Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2014 • № 1(2)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2014 • № 1(2)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2014
Publishing house OmSPU
2014
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
1
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2014. № 1(2)
Редакционный совет
Волох О. В., доктор политических наук, профессор, председатель
редакционного совета
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалева Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редколлегия журнала
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор, главный
редактор
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент, заместитель
главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор (Екатеринбург)
Рагулина
М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор (Новосибирск)
Смит
П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Адрес редакции:
644099, Омск-99, Набережная Тухачевского, 14, ОмГПУ
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»: 644099, Омск-99, Набережная Тухачевского,
14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2014
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»,
2014
2
ФИЛОСОФИЯ
Брильц О. А.
Соотношение познания и понимания ..................10
Карпова Л. М.
Сновидение и духовный опыт ...............................13
Кениспаев ж. К.
Знания как способ существования человека .......16
Куликова Т. Ю.
Дивергентное или конвергентное мышление
ведет в будущее? ...................................................19
Павлов А. П.
Онтосоциальная реконструкция
социального порядка .............................................22
Пивоваров Д. В.
Религиозно-философские модели человека:
двумерный человек ...............................................26
ФИЛОЛОГИЯ
Айданова Ю. Ф.
Перевод темпорально-маркированного
художественного текста .........................................30
Бесценная В. В., Федяева Е. В.
Особенности использования кейс-метода
при обучении русскому языку
как иностранному ..................................................32
Боголепова С. В.
Особенности обучения английскому языку
для академических целей в российском
университете ..........................................................36
Егоренкова Л. А., Палий А. А.
Авторский комментарий в романе
Джейн Остин «Гордость и предубеждение» ........40
Кутьева М. В.
Стереотипные образы-эталоны, восходящие
к миру фауны, в испанской
и русской языковых картинах мира ......................43
Назарова Н. А.
Развитие профессиональноориентированного
бучения иностранному
языку в неязыковых вузах .....................................47
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
Стр.2
Разумовская О. В.
Хортонский период в творчестве
Джона Милтона ......................................................50
Устинова Т. В.
Особенности метаязыкового дискурса
американского поэта Роберта Гренье ...................54
Шадрина А. А.
Формирование значения слова Россия / Rusko
в языковом сознании русских и чехов ..................57
Шадрова Е. В.
Language awareness
как основа развития иноязычной
коммуникативной компетентности
научно-педагогических работников .....................60
ИСТОРИЯ
Гресь С. М.
Разработка аграрного законодательства
польскими властями в 1921-1939 гг. .....................68
Дубинин В.О.
Романовы как основа воинского воспитания
в гарнизонах Западной Сибири
(1865-1906 гг.) .........................................................71
Кобылецкий М. А.
Подготовка учительских кадров
в Западно-Сибирском учебном округе
для начальных и инородческих школ ...................73
Никулина Е. Г.
Становление профессиональной
подготовки учителей в России в XIX веке .............76
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Грачёв А. В.
Политические идеологии современности:
конфликтологический аспект ................................84
Нефёдова Л. К.
Свобода и необходимость как сущностные
характеристики культурного конфликта
в европейской драме XIX века ..............................87
Овчинникова Т. М.
Диалектика единичного и общего
в познании конфликта ...........................................90
Соловьев Д. Н.
Способы командообразования
в предупреждении буллинга
в подростковом возрасте ......................................94
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Буренкова С. В.
О значимости норм и незначительности
нарушений (на примере немецкой
лингвокультуры) ...................................................100
Кассал Б. Ю.
Произведения искусства палеолита –
свидетельство полового диморфизма
представителей рода Bison .................................104
ПЕДАГОГИКА
Брицкая Е. О.
Сопровождение профессиональной
деятельности педагогов дистанционного
обучения детей с особыми потребностями
как метод преодоления профессиональных
затруднений ..........................................................110
Дмитриева С. В., Хаматнурова Е. Н.
Дидактические принципы разработки
учебно-методического комплекса
дисциплины «Строительные машины
и оборудование» для специальности
«Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений» .....................................................113
Дроботенко Ю. Б., Чекалева Н. В.
Современный педагогический вуз
в условиях социокультурных изменений ...........118
Дука Т. О.
Проектирование оценочного модуля
дополнительной профессиональной
образовательной программы
(повышения квалификации педагогов)
в инновационном образовании ..........................121
Зарипова Е. И.
Индивидуальная образовательная программа
студента как средство индивидуализации
магистерской подготовки ....................................124
Слесарь М. В.
К вопросу формирования
полиэтнической культуры
как важной составляющей
функциональной грамотности школьников .......129
Файчук Е. Л. Роль высшего образования
в формировании валеологической культуры
будущих социальных работников .......................132
Чуркина Н. И. Проблемы и перспективы
современных историко-педагогических
исследований .......................................................135
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
3
Стр.3
Шипилина Л. А.
Развитие человеческого потенциала
в образовательной организации
в контексте гуманистической методологии .......137
Шульга Е. В.
Гуманитаризация образования и её влияние
на преподавание математики в вузе ..................142
ПСИХОЛОГИЯ
Стебляк Е. А., Виноградченко А. И.
Образы и символы одиночества в сознании
подростков-сирот с интеллектуальной
недостаточностью ................................................148
СЛОВО МОЛОДЫМ
Ковалевский А. А.
Нигилизм и негативная гносеология ..................154
РЕцЕНЗИИ
Никитина Л. Б., Щербакова Н. Н.
Лингвокультурология:
учебно-методическое обеспечение курса .........158
Сведения об авторах ...........................................160
Информация для авторов ..................................162
4
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
Стр.4
COntEntS
NEWSLETTER OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientific journal
2014. № 1(2)
Editorial Board
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor, Editorial
Board Chairman
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editorial Staff
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor, Deputy Cief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Deputy Cief
Editor
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Krasnoyarova N. V., Phd in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Hictorical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
FSBEI HPE «OSPU»:
14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk-99
OSPU Press Omsk, 2014
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Professional Education «Omsk State Pedagogical University»,
2014
PHilOSOPHy
Brilts O. A.
Relation between cognition and understanding ......10
Karpova l. M.
Dreams and spiritual experience .............................13
Kenispaev Z. K.
Knowledge as a mode of human existence ..............16
Kulikova t. U.
Does divergent or convergent thinking lead
to the future? ...........................................................19
Pavlov A. P.
Ontological social reconstruction
of social order ..........................................................22
Pivovarov D. V. Religious philosophical model
of man: two-dimentional man .................................26
PHilOlOgy
Aydanova y. F.
Translation of temporally marked fictional text .......30
Bestsennaya V. V., Fedyaeva E. V.
Specificity of the case method usage in teaching
Russian as a foreign language ..................................32
Bogolepova S. V.
Peculiar features of teaching english
for academic purposes
in the russian university ...........................................36
yegorenkova l. A., Paley A. A.
The author's commentary in Jane Austen's novel
«Pride and prejudice» ..............................................40
Kutieva M. V.
Stereotypical images-etalons ascending
to fauna world in spanish and russian
linguistic picture of the world ..................................43
nazarova n. A.
Development of foreign language
professionally-oriented teaching
in non-language universities ....................................47
Razumovskaya O. V.
Horton period in John Milton’s works ......................50
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
5
Стр.5
Ustinova t. V.
The specific features of metalinguistic discourse
of the american poet Robert Grenier .......................54
Shadrina A. A.
Formation of the meaning of the words Russia
and Rusko in the linguistic consciousness
of the russians and czechs .......................................57
Shadrova E. V.
Language awareness in developing foreign
communicative competence of academics ..............60
HiStORy
gres S. M.
Development of agrarian legislation
by the polish authorities in 1921-1939 years ...........68
Dybinin V. O.
Romanov’s family as the basis of military
education in military communities
of the Western Siberia (1865-1906) .........................71
Kobyletsky M. A.
Teachers ' staff in the Western Siberian school
district for primary and non-russian schools ...........73
nikulina E. g.
Formation of vocational teachers’ training
in Russia in XIX century ............................................76
COnFliCtOlOgy
grachyov A. V.
Modern political ideologies:
conflictological aspect ..............................................84
nefiodova l. K.
Freedom and necessity as essential
characteristics of cultural conflict
in european drama of the XIX century .....................87
Ovchinnikova t. M.
Dialectic of individual and total
in cognition of conflict .............................................90
Solovyev D. n.
Means of team-building in the prevention
of bullying among adolescents ................................94
CUltUROlOgy
Burenkova S. V.
Аbout importance of norms
and unimportance of breaches
(On example of the German linguoculture) ...........100
6
Kassal B. yu.
Artworks paleolithic – evidence of sexual
dimorphism of the genus Bison .............................104
PEDAgOgiCS
Britskaya E. O.
Supporting professional activity of teachers
of distance learning for children
with special needs as a method
of overcoming professional difficulties ..................110
Dmitrieva S. V. , Khamatnurova E. n.
Didactic principles of developing teaching
materials for the discipline «Construction
machinery and equipment» for specialty
«Construction and operation of buildings
and structures» ......................................................113
Drobotenko yu. B., Chekaleva n. V.
Contemporary teachers’ training university
in the context of socio-cultural changes ................118
Duka t. O.
Designing evaluating module
of additional professional education program
of the teachers’ skills upgrading
in innovative education ..........................................121
Zaripova E. i.
Individualized learning student programme
as a means of individualization of masters
preparation ............................................................124
Slessar M. V.
Revisiting the formation
of a multi-ethnic culture
as an important component
of functional literacy among schoolchildren ..........129
Faychuk E. l.
The role of higher education in forming
valeological culture of future social workers .........132
Churkina n. i.
Problems and prospects of the modern historical
and pedagogical research ......................................135
Shipilina l. A.
The development of human potential
in the educational organization in the context
of humanistic metodology .....................................137
Shulga E. V.
Humanitarization of education
and its impact on teaching mathematics
in higher educational institution ............................142
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
Стр.6
PSyCHOlOgy
REViEwS
Steblyak E. A., Vinogradchenko A. i.
Images and symbols of solitude in consciousness
teenage orphans with intellectual disabilities .......148
lEt tHE yOUtH SAy
Kovalevsky A. A.
Nihilism and negative epistemology ......................154
nikitina l. B., Shcherbakova n. n.
Lingvocuturology: educational
methodical providing of course .............................158
information About the Authors ...........................160
information For the Authors ...............................162
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
7
Стр.7