Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
«Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана

«Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана №4 2022 (200,00 руб.)

0   0
Страниц125
ID771993
Аннотация"Гуманитарный вестник" МГТУ им. Н.Э. Баумана – рецензируемый научный журнал, в котором публикуются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, обзоров, а также научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Журнал входит в список ВАК (перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора) по специальности 09.00.00 Философские науки. Журнал выходит шесть раз в год. К публикации в журнале принимаются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований и обзоров по следующим научным направлениям и специальностям: • 07.00.00 Исторические науки и археология (РИНЦ) • 09.00.00 Философские науки (ВАК) • 17.00.06 Искусствоведение (РИНЦ) • 22.00.01 Социологические науки (РИНЦ) • 23.00.00 Политические науки (РИНЦ) • 24.00.01 Культурология (РИНЦ) • 12.00.09 Юридические науки (РИНЦ) • 08.00.00 Экономические науки (РИНЦ) • 13.00.00 Педагогические науки (РИНЦ) • 10.02.21 Филологические науки. Языкознание (РИНЦ) ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ!
«Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана .— 2012 .— 2022 .— №4 .— 125 с. — URL: https://rucont.ru/efd/771993 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Гуманитарный_вестник»_МГТУ_им._Н.Э._Баумана_№4_2022.pdf
УДК 007 DOI: 10.18698/2306-8477-2022-4-789 Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему © С.А. Лебедев МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия Рассмотрен основной вопрос философии и проведен методологический анализ его основных решений: объективного идеализма, субъективного идеализма, материализма и дуализма. Раскрыты содержательные и методологические особенности каждой из указанных концепций. Показана возможность и необходимость разработки нового подхода к решению основного вопроса философии. Он должен базироваться на уровневой концепции объективной реальности и конструктивистской концепции сознания и познавательной деятельности. Ключевые слова: основной вопрос философии, идеализм, материализм, дуализм, бытие, сознание Основным вопросом, отправным пунктом построения философии как рационально-теоретической формы мировоззрения является проблема соотношения бытия (материального мира, находящегося вне сознания) и сознания (мира идей, находящегося вне материального мира). Ее решение заключается в выборе и обосновании одного из трех логически возможных ответов на вопрос о том, какой из этих факторов — бытие или сознание, — первичен и определяет содержание другого, или они являются реальностями, имеющими особую структуру и функционирующими по собственным законам. Первый из логически возможных ответов на основной вопрос философии такой: сознание (мир идей) определяет бытие и его содержание. Философы, разделяющие эту позицию, называются идеалистами. Но идеалисты всегда разделялись на два противостоящих друг другу направления, исходящих из разного понимания сознания, его природы и статуса: субъективные идеалисты и объективные идеалисты. Субъективные идеалисты исходят из того, что развитое сознание, особенно в форме мышления, присуще только человеку. Сознание — это информационная и прежде всего познавательная деятельность мозга, одной из главных функций которой является конструирование знаний об объективной реальности. Сознание с его средствами и создаваемыми с их помощью различными когнитивными продуктами — это субъективная реальность. Она является бинарной оппозицией объективной реальности, существующей вне человеческого сознания и независимо от него (например, это вся Вселенная, Космос Гуманитарный вестник # 4·2022 1
Стр.1
С.А. Лебедев или Природа как материальная сфера Земли, являющаяся необходимым условием существования людей). Объективные идеалисты исходят из того, что если сознание понимать не как субъективную реальность, а более широко, как идеальную реальность по сравнению с материальной, тогда вполне возможно трактовать сознание как один из видов объективной реальности, с которой имеет дело познающий субъект. Идеальная реальность как сознание потому объективна, что она имеет не психологический статус, а онтологический, необходимость ее существования обусловлена либо логически (непротиворечивость и доказательность), либо интуитивно-феноменологически (априорная очевидность и необходимость — Декарт, Лейбниц, Кант, Гуссерль), либо метафизически (всеобщее содержание принципов философии или религии). Главными отличиями идеальной реальности от материальной являются: 1) ее принципиальная ненаблюдаемость, а только лишь мыслимость (Платон, Парменид, Гегель и др.); 2) более определенный характер содержания ее объектов и отношений по сравнению с материальной реальностью и ее объектами. Поэтому если материальная реальность познается с помощью опыта (систематические наблюдения и эксперимент) и последующего логического обобщения его результатов (абстрагирование, индукция, физическое моделирование, классификация и т. д.), то идеальная реальность познается только мышлением. С точки зрения современного понимания логики «она занимается предельно общим изучением того, что может быть, что возможно, и тем, что не может быть, что невозможно ни при каких обстоятельствах. Идеальный феномен объективен, в отличие от изменчивых фантазий» [1, c. 3]. Одной из главных онтологических особенностей идеальной реальности является ее внепространственный и вневременной характер. К описанию ее свойств неприменимы понятия пространства и времени, поскольку они иррелевантны идеальной реальности. Как справедливо отмечает А.М. Анисов, «идеальный тип существования характеризуется отсутствием пространственных и временных предикатов» [1, c. 3]. Но именно это делает идеальную реальность эталонной и более совершенной по сравнению с материальным миром, в котором все конкретное и единичное постоянно изменяется. Идеальное как только мыслимая (логическая) реальность не подвержено физическому изменению, а следовательно, и (материальной) смерти. В физическом смысле все идеальное бессмертно, поэтому оно имеет основание быть первичным по отношению к материальному бытию и более фундаментальным, чем последнее. Однако может ли идеальное 2 Гуманитарный вестник # 4·2022
Стр.2
Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему бытие являться причиной возникновения материального бытия, ведь эти два вида бытия — логическое отрицание друг друга и между ними существует отношение А (материальное) и не-А (идеальное). Долгое время это был главный аргумент против исходного положения объективного идеализма об онтологической первичности идеального по отношению к материальному. И это было справедливо, если идеальное понимать как множество идей, как совокупность мыслей. А что, если идеальное (не-А) понимать как возможное материальное (возможное А), а материальное (А) как реализованное возможное А? При таком понимании идеального и материального логическое противоречие между ними исчезает, а отношение между объективным идеальным и материальным становится отношением между двумя уровнями объективной реальности: множеством объективных возможностей и множеством их материальных реализаций. Любая возможность — чисто мысленная и до своей реализации ненаблюдаемая сущность. В этом фундаментальное сходство любой возможности как потенциального бытия с любой идеей. Однако любому действительному бытию, любому наблюдаемому событию всегда логически и онтологически предшествует возможность его реализации, иначе бы оно не могло случиться. Если что-то невозможно в принципе (чисто логически), то оно никогда не случится. Действительность — это всегда реализация некоторой возможности, и по-другому не может быть в принципе, если не вводить такую онтологическую категорию, как «чудо». Более фундаментальным уровнем объективной реальности, чем материальная, или наблюдаемая, реальность, является мир объективных возможностей [1–4]. Именно он первичен по отношению к материальному миру, который представляет собой только бесконечно малую часть реализованных в материи возможностей. Уровень объективных возможностей — это основа и одновременно граница творчества природы и Космоса как глобальной материальной действительности. В ней может существовать только то, что возможно в принципе и при этом возможно даже с малой степенью ее вероятности. При этом каждая возможность с точки зрения своей степени имеет актуально бесконечное множество численных значений (множество действительных чисел в интервале 0–1). Таким образом, мир возможностей, с точки зрения своего объема и мощности представляет собой актуально бесконечное множество. Это абсолютно полный, непротиворечивый, неизменный и всегда тождественный себе мир логически возможных сущностей. Каким видам человеческого сознания и познания доступен вход в этот мир? Только двум: мышлению и продуктивному воображению. Первый вид познания регулируется законами логики, второй — законами комбинаторики, Гуманитарный вестник # 4·2022 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ