¹ 12
декабрь
2022 ã.
Выходит
ежемесячно
ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
основано в июле 1961 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 27
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 октября 2022 ã.
Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов
субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30 мая 2001 года¹70-ФЗ “Об арбитУтвердить
на двухлетний срок полномочий арбитражными заседателями:
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
Каратаеву Тамару Александровну,
Ноеву Елену Евгеньевну,
Саввину Александру Егоровну;
Арбитражного суда Астраханской области:
Скитер Татьяну Анатольевну.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
В.М. ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации
В.В. МОМОТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 29
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 ноября 2022 ã.
Об изменении состава Научно-консультативного совета
при Верховном Суде Российской Федерации
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
В состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации внести
следующие изменения.
Асоскова Антона Владимировича — доктора юридических наук, профессора — исключить из соражных
заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” (в редакции Федерального
закона от 28 ноября 2018 года ¹ 451-ФЗ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
ставов экономико-правовой и международно-правовой секций; Ширвиндта Андрея Михайловича —
кандидата юридических наук — исключить из состава экономико-правовой секции.
Включить в состав экономико-правовой секции Лобанова Сергея Александровича — доктора юридических
наук, профессора; Фролову Евгению Евгеньевну—доктора юридических наук, профессора.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
В.М. ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации
В.В. МОМОТОВ
1
Стр.1
РЕШЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА,
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Военнообязанные, призванные на специальные
сборы, направленные и командированные
для работы по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС
и при этом исполнявшие обязанности
по инвалидности по нормам Федерального закона
“О государственном пенсионном обеспечении
военной службы (служебные обязанности),
ставшие инвалидами вследствие чернобыльской
катастрофы, имеют право на льготное
пенсионное обеспечение: одновременное
получение двух пенсий — пенсии
в Российской Федерации” и страховой пенсии
по старости на основании Федерального закона
“О страховых пенсиях”
Определение Судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 февраля 2022 ã. ¹ 29-ÊÃ21-9-Ê1
(Извлечение)
Ч. обратился в суд с иском к территориальному
управлению Пенсионного фонда РФ (далее —
пенсионный орган) о признании незаконным решения
от 15 января 2019 ã. об отказе в установлении
пенсии по инвалидности по государственному
пенсионному обеспечению, признании права
на получение данной пенсии, об обязании назначить
пенсию по инвалидности по государственному
пенсионному обеспечению.
В обоснование исковых требований Ч. указал,
сборы, направленному для работы по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС и при этом исполнявшему обязанности военной
службы, ставшему инвалидом вследствие
чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение
пенсий в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации для граждан,
ставших инвалидами вследствие военной
òðàâìû. В частности, на основании ïîäï. 1 ï. 3
ñò. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 ã.
¹ 166-ФЗ “О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации” в случае
его перевода с пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению на пенсию
по инвалидности по государственному пенсионному
обеспечению он будет иметь право на одновременное
получение двух пенсий: пенсии по инвалидности,
предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением
пп.3и5)ст. 15 этого Федерального закона,
и страховой пенсии по старости, т.е. общий
размер получаемых им пенсий окажется выше,
чем размер пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению, выплачиваемой
ему пенсионным органом в настоящее время.
В связи с этим Ч. указал на неправомерность
вывода пенсионного органа о нецелесообразности
назначения ему пенсии по инвалидности по
государственному пенсионному обеспечению.
Решением суда первой инстанции в удовлечто
с 7 июля 1992 ã. является инвалидом III ãðóïïû,
относится к категории инвалидов вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа
военнообязанных, призванных на специальные
сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных
с ликвидацией последствий указанной
катастрофы. С 26 июля 2006 ã. он получает пенсию
по старости по государственному пенсионному
обеспечению.
Ч. обратился в пенсионный орган с заявленитворении
исковых требований Ч. отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил
из того, что в случае установления истцу пенсии
по инвалидности по государственному пенсионному
обеспечению ее размер (6475 ðóá.) будет
ниже размера получаемой им пенсии по старости
по государственному пенсионному обеспечению
(íà момент разрешения спора — 14 015 ðóá.), что
приведет к уменьшению размера выплачиваемой
истцу пенсии и повлечет нарушение его пенсионных
прав.
При этом довод Ч. о том, что он имеет право
ем о его переводе с пенсии по старости на пенсию
по инвалидности. Решением пенсионного органа
от 15 января 2019 ã. ×. отказано в установлении
пенсии по инвалидности по государственному
пенсионному обеспечению в связи с нецелесообразностью,
поскольку ее размер значительно
меньше размера получаемой истцом пенсии по
старости по государственному пенсионному обеспечению.
По
мнению Ч., решение пенсионного органа
является незаконным, так как в соответствии с
ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 ã.
¹ 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС” ему как военнообязанному,
призванному на специальные
2
на одновременное получение двух пенсий, суд
первой инстанции оценил как основанный на
ошибочном толковании закона.
Суд апелляционной инстанции согласился с
выводами суда первой инстанции и их правовым
обоснованием, дополнительно отметив, что истец
не относится к категории лиц, которым может
быть назначена пенсия в соответствии с положениями
ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ “Î социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС”, т.е. к гражданам, приравненным в
сфере пенсионного обеспечения к инвалидам
вследствие военной травмы.
Судебная коллегия по гражданским делам
кассационного суда общей юрисдикции не установила
нарушения либо неправильного приме
Стр.2
нения норм права судами первой и апелляционной
инстанций.
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда РФ 28 февраля 2022 ã. отменила
судебные постановления, признав выводы судов
первой, апелляционной и кассационной инстанций
сделанными с существенным нарушением
норм материального и процессуального права и
указав следующее.
Согласно àáç. 3 ï. 2 ÷. 1 ñò. 13 Закона ÐÔ“Î содами
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Пенсия по инвалидности назначается гражциальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС” к гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие чернобыльской
катастрофы, на которых распространяется действие
данного Закона, относятся, в частности, инвалиды
вследствие чернобыльской катастрофы из
числа военнообязанных, призванных на специальные
сборы и привлеченных к выполнению работ,
связанных с ликвидацией последствий чернобыльской
катастрофы, независимо от места дислокации
и выполнявшихся работ.
В соответствии с ï. 1 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ
“О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС” гражданам, указанным в
пп.1и2ч.1ст. 13 данного Закона, гарантируется
назначение пенсии по инвалидности вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе
установленной до вступления этого Закона в силу,
по их желанию в соответствии с Федеральным законом
“О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации” или Федеральным
законом “О страховых пенсиях”.
Абзацем 1 ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ “Î социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС” предусмотрено, что гражданам,
указанным в ïï.1è2÷.1ñò. 13 Çàêîíà, включая
военнообязанных, призванных на специальные
и поверочные сборы, направленных и командированных
для работы по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС
и при этом исполнявших обязанности военной
службы (служебные обязанности), ставших инвалидами
вследствие чернобыльской катастрофы,
гарантируется назначение пенсий в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации для граждан, ставших инвалидами
вследствие военной травмы.
Правовое регулирование отношений в сфере
пенсионного обеспечения инвалидов вследствие
военной травмы осуществляется в том числе Федеральным
законом “О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации”,
которым в соответствии с Конституцией Российской
Федерации установлены основания возникновения
права на пенсию по государственному
пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В
соответствии с ïîäï. 2 ï. 1, ï. 3 ñò. 10 Федерального
закона “О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации” право
на пенсию имеют граждане, ставшие инвалиданам,
указанным в ïîäï. 2 ï. 1 ñò. 10, в случае
признания гражданина инвалидом I, II и III группы,
независимо от продолжительности трудового
стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные
граждане могут получать пенсию по старости,
предусмотренную ïîäï. 1 или ïîäï. 2 ï. 2
ñò. 10 Çàêîíà.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного Федерального
закона гражданам, имеющим одновременно право
на различные пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации, устанавливается
одна пенсия по их выбору, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
В силу ïîäï. 1 ï. 3 ñò. 3 Федерального закона
“О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации” право на одновременное
получение двух пенсий предоставляется гражданам,
ставшим инвалидами вследствие военной
травмы. Им могут устанавливаться пенсия
по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2
(с применением пп.3и5)ст. 15 этого Федерального
закона, и страховая пенсия по старости.
В п. 15 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 14 декабря 2000 ã. ¹35 “Î некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел,
связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных
Законом Российской Федерации
“О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской ÀÝÑ” разъяснено, что ï. 2 ñò. 29
Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС” инвалиды
вследствие чернобыльской катастрофы из числа
военнослужащих и других лиц, перечисленных в
этой норме, были приравнены по пенсионному
обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами
вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные
лица до 1 января 2002 ã. имели право на
получение двух пенсий—пенсии по старости или
за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие
чернобыльской катастрофы—только в случае,
когда такие пенсии были назначены на основании
Закона РФ “О государственных пенсиях в
Российской Федерации” (ñò.ñò. 5 и 41), а после
этой даты — только на основании п. 3 ст. 3 Федерального
закона “О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации”, в
соответствии с которым эти лица имеют право на
получение трудовой пенсии по старости и пенсии
по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2
(ñ применением ïï.3è5)ñò. 15 этого Çàêîíà.
Данное разъяснение актуально и после введения
в действие с 1 января 2015 ã. Федерального
закона от 28 декабря 2013 ã. ¹400-ÔÇ “Î страховых
ïåíñèÿõ”, в ÷. 2 ñò. 5 которого установлено,
что в случаях, предусмотренных Федеральным
законом “О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации”, допускается
одновременное получение пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, установленной
в соответствии с указанным Федераль3
Стр.3