УДК 94(47).084.8
DOI: 10.18698/2306-8477-2022-3-779
в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Никто не забыт и ничто не забыто:
к 77-летию Победы советского народа
© А.О. Крылов, О.Ю. Отрокова, О.М. Щербакова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Приведен обзор научно-практической конференции «Никто не забыт и ничто
не забыто: к 77-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.», состоявшейся на факультете социальных и гуманитарных наук
МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основной темой конференции стала современная историография
Великой Отечественной войны, новые методологические подходы к ее
изучению.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, 77-летие Победы, историография,
партизанское движение, Белоруссия, цена Победы
В МГТУ им. Н.Э. Баумана 27 апреля 2022 г. проведена научно-практическая
конференция «Никто не забыт и ничто не забыто: к 77-летию
Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–
1945 гг.», организованная факультетом «Социальные и гуманитарные
науки» (кафедра «История»), а также Советом ветеранов МГТУ
им. Н.Э. Баумана. С приветственным словом перед участниками выступили
представитель Ассоциации технических университетов
Андрей Сергеевич Друкаренко и декан факультета «Социальные и
гуманитарные науки», д-р филос. наук, профессор Валерий Николаевич
Ремарчук. Цель конференции — продемонстрировать студентам
взгляды современных историков на события Великой Отечественной
войны, рассказать о подвигах советских воинов и тружеников тыла.
Основной темой конференции стала современная историография
Великой Отечественной войны, которой были посвящены доклады
заведующего кафедрой «История» МГТУ им. Н.Э. Баумана, д-ра истор.
наук, профессора В.Ю. Захарова, канд. истор. наук, доцента кафедры
«История», заместителя декана факультета «Социальные и гуманитарные
науки» по научной работе О.Ю. Отроковой, студентки факультета
«Машиностроительные технологии» Н.Н. Кезбер.
В выступлении Ольги Юрьевны Отроковой были рассмотрены
методологические подходы современной российской историографии
Великой Отечественной войны. Докладчица отметила, что обращение
к истории Великой Отечественной войны, анализ основных тенденций
развития данной научной проблематики в предыдущие годы
Гуманитарный вестник # 3·2022
1
Стр.1
А.О. Крылов, О.Ю. Отрокова, О.М. Щербакова
и в настоящее время позволяет понять корни национальной идентичности
россиян и коллективной исторической памяти нашего народа.
Историографию Великой Отечественной войны можно подразделить
на ряд этапов: три советских (1941–1945 гг., 1945 — середина
1950-х годов, середина 1950-х — 1980-е годы) и российский (с 1991 г.
по настоящее время). Последний этап включает два периода: методологический
плюрализм (1991–1999) и борьбу с фальсификациями
(с 2000 г. по настоящее время).
Советские этапы характеризовались выбором определенных тем для
исследования, в частности, деятельность государственного аппарата
СССР во время войны, советского тыла, партизан на Украине и в Белоруссии,
роль Коммунистической партии СССР в организации отпора
немецко-фашистским оккупантам, геноцид против народов Европы,
помощь братским народам в освобождении Европы от фашизма, значение
Великой Победы советского народа, что объяснялось доминированием
в гуманитарных науках марксистко-ленинской идеологии.
Современный этап развития российской историографии характеризуется
попытками решения двух проблем теоретико-методологического
и историографического характера. Первая проблема: преодоление кризиса
методологии научного познания. Наблюдается тенденция к рассмотрению
Великой Отечественной как части Второй мировой войны
в объективном преломлении. Вторая проблема: критика фальсификаций
истории войны. В начале ХХI в. начинается борьба с фальсификациями
истории войны [1].
Также современный этап развития историография отмечен появлением
новых тем исследования в рамках микро- и макроисторических
подходов. К микроисторическому подходу О.Ю. Отрокова отнесла,
во-первых, историческую антропологию, которая изучает общественные
настроения во время войны [2], влияние войны на менталитет народов
России [3], коллаборационизм [4], судьбы немецких и советских
военнопленных [5], во-вторых, микроисторию, включающую в себя
историю семьи, повседневную жизнь населения во время войны [6],
в-третьих, гендерную историю, изучающую, в частности, роль женщины
на войне [7].
К макроисторическому подходу, по мнению докладчицы, следует
отнести глобальную историю, изучающую такие проблемы, как депортация
народов [8], международные отношения в 1930–1940-е годы
[9], советско-финскую войну 1939–1940 гг. [10], историю Русской
православной церкви в годы войны [11], а также локальную историю,
рассматривающую отдельные регионы.
Несмотря на появление новых тенденций в освещении проблемаГуманитарный
вестник # 3·2022
тики войны, исследователи по-прежнему изучают крупные сражения,
биографии выдающих полководцев, развитие оборонной промыш2
Стр.2
Никто не забыт и ничто не забыто: к 77-летию Победы советского народа…
ленности, историю создания военной техники, отмечают массовый
героизм советских воинов.
Важной особенностью современного этапа историографии Великой
Отечественной войны стала последовательная систематизация источников
и перевод источниковой базы в цифровой формат. В частности,
оцифрованы документы архивов: Российского государственного военного
архива, Центрального архива войск Национальной гвардии России,
Центрального архива Министерства обороны РФ [12].
Созданы электронные банки документов: ОБД «Мемориал»,
«Память народа 1941–1945», «Подвиг народа», «Молодая Гвардия»,
которые позволяют собрать в личном кабинете уникальные архивные
сведения о героях, членах семьи, а также ознакомиться с ходом проведения
военных операций [13]. В рамках проекта «Память народа»
впервые оцифровано и выложено в Интернет 425 тысяч архивных
документов фронтов, армий и других соединений Красной Армии
[14, с. 44].
Запущен интернет-портал «Без срока давности», который аккумулирует
архивные документы о преступлениях нацистов и их пособников,
подтверждающие факт геноцида против мирного населения
на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной
войны, а также начат процесс создания учебно-научных
центров событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и
геноцида советского народа в образовательных организациях при
поддержке Министерства науки и высшего образования РФ [15].
Переведены в цифровой формат и общедоступны материалы архивных
фондов личного происхождения, документы частных архивов
граждан РФ, члены семей которых участвовали в ходе Великой Отечественной
войны: «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк.
Москва» [16].
Интернет-сайт «Милитера. Военная литература» содержит разнообразную
коллекцию первоисточников и мемуаров полководцев [17].
Богатый справочный материал по истории войны содержит интернет-энциклопедия
«Фундаментальный многотомный труд “Великая
Отечественная война 1941–1945 годов”» в двенадцати томах [18].
Все это позволяет сделать доступными для широкого круга общественности
уникальные документы и значительно сократить время
на поиск необходимых источников для исследования.
Студентка Николь Николаевна Кезбер выступила с докладом
«Историография Смоленского сражения 1941 г.: проблемные вопросы».
Она осветила аспекты изучения в отечественной историографии
хода и итогов оборонительных боев в июле — октябре 1941 г. на Смоленском
направлении. Кезбер подчеркнула, что эти бои повлияли
не только на исход кампании 1941 г., но и в перспективе позволили
Гуманитарный вестник # 3·2022
3
Стр.3