УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 9 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 6-е изд., эл. – 1 файл pdf :
449 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05311-7
В пособии представлены поурочные разработки по литературе для
9 класса к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), вошедшему
в федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный год
и учебнику Т.Ф. Курдюмовой и др. (М.: Дрофа). Здесь педагог найдет
все, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения:
тематическое планирование учебного материала, подробные
сценарии уроков с комментариями к вопросам и заданиям учебника,
тесты, рекомендации по подготовке к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.Подходит
к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2019–2020 гг. выпуска; в
составе УМК Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, О.Б. Марьиной и др.
2014–2018 гг. выпуска, также выходившим в качестве учебного пособия
в 2019–2020 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературе. 9 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 5-е изд.,
испр. – Москва : ВАКО, 2021. – 448 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-04767-3. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05311-7
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Я. КОРОВИНОЙ
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
р о к 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
УУДревнерусская литературар о к 2. Древнерусская литература. Обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
р о к и 3, 4. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник
древнерусской литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
У р о к 5. Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе . . . . . . . . . 22
УРусская литература XVIII векар о к 6. Литература XVIII века (общий обзор) . Классицизм
в русском и мировом искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
УУ р о к и 9, 1 0. Творчество Г.Р. Державина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
р о к 1 1. Сентиментализм. Н.М. Карамзин – писатель
и историк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к и 7, 8. «Петр Великий русской литературы»
(В.Г. Белинский) . Творчество М.В. Ломоносова . . . . . . . . . . . . . . . . 35
У р о к и 1 2, 1 3. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . . . . . . . . . 54
У р о к 1 4. Итоговый урок по теме «Русская литература
XVIII века» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
УРусская литература XIX векар о к 1 5. Золотой век русской литературы . От классицизма
и сентиментализма к романтизму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 1 6. «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский) .
Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
УУ р о к 1 7. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
р о к и 1 8, 1 9. Романтическая лирика начала XIX века .
Защита литературных газет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
У р о к 2 0. А.С. Грибоедов: личность и судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 2 1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет,
персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к 2 2. «Век нынешний и век минувший». Особенности
конфликта в комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 2 3. Анализ сцены бала (по третьему действию комедии) . . . . 87
У р о к 2 4. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
УУ р о к 2 5. Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . . . . . . 96
р о к и 2 6, 2 7. Подготовка к сочинению по комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Стр.444
444
Содержание
УУ р о к 2 8. А.С. Пушкин: жизнь и судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
У р о к 2 9. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . 112
У р о к 3 0. Вольнолюбивая лирика Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
р о к 3 1. Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной
лирики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
р о к 3 4. Обучение анализу лирического произведения
(на примере стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
УУ р о к 3 2. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина . . . . . . . . . . 131
У р о к 3 3. Философская лирика А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
У р о к 3 5. Урок-концерт «Поэты ХХ века о Пушкине» . . . . . . . . . . . 144
У р о к 3 6. Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» . . . . . . . . . 146
У р о к 3 7. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» . История
создания. Особенности жанра. Онегинская строфа . . . . . . . . . . . 149
УУ р о к 3 8. Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» . . . 153
р о к и 3 9–4 1. Система образов романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 4 2. Художественное совершенство романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 4 3. Роман «Евгений Онегин» в критике . Подготовка
к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» . . . . . 178
У р о к и 4 4, 4 5. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
У р о к 4 6. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха . Два
поэтических мира: Пушкин и Лермонтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
р о к 4 8. Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова . Анализ
стихотворения «Родина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к и 4 9, 5 0. Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова . . 193
У р о к 5 1. Судьба поколения 1830-х годов в лирике
М.Ю. Лермонтова . Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
У р о к 5 2. Сочинение на тему «Судьба поколения
в стихотворениях М.Ю. Лермонтова “Бородино” и “Дума”» . . . 202
У р о к 5 3. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .
Замысел и композиция романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
У р о к и 5 4–5 6. Система образов в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
УУ р о к 5 7. Анализ повести «Фаталист» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
р о к 5 8. Художественное совершенство романа «Герой нашего
времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
У р о к 5 9. Критика о романе «Герой нашего времени» .
Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 6 0. Анализ сочинения. Тест по творчеству
М.Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
УУ р о к 6 1. Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества . . . . . . . . . . . . . . . 225
р о к 6 2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» : история
создания, особенности жанра и композиции, смысл названия . . . 227
У р о к и 6 3–6 5. Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые
души» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
УУ р о к 4 7. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . 186
Стр.445
Содержание
445
У р о к 6 6. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» . . . 245
УУ р о к 6 7. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» . . . 250
р о к 6 8. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя
«Мертвые души» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
УУ р о к 6 9. Анализ сочинения. Тест по творчеству Н.В. Гоголя . . . . 257
р о к 7 0. Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни
и творчества . Роман «Белые ночи»: особенности жанра . . . . . . . . 258
У р о к 7 1. Ф.М. Достоевский. Художественное своеобразие
романа «Белые ночи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 7 2. Петербург Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
УУРусская литература XX векар о к 7 3. Пути русской литературы ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к и 7 6, 7 7. И.А. Бунин «Темные аллеи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
У р о к 7 8. Поэзия Серебряного века (обзор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
УУ р о к и 7 9, 8 0. Личность и творчество А.А. Блока . . . . . . . . . . . . . 287
р о к и 7 4, 7 5. Художественное мастерство Чехова-рассказчика .
и Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника»
«Тоска» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
У р о к и 8 1, 8 2. Судьба и творчество С.А. Есенина . . . . . . . . . . . . . 294
У р о к и 8 3, 8 4. В.В. Маяковский: лирика, новаторство . . . . . . . . . 300
р о к и 8 5, 8 6. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к 8 7. Штрихи к творческому портрету М.И. Цветаевой . . . . . . 313
УУ р о к 8 8. Обзор творчества А.А. Ахматовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
У р о к 8 9. Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого . . . . . . . . 323
У р о к 9 0. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» . . . . . . . . . . . 327
У р о к 9 1. Лирика Б.Л. Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 9 2. Лирика А.Т. Твардовского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
У р о к 9 3. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» . . . . . . . . . 338
р о к и 9 4, 9 5. Романсы и песни на слова русских писателей
XIX–XX веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
УИз зарубежной литературыр о к 9 6. Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте
Алигьери . Обзор творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
УУ р о к и 9 7, 9 8. Уильям Шекспир . Трагедия «Гамлет» . . . . . . . . . . 352
У р о к 9 9. И.В. Гете. Трагедия «Фауст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
У р о к и 1 0 0, 1 0 1. Контроль знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
р о к 1 0 2. Итоговый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
р о к 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
УДревнерусская литература. Русская литература XVIII векар о к и 2–4. Богатство жанров древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
У р о к и 5, 6. Русская литература XVIII века как литература
эпохи классицизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Стр.446
446
Содержание
У р о к и 7, 8. М.В. Ломоносов. Теория «трех штилей» .
в Прославление Родины, науки, просвещения и мира
произведениях поэта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
У р о к и 9, 1 0. Г.Р. Державин. Новаторство Державина-поэта .
Темы, идейный пафос, приемы выражения авторской
позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
УУ р о к 1 1. Творческая работа по теме «Классицизм» . . . . . . . . . . . . . 370
р о к и 1 2, 1 3. Н.М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная
Лиза» . Сюжет. Утверждение общечеловеческих ценностей.
Новаторство в области языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
УРусская литература XIX векар о к и 1 4–1 6. Золотой век русской поэзии . Богатство
в содержания и мастерство формы. Проза и драматургия
эпоху золотого века поэзии. Русский романтизм . . . . . . . . . . . . 370
У р о к и 1 7–2 4. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» .
Художественное совершенство комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
У р о к и 2 5, 2 6. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество . Баллады
поэта. Герои и сюжет баллады «Светлана» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
У р о к и 2 7–3 6. А.С. Пушкин. Творческий путь . Болдинская
осень 1830 года. Лирика любви, дружбы; тема поэта и поэзии.
Мастерство стиха. «Евгений Онегин» – роман в стихах . . . . . . . . 371
У р о к и 3 7–4 6. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Тема свободы
и одиночества . Драматизм любовного чувства. «Герой нашего
времени». Противоречивость характера и одаренность
Печорина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
У р о к и 4 7–5 2. Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской
литературы . Поэма «Мертвые души» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
УУ р о к 5 3. Ф.И. Тютчев. Основные мотивы лирики . . . . . . . . . . . . . . 371
р о к 5 4. А.А. Фет. Любовь и природа в лирике поэта . . . . . . . . . . . 374
УЗарубежная литературар о к 5 5. Данте Алигьери. «Божественная комедия» –
«энциклопедия эпохи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
У р о к и 5 6, 5 7. Уильям Шекспир. Духовная жизнь человека
в трагедии «Гамлет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
УЛитература XIX векар о к 5 8. Н.А. Некрасов. Тема народного страдания в лирике
поэта . Роль поэта в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
У р о к и 5 9–6 1. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» . . . . . . . 382
У р о к и 6 2–6 4. Диалектика души в повести Л.Н. Толстого
«Юность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
У р о к и 6 5, 6 6. Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» . . . . . . . 390
УУЛитература XX векар о к 6 7. Русская литература ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
р о к и 7 0, 7 1. Максим Горький. Автобиографическая
трилогия . «Мои университеты» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
У р о к и 6 8, 6 9. И.А. Бунин – поэт и прозаик . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
У р о к 7 2. Поэзия Серебряного века (обзор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
У р о к и 7 3, 7 4. Личность и творчество А.А. Блока . . . . . . . . . . . . . 403
Стр.447
Содержание
УУ р о к 7 5. Обзор творчества А.А. Ахматовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
447
У р о к и 7 6, 7 7. Судьба и творчество С.А. Есенина . . . . . . . . . . . . . 409
У р о к и 7 8, 7 9. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского . . . . 409
р о к и 8 0, 8 1. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
У р о к 8 2. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» . . . . . . . . . . . 412
УУ р о к 8 3. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» . . . . . . . . . . 412
У р о к 8 4. Рассказ А.И. Солженицына «Как жаль» . . . . . . . . . . . . . . 415
У р о к 8 6. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин» . . . . . . . . . . 420
р о к 8 5. Писатели русского зарубежья о Родине . . . . . . . . . . . . . . . 417
УРусская литература 60–90-х годов XX века
У р о к 8 7. Повествование В.П. Астафьева «Царь-рыба» . . . . . . . . . . 424
У р о к 8 8. Повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» . . . . . . . . . . 427
р о к и 8 9, 9 0. Смысл названия пьесы А.В. Вампилова
«Старший сын» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
УУ р о к и 9 1, 9 2. Страницы поэзии второй половины ХХ века . . . . 434
р о к и 9 3, 9 4. Сочинение по литературе второй половины
ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436
УЛитература народов Россиир о к и 9 5, 9 6. Поэзия Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева,
Р. Гамзатова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
УЗарубежная литературар о к и 9 7, 9 8. И.В. Гете «Фауст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Уроки 101У р о к и 9 9, 1 0 0. Контроль знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
, 102. Итоговые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Стр.448