Психологический подход к идеологии
от Фрейда к Парето ......... .. <...> Крестьянская реформа B Северной Осетии B трудах
ГА. <...> .JII/ILIHOCTI)
B этом году исполнилось 20 лет со дня смерти Михаила Константиновича Петрова (0804192311.04.1987) 7 одного из крупнейших советских мыслителей второй половины XX в, Его богатейшее и разноплановое
научное наследие в полной мере вводится в научный оборот только с конца 90—х годов прошлого века, Это
десятки статей и такие фундаментальные труды, как: "Самосознание и научное творчество" (Ростов нД
1992); Ч/[сторико—философские исследования" М, 1996); ’История европейской культурной традиции и ее
проблемы" М, 2004); Ч’егион как объект системного исследования" (Ростов нД 2005) и публикации его далеки
от завершения, С каждым годом идеи, концепции и труды MK. <...> Черноус
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
MK. <...> Вместе с тем кроме этой внешней, связанной
с условиями творчества, социальной характе НАУШАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2007 N9 3 3
ристики мы обнаруживаем также и социальную характеристику, явно имманентную самому научному творчеству: многосубъектность
процесса научного познания, в котором последователи “стоят на плечах” предшественников;
преемственность в накоплении и Движении
научного знания; каскадный, или шаговый
переход, что позволяет рассматривать научное
творчество как социальный феномен, социальные моменты которого не сводимы к тому
или иному типу организационного окружения. <...> Внешним выражением социальной природы научного творчества является процесс
очеловечивания эпонимической характеристики мира. <...> И хотя одни имена широко известны, а другие можно вскрыть, лишь покопавшись в энциклопедиях и справочниках, все в нашем мире “сотворено” людьми, и имена этих творцов зафиксированы в
эпонимической характеристике мира, в которую прежде, в традиционном обществе, входили только имена вечных существ — богов:
изобретателей, покровителей, обновителей
всех человеческих искусств. <...> С процессом очеловечивания <...>
Научная_мысль_Кавказа_№3_2007.pdf
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Северо-Кавказский
научный центр
высшей школы
Южного федерального
университета
Регистрационный ¹ 013154 от 21 декабря 1994 ã. Комитета Российской Федерации
по печати
Издается с 1995 ã.
Периодичность 4 номера в год
¹ 3 (51) 2007 ã.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА.
ОБЩЕСТВО.
ЛИЧНОСТЬ
Петров М.К. Научное творчество как социальный
ôåíîìåí..........................................................................................................3
Рыбин В.А. Разум перед судом предыстории: гегелевский
историософский концепт на рубеже XX–XXI âåêîâ..............................12
Енгоян А.П. Психологический подход к идеологии:
от Фрейда к Ïàðåòî....................................................................................21
Авдулов Н.С. Социальные механизмы как инструмент
предупреждения ксенофобии и ýêñòðåìèçìà...........................................28
Москвина Å.Ã. PR-òåõíîëîãèè в работе агрофирм ðåãèîíà..................32
ЭКОЛОГИЯ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Арутюнов Ю.И., Мишанькин Б.Н., Водопьянов А.С., Костюковский В.М.
Особенности проявления туляремии в Южном федеральном округе:
Краснодарский край и Республика Адыгея
(èñòîðèÿ âîïðîñà)......................................................................................37
Зилфикаров И.Н. Ресурсосберегающие технологии в
фитофарминдустрии как фактор рационального использования
эфирномасличного ñûðüÿ..........................................................................44
НАРОДЫ КАВКАЗА:
ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Бабич И.Л. Особенности становления государственности и права
на Северном Кавказе (на примере адыгских горских обществ
в XVII–XX âåêàõ)......................................................................................50
Кокаева И.В. Крестьянская реформа в Северной Осетии в трудах
Ã.À. Êîêèåâà................................................................................................56
Текуева М.А. Мир интимных переживаний в традиционной
культуре àäûãîâ..........................................................................................60
ЛЮДИ.
СОБЫТИЯ.
ФАКТЫ
СТРАНИЧКА
ГАЗЕТЫ “ДАР”
(Рубрику ведет
Н.В. Забабурова)
ABSTRACTS........................................................................................................................................78
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2007
¹ 3
1
Борликов Ã.Ì. Феномен Давида Кугультинова (1922–2006).................70
Хетагурова Ô.È. “ß ïðèøëà, чтобы ïåòü...” ........................................74
Стр.1
В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ
РЕДАКЦИЯ ПЛАНИРУЕТ ОПУБЛИКОВАТЬ:
• Будущее России: сценарии социально-политического
развития
• Поведение континентальных углеродных резервуаров
стока атмосферного СО2 в условиях глобального
потепления климата
• Карл Линней и современное состояние систематики
• Ресурсы модернизации экономики регионов Юга России:
взгляд из провинции
2
2007
¹ 3
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
Стр.2
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ
В этом году исполнилось 20 лет со дня смерти Михаила Константиновича Петрова (08.04.1923–
11.04.1987) – одного из крупнейших советских мыслителей второй половины XX в. Его богатейшее и разноплановое
научное наследие в полной мере вводится в научный оборот только с конца 90-х годов прошлого века. Это
десятки статей и такие фундаментальные труды, как: "Самосознание и научное творчество" (Ростов н/Д,
1992); "Историко-философские исследования" (М., 1996); "История европейской культурной традиции и ее
ïðîáëåìû" (Ì., 2004); "Ðåãèîí как объект системного исследования" (Ðîñòîâ í/Ä, 2005) и публикации его далеки
от завершения.
С каждым годом идеи, концепции и труды М.К. Петрова оказывают все более сильное влияние на
науковедение, культурологию, регионоведение и другие научные дисциплины, фиксируя его заметное место в
истории мировой науки. Творчество опального мыслителя*, труды которого многие годы пролежали в архиве,
служит иллюстрацией его мысли: "Отсеянные и исключенные из дальнейшего движения элементы научного
знания остаются на хранении, не теряют потенциальной способности участвовать в порождении новых
технологических и организационных схем".
Публикуемая ниже статья М.К. Петрова представляется своевременной и актуальной, хотя завершена
более 30 лет назад. Она показывает ограниченность и порочность представления о том, что высшее образование
и наука должны стать преимущественно частной потребностью и быть ориентированными на интересы,
определяемые едва ли не исключительно рынком. Глубоко вскрытая М.К. Петровым социальность, имманентно
присутствующая в любом научном творчестве, ведущая роль фундаментальной науки – императивы, которыми
необходимо руководствоваться в преобразованиях организации науки и высшего образования в России.
В.В. Черноус
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
М.К. Петров
творческую способность – на присущее ученому
умение создавать новые связи идей, приходить
к нетривиальным выводам, по-новому
видеть объекты и их связи, и т. д. Исходя из
этой способности как из “начала”, допускающего
те или иные количественные оценки
(баллы в тестах на интеллектуальность, количество
опубликованных работ, количество ссылок
на опубликованные работы), исследователи
анализируют особенности выявления этой
способности в различных типах институционального
окружения (малая наука – большая
íàóêà, чердак – НИИ и ò. ï.). В таких
оппозициях творческой способности и условий
ее выявления роль носителя социального начала
возлагается, как правило, на институВ
*
Ñì. о судьбе Ì.Ê. Ïåòðîâà: Дубровин Â.Í.,
Тищенко Ю.Р. Судьба философа в интерьере эпохи
// М.К. Петров. Историко-философские исследования.
Ì., 1996.
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
научном творчестве видят обычно
индивидуальную деятельность
ученого, которая опирается на
циональное окружение. При этом окружение
мыслится, хотя и инертным по своей природе,
непричастным к творчеству – НИИ, лаборатории,
оборудование, штатные расписания, организационные
схемы сами по себе ничего не
творят, – но все же способным либо стимулировать,
либо подавлять творчество. В этом
плане социология научного творчества есть во
многом исследование организационных форм
функционирования наук, и цель таких исследований
– обнаружить и рекомендовать к реализации
оптимальные формы.
Против такого подхода нечего возразить.
Он крайне важен и актуален по множеству
причин: от растущих трудностей с финансированием
науки до прогрессирующего падения
производительности научного труда. Признаки
несовершенства организационных форм науки
многообразны [1–4], и любые попытки разобраться
в причинах и степени этого несовершенства
могут дать полезные результаты.
Вместе с тем кроме этой внешней, связанной
с условиями творчества, социальной характе2007
¹
3
3
Стр.3