Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2017 • № 3 (16)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2017 • № 3 (16)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2017
OSPU Publishing House
2017
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2017. № 3 (16)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Красноярова Н. Г. Православие и русская
культура ................................................................. 19
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Львов Д. В. Архетипический калейдоскоп
социального порядка .......................................... 22
Нефёдова Л. К. Истоки русского философского
дискурса детства .................................................. 27
Николина О. И. Творческий акт в контексте
синтеза веры и разума ........................................ 30
Овчинникова Т. М. Трансформация этнической
идентичности в условиях полиэтничной
образовательной среды ...................................... 33
Ополев П. В. Усложнение и упрощение
в культуре .............................................................. 38
Пастухова Е. В. Типы чтения и уровневая
организация языковой личности ....................... 42
Розанов Ф. И. Метасистемные переходы как
естественные этапы системной эволюции
материи (принципы периодизации) .................. 45
ЯзЫКОзНАНИЕ
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск, издательство ОмГПУ, 2017
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2017
2
Глушкова Т. С. Механизмы коммерческой
номинации объектов индустрии красоты ......... 50
Гончарова А. В. Концепт-категория «общая
оценка» в аспекте концептуальных
различий ............................................................... 54
Дьякова Т. А. Фразеологическая репрезентация
языковой картины мира донских казаков
(на материале романа Людмилы Магеровской
«В жерновах») ...................................................... 58
Гуманитарные исследования • 2017 • № 3 (16)
Борзило О. С. Игра с классикой в культуре
постмодерна ......................................................... 10
Клёцкин М. В. Структурирование физического
пространства ......................................................... 13
Ковалевский А. А. Децентрализация субъекта
в парадигме современных естественных
и гуманитарных наук ........................................... 16
Стр.2
Калинин А. Ф. Русские вопросительные
фразеологизированные предложения
структурного типа Это ли не счастье?
(основные аспекты) ............................................. 62
Матиенко О. П. Российская валюта в аспекте
метафорического моделирования
(на материале заголовков в российских
СМИ) ................................................................... 65
Михайлова Ю. Л., Михайлов М. Р.
Коннотативная окраска топонимов
и особенности их функционирования
в лексическом составе английского языка ........ 69
Никитина Л. Б., Голошубина О. К. Языковое
воплощение речевого жанра «разговор
в мессенджере»: типичные реализации ........... 72
Терских М. В. Взаимодействие
вербального и визуального компонентов
в метафоризированных текстах социальной
рекламы ................................................................ 76
Уланов А. В. Пассивный дискурсивный запас
военного дискурса русского языка начала
XX века ................................................................... 84
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Бестолков Д. А. «Мастерство баснописца».
Поэтическая традиция И. А. Крылова
в художественном мире К. К. Крапивы ............90
Васильева О. Ю., Ляпина А. В.,
Пономарёва Л. Г. Литературные юбилеи
как явление национальной и региональной
идентичности (к постановке проблемы) .........94
Губанов С. А. Ряды эпитетов как
отличительная черта идиостиля
М. Цветаевой .....................................................98
Киричук Е. В. Театр авангарда или «театр
насмешки» в конце ХIХ века ...........................101
Киселёва М. С. Кот/кошка как персонификация
семейного духа-хранителя в современном
русском фольклоре ..........................................107
Радионцева Е. С. Региональная печать:
актуальные направления исследований .......110
Ростовцева Ю. А. Утопия В. А. Левшина
«Новейшее путешествие, сочиненное
в городе Белеве». Между eutopia
и utopia .............................................................113
Шумило С. М. Богослужебные тексты как
литературный источник житийной
литературы о Борисе и Глебе ..........................117
Юферева А. С. Особенности распространения
агитационных текстов в СМИ (на примере
избирательной кампании 2016 г.) ..................121
ПЕДАГОГИКА
Авдонина Н. С. К проблеме определения
компонентов структуры профессиональной
идентичности ...................................................127
Бабикова Т. В. Становление новой культуры
Сибири 1960-х гг. и художественное
образование .....................................................131
Васильев В. В. Пути взаимодействия
гражданских и ведомственных
правоохранительных образовательных
организаций по формированию
ценностных основ непрерывного
образования сотрудников органов
внутренних дел ................................................134
Гайдамак Е. С., закутская С. М., Фёдорова Г. А.
Интерактивные технологии в проведении
лекционного занятия в условиях электронного
обучения ...........................................................137
Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Формирование
приемов смыслового чтения при обучении
учащихся математике ......................................141
Ивахнова Л. А. Теория и практика
проектирования содержания и технологии
в художественном образовании ....................144
Ковалёва О. П., Ковалёв В. А. Формирование
конкурентоспособного образовательного
кластера в условиях оптимизации системы
образования .....................................................148
Куулар Д. О. Оценка методической
подготовки бакалавров образования профиля
«Информатика» к работе с ИТ-одаренными
тувинскими учащимися ...................................151
Гуманитарные исследования • 2017 • №3 (16)
3
Стр.3
Мухамеджанова С. Ш. Развитие военной
истории и военно-исторического образования
в Казахстане .....................................................155
Помелов В. Б. Просветитель Иван Яковлевич
Яковлев .............................................................158
Попов Н. И., Калимова А. В., Шашева Н. С.
Об уровне специальных способностей
будущих педагогов ..........................................163
Слышалов И. В. Актуальные проблемы
реализации программ профессионального
обучения водителей транспортных средств ..165
Табачук Н. П., Мельникова В. В. Развитие
информационной компетенции студентов
средствами интерактивного модульного курса
«Компьютерные сети» ....................................169
Терскова А. В. Развитие творческих
способностей на занятиях по композиции
посредством пастозной живописи .................171
чекалёва Н. В. Эффекты модернизации
педагогического образования ........................175
чуркина Н. И., чуркина А. М.
Профессиональный экзамен в педагогической
и медицинской сфере: первый опыт
и перспективы ..................................................178
Шестова А. А. Опыт руководства написанием
выпускной квалификационной работы по
филологии на основе пошаговой
инструкции .......................................................182
Шипилина Л. А. Проектирование содержания
профессионально-педагогического
образования на основе сопряжения
образовательного и профессионального
стандартов: методологический аспект ..........186
СЛОВО МОЛОДЫМ
Романов Н. А. Некоторые аспекты архитектоники
современного медиапространства ............ 192
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
чинакова Л. И. Ребёнок довоенного
времени дома и «дитя войны» в эвакуации
(воспоминания эвакуационного ребенка) ....196
Сведения об авторах ......................................200
Информация для авторов ..............................203
4
Гуманитарные исследования • 2017 • № 3 (16)
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2017. № 3 (16)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kovtun
N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kosyakov
G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova Т. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Borzilo O. S. Game with classics in postmodern
culture ................................................................. 10
Klyotskin M. V. Structuring of physical space .....13
Kovalevsky A. A. Decentralization of the subject
in the paradigm of modern natural and human
sciences ............................................................... 16
Krasnoyarova n. G. Orthodoxy and Russian
culture ................................................................. 19
lvov D. V. Archetypical kaleidoscope of social
order .................................................................... 22
nefedova l. K. The origins of Russian
philosophical discourse of childhood ..................27
nikolina O. i. Creative act in the context of the
synthesis of faith and reason ...............................30
Ovchinnikova t. M. Transformation of ethnic
identity in conditions of polietary education
environment ........................................................33
Opolev P. V. Complication of simplification
and culture ..........................................................38
Pastukhova E. V. Types of reading and leveling
organization of a language personality ...............42
Rozanov F. i. Metasystem transitions as natural
stages of system evolution of matter (principles of
periodization) ......................................................45
linGUiStiCS
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk, OSPU Publishing House, 2017
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Omsk State Pedagogical University», 2017
Glushkova t. S. Mechanisms of commercial
nomination of beauty industry objects ...............50
Goncharova A. V. Concept-category «general
evaluation» in the aspect of conceptual
differences ...........................................................54
Diakova Т. А. Phraseological representation
of the language picture of the world of
Don cossacks (on the material of Lyudmila
Magerovskaya’s novel “About Millstones”) .........58
Гуманитарные исследования • 2017 • №3 (16)
5
Стр.5
Kalinin A. F. Russian questioning fraseological
sentences of structural type is It not happiness?
(main aspects) .....................................................62
Matiyenko O. P. Russian currency in the aspect
of metaphorical modeling (on the material
of headlines in Russian mass media) ...................65
Mikhaylova yu. l., Mikhaylov M. R. Connotative
coloring of toponyms and features of their
functioning in the lexical structure of English
language ..............................................................69
nikitina l. B., Goloshubina O. K. Language
embodiment of speech genre «conversation
in the messenger»: typical realizations ...............72
terskikh M. V. Interaction of verbal and visual
components in metaphorized texts of social
advertising ...........................................................76
Ulanov A. V. Passive discursive lexicon
of military discourse of the Russian language
of the beginning of the XX century ......................84
litERAtURE. litERAtURE StUDiES.
FOlKlORE
Bestolkov D. A. «Mastery of the fabulist». Poetic
tradition of I. A. Krylov in the artistic world
of K. K. Krapiva ....................................................... 90
Vassilyeva O. yu., lyapina A. V., Ponomareva l. G.
Literary anniversaries as a phenomenon
of National and Regional identity
(to the problem posing) ......................................... 94
Gubanov S. A. Series of epithets as a different
feature of idiostyle of M. Tsvetaeva....................... 98
Kirichuk E. V. Theater of avant-garde or «theater
of the ridiculous» at the end
of the XIX century ................................................ 101
Kiseleva M. S. Cat as personification of the family’s
spirit-keeper in the modern russian folklore ....... 107
Radiontseva E. S. Regional print media: actual
research directions .............................................. 110
Rostovceva Ju. A. Utopia of V. A. levshin «the
Newest journey composed in the Belev city ».
Between eutopia and utopia ............................... 113
6
Shumilo S. M. Liturgical texts as a literary
source of living literature about Boris
and Gleb ............................................................... 117
yufereva A. S. Peculiarities of the distribution
of the agitation texts in the media
(on the example of the 2016 election
campaign) ............................................................ 121
PEDAGOGiCS
Avdonina n. S. To the problem of determining
the components of the structure
of professional identity ......................................127
Babikova t. V. The formation of the new
culture of Siberia of the 1960s and the artistic
education...........................................................131
Vasiliev V. V. Ways of interaction of civil and
departmental law enforcement educational
organizations for the formation of value bases
of continuing education of employees
of internal affairs bodies ....................................134
Gaydamak E. S., Zakutskaya S. M., Fedorova G. A.
Interactive technologies in conducting lecture
in the e-learning conditions ..............................137
Derbush M. V., Skarbich S. n. Formation
of sense reading techniques in teaching
mathematics ......................................................141
ivahnova l. A. Theory and practice
of designing the content and technology in art
education...........................................................144
Kovaleva O. P., Kovalev V. A. Formation
of the competitive educational cluster in the
conditions of the educational system
optimization ......................................................148
Kuular D. O. Evaluation of methodological
training of bachelors of educational profile
«informatics» to work with it-capable students
of Tuva ...............................................................151
Muhamedzhanova S. Sh. The development of
military history and military-historical education
in Kazakhstan .....................................................155
Pomelov V. B. Enlightener Ivan Yakovlevich
Yakovlev .............................................................158
Гуманитарные исследования • 2017 • № 3 (16)
Стр.6
Popov n. i., Kalimova A. V., Shasheva n. S.
About the level of special abilities of future
teachers .............................................................163
Slyshalov i. V. Actual problems of implementation
of professional training programs for vehicle
drivers ................................................................165
tabachuk n. P., Melnikova V. V. Development
of information competence of students by means
of interactive modular course
“Computer networks” .......................................169
terskova A. V. Development of creative abilities
at the composition lessons through pasty
painting .............................................................171
Chekaleva n. V. Effects of modernization of
teacher education .............................................175
Churkina n. i., Churkina A. M. Professional
examination in pedagogical and medical spheres:
first experience and prospects ..........................178
Shestova A. A. Experience of guiding of final
qualification work on philology on the basis
of the step-by-step instruction ..........................182
Shipilina l. A. Designing of the content of
professional and pedagogical education based
on the connection of educational
and professional standards:
the methodological aspect ................................186
lEt tHE yOUtH SAy
Romanov n. A. Some aspects of the
architectonics of modern media space .............192
MEMORy PAGES
Chinakova l. i. Pre-war child at home and
“war child” in the evacuation (memories
of the evacuated child) ......................................196
information about the authors ........................200
information for the authors .............................203
Гуманитарные исследования • 2017 • №3 (16)
7
Стр.7