Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2015 • № 5 (9)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2015 • № 5 (9)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2015
Publishing house OSPU
2015
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2015. № 5 (9)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Кордас О. М.
Роль ритуала в антропосоциогенезе ................16
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор
(Екатеринбург)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2015
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Омский государственный педагогический
университет», 2015
2
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Красноярова Н. Г.
Судьба эстезиса в философии:
от античности до постмодернизма ..................19
Нефёдова Л. К.
Универсальное и особенное как принцип
интерпретации культурного конфликта:
современность и XIX век ...................................22
Новикова Е. Б.
Повседневность и мифизация в джазовом
стандарте ............................................................26
Федяев Д. М.
Философия против очевидного ........................29
ФИЛОЛОГИЯ
Пометелина С. М.
Семантические разновидности предложений
изъяснительного типа .......................................34
Седова П. В.
Русский язык как средство профессиональной
коммуникации иностранного
студента-медика ................................................38
Федяева Н. Д.
Наименования театров сибирских городов
в лингвокультурологическом аспекте ..............41
Шкуран О. В.
Христианский фразеологизм «сильные духом»:
этимология и современная эталонизация
в средствах массовой информации .................45
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
ФИЛОСОФИЯ
Варова Н. Л., Кузнецов И. С.
«Есть» в онтологии Парменида и Августина
Аврелия ..............................................................10
Карпова Л. М.
Место философии в системе образования ......13
Стр.2
Чик О. И.
Мотив инициации в украинском
и немецкоязычном романе воспитания
второй половины XIX в. .....................................47
ИСТОРИЯ
Чуркин М. К.
Сословная и этнокультурная идентичность
российских однодворцев в переселениях
второй половины XIX – начала XX вв. ..............52
ПЕДАГОГИКА
Асанов С. Д.
IT-технологии в военном образовании
и военной науке: существующие проблемы
и пути их решения .............................................57
Волох Т. С.
Изменения в технологии конструирования
урока по праву ...................................................60
Глазырина Е. С.
Формирование профессионально-ценностных
ориентаций будущих регионоведов и международников
средствами учебной дисциплины
«Иностранный язык для специальных
целей» ................................................................ 64
Диких Э. Р., Лоренц В. В., Федяева Л. В.
Олимпиада – праздничное приобщение
к профессии........................................................66
Зарипова Е. И.
Анализ опыта современных российских вузов
по созданию индивидуальной образовательной
программы магистранта ...................................70
Лосева С. Н.
Проблемы развития музыкальной
одаренности .......................................................73
Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б.
Модели подготовки педагогов в рамках
регионального образовательного
кластера .............................................................. 77
Малашенко Л. И.
О формировании модели подготовки военных
научно-педагогических кадров высшей
квалификации в Республике Казахстан............80
Мацько Д. С.
Формулирование заголовка студенческих
научных публикаций по иностранной
филологии (на примере статей студентов
магистратуры) ....................................................85
Синицына Г. П.
Профессиональный экзамен: подходы
к структуре и содержанию ................................88
Таланкин Д. О.
Педагогический базис танцевального
искусства как морально-этическая форма
коммуникации детей .........................................91
Федоров В. М.
Особенности интерактивных форм проведения
занятий по экономическим дисциплинам
в учреждениях среднего профессионального
образования .......................................................94
Чуркина Н. И.
Реформирование системы подготовки педагогов
в России и за рубежом: поиск оптимальной
модели «входа» в профессию ..........................97
Шипилина Л. А.
Организация сетевого взаимодействия кафедры
вуза и образовательных учреждений среднего
профессионального образования в условиях
реализации федеральных государственных
образовательных стандартов .........................103
Щукин Д. В.
Дистанционное обучение (е-learning) в образовательной
среде высшей школы: к вопросу
о содержании, применении и формах ...........107
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Кассал Б. Ю.
Пищерный лев – арт-объект реалий
плейстоцена .....................................................112
Кениспаев ж. К.
Троянский конь как символ греческой
цивилизации ....................................................121
Кудря Д. П.
Поэтический жанр русских хайку как культурная
форма в пространствах повседневности,
социального взаимодействия
и интернет-коммуникации ..............................124
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
3
Стр.3
Шляпников В. В.
Ценностно-смысловое пространство
в европейском и евразийском интеграционных
проектах ...........................................................128
СЛОВО МОЛОДЫМ
Леонов О. А.
Конфликты табуирования сексуальности
в обществе модерна и постмодерна ..............134
Юркова А. В.
Индивидуализация обучения информатике
с помощью дистанционных технологий ........136
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Воробьева З. В.
Вспоминая Юрия Викторовича Воробьева ....140
Денисов С. Ф.
Кафедре философии ОмГПУ 50 лет:
три эпохи истории ...........................................146
Сведения об авторах ......................................150
Информация для авторов ..............................152
4
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
Стр.4
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2015. № 5 (9)(9)9)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Editorial Board
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Varova N. l., Kuznetcov i. S.
‘’Be’’ in Parmenides and Augustine
of hippo’s Ontologies ...........................................10
Karpova l. M.
The placement of philosophy in the system
of educational......................................................13
Kordas O. M.
The role of the ritual in anthroposociogenesis ....16
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2015
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional
Education «Omsk State Pedagogical University», 2015
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
5
Krasnoyarova N. G.
The fate of estetica in philosophy: from antiquity
to postmodernism ...............................................19
Nefedova l. K.
Universal and particular as a principle of
interpretation of the cultural conflict: modernity
and the 19th century ...........................................22
Novikova E. B.
Everydayness and mythization
in jazz standards ..................................................26
Fedyaev D. M.
Philosophy against evidence ...............................29
PHilOlOGy
Pometelina S. M.
Semantic varieties of clauses of the complement
type ..................................................................... 34
Sedova P. V.
Russian language as a means of professional
communication of foreign medical students .......38
CONtENtS
Стр.5
Fedyaeva N. D.
Names of the Siberian city theatres in respect
of the linguocultural aspect .................................41
Shkuran O. V.
Christian phraseological unit “strong in spirit”:
etymology and modern standardization by the
mass media .........................................................45
Chyk O. i.
The initiation motif in the Ukrainian and German
bildungsroman of the 2nd half
of the 19th century .............................................47
HiStORy
Churkin M. K.
Social class and ethnocultural identity of Russian
single homesteaders in the migrations
of the second half of XIX – early XX centuries .....52
PEDAGOGiCS
Asanov S. D.
Information technologies in military education
and military science: existing problems
and the ways of their solving ...............................57
Volokh t. S.
Changes in technology design lesson
on the right ..........................................................60
Glazyrina E. S.
Formation of professionally valuable orientations
of future regionalists and specialists in
international relations by means of the
academic subject “Foreign language
for specific purposes” ..........................................64
Dikikh E. R., lorents V. V., Fedyaeva l. V.
Olympiad – festival inclusion in the profession ...66
Zaripova E. i.
Analysis of experience modern Russian universities
in creating individualized learning program for
postgraduate students ........................................70
loseva S. N.
Problems of musical giftedness development .....73
Makarova N. S., Drobotenko yu. B.
The models of teachers training within the
framework of the regional education cluster ......77
Malashenko l. i.
On the formation of training model for military
scientific and pedagogical personnel of highest
qualification in the Republic of Kazakhstan .........80
Matsko D. S.
Choosing headlines for student scientific papers
(based on the articles of master students) ..........85
Sinitsina G. P.
Professional examination: approaches
to the structure and content ...............................88
talankin D. O.
Pedagogical basis of dance art as moral
and ethical communication form of children ......91
Fedorov V. M.
Features interactive forms of training in economic
disciplines in institutions of secondary vocational
education.............................................................94
Churkina N. i.
The reforming of teacher training system in Russia
and abroad: search of the optimal model
of ‘’introduction’’ to the profession ....................97
Shipilina l. A.
Organization of network interaction between
the department of the university and educational
institutions of vocational education under
condition of realization of Federal state
educational standards .......................................103
Shchukin D. V.
Distance learning (e-learning) in the educational
environment of the higher school: revisiting
content, application and forms .........................107
CUltUROlOGy
Kassal B. yu.
Cave lion – an art-object realities pleistocene ...112
Kenispaev G. K.
Trojan horse as a symbol of Greek civilization ...121
6
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
Стр.6
Kudrya D. P.
Russian haiku genre as a cultural form in the
spaces of daily occurrence, social interaction and
internet communications ..................................124
Shlyapnikov V. V.
Value-semantic space in European and Eurasian
integration projects ...........................................128
lEt tHE yOUtH SAy
leonov O. A.
Conflicts of sexuality taboo in modern
and postmodern society ....................................130
yurkova A. V.
Individualization of teaching computer science
by using remote technologies ...........................134
MEMORy PAGES
Vorobyova Z. V.
Remembering Yuriy Viktorovich Vorobyov ........140
Denisof S. F.
To department of philosophy to on OMGPU
50 years: three eras of history ...........................146
information About the Authors .......................150
information For the Authors ............................152
Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)
7
Стр.7