СОДЕРЖАНИЕ
Архиепископ Албанский Анастасий
Цель и мотивации миссии. о
••• • •••• • • •• ••••• •
• • •• • • • ••••
О, •••••••••••••••••••• • ••••
1
АrchЬislюp Anastasios YannouJaws
The Purpose and Motive оС Мission ....... ................. .. .......... ......... 4
Свящ. Георгий Кочетков
Проблемы проповеди ЕвангеlШ1l и контекст
совремевиой церковной жизни в России о
.............. . .. . .... ....... 0'0
7
PrieSl Georgiy Kochetkov
Problems with preaching the Gospel in the context
ofcontemporary church life in Russia ....... ...... ...... ................... . 27
Стр.1
Архиепископ Анастасий (Яннулатос) •
ЦЕЛЬ И МОТИВАЦИЯ МИССИИ
6J
**
Миссия является внутренней необходимостью для верных и для всей
церкви. Если она отвергается, ТО ЭТО является не только уклонением
от исполнения долга, но и самоотрицанием.
Христианин как член Тела Христова живет во Христе и не может
думать, чувствовать, желать и действовать или смотреть на мир
вне Христа. Для него невозможно ограничивать жизненный горизонт
своим приходом, своим городом, своим народом
- так называемым «христианским
миром». Для него невозможно равнодушие к тем миллионам,
которые все еще <<отчуждены ОТ общества Израильского, чужды заветов
обетования, не имели надежды и были безбожники в мире»
(Еф 2:12). Он знает, что 'от одной крови Он произвел весь род человеческий})
(Деяи 17:26) и «хочет, чтобы все люди спасJП:IСЬ и ДОСТИГЛИ
познания ИСТИНЫ}) (1 ТИМ 2:4) . Он знает также, что, «оставляя времена
неведения, Бог ныне повелевает людям всем ПОВСЮДУ покаятьсЯl>
(Деян 17 :30). Именно смысл этого 'ньше. побуждает к миссионерству.
Именно это «всем и повсюДУ» подвигает его'к тому, чтобы увидеть вселенское
измерение своего дожа. Этот образ мысли не имеет ничего
общего с космополитичесЮ1М мышлением, которое увлекает человека
на поиск ПРИJ<лючений за пределами родной земли и J<УЛЪТУРЫ, или С
романтичеСJ<ИМ настроением, KOTOPO~ ведет к пренебреже1ШЮ нуждами
роднны, кризисом .христианского народа •. Пребывая в Том, Кто
есть сама Реальность, миссионер всегда остается реалистом. Он знает,
что поле для миссионерства есть везде. Однако он способен видеть,
что нужды некоторых стран - настоятельнее, а делателей там - меньше,
что есть территории, где Евашелие еще не проповедовалось. «Но
как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком
не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать,
если не будут посланы? (Рим 10:14-15). Эти четыре .как' зажигают
его ум и сердце. Миссионер верит, что для всяJ<ого человека нет ниче•
Блаженнейший Анастасий, архиеписноп Тиранский и всей Албании, глава
Ал6аНСl<ОЙ православной церкви, почетный профессор АфИНСI<ОГО университета,
члеН-I<Орр. АфИНСI<ОЙ 3I<аде.'\1.ИИ.
"'. Печатается по: Православная община. 1997. N!! 37. С. 28-30.
1
Стр.2
мер, при приходах, «чтобы прихожане друг друга учили, а не были бы
случайными людьми в храме. Тогда и победа миссии будет органичесни
вытеиать ИЗ организованной жизни церI<ВИ» 3. Не случайно на том
же Соборе при обсуждении проблем миссии звучали и такие речи, что
«миссия должна быть иmрoио общественной и подчинена не епископскому
ведению и руководству, а церковному обществу)} 4 и еще что
Собор и его Миссионерский отдел «должны указать принципиалъные
основания ДЛЯ светских свободных проповеДНИI<ОВ православной
веры», ведь «какие будут принципы, такова будет и миссия, 5.
Вызов в адрес старой церкви и ее старой миссии системно прозвучал
в нонце ЮХ - начале :ХХ в. Уже тогда можно было понять,
что в будущем Бог хочет видеть Свою Церковь обновленной, а значит,
и по-новому раскрывающей нак свое единство и свою нзфоличность,
так и свою святость И свою апостоличность . Но церкви не услышали
пророческого слова. И тогда жестокая судьба и история заставили
их усльnuать его и начать изменяться. На это ушел весь хх
век, и этот процесс еще идет. Сейчас уже немылимаa старая модель
организации церковной жизни во всех I<онфессиях . Даже Б кругах
традиционных православных moдей теперь нельзя думать о СБОЙСТВах
церкви лишь БнеIIlliе, организациош:ю, без учета Бсего народа Божьего,
думать как о чем-то заоблачном и загробном или только иерархически-преемственном.
Послушаем,
как в РуССI<ОЙ православной церкви отразились эти
изменения к концу хх и в начале XXI в. Возьмем, к примеру, мнение
профессора-протопресвитера Виталия Борового, изложенное в его
докладе «Миссия Русской npавославной церкви: история и перспектива.),
npозвучавшем в октябре 1996 г. на конференции Свято-Филаретовского
института «Миссия церкви и современное православное
миссионерство», и мнеlПlе митрополита СУРОЖСJ<:ОГО Антония, высказанное
им в беседе с ре:жиссером В. Матвеевой, СОСТОЯБшейся в Лондоне
в апреле 2001 г. 6 Оба выдающихся церковных деятеля и богослова
нидят современную npавославную русскую миссию как «естественную»
и «внутрешnoю», но по-разному. Они оба связьmают ее с
3
4
5
6
8
Пarлазова Н. Собор Русской православной церкви 1917-1918 гт . о внешней
и внутренней миссии // Там же. С. 70.
Там же.
Пarлазова Н. Собор РУССJ<ОЙ православной церкви 1917-1918 гт. о внешней
и внутренней миссии // Там же. с. б8.
СМ.: Антоний. митр. сурожский. Миссионерство церкви // Континент. 2004.
N' 120. с. 244--251.
Стр.7