СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2022. № 1 (34)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
ФИЛОСОФИЯ
Безвиконная Е. В., Портнягина Е. В.
Синергетическая парадигма как
концептуальное основание реформы
публичного управления ......................................9
Ермаков С. А., Ермакова Е. В., Кашина О. П.
Порядок жизни как необходимое условие
благополучного существования человека .......14
Касаткина С. С. Творческие индустрии городов
как потенциал реализации культурной
политики государства ........................................21
Мартишина Н. И., Пермякова Т. В.
Рационально-критическое мышление как
«фонд бытия» человека ....................................27
Мэнмэн Юань. Понимание концепта
«культурный код» в современной китайской
семиотике ...........................................................33
Нефёдова Л. К. Предмет знания и тренд
предметности .....................................................39
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор (Новосибирск,
Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва,
Россия)
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
Петров А. В. Сакральная, секулярная
и витальная телеология: опыт
типологизации ...................................................47
Сизикова О. А. О становлении пищевой
культуры СССР (на материале романа «Мясо»
С. Беляева и Б. Пильняка)..................................55
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Бесценная В. В., Фесенко О. П. Сопоставление
языков в лингводидактике (об особенностях
освоения русской грамматики
франкофонами) .................................................... 61
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
Гибкий П. В., Супрунчук Н. В. Лексические
и грамматические трансформации как способы
сохранения семантической эквивалентности
при переводе сайтов с русского языка
на китайский ......................................................... 66
Глушкова Т. С., Горбунов Г. В. Языковая
репрезентация эмоционального состояния
удивления в русском и английском языках ....... 70
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2022
2
Губанов С. А. Система признаковых слов
в текстах Марины Цветаевой .............................. 77
Иссерс О. С., Журова А. В. Имплицитность как
способ речевого маневрирования в публичной
коммуникации ...................................................... 82
Стр.3
Киселева Н. М., Горшенина Я. Л., Полуйкова С. Ю.,
Чичерина Н. Н. Ономасиологический аспект
отражения абстракций в немецкой и русской
разговорной метафорике .................................... 87
Пекарская И. В., Шпомер Е. А. Элокутивная
специфика эпитета: дефиниция и проблема
классификации ..................................................... 93
Ронина Е. А. Особенности функционирования
некоторых типов обращений испанского языка
и их перевода на русский .................................. 100
Свистунова И. А. Особенности семантического
поля «пчеловодство» в английском словаре
и целесообразность его составления для
профессионального перевода .......................... 105
Синяговская Л. И. Концептуализация понятия
«Лондон» в романе Чарльза Диккенса
«Большие надежды» и особенности его
перевода на русский язык ................................. 109
ПЕДАГОГИКА
Айбазова М. Ю. Социокультурная адаптация
иностранных студентов к условиям обучения
в российских вузах ...........................................117
Богданов В. А. Создание в комплексных
центрах социального обслуживания
населения социально-педагогической среды
в целях социализации несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном
положении .......................................................122
Бородина Т. Ю. Поведенческие особенности
цифрового поколения как фактор влияния
на образовательный процесс (на примере
обучения иностранному языку в Московском
государственном техническом университете
имени Н. Э. Баумана) .......................................128
Гаврутенко Т. В., Мокрецова Л. А.
Организационно-педагогические условия
развития наставничества учителей:
управленческая практика ................................135
Грицай Л. А. Обоснование нового типа
семейного воспитания детей в России
в трудах представителей свободомыслящей
интеллигенции конца XVIII века .....................141
Клименко И. С. Методические подходы
к развитию у будущих педагогов
навыков информационного управления
образовательным процессом .........................146
Кузнецов Р. Д. Воспитательная,
творческая, исследовательская, трудовая
и благотворительно-патриотическая внеучебная
работа с учащимися в Енисейской губернии
первой четверти XX века (на материале
журнала «Сибирская школа»).........................152
Ланщикова Г. А., Позднякова Т. Ю. Методы
обработки информации в профессиональной
подготовке дизайнеров ...................................158
Новиков И. Н., Косолапова Л. А. Модель
повышения эффективности воспитания личного
состава Росгвардии в условиях приближенных
к реальности контекстно-ориентированных
задач .................................................................166
Самойлова Г. В., Пашина М. В., Макарова Н. А.
Синхронно-асинхронное взаимодействие
преподавателя и студентов заочного отделения
на образовательном портале университета
при дистанционном обучении .......................173
Терещенко У. А. К вопросу формирования
регулятивных универсальных учебных
действий старшеклассников при предметной
подготовке к Единому государственному
экзамену ...........................................................181
Информация для авторов ..............................187
3
Стр.4
CONTENTS
ISSN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientific Journal
2022. No. 1 (34)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Editorial Staff:
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
PHILOSOPHY
Bezvikonnaya E. V., Portnyagina E. V. Synergetic
Paradigm As a Conceptual Basis for Public
Administration Reform ............................................ 9
Ermakov S. A., Ermakova E. V., Kashina O. P.
The Order of Life As a Necessary Condition for
a Prosperous Human Existence ............................. 14
Kasatkina S. S. Creative Industries of Cities
As a Potential for the Implementation
of the Cultural Policy of the State .......................... 21
Martishina N. I., Permyakova T. V. Rational-Critical
Thinking As the “Foundation of Being”
of a Person ............................................................. 27
Mengmeng Yuan. Understanding the Concept
of ‘Cultural Code’ in Modern Chinese Semiotics ... 33
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor (Novosibirsk,
Russia)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Nefedova L. K. The Subject of Knowledge and
the Trend of Objectivity ......................................... 39
Petrov A. V. Sacred, Secular and Vital Teleology:
Experience of Typologization ................................. 47
Sizikova O. A. On the Formation of the Food
Culture of the USSR (Based on the Novel Meat
by S. Belyaev and B. Pilnyak) .................................. 55
LINGUISTICS
Bescennaya V. V., Fesenkо O. P. Comparison
of Languages in Linguodidactics
(On the Peculiarities of Mastering Russian
Grammar by Francophones) ................................61
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certificate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2022
4
Gibkij P. V., Suprunchuk N. V. Lexical and
Grammatical Transformations As the Means
of Preserving Semantic Equivalence When
Translating Websites from Russian to Chinese ....66
Glushkova T. S., Gorbunov G. V. Linguistic
Representation of the Emotional State
of Surprise in English and Russian .......................70
Gubanov S. A. The System of Attributive Words
in the Texts of Marina Tsvetaeva .........................77
Issers O. S., Zhurova A. V. Implicitness As a Way
of Speech Maneuvering in Public
Communication ...................................................82
Стр.5
Kiseleva N. M., Gorshenina Ya. L., Poluikova S. Yu.,
Chicherina N. N. Onomasiological Aspect of
Reflection of Abstractions in German and Russian
Colloquial Metaphorics .......................................88
Pekarskaya I. V., Shpomer E. A. Elocutive Specificity
of Epithet: Definition and Classification Problem .... 93
Ronina E. A. Functioning Features of Some
Types of Address Form in the Spanish Language
and Their Translation into Russian ....................100
Svistunova I. A. Semantic Field Features
of “Beekeeping” in the English Vocabulary
and the Feasibility of Its Compilation
for Professional Translation ...............................105
Sinyagovskaya L. I. Conceptualization
of the Notion �London� in Charles Dickens’
Novel Great Expectations and Distinctive Features
of Its Translation into Russian Language ............. 109
PEDAGOGICS
Aibazova M. Yu. Sociocultural Adaptation
of Foreign Students to the Study Conditions
at Russian Universities ......................................... 117
Bogdanov V. A. Creation of a Socio-Pedagogical
Environment in Integrated Social Service Centers
for the Purpose of Minors’ Socialization in a Socially
Dangerous Situation ............................................ 122
Borodina T. Yu. Behavioral Attributes of the Digital
Generation As an Educational Factor (A Case Study
of Teaching a Foreign Language at Bauman Moscow
State Technical University) ................................... 128
Gavrutenko T. V., Mokretsova L. A. Organizational
and Pedagogical Conditions for the Development
of Teacher Mentoring: Management Practice .... 135
Gritsai L. A. Substantiation of a New Type of Family
Upbringing of Children in Russia in the Works of
Representatives of the Free-Thinking Intelligentsia
of the Late 18th
Lanshchikova G. A., Pozdnyakova T. Yu. Methods of
Information Processing in the Professional Training
of Designers ......................................................... 158
Novikov I. N., Kosolapova L. A. A Model for
Increasing the Effectiveness of the Education
of the Russian Guard Personnel in Conditions
of Context-Oriented Tasks Close to Reality .......... 166
Samoylova G. V., Pashina M. V., Makarova N. A.
Synchronous-Asynchronous Interaction of
the Teacher and Students of Extramural
Department on Educational Portal of the University
in Distance Learning ............................................. 173
Tereshchenko U. A. Revisiting Formation
of Senior Pupils’ Regulatory Universal Educational
Actions While Preparing for the Unified State
Examination ......................................................... 181
Information for the Authors .............................187
Century ....................................... 141
Klimenko I. S. Methodological Approaches to
the Development of Future Teachers’ Skills of
Information Learning Administration .................. 146
Kuznetsov R. D. Educational, Creative, Research,
Labour and Charitable-Patriotic Extracurricular
Work with Students in the Yenisei Province of
the First Quarter of the 20th
Century (Based on
the Siberian School Magazine) ............................ 152
5
Стр.6