Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Science and Higher Education
of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2019 • № 3 (24)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2019 • № 3 (24)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2019
OSPU Publishing House
2019
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
ОМСкОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
пЕДАГОГИчЕСкОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИк
Научный журнал
2019. № 3 (24)
Издается с 2013 года
Выходит 4 раза в год
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редакционная коллегия:
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
ФИЛОСОФИЯ
Анашкина Н. А., Пендикова И. Г. Концепты
культуры повседневности в рекламной
и дизайн-коммуникации ...................................11
Бабикова Т. В. Пространство «мыслит себя
в нас»: постижение бытия в картинах
М. Усовой и Е. Дорохова ...................................17
Горнова Г. В., Митягин С. А. Цвета урбанизма .. 19
жижилева Л. И. Экзистенция и идентичность
человека в современном мире ........................22
Морозов А. А. Этизация религии в познании
и реальности: философско-антропологические
следствия ............................................................26
Назаров С. П. Основные подходы
к определению фактора асимметрии
в вооруженном конфликте ...............................30
Нефёдова Л. К. Маркеры конфликта
европейской культуры XVII века: сенсуализм —
рационализм, комедия — трагедия .................34
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Николаева А. Б. Новые онтофилософские
проблемы и повороты в современной научной
биографии ..........................................................39
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент (Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук,
профессор (Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66763
от 8 августа 2016 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Тел.: (3812) 23-55-12
https://omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal
E-mail: nis@omgpu.ru
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2019
2
Николин В. В., Николина О. И., Чинакова Л. И.
Две методологические установки западной
культуры в анализе Ж.-Ф. Лиотара ...................41
Николин И. В., Николина О. И., Шаров А. С.
Трансформация интериоризации как следствие
информационной революции ..........................44
Пастухова Е. В. Когнитивный и эмотивный
аспекты в изучении языка и коммуникации ...46
Пинчук В. Н. Философ Ф. А. Степун
и советская номенклатура в 1917–1922 годах .....49
Степанов А. Г. Специфика рациональноаналитического
уровня становления картины
социально-исторической реальности ..............53
Суворов Н. А. Философско-антропологическое
осмысление духовных практик ........................56
Федорова Н. В. Проблема нормы
и ненормального в западной философии .......59
ЯзЫКОзНАНИЕ
Батюшкина М. В. К вопросу об оценочной
семантике правовых понятий ............................. 65
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
Стр.3
Глотова Е. А. Окказиональная деривация
во фразеологии и индивидуально-авторские
фразеологизмы .................................................... 70
Горюнова Ю. Н. Значение немецких глаголов,
образованных от названий животных ............... 74
Киселева Н. М. Трудности перевода
на русский язык авторских параллелизмов
в романе П. Зюскинда «Парфюмер. История
одного убийцы» ................................................... 79
Кутьева М. В. Ситуативно обусловленное
коммуникативное поведение испанцев
(на фоне русского коммуникативного
поведения) ............................................................ 83
Липина Ю. А. Средства выражения
деонтической модальности в коммуникативных
ситуациях долженствования, разрешения
и запрета (на материале английского
подъязыка таможенной деятельности) ............. 86
Липириди С. Х. Неологизмы в туристическом
дискурсе (на материале английского языка) .... 90
Макович Г. В. Антропонимы как инструмент
организации когнитивно-дискурсивного
пространства в оригинальном тексте
и переводе ............................................................ 93
Малышева Е. Г. Медиалингвистическая
антропология: определение базового
понятия, типологизация субъектов, методики
анализа .................................................................. 97
Рогожникова Т. П. Внесистемные глагольные
формы прошедшего времени в старорусском
тексте ................................................................... 100
Садиева Д. В. Семантика аббревиатур
в восприятии школьников старших классов
(по результатам анкетирования) ...................... 104
Федяева Н. Д., Демченков С. А. Языковой
образ машины: методологические основания
исследования ..................................................... 108
Харламова М. А., Москаленко В. С. Маркеры
возрастной стратификации в диалектном
дискурсе и тематическая разметка текста ....... 111
Чепурная М. А. Неологизмы массмедийного
англоязычного дискурса как пласт лексики
концепта «экология» ......................................... 115
ПЕДАГОГИКА
Абсалямов Р. С. К вопросу совершенствования
системы физического воспитания студентов
в институте культуры .......................................121
Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В.
Профессионально-ценностные ориентации
абитуриентов как объект педагогических
и управленческих воздействий ......................124
Афанасьева С. Р., Олесова М. М. Реализация
общекультурных компетенций младших курсов
через проведение недели кафедры ...............127
Боровицкий А. М. Актуальные аспекты
методики овладения профессиональными
знаниями будущими офицерами
Росгвардии .......................................................129
Губаева Н. Г. Роль образовательного
фандрайзинга в высшем образовании ..........131
Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Особенности
подготовки будущих учителей математики
к формированию универсальных
учебных действий учащихся посредством
инновационных технологий ...........................134
Диких Э. Р., Чухина Е. В. Деятельность
педагогических классов: опыт Омского
государственного педагогического
университета ....................................................139
Казанцева Л. В. Проблемы обучения русскому
и английскому языкам в 1992–1999 годах:
требования к коммуникативно-речевой
подготовке студентов педагогического
колледжа и учащихся старших классов средней
школы ...............................................................142
Князькина Н. Х. Специфика разработки
сценария литературно-музыкальной
композиции для студентов специальности
«актерское искусство» ....................................147
Кузьмина О. С., Чекалева Н. В. Пути и способы
формирования у студентов готовности
к работе с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ............. 151
Майер Р. В. Зависимость трудности восприятия
информационного блока от его объема ........154
Некрасова Т. В. Личностная направленность
языковой образовательной среды военного вуза
как эффективное средство профессиональной
коммуникации курсантов.................................. 159
Ожогова Е. Г., Тельнова ж. Н. Психологопедагогические
проблемы, вызванные
современной детской игрушкой ....................162
Подоляка А. Е., Подоляка О. Б. Исследование
уровня физического здоровья и физической
подготовленности студенток педагогических
специальностей ...............................................166
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
3
Стр.4
Тюлюш М. К. Особенности восприятия учебной
информации тувинскими студентами............169
Цупикова Е. В., Цыгулева М. В.
Экспериментальная проверка модели
формирования умений авторефлексии
в организации НИРС на основе
информационного и когнитивного подходов ...172
Чекалева Н. В., Диких Э. Р., Соловьёва Т. О.,
Федяева Л. В. Психолого-педагогическая
олимпиада Омского государственного
педагогического университета:
поиск аналогов.................................................178
Чуркина Н. И. Становление научнопедагогических
школ Омского государственного
педагогического университета (вторая
половина ХХ – начало ХХI века) ......................182
Шульга Е. В. Математическая деятельность
как средство преемственности в обучении
математике.......................................................185
Сведения об авторах ......................................189
Информация для авторов ..............................192
4
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
Стр.5
COntEntS
PHilOSOPHy
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2019. № 3 (24)
3 (24)
24))
Published since 2013
Appears four times a year
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Editorial Staff
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment, 644099, Omsk
Tel.: (3812) 23-55-12
https://omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal
E-mail: nis@omgpu.ru
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education «Omsk State Pedagogical University», 2019
Anashkina n. A., Pendikova i. G. Concepts
of Daily Life Culture in Advertising and Design
Communication ..................................................... 11
Babikova t. V. Space “Thinks Itself Being Within
Us”: Achieving a State of Being in the Paintings
of M. Usova and E. Dorokhov ................................ 17
Gornova G. V., Mityagin S. A. Colours of Urbanism .....19
Zhizhileva l. i. Human Existence and Identity
in Modern World ................................................... 22
Morozov A. A. Ethicization of Religion
in Knowledge and Reality: PhilosophicalAnthropological
Consequences ............................. 26
nazarov S. P. Basic Approaches to Determining
Asymmetry Factor in Armed Conflict .................... 30
nefedova l. K. The Conflict Markers of European
Culture of the XVII Century: Sensualism —
Rationalism, Comedy — Tragedy ........................... 34
nikolaeva A. B. New Ontophilosophical Problems
and Twists in Modern Scientific Biography ........... 39
nikolin V. V., nikolina O. i., Chinakova l. i. Two
Methodological Attitudes of Western Culture
in the Analysis of J.-F. Lyotard ................................ 41
nikolin i. V., nikolina O. i., Sharov A. S.
Transformation of Interiorization as a Result
of Information Revolution ..................................... 44
Pastukhova E. V. Cognitive and Emotive Aspects
in the Study of Language and Communication ..... 46
Pinchuk V. n. Philosopher F. A. Stepun
and the Soviet Nomenclature in 1917–1922 ........ 49
Stepanov А. G. Specificity of Rational-Analytical
Level of the Pattern Formation of Socio-Historical
Reality .................................................................... 53
Suvorov n. A. Philosophical-Antropological
Interpretation of Spiritual Practices ...................... 56
Fedorova n. V. The Problem of Norm
and Abnormal in Western Philosophy ................... 59
linGUiStiCS
Batyushkina M. V. Revisiting the Evaluative
Semantics of Legal Concepts ...............................65
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
5
Стр.6
Glotova E. A. The Occasional Derivation
in Phraseology and Author`s Individual
Phraseologisms ....................................................70
Goryunova yu. n. Meaning of German Verbs
Formed from Animal Names ...............................74
Kiseleva n. M. The Difficulties of Translating
Author’s Parallelisms into Russian in Patrick
Suskind’s Novel “Das Parfum. Die Geschichte
eines Mörders” ....................................................79
Kutieva M. V. Situationally Determined
Communicative Behaviour of Spaniards
(on the Background of Russian Communicative
Behaviour) ...........................................................83
lipina yu. А. Means of Expressing Deontic
Modality in Communicative Situations of
Obligation, Permission and Prohibition
(on the Material of English Sublanguage of
Customs Activity) .................................................86
lipiridi S. Ch. Neologisms in Tourist Discourse
(Based on English Language) ...............................90
Makovich G. V. Anthroponyms as a Tool for
Organizing Cognitive-Discursive Space
in the Original Text and Translation .....................93
Malysheva E. G. Medialingual Anthropology:
Determination of Basic Concept, Typologization
of Subjects, Methods of Analysis.........................97
Rogozhnikova t. P. Non-Systemic Past Tense Verb
Forms in the Old Russion Text ...........................100
Sadiyeva D. V. Semantics of Abbreviations
in Perception of High School Students
(Results of Questionnaire) .................................104
Fedyaeva n. D., Demchenkov S. A. Language
Image of the Machine: Methodological Bases
of the Research..................................................108
Kharlamova M. A., Moskalenko V. S. Age
Stratification Markers in Dialectal Discourse
and Thematic Text Marking-out ........................111
Chepurnaya M. A. Neologisms of English Mass
Media Discourse as a Layer of Vocabulary withing
the Concept “Ecology” ......................................115
PEDAGOGiCS
Absalyamov R. S. Improving Students Physical
Education System of the Art Institute .................. 121
6
Avralev n. V., Efimova i. n., Makoveychuk A. V.
Professional and Axiological Orientations
of Applicants as an Object of Pedagogical
and Managerial Influences ................................124
Afanasyeva S. R., Olesova M. M. Implementation
of Cultural Competences of Freshmen
Through the Week of the Department ..............127
Borovitsky A. M. Relevant Aspects
of Mastering Professional Knowledge
by Future Officers of Federal National Guard
Troops Service ...................................................129
Gubaeva n. G. The Role of Educational
Fundraising in Higher Education ........................131
Derbush M. V., Skarbich S. n. Features of Training
Future Teachers of Mathematics by Forming
Universal Learning Skills of Pupils by Using
Innovative Technology .......................................134
Dikikh E. R., Chukhina E. V. Activity of Pedagogical
Classes: Experience of Omsk State Pedagogical
University ..........................................................139
Kazantseva l. V. The Problems of Teaching
the Russian and English Languages in 1992–1999:
the Requirements of the Speech and Language
Training of Pedagogical College and Senior
Secondary School Students ...............................142
Knjazkina n. Kh. Specifics of Developing
a Musical Scenario for Students Specializing
in “The Actor’s Act” ...........................................147
Kuzmina O. S., Chekaleva n. V. Ways and Metods
of Forming Students’ Readiness to Work with
Pupils with Special Educational Needs ..............151
Mayer R. V. Dependence of Perception Difficulty
of Information Unit on its Volume .....................154
nekrasova t. V. Personal Orientation of the
Language Educational Environment of a Military
University as an Effective Means of Cadets’
Professional Communication .............................159
Ozhogova E. G., telnova Zh. n. Psychological
and Pedagogical Problems of Modern Children’s
Toys .................................................................... 162
Podolyaka А. Е., Podolyaka O. B. The Level
of Physical Health and Training of Female
Students of Pedagogical Specialties ..................166
tyulyush M. K. Specifics of Perception of
Educational Information by Tuvinian Students ..169
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
Стр.7
tsoupikova H. V., tsyguleva M. V. Experimental
Verification of Self-Reflection Skills Formation
Model of the Students Scientific Research Work
Organization based on Informative and Cognitive
Approaches........................................................172
Chekaleva n. V., Dikikh E. R., Soloveva t. O.,
Fedyaeva l. V. Psychological and Pedagogical
Contest of Omsk State Pedagogical University:
a Search for Analogous Contests .......................178
Churkina n. i. Formation of Scientific and
Pedagogical Schools of Omsk State Pedagogical
University (Late 20th
and the Early 21st
Century) ....182
Shulga E. V. Mathematical Activity as a Means
of Continuity in Teaching Mathematics .............185
information About the Authors ........................189
information for the Authors .............................192
Гуманитарные исследования • 2019 • № 3 (24)
7
Стр.8