Журнал Сибирского федерального университета
Journal of Siberian Federal University
Гуманитарные науки
Humanities & Social Sciences
Редакционный совет
академик РАН Е.А.Ваганов
академик РАН К.С.Александров
академик РАН И.И.Гительзон
академик РАН В.Ф.Шабанов
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат.наук
А.Г.Дегерменджи
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат. наук
В.Л.Миронов
чл.-к. РАН, д-р техн. наук
Г.Л.Пашков
чл.-к. РАН, д-р физ.-мат. наук
В.В.Шайдуров
чл.-к. РАО, д-р физ.-мат. наук
В.С. Соколов
Editorial Advisory Board
Chairman:
Eugene A. Vaganov
Members:
Kirill S. Alexandrov
Josef J. Gitelzon
Vasily F. Shabanov
Andrey G. Degermendzhy
Valery L. Mironov
Gennady L. Pashkov
Vladimir V. Shaidurov
Veniamin S. Sokolov
Editorial Board:
Editor-in-Chief:
Mikhail I. Gladyshev
Founding Editor:
Vladimir I. Kolmakov
Managing Editor:
Olga F. Alexandrova
Executive Editor
for Humanities & Social Sciences:
Natalia P. Koptseva
CONTENTS / СОДЕРЖАНИЕ
Владимир В. Бибихин
Искусство и обновление мира
– 161 –
Ìaya I. Cheremisina
The Predicate Valence as a Force that Forms the Elementary
Simple Sentence
– 184 –
Sergey S. Horuzhy
Synergetic Anthropology as a New Approach to the Method
of Humanities
– 193 –
Vyacheslav L. Zybkin
Creating the Best Football Club for Siberian Federal
University
– 203 –
Elena V. Bondareva
The History of Russian and Foreign Criminal Legislation on the
Abuse of Corpses and Burial Places
– 209 –
Anastasya M. Lopatina, Antonida K. Lukina
and Irina R. Peterson
The School in the Socio-Cultural Space of the Modern Village
– 215 –
Boris V. Markov
Transformations of Philosophy in Modern Russia
– 219 –
Natalia P. Koptseva and Vladimir I. Zhukovskiy
The Artistic Image as a Process and Result of Game Relations
between a Work of Visual Art as an Object and its Spectator
– 226 –
Компьютерная верстка И.В. Гревцовой
Подписано в печать 15.05.2008 г. Формат 19x27. Усл. печ. л. 12,6.
Уч.-изд. л. 12,0. Бумага тип. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ 1/048.
Отпечатано в ИПК СФУ. 660041 Красноярск, пр. Свободный, 79.
2008 1 (2)
Стр.1
Consulting Editors
for Humanities & Social Sciences:
Gershon M. Breslavs
Sergey V. Deviatkin
Sergey A. Drobyshevsky
Oleg M. Gotlib
Boris I. Hasan
Igor E. Kim
Aleksandr A. Kronik
Pavel V. Mandryka
Boris V. Markov
Valentin G. Nemirovsky
Daniel V. Pivovarov
Andrey V. Smirnov
Viktor I. Suslov
Evgenia V. Zander
Igor S. Pyzhev
Olga A. Karlova
Kreativ as an Academic Problem of Modern Society
– 245 –
Daniil V. Pivovarov
Objective and Subjective Religiousness
– 250 –
Olesya N. Volkova
Mythical Animals as Representations of the Basic Ideas
of Chinese Philosophy
– 253 –
Pavel V. Mandryka
Early Iron Age Archaeology in Middle Siberia:
The Relations Between Inhabitants of the Taiga and the Steppe
– 260 –
Maria V. Vasil’eva
Organizing Effective Pre-Investigations Prior to Initiating
Criminal Cases of Illegal Bankruptcies of Credit Organizations
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС77-28-723 от 29.06.2007 г.
Серия включена в «Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны
быть опубликованы основные научные
результаты диссертации на
соискание ученой степени доктора и
кандидата наук», по экономике; по
истории; по философии, социологии
и культурологии
– 269 –
Pavel M. Dolukhanov
The Initial Expansion of Anatomically Modern Humans
in Northern Eurasia: New Evidence and New Hypotheses
– 273 –
Review
Natalia A. Kupershtokh, Scientific centers of Siberian Branch
of RAS
– 284 –
Стр.2
Владимир В. Бибихин. Искусство и обновление мира
Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2008 1) 161-183
~ ~ ~
УДК 128
Искусство и обновление мира1
Владимир В. Бибихин
Материалы любезно предоставлены
Лебедевой Ольгой Евгеньевной*
Received 10.04.2008, received in revised form 06.05.2008, accepted 15.05.2008
Первое публичное выступление Ионеско
состоялось в декабре 1949 года. В небольшом
парижском Театре лунатиков была показана
антипьеса «Лысая певица» (La cantatrice
chauve, Paris 1952). Официальная премьера 11
мая 1950 там же, режиссер Никола Батай. Несмотря
на то что она была встречена тогдашней
парижской прессой насмешками, Ионеско уже
не сошел с неожиданно открытого им пути.
Театр абсурда представился ему полноценным
коррелятом его долголетних впечатлений от
политической и идеологической действительности.
Считая термины антитеатр, театр
абсурда условными и туманными, Ионеско надеется
все же, что они неплохо намекают на ту
надорванность человеческого существования,
которая приоткрылась искусству 20 века ‒ как
она некогда предстала библейскому Иову и
древнегреческим трагикам. «Понятие абсурда
вошло составной частью в нашу эпоху, т.е.
эпоха дала нам острее осознать реальности
определенного рода, вовсе не являющиеся реальностями
лишь нашей эпохи» [7: 131].
Эжен Ионеско родился в Румынии (Слатина)
в 1912. С 1913 года до своего тринадцатилетнего
возраста он жил на родине матери,
1
* Corresponding author E-mail address: bibikhin@mtu-net.ru
– 161 –
во Франции (Париж и городок Ла ШапельАнтенез,
деп. Майенн), воспитывался в католических
правилах, приобщился к французской
литературе и пробовал писать. В 1926 он
учился в Бухаресте, где его отец, происхождением
из России, имел адвокатскую практику.
Здесь Ионеско опубликовал по-румынски ряд
статей и два эссе, в которых доказывал сначала
большое значение творчества румынских
писателей, а потом их совершенную незначительность.
В этих эссе сказалось не столько
представления Ионеско о подражательности
румынской литературы, сколько его сомнения
в серьезности литературы как таковой.
Если Бог есть, литература ни к чему; если Бога
нет, какой смысл заниматься литературой [2:
120]. Разрыв с отцом, деспотичным и идейно
гибким человеком, а главное конформистские
или профашистский настроения («болезнь носорожества»)
в румынской академической и
интеллектуальной среде заставили Ионеско
стремиться обратно во Францию, куда ему
удалось приехать в учебную командировку в
1938 и окончательно переселиться в 1942. Еще
в Румынии он вел дневник по-французски, а
по возвращении во Францию написал для себя
Перепечатка из сборника: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века, вып. 3. М.: ИНИОН
1983, с. 37–78.
Стр.3