УДК 372.8:811.611
ББК 74.268.1Рус
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 7-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 304 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05362-9
Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для
7 кПособие содержит поурочные разработки по русскому языку для
7 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), составленные
в соответствии с требованиями ФГОС. Предложены словарные,
объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все
виды лингвистического разбора, практикумы, тесты, индивидуальные
задания. Рассмотрены характерные ошибки. Даны рекомендации по
подготовке к изложениям и сочинениям. Также приведено тематическое
планирование к учебнику М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа).
Предназначено для учителей, студентов педагогических вузов и
колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык»: в составе УМК Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 2014–2018 гг. выпуска;
в составе УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и
др. 2015–2018 гг. выпуска.
УДК 372.8:811.611
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
русскому языку. 7 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 6-е изд. –
Москва : ВАКО, 2021. – 304 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05097-0. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05362-9
© ООО «ВАКО», 2016
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
У р о к 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение . . . . . . . . . . . . . 12
р о к 1. Русский язык как развивающееся явление . . . . . . . . . . . . . . . 9
УПовторение изученного в 5, 6 классах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
У р о к 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор . . . . . . . 15
У р о к 4. Лексика и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к и 5, 6. Фонетика и орфография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
р о к и 7, 8. Словообразование и орфография . Морфемный
и словообразовательный разбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
У р о к и 9, 10. Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
У р о к 11. Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова (практическое занятие) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
УУ р о к 12. Развитие речи. Описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
р о к 13. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного
в 5, 6 классах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
У р о к 14. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
УТексты и стили . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 15. Развитие речи. Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие) . . . . . . . . . . . 38
У р о к 17. Развитие речи. Диалог как текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
У р о к 18. Развитие речи. Стили литературного языка . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 19. Развитие речи. Публицистический стиль . . . . . . . . . . . . . . . 43
р о к 20. Контрольная работа по темам «Повторение изученного
в 6 классе», «Тексты и стили» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 21. Развитие речи. Публичное выступление . . . . . . . . . . . . . . . 46
Морфология и орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Причастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к 22. Причастие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к и 23, 24. Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У р о к и 25, 26. Причастный оборот . Выделение причастного
оборота запятыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к и 27, 28. Развитие речи. Описание внешности человека . . . . 55
Стр.299
Содержание
УУ р о к 29. Действительные и страдательные причастия . . . . . . . . . . . . 57
299
У р о к 30. Краткие и полные страдательные причастия . . . . . . . . . . . 59
р о к 31. Действительные причастия настоящего времени .
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 32. Действительные причастия прошедшего времени . . . . . . . 62
У р о к 33. Практикум по теме «Действительные причастия
настоящего и прошедшего времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
У р о к 34. Развитие речи. Изложение с использованием
причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
У р о к 35. Страдательные причастия настоящего времени .
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени . . . . . . . . . . 68
У р о к 36. Страдательные причастия прошедшего времени . . . . . . . . 69
У р о к 37. Гласные перед н в полных и кратких страдательных
причастиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
У р о к и 38–40. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
У р о к 41. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и в кратких отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . 78
У р о к 42. Развитие речи . Употребление страдательных причастий
прошедшего времени в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
УУ р о к и 43, 44. Развитие речи. Выборочное изложение . . . . . . . . . . . 81
У р о к 45. Морфологический разбор причастия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
р о к 46. Контрольный диктант по теме «Причастие.
Причастный оборот» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
р о к и 48, 49. Слитное и раздельное написание
не с причастиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
УУ р о к 47. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
У р о к 50. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 51. Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию
внешности человека (с использованием причастий) . . . . . . . . . . . 92
У р о к и 52–54. Обобщение по теме «Причастие» . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
У р о к 55. Контрольный диктант по теме «Причастие.
Правописание причастий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к 56. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Деепричастие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
УУ р о к 57. Деепричастие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
р о к 58. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 59. Практикум по теме «Выделение деепричастных
оборотов на письме» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
У р о к 60. Раздельное написание не с деепричастиями . . . . . . . . . . . 104
У р о к 61. Деепричастия несовершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 62. Деепричастия совершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Стр.300
300
Содержание
У р о к 63. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине
С. Григорьева «Вратарь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
УУ р о к 64. Морфологический разбор деепричастия . . . . . . . . . . . . . . 113
У р о к 65. Обобщение по теме «Деепричастие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 66. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» . . . . . . . . 115
р о к 67. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
УНаречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 68. Наречие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 69. Разряды наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 70. Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 71. Морфологический разбор наречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
р о к и 72, 73. Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 74. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных
наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
УУ р о к 75. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . 131
У р о к 76. Контрольный диктант по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 77. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к и 78, 79. Развитие речи. Описание действий . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 80. Буквы о и е после шипящих на конце наречий . . . . . . . . . 136
У р о к 81. Буквы о и а на конце наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
р о к 82. Развитие речи. Описание картины Е. Широкова
«Друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
У р о к и 87, 88. Слитное и раздельное написание приставок
и в наречиях , образованных от существительных
р о к и 85, 86. Практикум по теме «Дефис между частями
слова в наречиях» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
количественных числительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
УУ р о к и 83, 84. Дефис между частями слова в наречиях . . . . . . . . . . 141
У р о к 89. Мягкий знак после шипящих на конце наречий . . . . . . . 149
У р о к 90. Обобщение по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
УУ р о к и 91, 92. Практикум по теме «Наречие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
р о к 93. Контрольный диктант по теме «Наречие.
Правописание наречий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
У р о к 94. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
УУчебно-научная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 95. Развитие речи. Отзыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 98. Категория состояния как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 99. Категория состояния и другие части речи . . . . . . . . . . . . . 161
р о к 100. Развитие речи. Употребление слов категории
состояния в художественной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
У р о к 101. Морфологический разбор категории состояния . . . . . . . 165
У р о к 102. Обобщение по теме «Категория состояния» . . . . . . . . . . 166
У р о к 103. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие»,
«Категория состояния» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
р о к и 96, 97. Развитие речи. Учебный доклад . . . . . . . . . . . . . . . . 157
УКатегория состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Стр.301
Содержание
301
УСлужебные части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
У р о к 105. Предлог как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
р о к 104. Самостоятельные и служебные части речи . . . . . . . . . . . 169
УПредлог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 106. Употребление предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
У р о к и 107, 108. Непроизводные и производные предлоги . . . . . . 175
У р о к 109. Простые и составные предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к 110. Морфологический разбор предлога . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
р о к 111. Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» . . . . . . . . 181
У р о к и 112, 113. Слитное и раздельное написание производных
предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 114. Контрольная работа по теме «Предлог» . . . . . . . . . . . . . . 187
УСоюз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
У р о к 115. Союз как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
У р о к 116. Простые и составные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к 117. Союзы сочинительные и подчинительные . . . . . . . . . . . 191
р о к 118. Развитие речи . Употребление сочинительных
и подчинительных союзов в художественной речи . . . . . . . . . . . . 193
У р о к 119. Запятая между простыми предложениями
в союзном сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к и 120, 121. Сочинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
У р о к 122. Подчинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 123. Морфологический разбор союза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
У р о к 124. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге . . . . . . 204
У р о к и 125, 126. Слитное написание союзов также, тоже,
чтобы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
р о к и 128, 129. Контрольные уроки по темам «Предлог»,
«Союз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
УУ р о к 127. Обобщение по теме «Союз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
УУ р о к 130. Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз» . . . 211
р о к 131. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Частица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
УУ р о к 132. Частица как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
У р о к 133. Разряды частиц. Формообразующие частицы . . . . . . . . . 214
У р о к и 134, 135. Смыслоразличительные частицы . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 136. Раздельное и дефисное написание частиц . . . . . . . . . . . . 218
р о к и 137, 138. Развитие речи. Устное сочинение по картине
К. Юона «Конец зимы. Полдень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
р о к 143. Практикум по теме «Различение частицы
не и приставки не-» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
У р о к 139. Морфологический разбор частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
УУ р о к и 140, 141. Отрицательные частицы не и ни . . . . . . . . . . . . . . 223
У р о к 142. Различение частицы не и приставки не- . . . . . . . . . . . . . . 226
У р о к 144. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному
сюжету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Стр.302
302
Содержание
УУ р о к 145. Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к и 146, 147. Обобщение по теме «Частица» . . . . . . . . . . . . . . . 232
У р о к 148. Контрольный диктант по теме «Частица» . . . . . . . . . . . . 233
р о к 149. Анализ контрольного диктанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Междометие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
УУ р о к 150. Междометие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
р о к 151. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к 152. Производные междометия. Звукоподражательные
слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
У р о к 153. Междометия и другие части речи .
Междометия в художественной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
УУ р о к 154. Обобщение по теме «Междометие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
р о к 155. Итоговый тест по теме «Служебные части речи» . . . . . . 246
Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах . . . . . . . . . . . . 246
У р о к и 156, 157. Разделы науки о русском языке.
Текст и стили речи . Учебно-научная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
У р о к и 158, 159. Интегрированные уроки «О стрекозах,
нимфах и адмиралах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
УУ р о к 160. Фонетика. Графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
У р о к 161. Лексика и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 162. Морфемика. Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
У р о к и 163, 164. Морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 165. Орфография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к 166. Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
У р о к 167. Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
У р о к 168. Итоговый контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
У р о к 169. Итоговый тест по программе 7 класса . . . . . . . . . . . . . . . 267
р о к 170. Итоги учебного года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Индивидуальные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Приложение 2. Диктанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Приложение 3. Изложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Приложение 4. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Приложение 5. Тематическое планирование к учебнику
М.М. Разумовской и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Стр.303