УДК 372.851
ББК 74.262.21
С41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по математике. 1 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 7-е изд.,
эл. – 1 файл pdf : 465 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05323-0
В пособии представлены поурочные разработки по математике для
1 класса к УМК М.И. Моро и др. («Школа России»). Издание составлено
в соответствии с требованиями ФГОС и содержит все, что необходимо
педагогу для качественной подготовки к уроку: тематическое
планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, различные
игры, загадки, ребусы, задания на развитие логики и смекалки,
тексты физкультминуток.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК М.И. Моро,
С.И. Волковой, С.В. Степановой 2014–2018 гг. выпуска.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
математике. 1 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. –
5-е изд. – Москва : ВАКО, 2020. – 464 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-04616-4. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05323-0
© ООО «ВАКО», 2016
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ .
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Урок 1. Учебник математики. Роль математики в жизни людей
Урок 2. Счет предметов и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Урок 3. Вверху. Внизу. Слева. Справа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Урок 4. Раньше. Позже. Сначала. Потом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Урок 5. Столько же. Больше. Меньше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Урок 6. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Урок 7. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Урок 8. Повторение и обобщение изученного
по теме «Подготовка к изучению чисел» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Урок 9. Много. Один . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Урок 10. Число и цифра 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Урок 11. Число и цифра 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Урок 12. Знаки +, –, = . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Урок 13. Число и цифра 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Урок 14. Длиннее, короче . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Урок 15. Число и цифра 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Урок 16. Числа от 1 до 5. Состав числа 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Урок 17. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Урок 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч . . . . . . . . 74
Урок 19. Ломаная линия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Урок 20. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Урок 21. Знаки >, <, = . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Урок 22. Равенство. Неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Урок 23. Многоугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Стр.461
Содержание
461
Урок 24. Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Урок 25. Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Урок 26. Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Урок 27. Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Урок 28. Число 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Урок 29. Повторение и обобщение изученного
по теме «Числа от 1 до 10» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Урок 30. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Урок 31. Сантиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Урок 32. Увеличить на… Уменьшить на… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Урок 33. Число 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Урок 34. Сложение и вычитание с числом 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Урок 35. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Урок 36. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Урок 37. Защита проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Урок 38. Сложение и вычитание вида + 1, – 1 . . . . . . . . . . . . . . . 153
Урок 39. Сложение и вычитание вида + 1 + 1, – 1 – 1 . . . . . . . . 158
Урок 40. Сложение и вычитание вида + 2, – 2 . . . . . . . . . . . . . . . 163
Урок 41. Слагаемые. Сумма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Урок 42. Задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Урок 43. Составление задач по рисунку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Урок 44. Таблицы сложения и вычитания с числом 2 . . . . . . . . . . . . . . 179
УУрок 45. Присчитывание и отсчитывание по 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Урок 47. Странички для любознательныхрок 46. Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц . . . 187 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Урок 48. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Урок 49. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Урок 50. Сложение и вычитание вида + 3, – 3 . . . . . . . . . . . . . . . 200
Урок 51. Прибавление и вычитание числа 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Урок 52. Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков . . . . . . 209
Урок 53. Таблицы сложения и вычитания с числом 3 . . . . . . . . . . . . . . 214
Урок 54. Присчитывание и отсчитывание по 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Урок 55. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Урок 56. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Урок 57. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Урок 58. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Урок 59. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Урок 60. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Урок 61. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Урок 62. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Уроки 63–64. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Урок 65. Сложение и вычитание чисел первого десятка .
Состав чисел 7, 8, 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Урок 66. Задачи на увеличение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Урок 67. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.462
462
Содержание
Урок 68. Сложение и вычитание вида + 4, – 4 . . . . . . . . . . . . . . . 260
Урок 69. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Урок 70. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . . . 265
Урок 71. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Урок 72. Таблицы сложения и вычитания с числом 4 . . . . . . . . . . . . . . 272
Урок 73. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Урок 74. Перестановка слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Урок 75. Применение переместительного свойства сложения
для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Урок 76. Таблицы для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 . . . . . . . . . . . . . . . 284
Урок 77. Состав чисел в пределах 10. Закрепление . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Урок 78. Состав чисел в пределах 10. Закрепление . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Урок 79. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Урок 80. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Урок 81. Закрепление изученного. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . 300
Урок 82. Связь между суммой и слагаемыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Урок 83. Связь между суммой и слагаемыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Урок 84. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Урок 85. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Урок 86. Вычитание вида 6 – , 7 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Урок 87. Закрепление приема вычислений вида 6 – , 7 – .
Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Урок 88. Вычитание вида 8 – , 9 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Урок 89. Закрепление приема вычислений вида 8 – , 9 – .
Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Урок 90. Вычитание вида 10 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Урок 91. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Урок 92. Килограмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
Урок 93. Литр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Урок 94. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Урок 95. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Урок 96. Названия и последовательность чисел от 11 до 20 . . . . . . . . . 347
Урок 97. Образование чисел второго десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Урок 98. Запись и чтение чисел второго десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Урок 99. Дециметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Урок 100. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 . . . . . . . 361
Урок 101. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 . . . . . . . 365
Урок 102. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Урок 103. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
Урок 104. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
Урок 105. Закрепление изученного. Работа над ошибками . . . . . . . . . 375
Урок 106. Повторение. Подготовка к решению задач
Урок 107. Повторение. Подготовка к в два действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Урок 108. Составная задача в два действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Урок 109. Составная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
решению задач
Стр.463
Содержание
463
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Урок 110. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Урок 111. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 2, + 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Урок 112. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
Урок 113. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Урок 114. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Урок 115. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
Урок 116. Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида + 8, + 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
Урок 117. Таблица сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Урок 118. Таблица сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
Урок 119. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Урок 120. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Урок 121. Общие приемы табличного вычитания с переходом
через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
Урок 122. Вычитание вида 11 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Урок 123. Вычитание вида 12 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
Урок 124. Вычитание вида 13 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Урок 125. Вычитание вида 14 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
Урок 126. Вычитание вида 15 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Урок 127. Вычитание вида 16 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Урок 128. Вычитание вида 17 – , 18 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
Урок 129. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Урок 130. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
Урок 131. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Урок 132. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
Урок 133. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
Урок 134. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
Уроки 135–136. Что узнали, чему научились в 1 классе? . . . . . . . . . . . 458
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
Стр.464