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
У р о к 58. Буквы а и о в корне -кас- – -кос- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
УУ р о к 59. Буквы а и о в корне -гар- – -гор- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
У р о к 60. Буквы а и о в корне -зар- – -зор- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 61. Буквы ы и и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
У р о к и 62, 63. Гласные в приставках пре- и при- . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 64. Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-» . . . 120
У р о к 65. Соединительные о и е в сложных словах . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 66. Сложносокращённые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к и 67, 68. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» . . . . 125
р о к 69. Морфемный и словообразовательный разбор слова
(практикум) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Стр.413
Содержание
413
У р о к и 70–72. Обобщающие уроки по теме «Словообразование.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к и 73, 74. Контрольные уроки по теме «Словообразование.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Морфология. Орфография. Культура речи
УУИмя существительноер о к и 75–77. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 78. Разносклоняемые имена существительные . . . . . . . . . . . . 137
У р о к 79. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя . . . . . . . 140
У р о к 80. Русские имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
У р о к и 81, 82. Несклоняемые имена существительные . . . . . . . . . 143
У р о к 83. Род несклоняемых имён существительных . . . . . . . . . . . . 146
У р о к 84. Имена существительные общего рода . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к 85. Морфологический разбор имени существительного . . . . 151
У р о к 86. Сочинение – описание впечатлений . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
р о к 87. Проверочная работа по теме «Разносклоняемые
существительные общего рода» и несклоняемые имена существительные. Имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
УУроки 88, 89. Не с существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
р о к и 90, 91. Буквы ч и щ в суффиксе существительных
-чик (-щик) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 92. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик . . . . . . . 160
У р о к и 93, 94. Гласные о и е после шипящих в суффиксах
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
У р о к 95. Проверочная работа по теме «Правописание
суффиксов имён существительных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
У р о к 99. Контрольная работа по теме «Имя существительное» . . . 168
УИмя прилагательноер о к и 100, 101. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . 169
УУ р о к и 102, 103. Описание природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
У р о к и 104–106. Степени сравнения имён прилагательных . . . . . . 174
УУ р о к 108. Сочинение – описание местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
р о к 107. Разряды имён прилагательных по значению .
Качественные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
У р о к 109. Относительные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
У р о к 110. Выборочное изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 111. Притяжательные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
У р о к 112. Морфологический разбор имени прилагательного . . . . 186
р о к 113. Проверочная работа по теме «Разряды имён
прилагательных по значению» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
р о к 116. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
УУроки 114, 115. Не с прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к 117. Проверочная работа по теме «Правописание
прилагательных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к и 96–98. Обобщающие уроки по теме «Имя
существительное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Стр.414
414
Содержание
У р о к и 118, 119. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 120. Описание игрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к 121. Различение на письме суффиксов прилагательных
-к- и -ск- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
У р о к и 122, 123. Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
У р о к 124. Проверочная работа по темам «Правописание
суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное
написание сложных прилагательных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к и 125, 126. Обобщающие уроки по теме «Имя
прилагательное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
УУ р о к 127. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» . . . 206
р о к 128. Публичное выступление на тему «Народные
промыслы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
УУИмя числительноер о к 129. Имя числительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
У р о к 130. Простые и составные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к 131. Мягкий знак на конце и в середине числительных . . . . 212
У р о к 132. Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 133. Разряды количественных числительных . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к и 134, 135. Числительные, обозначающие целые числа . . . . . 217
У р о к 136. Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 137. Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 138. Употребление числительных в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к 139. Проверочная работа по теме «Имя числительное» . . . . . 226
У р о к 140. Морфологический разбор имени числительного . . . . . . 227
У р о к 141. Обобщающий урок по теме «Имя числительное» . . . . . . 228
У р о к 142. Контрольная работа по теме «Имя числительное» . . . . . 229
р о к 143. Публичное выступление на тему «Берегите природу» . . . . 230
УУМестоимениер о к 144. Местоимение как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к и 145, 146. Личные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
У р о к 147. Возвратное местоимение себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
У р о к 148. Сочинение по рисункам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
р о к и 149, 150. Вопросительные и относительные
местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
УУ р о к 151. Неопределённые местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
У р о к и 152–154. Отрицательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
У р о к 155. Притяжательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
У р о к и 156, 157. Рассуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
У р о к 158. Указательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 159. Текст и план текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 160. Определительные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
У р о к 161. Местоимения и другие части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
У р о к 162. Морфологический разбор местоимения . . . . . . . . . . . . . 255
р о к 163. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.415
Содержание
УУ р о к и 164, 165. Обобщающие уроки по теме «Местоимение» . . . . 257
415
р о к 166. Контрольная работа по теме «Местоимение» . . . . . . . . . 259
УГлаголр о к и 167–169. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . . 260
У р о к 170. Сочинение по рисункам и данному началу . . . . . . . . . . . 264
У р о к 171. Повторение: способы образования глаголов . . . . . . . . . . 265
У р о к 172. Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение
изученного в 5 классе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 173. Разноспрягаемые глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к и 174–176. Глаголы переходные и непереходные . . . . . . . . . . 269
У р о к 177. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение . . . . . 274
УУ р о к 178. Изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
У р о к и 179, 180. Условное наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
У р о к и 181–183. Повелительное наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
У р о к 184. Сочинение по рисункам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
У р о к и 185, 186. Употребление наклонений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
р о к 187. Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые
глаголы», «Переходные и непереходные глаголы»,
«Наклонение глагола» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
У р о к и 188, 189. Безличные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
УУ р о к 190. Морфологический разбор глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
У р о к 191. Рассказ на основе услышанного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
У р о к 192. Правописание гласных в суффиксах глаголов . . . . . . . . . 299
р о к 193. Проверочная работа по темам «Безличные глаголы»,
«Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах
глаголов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
У р о к и 194, 195. Обобщающие уроки по теме «Глагол» . . . . . . . . . 302
У р о к 196. Контрольная работа по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . 304
УПовторение и систематизация изученного в 5–6 классах
У р о к 197. Разделы науки о языке. Орфография . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к 198. Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
У р о к 199. Лексика и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
У р о к 200. Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
У р о к 201. Морфология. Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
У р о к и 202, 203. Итоговые контрольные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . 314
р о к 204. Подведение итогов года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Интегрированные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Приложение 2. Игровые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Приложение 3. Индивидуальные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Приложение 4. Материал для работы по учебнику
М.М. Разумовской , С.И. Львова, В.И. Капинос и др. . . . . . . . . . . 337
Приложение 5. Индивидуальные задания по темам
«Причастие» и «Деепричастие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Стр.416