Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637162)
Контекстум
Электро-2024
Бюллетень верховного суда

Бюллетень верховного суда №12 2022 (742,94 руб.)

0   0
Страниц48
ID779137
АннотацияОфициальное информационно-юридическое издание — выходит ежемесячно. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения и определения судебных коллегий по гражданским делам, экономическим спорам, уголовным и административным делам, по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, обзоры, обобщения и комментарии по вопросам судебной практики. Материалы бюллетеня являются в правоприменительной практике судей, прокуроров, следователей, работников органов дознания, юстиции, адвокатов ориентиром, который способствует формированию единства судебной практики.
Бюллетень верховного суда .— 2002 .— 2022 .— №12 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/779137 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бюллетень_верховного_суда_№12_2022.pdf
¹ 12 декабрь 2022 ã. Выходит ежемесячно ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ основано в июле 1961 года ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 27 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 октября 2022 ã. Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30 мая 2001 года¹70-ФЗ “Об арбитУтвердить на двухлетний срок полномочий арбитражными заседателями: Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): Каратаеву Тамару Александровну, Ноеву Елену Евгеньевну, Саввину Александру Егоровну; Арбитражного суда Астраханской области: Скитер Татьяну Анатольевну. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. ЛЕБЕДЕВ Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. МОМОТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 29 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 ноября 2022 ã. Об изменении состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет: В состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации внести следующие изменения. Асоскова Антона Владимировича — доктора юридических наук, профессора — исключить из соражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года ¹ 451-ФЗ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет: ставов экономико-правовой и международно-правовой секций; Ширвиндта Андрея Михайловича — кандидата юридических наук — исключить из состава экономико-правовой секции. Включить в состав экономико-правовой секции Лобанова Сергея Александровича — доктора юридических наук, профессора; Фролову Евгению Евгеньевну—доктора юридических наук, профессора. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. ЛЕБЕДЕВ Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. МОМОТОВ 1
Стр.1
РЕШЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА, ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ Военнообязанные, призванные на специальные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности по инвалидности по нормам Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на льготное пенсионное обеспечение: одновременное получение двух пенсий — пенсии в Российской Федерации” и страховой пенсии по старости на основании Федерального закона “О страховых пенсиях” Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2022 ã. ¹ 29-ÊÃ21-9-Ê1 (Извлечение) Ч. обратился в суд с иском к территориальному управлению Пенсионного фонда РФ (далее — пенсионный орган) о признании незаконным решения от 15 января 2019 ã. об отказе в установлении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, признании права на получение данной пенсии, об обязании назначить пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. В обоснование исковых требований Ч. указал, сборы, направленному для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшему обязанности военной службы, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной òðàâìû. В частности, на основании ïîäï. 1 ï. 3 ñò. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 ã. ¹ 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” в случае его перевода с пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению он будет иметь право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп.3и5)ст. 15 этого Федерального закона, и страховой пенсии по старости, т.е. общий размер получаемых им пенсий окажется выше, чем размер пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемой ему пенсионным органом в настоящее время. В связи с этим Ч. указал на неправомерность вывода пенсионного органа о нецелесообразности назначения ему пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Решением суда первой инстанции в удовлечто с 7 июля 1992 ã. является инвалидом III ãðóïïû, относится к категории инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы. С 26 июля 2006 ã. он получает пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению. Ч. обратился в пенсионный орган с заявленитворении исковых требований Ч. отказано. Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в случае установления истцу пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению ее размер (6475 ðóá.) будет ниже размера получаемой им пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению (íà момент разрешения спора — 14 015 ðóá.), что приведет к уменьшению размера выплачиваемой истцу пенсии и повлечет нарушение его пенсионных прав. При этом довод Ч. о том, что он имеет право ем о его переводе с пенсии по старости на пенсию по инвалидности. Решением пенсионного органа от 15 января 2019 ã. ×. отказано в установлении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в связи с нецелесообразностью, поскольку ее размер значительно меньше размера получаемой истцом пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению. По мнению Ч., решение пенсионного органа является незаконным, так как в соответствии с ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 ã. ¹ 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” ему как военнообязанному, призванному на специальные 2 на одновременное получение двух пенсий, суд первой инстанции оценил как основанный на ошибочном толковании закона. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что истец не относится к категории лиц, которым может быть назначена пенсия в соответствии с положениями ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ “Î социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, т.е. к гражданам, приравненным в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы. Судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда общей юрисдикции не установила нарушения либо неправильного приме
Стр.2
нения норм права судами первой и апелляционной инстанций. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 февраля 2022 ã. отменила судебные постановления, признав выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделанными с существенным нарушением норм материального и процессуального права и указав следующее. Согласно àáç. 3 ï. 2 ÷. 1 ñò. 13 Закона ÐÔ“Î содами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия по инвалидности назначается гражциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. В соответствии с ï. 1 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” гражданам, указанным в пп.1и2ч.1ст. 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления этого Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” или Федеральным законом “О страховых пенсиях”. Абзацем 1 ï. 2 ÷. 1 ñò. 29 Закона РФ “Î социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” предусмотрено, что гражданам, указанным в ïï.1è2÷.1ñò. 13 Çàêîíà, включая военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы осуществляется в том числе Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. В соответствии с ïîäï. 2 ï. 1, ï. 3 ñò. 10 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” право на пенсию имеют граждане, ставшие инвалиданам, указанным в ïîäï. 2 ï. 1 ñò. 10, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную ïîäï. 1 или ïîäï. 2 ï. 2 ñò. 10 Çàêîíà. Согласно п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ïîäï. 1 ï. 3 ñò. 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением пп.3и5)ст. 15 этого Федерального закона, и страховая пенсия по старости. В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 ã. ¹35 “Î некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ÀÝÑ” разъяснено, что ï. 2 ñò. 29 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 ã. имели право на получение двух пенсий—пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы—только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (ñò.ñò. 5 и 41), а после этой даты — только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (ñ применением ïï.3è5)ñò. 15 этого Çàêîíà. Данное разъяснение актуально и после введения в действие с 1 января 2015 ã. Федерального закона от 28 декабря 2013 ã. ¹400-ÔÇ “Î страховых ïåíñèÿõ”, в ÷. 2 ñò. 5 которого установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федераль3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ