УДК 007
DOI: 10.18698/2306-8477-2022-4-789
Основной вопрос философии:
кто прав, кто не прав и почему
© С.А. Лебедев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрен основной вопрос философии и проведен методологический анализ его
основных решений: объективного идеализма, субъективного идеализма, материализма
и дуализма. Раскрыты содержательные и методологические особенности
каждой из указанных концепций. Показана возможность и необходимость разработки
нового подхода к решению основного вопроса философии. Он должен базироваться
на уровневой концепции объективной реальности и конструктивистской
концепции сознания и познавательной деятельности.
Ключевые слова: основной вопрос философии, идеализм, материализм, дуализм,
бытие, сознание
Основным вопросом, отправным пунктом построения философии
как рационально-теоретической формы мировоззрения является проблема
соотношения бытия (материального мира, находящегося вне
сознания) и сознания (мира идей, находящегося вне материального
мира). Ее решение заключается в выборе и обосновании одного из
трех логически возможных ответов на вопрос о том, какой из этих
факторов — бытие или сознание, — первичен и определяет содержание
другого, или они являются реальностями, имеющими особую
структуру и функционирующими по собственным законам. Первый
из логически возможных ответов на основной вопрос философии такой:
сознание (мир идей) определяет бытие и его содержание. Философы,
разделяющие эту позицию, называются идеалистами. Но идеалисты
всегда разделялись на два противостоящих друг другу направления,
исходящих из разного понимания сознания, его природы и
статуса: субъективные идеалисты и объективные идеалисты.
Субъективные идеалисты исходят из того, что развитое сознание,
особенно в форме мышления, присуще только человеку. Сознание —
это информационная и прежде всего познавательная деятельность
мозга, одной из главных функций которой является конструирование
знаний об объективной реальности. Сознание с его средствами и создаваемыми
с их помощью различными когнитивными продуктами
— это субъективная реальность. Она является бинарной оппозицией
объективной реальности, существующей вне человеческого сознания
и независимо от него (например, это вся Вселенная, Космос
Гуманитарный вестник # 4·2022
1
Стр.1
С.А. Лебедев
или Природа как материальная сфера Земли, являющаяся необходимым
условием существования людей).
Объективные идеалисты исходят из того, что если сознание понимать
не как субъективную реальность, а более широко, как идеальную
реальность по сравнению с материальной, тогда вполне возможно
трактовать сознание как один из видов объективной реальности,
с которой имеет дело познающий субъект. Идеальная реальность как
сознание потому объективна, что она имеет не психологический статус,
а онтологический, необходимость ее существования обусловлена
либо логически (непротиворечивость и доказательность), либо интуитивно-феноменологически
(априорная очевидность и необходимость —
Декарт, Лейбниц, Кант, Гуссерль), либо метафизически (всеобщее
содержание принципов философии или религии).
Главными отличиями идеальной реальности от материальной
являются:
1) ее принципиальная ненаблюдаемость, а только лишь мыслимость
(Платон, Парменид, Гегель и др.);
2) более определенный характер содержания ее объектов и отношений
по сравнению с материальной реальностью и ее объектами.
Поэтому если материальная реальность познается с помощью опыта
(систематические наблюдения и эксперимент) и последующего логического
обобщения его результатов (абстрагирование, индукция, физическое
моделирование, классификация и т. д.), то идеальная реальность
познается только мышлением.
С точки зрения современного понимания логики «она занимается
предельно общим изучением того, что может быть, что возможно, и
тем, что не может быть, что невозможно ни при каких обстоятельствах.
Идеальный феномен объективен, в отличие от изменчивых
фантазий» [1, c. 3].
Одной из главных онтологических особенностей идеальной реальности
является ее внепространственный и вневременной характер.
К описанию ее свойств неприменимы понятия пространства и времени,
поскольку они иррелевантны идеальной реальности. Как справедливо
отмечает А.М. Анисов, «идеальный тип существования характеризуется
отсутствием пространственных и временных предикатов»
[1, c. 3]. Но именно это делает идеальную реальность эталонной
и более совершенной по сравнению с материальным миром, в котором
все конкретное и единичное постоянно изменяется. Идеальное
как только мыслимая (логическая) реальность не подвержено физическому
изменению, а следовательно, и (материальной) смерти.
В физическом смысле все идеальное бессмертно, поэтому оно имеет
основание быть первичным по отношению к материальному бытию и
более фундаментальным, чем последнее. Однако может ли идеальное
2
Гуманитарный вестник # 4·2022
Стр.2
Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему
бытие являться причиной возникновения материального бытия, ведь
эти два вида бытия — логическое отрицание друг друга и между ними
существует отношение А (материальное) и не-А (идеальное). Долгое
время это был главный аргумент против исходного положения
объективного идеализма об онтологической первичности идеального
по отношению к материальному. И это было справедливо, если идеальное
понимать как множество идей, как совокупность мыслей.
А что, если идеальное (не-А) понимать как возможное материальное
(возможное А), а материальное (А) как реализованное возможное А?
При таком понимании идеального и материального логическое противоречие
между ними исчезает, а отношение между объективным
идеальным и материальным становится отношением между двумя
уровнями объективной реальности: множеством объективных возможностей
и множеством их материальных реализаций. Любая возможность
— чисто мысленная и до своей реализации ненаблюдаемая
сущность. В этом фундаментальное сходство любой возможности как
потенциального бытия с любой идеей. Однако любому действительному
бытию, любому наблюдаемому событию всегда логически и онтологически
предшествует возможность его реализации, иначе бы оно
не могло случиться. Если что-то невозможно в принципе (чисто логически),
то оно никогда не случится. Действительность — это всегда реализация
некоторой возможности, и по-другому не может быть
в принципе, если не вводить такую онтологическую категорию, как
«чудо».
Более фундаментальным уровнем объективной реальности, чем
материальная, или наблюдаемая, реальность, является мир объективных
возможностей [1–4]. Именно он первичен по отношению к материальному
миру, который представляет собой только бесконечно
малую часть реализованных в материи возможностей. Уровень объективных
возможностей — это основа и одновременно граница творчества
природы и Космоса как глобальной материальной действительности.
В ней может существовать только то, что возможно
в принципе и при этом возможно даже с малой степенью ее вероятности.
При этом каждая возможность с точки зрения своей степени
имеет актуально бесконечное множество численных значений (множество
действительных чисел в интервале 0–1). Таким образом, мир
возможностей, с точки зрения своего объема и мощности представляет
собой актуально бесконечное множество. Это абсолютно полный,
непротиворечивый, неизменный и всегда тождественный себе
мир логически возможных сущностей. Каким видам человеческого
сознания и познания доступен вход в этот мир? Только двум: мышлению
и продуктивному воображению. Первый вид познания регулируется
законами логики, второй — законами комбинаторики,
Гуманитарный вестник # 4·2022
3
Стр.3