УДК 929:629.7
DOI: 10.18698/2306-8477-2022-2-775
Совет Главных конструкторов: интеллектуальный
и организационный центр космонавтики
© К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы этапы становления и деятельности уникального по составу и организации
Совета Главных конструкторов, показана роль С.П. Королёва в нем. Сделан
вывод о необходимости использования в современных условиях форм взаимодействия
ведущих ученых и конструкторов, доказавших на практике свою эффективность.
Ключевые
слова: Совет Главных конструкторов, ракетостроение, космос, институт
«Рабе», институт «Нордхаузен», центр координации, научнотехнический
прогресс
Освоение околоземного космического пространства является одним
из самых выдающихся достижений отечественной науки и техники.
Создание первого искусственного спутника Земли, полет Ю.А. Гагарина
стали возможными благодаря таланту и самоотверженности отечественных
ученых и инженеров.
Следует подчеркнуть, что изучение истории создания ракетного
щита СССР имеет не только научно-познавательную и воспитательную
ценность, но и большое практическое значение. В условиях современной
угрозы национальной безопасности России очень важно обратиться
к опыту времен холодной войны, когда в обстановке практически полной
изоляции советские ученые и инженеры смогли опередить США в
космической гонке. Особое место в этой работе принадлежит Совету
Главных конструкторов (СГК), возглавляемому С.П. Королёвым, который
его дочь Н.С. Королёва очень точно назвала «интеллектуальным и
организационным центром космонавтики» [1, с. 254].
Долгое время работа Сергея Павловича Королёва и его коллег —
главных конструкторов ракетной техники — была окружена непроницаемой
завесой строжайшей секретности. Даже Гагарин в первом
издании книги «Дорога в космос» называет Королёва Главным конструктором
[2]. Лишь после того, как 14 января 1966 г. сердце Королёва
остановилось во время операции, советские люди узнали имя
человека, благодаря которому был осуществлен прорыв человечества
в космос. Были опубликованы многочисленные воспоминания и биографические
книги, сняты художественные и документальные фильмы.
И эта тема неисчерпаема. Со временем будут открываться
Гуманитарный вестник # 2·2022
1
Стр.1
К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
новые, неизвестные ранее детали о жизни и деятельности Королёва и
его соратников, будет лучше понята и всесторонне оценена его роль
в истории космонавтики.
Научная литература, посвященная истории советской космонавтики,
обширна. До середины 1980-х годов ее целью было доказательство
того, что все успехи советской науки и техники достигнуты
исключительно благодаря преимуществам социалистического общественного
строя и мудрому руководству КПСС. Личности конструкторов
романтизировались и героизировались. Трудности, с которыми
они сталкивались в работе, и вмешательство партийно-государственной
номенклатуры в процесс принятия решений замалчивались.
После начала перестройки, напротив, возобладало критическое
направление в оценке научно-технической политики СССР. Советский
опыт недооценивался. Практически все авторы упоминают
о выдающейся роли СГК, но специальным предметом изучения СГК
не стал. В освещении деятельности СГК авторы акцентировали внимание
на допущенных ошибках и на противоречиях между его членами.
Характерен в этом смысле следующий пассаж из в целом очень
серьезной и глубокой монографии А.Б. Безбородова: «Сложные маневры
в аппаратной верхушке накладывали свой отпечаток на взаимоотношения
между отдельными руководителями ВНПК. По свидетельству
С.Н. Хрущева, борьба между конструкторами военной техники
развернулась не на жизнь, а на смерть». Длительное время особой неприязнью
отличались отношения между Королёвым и В.П. Глушко.
Как эстафету перенял у Королёва подобное отношение к выдающемуся
конструктору двигателей его преемник В.П. Мишин. Напряженное
производственное соревнование постоянно шло между коллективами
главного конструктора ракетно-космических систем и руководителем
ОКБ-586 М.К. Янгелем. Очень сложным характером отличался
В.Н. Челомей, который часто конфликтовал с Янгелем [3, с. 73, 74].
У читателя может создаться впечатление, что члены СГК чуть ли
не враждовали друг с другом.
Всю литературу по данной теме можно разделить на две группы.
Во-первых, это монографии А.Б. Безбородова [3], Н.С. Симонова [4],
Т.Р. Суздалевой [5], посвященные научно-технической политике советского
государства. В них содержится чрезвычайно важный материал
о взаимоотношениях ученых и власти. Во-вторых, биографическая
литература о Королёве и других выдающихся советских конструкторах
ракетной техники, среди которой необходимо выделить
книгу журналиста, выпускника ракетного факультета МВТУ Я.К. Голованова
«Королёв: факты и мифы» [6].
Все члены СГК преподавали или консультировали в МВТУ.
Большое внимание научной и педагогической деятельности членов
СГК уделено в коллективной работе «Научные школы МГТУ
2
Гуманитарный вестник # 2·2022
Стр.2
Совет Главных конструкторов: интеллектуальный и организационный центр…
им. Н.Э. Баумана» [7, с. 397] и в труде «История науки и техники России»
[8, с. 181–186], подготовленном кафедрой истории МГТУ.
Цель данной статьи — на основании опубликованных документов
и воспоминаний проанализировать историю формирования,
принципы организации и деятельности СГК, роль в нем Королёва.
В качестве основного источника информации авторы использовали
двухтомник [9]. Поскольку деятельность СГК носила неформальный
характер, его заседания не протоколировались и решения не
оформлялись документально, поэтому в сборнике нет документов,
прямо относящихся к СГК. Но в нем можно найти много косвенных
подтверждений важности деятельности СГК. Уникальные факты содержатся
в блестящих воспоминаниях «Ракеты и люди» Б.Е. Чертока —
многолетнего соратника Королёва [10]. Книга дочери выдающегося
конструктора Н.С. Королёвой о знаменитом отце основана не только
на личных воспоминаниях, но и на свидетельствах его соратников и
большом количестве документов [1]. Интерес представляют сборники
воспоминаний соратников Королёва [11, 12].
Первым опытом совместной работы будущих главных конструкторов
стала комиссия по реактивной (ракетной и авиационной) технике
и вооружению в побежденной Германии, которая была создана
в мае 1945 г. при советской военной администрации. Главными объектами,
интересовавшими советских специалистов, были огромный
завод по производству баллистических ракет Фау-2 в Нордхаузене и
ракетный полигон в Пенемюнде. Поиском и изучением трофейной
техники и документации занимались будущие главные конструкторы:
В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, Н.Д. Кузнецов, В.П. Бармин,
М.С. Рязанский и др. Они были командированы в Германию от разных
ведомств, что не способствовало согласованным действиям.
Кроме того, имела место межведомственная конкуренция. Но сама
жизнь заставляла ученых и инженеров сотрудничать, обмениваться информацией
и опытом. В целях координировать работу и придать ей более
организованный характер в городке Бляйхероде, недалеко
от Нордхаузена, был создан институт «Рабе» («Ворон»), который возглавил
Черток [10, с. 266].
В конце сентября 1945 г. в Бляйхероде прибыл в звании подполковника
С.П. Королёв. Ему было поручено создать самостоятельную
группу «Выстрел» для освоения техники подготовки ракет к пуску и
технике старта. Королева приводит в книге мнение А.И. Эдельмана:
«В Германии ярко проявились организаторские способности подполковника
С.П. Королёва. Он стал явным неформальным лидером среди
множества наших специалистов, прибывших в поверженную Германию.
Королёв брал на себя решение свойственных и несвойственных
ему по чину вопросов как технического характера, так и
административных» [1, с. 209].
Гуманитарный вестник # 2·2022
3
Стр.3