УДК 372.882
ББК 74.268.3
З38
З38
Захарова В.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
3 класс : пособие для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серо2020ва.
– 2-е изд., эл. – 1 файл pdf : 289 с. – Москва : ВАКО,
ISBN 978-5-408-05128-1
Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса
спективная начальная школа» составлены в соответствии с к учебнику Н.А. Чураковой (М. : Академкнига/Учебник) УМК «Пер- требова-ниями ФГОС. Сценарий каждого урока содержит подробный разбор
произведений, включенных в программу, а также игровые задания:
загадки, ребусы, кроссворды. В дополнительных материалах к урокам
педагог найдет полезную информацию о жанрах детского фольклора,
краткие биографии писателей и поэтов.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических
вузов и колледжей.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
литературному чтению. 3 класс : пособие для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серова.
– Москва : ВАКО, 2012. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-00801-8. – Текст : непосредственный.
вания: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; эк. – (В помощь школьному учителю). – Систем. требо-ран
10″. – Текст : электронный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05128-1
© ООО «ВАКО», 2012
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование (102 ч) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ТЕМА 1. УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ И КОПИМ
У ВПЕЧАТЛЕНИЯр о к 1. Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль».
Поход в «Музейный Дом»: А. Герасимов «После дождя» . . . . . . . . . 8
У р о к 2. Красота природы в произведениях. Ю. Коваль
«Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»:
М. Шагал «Окно в сад» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
У р о к 3. Прием олицетворения и сравнения в произведениях.
В. Маяковский «Тучкины штучки», С. Козлов «Мимо белого
яблока луны…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
У р о к 4. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 5. Сравнения. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»,
«Опрятней модного паркета…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
У р о к 6. Олицетворение. Хокку Дзёсо, Басё. В. Шефнер
«Середина марта». Поход в «Музейный Дом»: И. Грабарь
«Мартовский снег» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
У р о к 7. Н. Матвеева «Гуси на снегу», хокку Ёса Бусона,
Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
У р о к 8. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину» . . . . . . . . . . 35
У р о к 9. А. Иванов «Как Хома картины собирал». Поход
в «Музейный Дом»: рисунок В. Попкова «С санками» . . . . . . . . . . 39
У р о к 1 0. Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» . . . . . . . . . . 42
У р о к 1 1. В. Берестов «Первый листопад», В. Лунин «Идем
в лучах зари». Поход в «Музейный Дом»: рисунок Винсента
Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к и 1 2, 1 3. Произведения Ф. Понжа, А. Вознесенского,
Ю. Олеши в рубрике «Записная книжка Кости Погодина» . . . . . . 50
Стр.285
Содержание
285
У р о к 1 4. Учимся находить сравнения в тексте. В. Лунин
«Ливень», В. Берестов «Отражение». Поход в «Музейный Дом»:
выставка рисунка – Г. Захаров «Десять минут после дождя» . . . . . 54
У р о к 1 5. А. Пушкин «Зимнее утро» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
У р о к 1 6. В. Берестов «Большой мороз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 1 7. В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»:
В. Ван Гог «Ботинки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к 1 8. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» . . . . . . . . . . 66
У р о к 1 9. Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», В. Поленов
«Заросший пруд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 2 0. Хокку Ранрана. Обобщение по разделу. Проверочная
работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
УТЕМА 2. ПОСТИГАЕМ СЕКРЕТЫ СРАВНЕНИЯ
р о к 2 1. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли
болезни и лекарства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
У р о к 2 2. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская
сказка «Нарядный бурундук» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к 2 3. Поход в библиотеку. Обобщение знаний . . . . . . . . . . . . . . 82
У р о к 2 4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Корейская сказка «Как барсук и куница судились» . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 2 5. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» . . . . . . . 87
У р о к 2 6. Индийская сказка «Золотая рыба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 2 7. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» . . . . . . 91
У р о к 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный
анализ двух сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 2 9. Проектирование сборника сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
У р о к 3 0. Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка
«Как птицы царя выбирали» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к и 3 2, 3 3. Обобщение по разделу. Шведская сказка
«По заслугам и расчет». Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ТЕМА 3. ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ
У ФАНТАЗИРУЮТр о к 3 4. Н. Матвеева «Картофельные олени» . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к и 3 5–3 7. С. Черный «Дневник фокса Микки» . . . . . . . . . . . . 109
У р о к 3 8. Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода» . . . . . . . . . . 117
У р о к 3 9. Т. Пономарева «Автобус» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
У р о к 4 0. Т. Пономарева «В шкафу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 4 1. Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный
Дом»: П. Филонов «Нарвские ворота» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
У р о к и 4 2–4 4. Б. Житков «Как я ловил человечков» . . . . . . . . . . . 128
У р о к 4 5. Тим Собакин «Игра в птиц» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 3 1. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои
рожки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Стр.286
286
Содержание
У р о к 4 6. К. Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»:
В. Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку
С. Прокофьева «Мимолетности № 1». Обобщение по теме . . . . . 137
УТЕМА 4. УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ
р о к 4 7. Т. Пономарева «Прогноз погоды» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
У р о к 4 8. Т. Пономарева «Лето в чайнике». Поход в «Музейный
Дом»: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
У р о к 4 9. М. Вайсман «Лучший друг медуз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к и 5 0, 5 1. А. Куприн «Слон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
У р о к 5 2. А. Куприн «Слон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
У р о к 5 3. В. Драгунский «Кот в сапогах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к и 5 4, 5 5. К. Паустовский «Заячьи лапы» . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к 5 6. С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход
в «Музейный Дом»: О. Ренуар «Портрет Жанны Самари» . . . . . . 165
У р о к 5 7. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная
работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
УТЕМА 5. НАБИРАЕМСЯ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
р о к 5 8. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей
и ястреб» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 5 9. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» . . . . . . . . . . . . . . . . 174
У р о к 6 0. Лента времени. Басни Эзопа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 6 1. Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов
«Ворона и Лисица». Иллюстрация В. Серова к басне . . . . . . . . . . 179
У р о к 6 2. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица
и виноград» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 6 3. И. Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация
В. Серова к басне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
У р о к 6 4. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
У р о к 6 5. Басня И. Крылова «Зеркало и обезьяна». Обобщение
по теме. Самостоятельная работа «Проверь себя» . . . . . . . . . . . . . 192
ТЕМА 6. ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГАДЫВАТЬ СЕКРЕТЫ
У СМЕШНОГОр о к 6 6. Л. Каминский «Сочинение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 6 7. И. Пивоварова «Сочинение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к 6 8. М. Бородицкая «На контрольной», Л. Яковлев
«Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
У р о к и 6 9, 7 0. Н. Тэффи «Преступник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
У р о к 7 1. Н. Носов «Мишкина каша» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
У р о к 7 2. К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные
советы». Т. Пономарева «Помощь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к и 7 3, 7 4. В. Драгунский «Ровно 25 кило» . . . . . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 7 5. Обобщающий урок по теме «Продолжаем разгадывать
секреты смешного». Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Стр.287
Содержание
УТЕМА 7. КАК РОЖДАЕТСЯ ГЕРОЙ
287
р о к 7 6. Настоящий сказочный герой. Кто он? Сказки
«Колобок», «Гуси-лебеди» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
У р о к 7 7. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы»,
Ю. Мориц «Жора Кошкин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 7 8. Б. Заходер «История Гусеницы» (продолжение),
Л. Яхнин «Лесные жуки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
У р о к и 7 9, 8 0. Б. Заходер «История Гусеницы» (окончание),
М. Яснов «Гусеница – Бабочке». Поход в «Музейный Дом»:
С. Жуковский «Плотина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к 8 1. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» . . . . . . 228
У р о к и 8 2–8 4. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» . . . . . . . 231
У р о к и 8 5, 8 6. Л. Пантелеев «Честное слово». Поход
в «Музейный Дом»: З. Серебрякова «За обедом», О. Ренуар
«Девочка с лейкой», В. Серов «Портрет Микки Морозова» . . . . 237
У р о к и 8 7, 8 8. Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный
Дом»: картина А. Мещерского «У лесного озера» . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к 8 9. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
УТЕМА 8. СРАВНИВАЕМ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
р о к 9 0. Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев
«Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,
И. Стравинский «Петрушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У р о к и 9 1–9 3. К. Паустовский «Растрепанный воробей» . . . . . . . 254
У р о к и 9 4, 9 5. К. Паустовский «Стальное колечко» . . . . . . . . . . . 261
У р о к 9 6. Поход в «Музейный Дом»: В. Боровиковский «Портрет
Безбородко с дочерьми», З. Серебрякова «Автопортрет
с дочерьми». А. Пушкин «Цветок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
У р о к и 9 7–1 0 1. А. Гайдар «Чук и Гек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
У р о к 1 0 2. Постоянство в природе и чувствах людей. Обобщение
по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Итоговое
заседание клуба «Ключ и заря» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Стр.288