УДК 373.167.1:51
ББК 22.1я721
З38
З38
Захарова В.В.
Поурочные разработки по математике. 2 класс : пособие
1 для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серова. – 2-е изд., эл. –
ISBN 978-5-408-05138-0
Пособие содержит подробные поурочные разработки по математике
для 2 класса и ориентировано на учителей, работающих по развивающей
системе Л.В. Занкова. Сценарии уроков написаны в занимательной
форме, включают различные виды игр, задания на развитие смекалки
и логики, веселые задачи, загадки, конкурсы, интересный дополнитель-ный материал. В издании также представлены тексты диагностических
работ, которые помогут организовать систематический контроль знаний,
умений и навыков учащихся.
Предназначено для учителей начальных классов и студентов педагогических
вузов.
УДК 373.167.1:51
ББК 22.1я721
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по математике. 2 класс : пособие для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серова.
– Москва : ВАКО, 2011. – 352 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-00406-5. – Текст : непосредственный.
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader файл pdf : 353 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
В
соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05138-0
© ООО «ВАКО», 2011
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Требования к математической подготовке обучающихся
Примерное календарно-тематическое планирование уроков к концу 2 класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 . . . . . . . . . 7
Масса и ее измерение
Урок 1. Сравнение признаков предметов (повторение) . . . . . . . . . . . . . 12
Урок 2. Масса как новый признак сравнения объектов . . . . . . . . . . . . . 15
Урок 3. Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие . Сравнение массы объектов при помощи двухчашечных весов . . . 17
Урок 4. Сравнение массы объектов при помощи двухчашечных
весов без гирь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Урок 5. Числа пятого десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Урок 6. Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов
Урок 7. Числа шестого десятка и произвольных мерок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Урок 8. Порядок выполнения сложения трех слагаемых . . . . . . . . . . . . 30
Урок 9. Разряд единиц и разряд десятков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Урок 10. Контрольная работа по повторению пройденного
Урок 11. Общепринятая мера массы в 1 классе материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Урок 12. Решение уравнений на нахождение уменьшаемого . . . . . . . . . 38
Урок 13. Определение массы предметов в килограммах .
Взвешивание на двухчашечных и пружинных весах.
Разностное сравнение чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Урок 14. Числа шестого и седьмого десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Урок 15. Определение массы в килограммах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Урок 16. Решение уравнений. Корень уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Урок 17. Определение массы в килограммах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Урок 18. Числа седьмого и восьмого десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Урок 19. Обобщение знаний по теме «Масса и ее измерение» .
Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
массы при помощи килограмма – килограмм . Измерение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Стр.348
348
Содержание
Уроки 20–21. Контрольная работа по теме «Масса и ее измерение» .
Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Что такое задача
Урок 22. Знакомство с задачей как особым видом задания . . . . . . . . . . 57
Урок 23. Выделение признака задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Урок 24. Разрядные слагаемые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Урок 25. Классификация треугольников по углам :
прямоугольный треугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Урок 26. Вместимость как признак сравнения объектов . . . . . . . . . . . . 68
Урок 27. Разбиение текста задачи на две части. Числа десятого
десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Урок 28. Классификация треугольников по углам : тупоугольный
треугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Урок 29. Общепринятая мера вместимости – литр . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Урок 30. Разбиение задачи на условие и вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Урок 31. Обобщение знаний по теме «Что такое задача» .
Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Уроки 32–33. Контрольная работа по теме «Что такое задача» .
Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Сложение и вычитание двузначных чисел
Урок 34. Знакомство со сложением двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . 82
Урок 35. Классификация треугольников по углам : остроугольный
треугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Урок 36. Сложение двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Урок 37. Сочетательное свойство сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Урок 38. Сложение двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Урок 39. Сложение двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Урок 40. Данные и искомое в задаче . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Урок 41. Вычитание двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Урок 42. Вычитание суммы из суммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Урок 43. Единица измерения длины – миллиметр . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Урок 44. Вычитание двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Урок 45. Классификация треугольников по сторонам . . . . . . . . . . . . . 111
Урок 46. Вычитание двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Урок 47. Сложение и вычитание двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . 116
Урок 48. Классификация треугольников по двум признакам . . . . . . . 118
Урок 49. Сложение и вычитание двузначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . 119
Урок 50. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик . . . . . . 123
Урок 51. Новый признак задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Урок 52. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд . . . . 127
Урок 53. Классификация треугольников по сторонам . . . . . . . . . . . . . 130
Урок 54. Обобщение знаний по теме «Сложение и вычитание
двузначных чисел». Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . 132
Уроки 55–56. Контрольная работа по теме «Сложение
и вычитание двузначных чисел». Работа над ошибками . . . . . . . . 133
Время и его измерение
Урок 57. Время и его измерение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Стр.349
Содержание
349
Урок 58. Единица измерения времени – сутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Урок 59. Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных законов и свойств действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Урок 60. Прибор для измерения времени – часы и их
многообразие . Единица измерения времени – час . . . . . . . . . . . . 143
Урок 62. Классификация треугольников поУрок 61. Различные способы называния одного и того же времени . . . 147
разносторонние, равнобедренные и равносторонние
треугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Урок 63. Единица измерения времени – минута. Определение
времени по часам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Урок 64. Вычитание двузначных чисел разными способами . . . . . . . . 154
Урок 65. Соотношение 1 ч = 60 мин. Определение времени
по часам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Урок 66. Периметр многоугольника. Нахождение периметра
многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Урок 67. Письменное вычитание двузначных чисел (вычитание в столбик) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Урок 68. Обобщение знаний по теме «Время и его измерение» .
Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Уроки 69–70. Контрольная работа по теме «Время и его
измерение» . Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
сторонам :
Умножение и деление
Уроки 71–72. Подготовка к изучению умножения . Нахождение
сумм одинаковых слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Урок 73. Подготовка к изучению умножения . Выделение сумм
одинаковых слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Урок 74. Сложение и вычитание в пределах 100 . Установление
иерархии трудности этих случаев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Урок 75. Понятие об умножении как действии, заменяющем
сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения «·» . . . . . . . . . 179
Урок 76. Единицы измерения времени. Понятие о неделе .
Соотношение 1 неделя = 7 суток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Урок 77. Термины, связанные с действием умножения :
«произведение чисел» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Урок 78. Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X . . . . . . . 186
Уроки 79–80. Термины, связанные с действием умножения : «произведение чисел», «значение произведения». Чтение
выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Уроки 81–82. Термины, связанные с действием умножения :
«множители». Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Уроки 83–84. Вычитание числа из суммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Урок 85. Деление как действие, обратное умножению. Знак
деления «:» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Урок 86. Понятие об обратных действиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Уроки 87–88. Термины, связанные с действием деления :
«частное», «значение частного» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Стр.350
350
Содержание
Урок 89. Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи
римскими цифрами и обратная операция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Уроки 90–91. Термины, связанные с действием деления :
«делимое», «делитель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Урок 92. Обобщение знаний по теме «Умножение и деление» .
Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Уроки 93–94. Контрольная работа по теме «Умножение и деление» .
Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Таблица умножения
Уроки 95–96. Составление таблицы умножения (случаи
умножения на 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Урок 97. Правила записи чисел римской нумерации . . . . . . . . . . . . . . 231
Урок 98. Составление таблицы умножения (случаи
умножения на 3) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Урок 99. Действия первой и второй ступени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Урок 100. Составление таблицы умножения (случаи
умножения на 4) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Урок 101. Знакомство с правилом нахождения неизвестного
множителя . Решение уравнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Урок 102. Порядок выполнения действий в выражениях без
скобок , содержащих более одного действия одной ступени . . . . 249
Уроки 103–104. Составление таблицы умножения (случаи
умножения на 5) . Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Урок 105. Наблюдение за результатом действий при изменении
порядка действий в выражениях, содержащих действия одной
ступени. Сокращение текста задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Урок 106. Составление таблицы умножения (случаи умножения
на 6). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Урок 107. Порядок выполнения действий в выражениях
без скобок , содержащих действия разных ступеней . . . . . . . . . . . 262
Урок 108. Переместительное свойство сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Урок 109. Порядок выполнения действий в выражениях
со скобками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Уроки 110–111. Составление таблицы умножения (случаи
умножения на 7) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Урок 112. Правило выполнения действий в выражениях с двумя
скобками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Урок 113. Сокращение составленной таблицы умножения
на основе переместительного свойства умножения . . . . . . . . . . . . 279
Урок 114. Дополнение таблицы умножения недостающими
произведениями и повторное ее сокращение . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Урок 115. Обобщение знаний по теме «Таблица умножения» .
Подготовка к контрольной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Уроки 116–117. Контрольная работа по теме «Таблица
умножения» . Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Трехзначные числа
Уроки 118–119. Образование новой единицы счета – сотни. . . . . . . . 289
Стр.351
Содержание
351
Урок 120. Счет сотнями, запись сотен при помощи цифр . . . . . . . . . . 293
Урок 121. Различные способы образования сотен при
использовании более мелких единиц счета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Урок 122. Умножение единицы на натуральное число и умножение
натурального числа на единицу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Урок 123. Устная и письменная нумерация трехзначных чисел ,
оканчивающихся одним или двумя нулями . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Уроки 124–125. Знакомство с календарем. Работа по календарю . . . . 306
Уроки 126–127. Единицы измерения времени (повторение) . . . . . . . 311
Уроки 128–129. Умножение в случае, когда один из множителей
равен нулю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Урок 130. Чтение и запись трехзначных чисел , в разряде десятков
которых стоит цифра 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Урок 131. Решение уравнений вида a : x = b, x : a = b . . . . . . . . . . . . . . 322
Урок 132. Умножение в случаях, когда один из множителей равен
нулю (закрепление) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Урок 133. Чтение и запись трехзначных чисел, не содержащих
нулей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Урок 134. Деление нуля на натуральное число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Уроки 135–136. Итоговая контрольная работа. Работа над
ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Урок-праздник «Математики тропинки одолеем без запинки» . . . . . 335
Приложение. Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Стр.352