Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы лексикологии для студентов-филологов (на материале английского и русского языков) (200,00 руб.)

0   0
Первый авторВлавацкая М. В.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц312
ID774693
АннотацияУчебное пособие содержит основы теоретических знаний лексикологии английского и русского языков в рамках таких разделов науки о словах, как семасиология и фразеология. Представлено описание важнейших принципов устройства лексической системы языка, её развития и функционирования. Информация направлена на формированию языковой и профессиональной компетенции у студентов-филологов. К каждой лекции прилагается блок, содержащий вопросы для обсуждения и задания для самостоятельной работы. В справочник включены портреты известных учёных-филологов, чьи имена упомянуты в тексте.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов.
ISBN978-5-7782-3987-6
УДК81'373:811.111(075.8)
ББК81.2Англ-3-923+81.053я73
Влавацкая, М.В. Основы лексикологии для студентов-филологов (на материале английского и русского языков) = Fundamentals of Lexicology for Philology Students (based on the English and Russian Languages) : учеб. пособие / М.В. Влавацкая .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2019 .— 312 с. : ил. — ISBN 978-5-7782-3987-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/774693 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_лексикологии_для_студентов-филологов_(на_материале_английского_и_русского_языков).pdf
ББК 81.432.1-3-923 + 81.053я73 В 57 д-р филол. наук, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», профессор А.В. Кокова Рецензенты: канд. пед. наук, заведующий кафедрой иностранных языков ГФ декан факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного В 57 Основы лексикологии для студентов-филологов (на материале английского и русского языков): учебное пособие / М.В. Влавацкая. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – 312 с. технического университета, доцент Е.А. Мелёхина Влавацкая М.В. ISBN 978-5-7782-3987-6 Учебное пособие содержит основы теоретических знаний лексикологии английского и русского языков в рамках таких разделов науки о словах, как семасиология и фразеология. Представлено описание важнейших принципов устройства лексической системы языка, её развития и функционирования. Информация направлена на формированию языковой и профессиональной компетенции у студентовфилологов. К каждой лекции прилагается блок, содержащий вопросы для обсуждения и задания для самостоятельной работы. В справочник включены портреты известных учёных-филологов, чьи имена упомянуты в тексте. Учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов. ББК 81.432.1-3-923 + 81.053я73 ISBN 978-5-7782-3987-6 2 © Влавацкая М.В., 2019 © Новосибирский государственный технический университет, 2019
Стр.2
ББК 81.432.1-3-923 + 81.053я73 В 57 Reviewers: Doctor of Philology, Professor of the Interdisciplinary Department of Foreign Languages, Novosibirsk State Pedagogical University A.V. Kokova Candidate of Pedagogy, Head of the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University E.A. Melekhina Vlavatskaya M.V. B 57 Fundamentals of Lexicology for Philology Students (based on the English and Russian languages): textbook for university students. – M.V. Vlavatskaya. – Novosibirsk: NSTU Publishing House, 2019. – 312 p. ISBN 978-5-7782-3987-6 The textbook for Philology students contains fundamentals of theoretical knowledge on lexicology of the English and Russian languages within such sections of the words science as semasiology and phraseology. The book presents description of the most important principles of the lexical system of language, its development and functioning. The information in the textbook aims at the formation of linguistic and professional competence of Philology students. Each lecture includes a block of questions for discussion and tasks for independent work. The information about famous scholars is presented both in verbal and pictorial forms. The book is in intended for universities student of Philology. ББК 81.432.1-3-923 + 81.053я73 ISBN 978-5-7782-3987-6 © Vlavatskaya M.V., 2019 © Novosibirsk State Technical University, 2019 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................. 5 Лекция 1. Введение ................................................................................................ 8 1. Определение языка ........................................................................................... 8 2. Лексикология как раздел языкознания .......................................................... 9 3. Виды лексикологии ........................................................................................ 10 4. Подходы к изучению языка ........................................................................... 11 5. Аспекты лексикологии ................................................................................... 13 6. Разделы лексикологии .................................................................................... 14 7. Слово как основная единица лексикологии ................................................. 15 8. Связи лексикологии с другими отраслями лингвистики ............................. 17 9. Лексические единицы в лексикологии .......................................................... 18 10. Варианты слов ............................................................................................... 19 Контрольные задания ......................................................................................... 21 Лекция 2. Семасиология и ономасиология ..................................................... 25 1. Семасиология в историческом рассмотрении .............................................. 25 2. Проблемы значения слова. Подходы к определению значения .................. 28 2.1. Референтный (аналитический) подход к смыслу ................................... 29 2.2. Функциональный (контекстный) подход к смыслу ............................... 32 2.3. Оперативный (информационный) подход к смыслу .............................. 34 3. Семасиология и ономасиология .................................................................... 35 3.1. Семасиологический и ономасиологический подходы к лексикону ........ 36 4. Номинация: первичная и вторичная .............................................................. 37 5. Типы значения слов ........................................................................................ 40 Контрольные задания ............................................................................................ 41 302
Стр.302
Лекция 3. Аспекты лексического значения .................................................... 46 1. Основной принцип определения лексического значения ........................... 46 2. Денотативный аспект ..................................................................................... 47 3. Коннотативный аспект ................................................................................... 48 3.1. Эмоциональная нагрузка .......................................................................... 49 3.2. Оценочный компонент ............................................................................. 50 3.3. Образность и выразительность ................................................................ 51 3.4. Стилистическая окраска ........................................................................... 54 4. Взаимозависимость коннотативного и денотативного значений ............... 56 5. Типы коннотации лексического значения .................................................... 59 6. Другие виды коннотаций ............................................................................... 60 7. Прагматический аспект .................................................................................. 62 8. Компонентный анализ .................................................................................... 64 Контрольные задания ......................................................................................... 67 Лекция 4. Лексическое значение и мотивация. Семантические изменения ................................................................................. 71 1. Мотивация. Типы мотивации......................................................................... 71 1.1. Фонетическая мотивация ......................................................................... 71 1.2. Морфологическая мотивация .................................................................. 72 1.3. Семантическая мотивация ........................................................................ 75 1.4. Морфосемантическая мотивация ............................................................ 76 1.5. Немотивированные слова ......................................................................... 76 2. Ложная этимология ......................................................................................... 77 3. Звуковая символика ........................................................................................ 78 4. Историческая изменчивость структурных моделей .................................... 78 5. Семантические изменения ............................................................................. 79 5.1. Причины семантических изменений ....................................................... 79 5.1.1. Экстралингвистические причины ...................................................... 79 5.1.2. Лингвистические причины ................................................................. 81 5.2. Природа семантического изменения ....................................................... 83 5.2.1. Сходство, или метафора ..................................................................... 83 5.2.2. Смежность, или метонимия ............................................................... 85 5.3. Результаты семантического изменения .................................................. 89 5.3.1. Изменения денотативного значения .................................................. 89 303
Стр.303
5.3.2. Изменения коннотативного значения ............................................... 91 5.4. Взаимосвязь причин, природы и результатов ........................................ 93 Контрольные задания ......................................................................................... 94 Лекция 5. Полисемия ........................................................................................ 100 1. Полисемия как языковой феномен .............................................................. 100 2. Однозначные и многозначные слова ........................................................... 101 3. Значения и словоупотребление .................................................................... 104 4. Контекстуальное значение ........................................................................... 105 5. Подходы к исследованию полисемии ......................................................... 107 5.1. Диахронический подход к полисемии .................................................. 107 5.2. Синхронический подход к полисемии .................................................. 108 6. Историческая изменчивость семантической структуры ........................... 109 7. Семантическая структура многозначного слова ........................................ 111 8. Радиальность и конкатенация ...................................................................... 113 9. Радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная полисемия .................. 115 10. Значение и контекст .................................................................................... 119 11. Полисемия и контекст. Типы контекста ................................................... 120 11.1. Лингвистический контекст .................................................................. 121 11.2. Экстралингвистический контекст ....................................................... 123 Контрольные задания ....................................................................................... 124 Лекция 6. Омонимия ......................................................................................... 128 1. Омонимия слов. Определение омонимов ................................................... 128 2. Антиномия: фонетическая форма – сходное лексическое значение – грамматическое значение части речи .......................................................... 130 3. Источники омонимии ................................................................................... 132 4. Классификация омонимов ............................................................................ 137 4.1. Графическая и звуковая классификация омонимов ............................. 137 4.2. Омонимия слов и омонимия словоформ ............................................... 139 4.3. Классификация омонимов по типу значения ....................................... 141 4.4. Детальная классификация омонимов .................................................... 142 5. Полисемия и омонимия ................................................................................ 144 5.1. Этимологические и семантические критерии ...................................... 144 5.2. Формальный критерий: дистрибуция .................................................... 146 Контрольные задания .......................................................................................... 147 304
Стр.304
Лекция 7. Семантические отношения слов и структуры лексикона ....... 152 1. Способы классификации лексики ............................................................... 152 2. Свойства семантических отношений между словами ............................... 153 3. Внутриязыковые отношения слов ............................................................... 154 3.1. Синтагматические отношения слов....................................................... 154 3.2. Парадигматические отношения слов .................................................... 155 4. Основные типы семантических отношений ............................................... 156 4.1. Меронимические отношения ................................................................. 160 5. Структура лексики ........................................................................................ 161 5.1. Совместимость ........................................................................................ 162 5.2. Сочетаемость ........................................................................................... 163 5.3. Коллокация и клише ............................................................................... 166 6. Семантический анализ слов ......................................................................... 168 Контрольные задания ....................................................................................... 173 Лекция 8. Семантическая классификация слов .......................................... 179 1. Основные принципы группировки слов ..................................................... 179 2. Синонимия ..................................................................................................... 179 2.1. Природа и источники синонимии .......................................................... 179 2.2. Синонимическая доминанта .................................................................. 181 2.3. Синонимы. Абсолютные синонимы ...................................................... 182 2.4. Синонимы в речи .................................................................................... 183 2.5. Критерии синонимии .............................................................................. 184 2.6. Степень семантической близости .......................................................... 187 2.7. Классификация синонимов .................................................................... 188 3. Эвфемизмы .................................................................................................... 191 3.1. Эвфемизмы в английском языке ............................................................ 193 3.2. Эвфемизмы в русском языке .................................................................. 197 4. Антонимия ..................................................................................................... 198 4.1. Классификация антонимов ..................................................................... 199 5. Группы слов на основе типов семантических отношений ........................ 202 5.1. Лексические и терминологические группы .......................................... 203 5.2. Лексико-семантические группы ............................................................ 204 5.3. Семантические поля ............................................................................... 206 Контрольные задания ....................................................................................... 208 305
Стр.305
Лекция 9. Группы слов ..................................................................................... 213 1. Общие характеристики словосочетаний ..................................................... 213 2. Типы словосочетаний ................................................................................... 215 3. Валентность слов .......................................................................................... 216 4. Структура словосочетаний. Дистрибуция как критерий классификации .............................................................................................. 221 5. Значение словосочетаний ............................................................................. 222 6. Взаимосвязь лексического и структурного значения в словосочетаниях ......................................................................................... 233 7. Взаимозависимость структуры и значения в словесных группах ............ 225 8. Полисемантические и моносемантические модели ................................... 226 9. Мотивация в словесных группах ................................................................. 227 10. Граница между сложными словами и свободными словосочетаниями. Неделимость составных слов ................................... 228 11. Полуаффиксы .............................................................................................. 232 Контрольные задания ....................................................................................... 235 Лекция 10. Фразеология и фразеологические единицы ............................. 241 1. Свободные словосочетания и фразеологические единицы ....................... 241 2. Фразеология и фразеологические единицы ................................................ 244 3. Классификация фразеологизмов.................................................................. 246 3.1. Семантическая классификация фразеологизмов .................................. 246 3.2. Структурные классификации фразеологизмов .................................... 249 3.3. Структурно-функциональная классификация фразеологических единиц ...................................................................... 250 3.4. Этимологическая классификация фразеологизмов .............................. 252 3.5. Структурно-семантическая классификация фразеологизмов ............. 254 4. Пословицы, поговорки и цитаты ................................................................. 256 5. Семантическая структура фразеологизмов ................................................ 260 6. Виды переноса в фразеологизмах................................................................ 262 7. Способы формирования фразеологизмов ................................................... 265 8. Проблемы перевода фразеологизмов .......................................................... 266 Контрольные задания ....................................................................................... 269 Глоссарий лексикологических терминов ...................................................... 276 306
Стр.306

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ