ББКУДК 378(075.8)
74.58я73
П24
Авторы:
Коджаспирова Г. М. – гл. 1, 2, 5, 7, 8, § 5 гл. 10;
Болотова Е. Л. – гл. 4;
Гончаров М. А. – гл. 12;
Рыжов А. Н. – гл. 3;
Коджаспиров А. Ю. – § 1–4, 6 гл. 10, гл. 11;
Полякова Л. В. – гл. 6, 9.
Рецензенты:
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
Ерофеева М. А., доктор педагогических наук, доцент.
Ответственный редактор доктор педагогических наук, профессор Г. М. Коджаспирова.
П24 Педагогика высшей школы : учебное пособие / отв. ред. Г. М. Коджаспирова.
– Москва : Проспект, 2021. – 512 с.
ISBN 978-5-392-32756-0
В учебном пособии раскрываются основы педагогики высшей школы, история возникновения
и развития высшего образования в мире, современные тенденции реформирования
высшего образования в мировой практике, участие отечественной высшей
школы в международном сотрудничестве, нормативно-правовые аспекты деятельности
учреждений высшего образования.
Пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта
подготовки кадров высшей квалификации по программе аспирантуры.
Предназначено аспирантам, магистрантам, слушателям системы психолого-педагогического
повышения квалификации и переподготовки.
ББКУДК 378(075.8)
74.58я73
Изображение на обложке thelefty / Shutterstock.com
Учебное издание
Коджаспирова Галина Михайловна и др.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 32,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 30.07.2020. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-32756-0
© Коллектив авторов, 2020
© ООО «Проспект», 2020
Стр.2
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Авторский коллектив ......................................................................................................4
Предисловие ......................................................................................................................5
Глава 1. Предмет и методология педагогики высшей школы ....................8
Глава 2. Из истории возникновения высшего образования
и его место в современном мире ...................................................... 43
Глава 3. Международные направления развития и программы
современного высшего образования .............................................. 78
Глава 4. Нормативно-правовые основы деятельности
высшей школы ........................................................................................... 98
Глава 5. Педагогический процесс в высшей школе ..................................147
Глава 6. Организация учебного процесса в высшей школе ..................187
Глава 7. УИРС и НИРС в процессе
профессиональной подготовки ........................................................232
Глава 8. Современные образовательные технологии
в высшей школе ......................................................................................269
Глава 9. Воспитательная работа в вузе ..........................................................340
Глава 10. Психологические основы организации
педагогического процесса в вузе ....................................................389
Глава 11. Студенчество как социальная группа .............................................449
Глава 12. Педагог высшей школы ........................................................................469
Стр.3