Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОРФОЛОГИИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕЩИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД (330,00 руб.)

0   0
АвторыХрулев А.С.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц6
ID223803
АннотацияУстановлено, что между напряженным состоянием материалов и шероховатостью поверхности “магистральной” трещины разрушения существует взаимосвязь: с увеличением максимальных нормальных напряжений, действующих в зоне разрушения материалов, на площадке максимальных касательных напряжений шероховатость уменьшается. На основании выявленной закономерности разработан способ определения напряженного состояния материала по величине шероховатости поверхности его разрушения.
УДК551.435.626
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОРФОЛОГИИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕЩИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД / А.С. Хрулев .— Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых, 2013, № 3 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 6 с. — (№ 3) .— с. 85-90 .— URL: https://rucont.ru/efd/223803 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2013 №3 УДК 551.435.626 К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОРФОЛОГИИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕЩИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД В. В. <...> Льва Шатрова, 13а, 614064, г. Пермь, Россия 3 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, 29, 614990, г. Пермь, Россия Установлено, что между напряженным состоянием материалов и шероховатостью поверхности “магистральной” трещины разрушения существует взаимосвязь: с увеличением максимальных нормальных напряжений, действующих в зоне разрушения материалов, на площадке максимальных касательных напряжений шероховатость уменьшается. <...> На основании выявленной закономерности разработан способ определения напряженного состояния материала по величине шероховатости поверхности его разрушения. <...> “Магистральная” трещина разрушения, напряженное состояние, шероховатость, горные породы В настоящее время существует ряд гипотез, объясняющих механизм разрушения материалов, на основании которых разработаны критерии оценки прочности и деформируемости горных пород. <...> При этом критерии одних авторов [1 – 5] не объясняют внутренний механизм разрушения материалов, но они просты в расчетах и достаточно надежно описывают состояние горных пород. <...> Критерии других [6 – 10] основаны на внутреннем механизме разрушения горных пород, однако расчет энергии формирования трещин разрушения достаточно сложный, поэтому данные критерии не нашли широкого применения на практике. <...> Исследователи, занимающиеся вопросами прочности материалов, всегда стремились разработать универсальный критерий прочности. <...> По нашему мнению, разработку подобного критерия следует основывать на внутреннем механизме разрушения горных пород. <...> Важными задачами являются: исследование морфологии поверхности “магистральной” трещины разрушения горных пород при их нагружении, выявление закономерностей <...>
К_ВОПРОСУ_О_ФОРМИРОВАНИИ_МОРФОЛОГИИ_ПОВЕРХНОСТИ_ТРЕЩИНЫ_РАЗРУШЕНИЯ_ГОРНЫХ_ПОРОД.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2013 УДК 551.435.626 К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОРФОЛОГИИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕЩИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД В. В. Середин1, Л. О. Лейбович2, М. В. Пушкарева3, И. С. Копылов1, А. С. Хрулев1 1Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, 15, 614990, г. Пермь, Россия 3Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, 29, 614990, г. Пермь, Россия 2Научно-исследовательское проектное и производственное предприятие по природоохранной деятельности “Недра”, ул. Льва Шатрова, 13а, 614064, г. Пермь, Россия Установлено, что между напряженным состоянием материалов и шероховатостью поверхности “магистральной” трещины разрушения существует взаимосвязь: с увеличением максимальных нормальных напряжений, действующих в зоне разрушения материалов, на площадке максимальных касательных напряжений шероховатость уменьшается. На основании выявленной закономерности разработан способ определения напряженного состояния материала по величине шероховатости поверхности его разрушения. “Магистральная” трещина разрушения, напряженное состояние, шероховатость, горные породы В настоящее время существует ряд гипотез, объясняющих механизм разрушения материалов, на основании которых разработаны критерии оценки прочности и деформируемости горных пород. При этом критерии одних авторов [1 – 5] не объясняют внутренний механизм разрушения материалов, но они просты в расчетах и достаточно надежно описывают состояние горных пород. Критерии других [6 – 10] основаны на внутреннем механизме разрушения горных пород, однако расчет энергии формирования трещин разрушения достаточно сложный, поэтому данные критерии не нашли широкого применения на практике. Исследователи, занимающиеся вопросами прочности материалов, всегда стремились разработать универсальный критерий прочности. По нашему мнению, разработку подобного критерия следует основывать на внутреннем механизме разрушения горных пород. Важными задачами являются: исследование морфологии поверхности “магистральной” трещины разрушения горных пород при их нагружении, выявление закономерностей формирования поверхности разрушения и разработка критериев оценки напряженного состояния горных пород. Экспериментальные исследования проводились следующим образом: — из пенобетона и каменной соли изготавливались образцы по методике, изложенной в работе [11]. Образцы гипса изготавливались из гипсовой пасты путем формовки с последующей сушкой; 85 № 3
Стр.1