Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Бюллетень верховного суда

Бюллетень верховного суда №3 2022 (742,94 руб.)

0   0
Страниц48
ID779128
АннотацияОфициальное информационно-юридическое издание — выходит ежемесячно. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения и определения судебных коллегий по гражданским делам, экономическим спорам, уголовным и административным делам, по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, обзоры, обобщения и комментарии по вопросам судебной практики. Материалы бюллетеня являются в правоприменительной практике судей, прокуроров, следователей, работников органов дознания, юстиции, адвокатов ориентиром, который способствует формированию единства судебной практики.
Бюллетень верховного суда .— 2002 .— 2022 .— №3 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/779128 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бюллетень_верховного_суда_№3_2022.pdf
¹ 3 март 2022 ã. Выходит ежемесячно ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ основано в июле 1961 года сийской Федерации принял следующие постановления: “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”; “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции”. Проект постановления “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” обсуждался на заседании Пленума, состоявшемся посредством веб-конференции 9 декабря 2021 г. под председательством В.М. Лебедева — Председателя Верховного Суда Российской Федерации. С докладом выступил судья Верховного Суда РосПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2021 г. Пленум Верховного Суда Роструднения, что предопределило необходимость подготовки разъяснений, изложенных в предложенном проекте. В работе над проектом приняли участие представители Министерства юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости. Проект постановления направлялся в кассационные суды общей юрисдикции, обсуждался в судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации, а также на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации. В проекте учтены предложения представителей сийской Федерации С.Б. Никифоров, который отметил, что представленный для обсуждения проект постановления посвящен разрешению отдельных вопросов, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных ñò.ñò. 5.27 и 5.271 КоАП ÐÔ, устанавливающими ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Проведенное Верховным Судом Российской Федерации совместно с кассационными судами общей юрисдикции изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, позволило прийти к выводу о том, что судьи в большинстве случаев правильно применяют положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разрешении соответствующих дел. Вместе с тем были выявлены и некоторые заведущих высших учебных заведений и научных организаций страны, в частности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Уральского федерального университета, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Санкт-Петербургского государственного университета, Саратовской государственной юридической академии и других. В прениях по докладу выступили судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов. В работе Пленума приняли участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Ткачев, заместитель Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федоров, полномочный представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулина, полномочный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Д.В. Бессарабов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Минх, председатель Правления Ассоциации юристов России В.С. Груздев. Проект постановления “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстан1
Стр.1
ции” обсуждался на заседании Пленума, состоявшемся посредством веб-конференции 14 декабря 2021 ã. под председательством Â.Ì. Лебедева — Председателя Верховного Суда Российской Федерации. С докладом по проекту постановления Пленума выступил судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г. Першутов, который отметил, что необходимость принятия данного постановления обусловлена рядом причин. До настоящего времени арбитражные суды руководствовались разъяснениями о применении процессуального законодательства при рассмотрении дел в суде первой инстанции, данными четверть века назад Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1996 ã. ¹ 13 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции”. Эти разъяснения касались положений Арбитражного процессуального кодекса 1995 года. В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, но и в него за 20 лет внесены десятки изменений. Большинство из них связано с произошедшим 7 лет назад объединением высших судов, которое потребовало обновления Арбитражного процессуального кодекса с целью закрепления инстанционных изменений в арбитражном процессе и его унификации с положениями других процессуальных законов — Гражданского процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства. Таким образом, целый ряд разъяснений, содержащихся в действующем постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 октября 1996 ã.¹13, вошел в противоречие с новым правовым регулированием. Кроме того, указанные выше новации Арбитражного процессуального кодекса требовали своего толкования. Это и обусловило выбор вопросов, которые легли в основу проекта данного постановления Пленума и составили суть включенных в него разъяснений. Проект постановления подготовлен Судебной коллегией по экономическим спорам совместно с Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. В процессе подготовки данный проект направлялся для обсуждения во все арбитражные суды Российской Федерации, в ведущие научные учреждения и учебные заведения, членам Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. Проект постановления неоднократно обсуждался на заседаниях рабочей группы, а также в судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации. Замечания и предложения, поступившие в ходе работы над проектом, были внимательно изучены, многие из них нашли отражение в тексте представленных разъяснений. В прениях по докладу выступили заместитель председателя Арбитражного суда Московской области А.А. Соловьев, заведующий кафедрой гражданского и административного судопроизводства Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации Ñ.Â. Íèêèòèí. В работе Пленума приняли участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Ткачев, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Е.Л. Забарчук, полномочный представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулина, полномочный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Д.В. Бессарабов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Минх, председатель Правления Ассоциации юристов России В.С. Груздев. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ¹ 45 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 декабря 2021 ã. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных статьями 5.27 и 5.271 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями2и5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года ¹ 3-ÔÊÇ “Î Верховном Суде Российской Федерации”, поста - новляет дать следующие разъяснения: 1. В Российской Федерации гарантируется создание необходимых правовых условий, способствующих реализации права каждого свобод2 но распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Данные условия предусматривают право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также закрепляют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ñòàòüÿ 37, часть 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации, статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Российская Федерация, уважая труд граждан, обеспечивает защиту прав и свобод в сфере трудовых отношений, в том числе путем установления ответственности для лиц, допустивших нарушения правовых предписаний, включая административную ответственность, налагаемую в соответст
Стр.2
вии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (часть 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации, статья 419 ТК РФ, статьи 5.27—5.34, 5.40, 5.42, 14.54, 15.332, 15.34 КоАП ÐÔ). 2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 5, 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.271 КоАП ÐÔ, относится к исключительной компетенции судей судов общей юрисдикции (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ). Ими также разрешаются дела об административных правонарушениях, закрепленных частями 1, 3,4è6 статьи 5.27, частями 1—4 статьи 5.271 КоАП РФ, в случае, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении (статья 23.12 КоАП РФ), передает его на рассмотрение судье (÷àñòü 2 статьи 23.1 КоАП ÐÔ). 3. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение: — трудового законодательства, которое состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; — иных нормативных правовых актов, содерстративных правонарушениях, применительно к внесению изменений не только в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (часть 2 статьи 1.7 КоАП ÐÔ, статья 12 ТК ÐÔ). 5. При привлечении к административной ответственности судьям следует проверять, в том числе был ли на момент совершения административного правонарушения соблюден порядок государственной регистрации нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, нарушение которых явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), а также порядок его опубликования и вступления в силу. 6. Субъектами административной ответственжащих нормы трудового права (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) (ñòàòüè 5, 11 ТК ÐÔ). Нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влекут административную ответственность по статье 5.271 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к статье 5.27 КоАП ÐÔ. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27 и 5.271 КоАП РФ, подлежат применению общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также коллективные договоры, соглашения и принятые во исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статьи 5, 8—10, часть вторая статьи 22 ТК ÐÔ). 4. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Приведенные положения должны учитываться судьями, рассматривающими дела об админиности за нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выступают в том числе: работодатели — юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — работодатели), их должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (÷àñòè 1, 2, 4—7 статьи 5.27, статья 5.271 КоАП РФ); физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (части 3, 5 статьи 5.27 КоАП ÐÔ). К числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по статьям 5.27, 5.271 КоАП ÐÔ, следует относить лиц, совершивших административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП ÐÔ). Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (÷àñòü 1 статьи 4.5 КоАП ÐÔ). Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.271 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается ад3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.