УДК 378(091)
DOI: 10.18698/2306-8477-2021-4-729
Этапы становления и развития «русского метода»
подготовки инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана
© О.М. Щербакова, О.Ю. Отрокова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрен «русский метод» подготовки инженерных кадров, неразрывно связанный
с деятельностью МГТУ им. Н.Э. Баумана. Впервые выявлены и систематизированы
этапы становления и развития данного подхода к образованию на протяжении
XIX–XXI вв. Обоснованы критерии избранной классификации. Изучено формирование
вклада бауманской школы в обновление отечественного технического
образования и в генерирование новых международных требований к подготовке
современных инженеров на основе «русского метода» обучения.
Ключевые слова: инженерное дело, ЮНЕСКО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, «русский
метод», теоретическое обучение, практическое обучение, инновационные образовательные
технологии
XXI столетие ЮНЕСКО объявил «Веком образования», уделив
особое внимание роли инженера в современном кризисном мире [1].
В связи с этим возрастает роль инженерных научно-исследовательских
центров и университетов как аккумуляционных образовательных сегментов
системы высшего образования. Среди лучших вузов России всегда
выделялся МГТУ им. Н.Э. Баумана. История его становления неразрывно
связана с «русским методом» подготовки инженеров.
Понятие «русского метода» подготовки инженеров является
устойчивой историографической конструкцией. Исследования по
этой теме, том числе обобщающие труды, как правило, написаны и
опубликованы в МГТУ им Н.Э. Баумана. Так, И.Б. Федорову и
Г.П. Павлихину в работе «Московский государственный технический
университет имени Н.Э. Баумана, 175 лет (1830–2005)» удалось показать
истоки и формирование высшего учебного заведения от Московского
ремесленного учебного заведения (МРУЗ) до Императорского
Московского технического училища (ИМТУ), а также отразить особенности
функционирования вуза в советское время, обрисовать сложности
перехода в постсоветский период. В книге Е.Г. Юдина и
К.Е. Демихова «Основатели научных школ Московского государственного
университета имени Н.Э. Баумана. Краткие очерки» содержатся
сведения о вкладе вузовских ученых в научно-техническую революцию
(НТР). В издании «Выдающиеся воспитанники МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Гуманитарный вестник # 4·2021
1
Стр.1
О.М. Щербакова, О.Ю. Отрокова
1868–1930» авторам Г.П. Павлихину и Г.А. Базанчук удалось показать
блестящую плеяду неординарных, талантливых инженеров и ученых,
выявить преемственность научных школ Университета. Подготовленное
коллективом авторов юбилейное издание «150 лет факультету
Машиностроительные технологии МГТУ им. Баумана. Создание и
развитие технологических научных школ России» довольно подробно
освещает историю создания самого первого факультета МГТУ.
Важным исследованием специфики обучения в МГТУ стала монография
И.Л. Волчкевича «Очерки истории Московского высшего
технического училища», в которой четко формулируется суть «русского
метода» обучения инженеров (триада задач):
1) глубокая практическая подготовка, основанная на реальной
работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем,
с которыми им после придется иметь дело на заводах и фабриках;
2) серьезное изучение теоретических предметов на уровне,
лы с промышленностью [2, с. 75].
Отмечая вклад предшественников в изучение истории «русского
не уступающем преподаванию этих же предметов в классических
университетах;
3) постоянная взаимовыгодная связь высшей технической шкометода»,
следует признать, что он до настоящего времени сводился
в основном к единству науки и практики, трактовался как традиция
вуза, но не исследовался поэтапно.
Отчасти это связано с состоянием источников по данной проблеме.
Сведения о «русском методе» можно получить из документов и материалов,
посвященных деятельности училища. Среди них — уставы
вуза, учебные программы, методические разработки, публикации ученых-реформаторов,
государственные документы, связанные с вузовской
деятельностью. Однако в распоряжении исследователей не так много
данных: источники XIX в. малочисленны, а многие документы первой
половины XX в. были утрачены в годы Великой Отечественной войны.
В связи с этим особую ценность приобретают источники второй половины
XX в. Тем не менее имеющиеся данные позволяют говорить
об эволюции, которую претерпел «русский метод» в течение почти
двух веков своего развития.
В данной статье выявлены и обоснованы этапы эволюции «русского
метода» подготовки инженерных кадров, разработанного и успешно
реализуемого на протяжении XIX–XXI вв. в МГТУ им. Н.Э. Баумана,
что обусловливает научную новизну исследования.
В основе методологии лежат диалектический, хронологический,
ретроспективный и системный методы исследования.
Исходя из предмета исследования, авторы определяют следующие
критерии классификации этапов: специфика периодов истории
России и особенности научно-технического прогресса в истории.
2
Гуманитарный вестник # 4·2021
Стр.2
Этапы становления и развития «русского метода» подготовки…
В основе сущности и критериев классификации этапов развития
«русского метода» обучения — степень разработки принципов соединения
науки с практикой на каждой стадии научно-технического
прогресса. Данный подход позволяет научно обосновать вклад коллектива
вуза на каждом временном отрезке в совершенствование
технического образования, объяснить успешность применения «русского
метода» в деятельности Университета.
На основе предложенных методов и критериев классификации
можно выделить три основных этапа применения «русского метода»
подготовки инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана в зависимости от
периодизации истории России и внутри каждого этапа отметить хронологические
отрезки спецификации метода в зависимости от особенностей
НТП. Охарактеризуем каждый из них.
Этап 1. 1830–1917 гг. — императорский период. 1830–1868 гг. —
зарождение экспериментально-практического метода в условиях
начавшегося промышленного переворота в России в МРУЗ. Этот период
связан в первую очередь с именами преподавательского коллектива
МРУЗ — А.С. Ершова, Д.К. Советкина, А.М. Михайлова,
А.М. Маркова, А.П. Платонова, Г.И. Гослау, Ф.Д. Эдельмана [3].
Благодаря им складывается особая система преподавания, вскоре
ставшая достоянием профессиональной общественности [4]. К концу
1860-х годов данная система приобрела структуру и последовательность.
Этому способствовали отмена крепостного права и другие
буржуазные реформы Александра II: стране требовались квалифицированные
специалисты.
1868–1905 гг. — становление экспериментально-практического
метода в период активного промышленного переворота. В июне
1868 г. МРУЗ стало высшим учебным заведением, получив название
ИМТУ. Соединение теории и практики являлось фундаментом преподавания
[5]. Современные исследователи сходятся во мнении: метод
учитывал тот факт, что Россия в XIX столетии не имела хороших
средств сообщения, инженер на месте принимал все решения и нес
за них ответственность. Подчеркнем, что инженерное образование
развивалось, исходя из потребностей государства, поддерживалось
властными структурами, что способствовало подъему экономики
России в конце XIX — начале XX в. [6, с. 87].
В 1870-е годы возникла и стала устойчивой словесная формула
«русский метод подготовки инженерных кадров». Современные ученые
МГТУ им. Н.Э. Баумана определяют его как «the mentally structured
educational technology» [7, р. 125].
Зарубежные деятели технического образования знакомились
с наработками ИМТУ на всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии
(1876), Париже (1878, 1900). «Русский метод» получил
Гуманитарный вестник # 4·2021
3
Стр.3