ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
PHILOLOGICAL CLASS
filclass.ru
V Том 27 • 2022 • № 1
ol. 27 • 2022 • No. 1
Журнал основан в 1996 г. Выходит четыре раза в год
(март, июнь, октябрь, декабрь)
Свидетельство о регистрации ПИ ФС 77-76 120
от 24.06.2019
Учредитель – ФГБОУ ВО «Уральский государственный
6 педагогический университет» (УРГПУ)
20091, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
«Филологический класс» – рецензируемый научнояметодический
журнал, сферой интересов которого
нвляются исследования в области литературоведения,
лингвистики и методики преподавания данс
ых дисциплин в вузе и школе. Задача журнала –
деяблизить академическую науку с практической
тельностью педагога и обозначить представлесние
о российском филологическом и педагогичеПком
дискурсах в пространстве мировой науки.
исриоритетными являются публикации, в которых
исследуются новые литературные и корпусные
обточники, рассматривается внедрение новых
разовательных технологий, выполняется треболвание
академизма, научной объективности и понемической
направленности. К публикации приурнала
находится в свободном доступе на сайте
имаются статьи на русском, английском, немецжком
и французском языках. Полнотекстовая версия
лкой универсальной научной электронной бибоформления
статей размещены на сайте: filclass.ru
Журнал индексируется в Web of Science, ERIH PLUS
и в Входит в Перечень ВАК Министерства науки
ысшего образования Российской Федерации
«П Подписка на журнал осуществляется по каталогу
ресса России». Подписной индекс издания 84587
Адрес редакции:
E-mail: edit@filclass.ru
иотеки. Полная информация о журнале и правила
издания и размещается на платформе Российского
с индекса научного цитирования (РИНЦ), РоссийThe
journal comes out 4 times per year
(March, June, October, December)
Registration certificate ПИ № ФС77-76120
of 24.06.2019
Founder – FSBEO HE “Ural State Pedagogical
University” (USPU)
620091, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave
m Philological Class is a peer reviewed scholarly and
schoeaching these disciplines at higher and secondary
and to outline the image of the Russian philological
ethodological journal publishing research findings in
t the field of literary studies, linguistics and methods of
ol. The task of the journal is to bring academic
and research closer to the practical activity of a pedagogue
pedagogical discourses in the global academic
space. Priority is given to publications which focus on
new literary and corpus sources, study the issues of
implementation of new educational technologies, and
comply with the requirements of academic objectivity
and polemic nature. Articles in Russian, English,
j German and French are accepted for publication in the
ut the journal and author guidelines can be found
on the web site filclass.ru
oournal. A full-text version of the journal is available
Spen access on the journal site and in the Russian
ecience Citation Index (RSCI) at the scientific
abolectronic library platform. Complete information
The journal indexing: Web of Science (ESCI), ERIH PLUS
The journal is included in the list of the lof the Higher
Attestation Commission of the Ministry of Science
and Higher Education of the Russian Federation
The journal is included in the united catalog
“Russian Press”, Index 84587
Россия, 620091, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,
оф. 279
Russia, 620091, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave,
Office 279
Editorial Board postal address:
E-mail: edit@filclass.ru
Стр.2
PHILOL OGICAL CLASS
Vol. 27 • 2022 • No. 1
Editor-in-Chief: Professor Nina Petrovna Khriashcheva (Russia, Ekaterinburg, USPU)
executive editor: Associate Professor Skripova Ol’ga Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); translations editor:
Associate Professor Pirozhkova Irina Sergeevna (Russia, Ekaterinburg, USUE)
executive secretary: Assistant Lecturer Gubanova Yuliya Vasil’evna (Russia, Ekaterinburg, USPU); website administrator:
Dolgov Anton Aleksandrovich (Russia, Ekaterinburg, USPU)
DEPUTY EDITORS-IN-CHIEF
In folklore and the history of ancient Russian literature: Associate Professor Lozhkova Tatiana Anatolyevna (Russia,
Ekaterinburg, USPU); in the history of ancient Russian literature and the 18th century literature: Professor Zyryanov
Oleg Vasil’evich (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the history of the 19th century Russian literature: Professor Ermolenko
Svetlana Ivanovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the theory of literature: Professor Barkovskaya Nina
Vladimirovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the history of the 20th–early 21st centuries literature: Professor
Snigireva Tat’yana Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of language and speech communication:
Professor Dziuba Elena Vyacheslavovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in applied linguistics and interdisciplinary
methods in philology: Professor Mukhin Mikhail Yur’evich (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of foreign
literature and English literary classics: Professor Dotsenko Elena Georgievna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in
contemporary British novel and translation issues: Professor Sidorova Ol’ga Grigor’evna (Russia, Ekaterinburg, UFU);
in German-language literature of Modernism (Germany, Austria, Switzerland), theory and practice of translation, and
comparative-historical and typological linguistics: Professor Pestova Natal’ya Vasil’evna (Russia, Ekaterinburg, Private
education institution “Sirius”); in German-language literature, Russian-German literary ties, imageology and literary
translation: Doctor of Philology, Leading Researcher Kudryavtseva Tamara Viktorovna (Russia, Moscow, IMLI); in the
history of French, typology and comparative linguistics: Professor Lykova Nadezhda Nikolaevna (Russia, Tyumen,
TyumGU); in Romance linguistics and comparative pragmatics: Associate Professor Erofeeva Elena Vladimirovna
(Russia, Ekaterinburg, USPU); in literary education technologies and teaching classical literature at higher and
secondary school: Associate Professor Alekseeva Mariya Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in methodology
and methods of teaching modern literature at higher and secondary school: Associate Professor Gutrina Liliya Dmitrievna
(Russia, Ekaterinburg, USPU); in modern education technologies and innovative processes in education: Professor Mosina
Margarita Aleksandrovna (Russia, Perm, PSPU); in the theory and practice of teaching Russian in a polycultural
environment of higher and secondary school: Associate Professor Eremina Svetlana Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg,
USPU)
EDITORIAL COUNCIL
Prof. V. V. Abashev (Russia, Perm, Perm State National Research University); Prof. O. Y. Antsyferova (Russia, Saint
Petersburg, Saint Petersburg State University); Prof. L. O. Butakova (Russia, Omsk, Omsk State University named after
F. M. Dostoevsky); Prof. M. Weiskopf (Israel, Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem); Prof. T. Victoroff (France,
Strasbourg, University of Strasbourg); Ph. D. J. Gallo (Slovakia, Nitra, Constantine the Philosopher University in Nitra);
Ph. D. A. Grominova (Slovakia, Trnava, University of St. Cyril and Methodius); Prof. Emer. H. Guenther (Germany,
Bielefeld, Bielefeld University); Prof. E. Dobrenko (Great Britain, Sheffield, University of Sheffield); Prof. B. W. Dhooge
(Belgium, Ghent, Ghent University); Prof. A. A. Zhitenev (Russia, Voronezh, Voronezh State University); Prof.
G. M. Ibatullina (Russia, Sterlitamak, Sterlitamak Branch of Bashkir State University); Cand. Sc. A. A. Medvedev
(Russia, Tyumen, Tyumen State University); Ph. D. A. K. Marcin (Poland, Krakow, Institute of English Studies,
Jagiellonian University); Prof. O. N. Kondrat’eva (Russia, Kemerovo, Kemerovo State University); Cand. Sc.
Kukulin I. V. (Russia, Saint Petersburg, Higher School of Economics); Prof. E. Y. Kulikova (Russia, Novosibirsk,
Institute of Philology of RAS, Sector of Literary Studies); Prof. G. V. Kuchumova (Russia, Samara, Samara National
Research University named after Academician S. P. Korolev); Prof. N. L. Mark (USA, New York, Columbia University);
Prof. M. A. Litovskaya (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia Boris
Yeltzin); Prof. N. M. Malygina (Russia, Moscow, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS); Prof.
G. Mikhaylova (Lithuania, Vilnius, Vilnius University); Prof. A. Pavlova (Germany, Mainz, Johannes Gutenberg
University); Prof. G. Petkova (Bulgaria, Sofia, Sofia University “St. Kliment Ohridski”); Prof. I. Pospisil (The Czech
Republic, Brno, Masaryk University); Prof. B. M. Proskurnin (Russia, Perm, Perm State National Research University);
Prof. M. E. Rut (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University); Dr. hab. T. Szabó (Hungary, Pécs, University of Pécs);
Dr. hab. A. Skotnicka (Poland, Krakow, Jagiellonian University); Prof. V. I. Tyupa (Russia, Moscov, ScientificEducational
Center for Cognitive Programs and Technologies of RGGU); Prof. T. V. Ustinova (Russia, Moscow, Moscow
State Pedagogical University); Prof. P. Fast (Poland, Katowice, University of Silesia in Katowice); Prof. A. de La Fortelle
(Switzerland, Lausanne, University of Lausanne); Prof. H. Jens (Switzerland, Fribourg, University of Fribourg);
Prof. H. Robert (Germany, Hamburg, University of Hamburg)
Стр.3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
Том 27 • 2022 • № 1
Главный редактор: проф. Нина Петровна Хрящева (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
выпускающий редактор: доц. Скрипова Ольга Александровна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); редактор перевода:
доц. Пирожкова Ирина Сергеевна (Россия, Екатеринбург, УрГЭУ)
с ответственный секретарь: асс. Губанова Юлия Васильевна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); администратор
айта: Долгов Антон Александрович (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
р по фольклору и истории древнерусской литературы: доц. Ложкова Татьяна Анатольевна (Россия, Екателинбург,
УрГПУ) по истории древнерусской литературы, литературы XVIII в.: проф. Зырянов Олег Васиньевич
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); по истории литературы XIX вв.: проф. Ермоленко Светлана Ива(
овна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по теории литературы: проф. Барковская Нина Владимировна
АлРоссия, Екатеринбург, УрГПУ); по истории литературы XX – начала XXI вв.: проф. Снигирева Татьяна
Д ександровна (Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теории языка и речевой коммуникации: проф.
пзюба Елена Вячеславовна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по прикладной лингвистике и междисцирлинарным
методам в филологии: проф. Мухин Михаил Юрьевич (Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теосии
зарубежной литературы, английской литературной классике: проф. Доценко Елена Георгиевна (Росия,
Екатеринбург, УрГПУ); по проблемам перевода, современному британскому роману: проф. Сидоро(ва
Ольга Григорьевна (Россия, Екатеринбург, УрФУ); по немецкоязычной литературе модернизма
Германия, Австрия, Швейцария), теории и практике перевода, сравнительно-историческому, типологическому
и сопоставительному языкознанию: проф. Пестова Наталья Васильевна (Россия, Екатеринбург,
л ЧОУ ДПО «СИРИУС»); по немецкоязычной литературе, русско-немецким литературным связям, имаго(
огии, художественному переводу: д-р филол. наук, вед. науч. сотрудник Кудрявцева Тамара Викторовна
нРоссия, Москва, ИМЛИ); по истории французского языка, типологии и сопоставительному языкознанию:
проф. Лыкова Надежда Николаевна (Россия, Тюмень, ТюмГУ); по вопросам романского языкознаУия
и сопоставительной прагматике: доц. Ерофеева Елена Владимировна (Россия, Екатеринбург,
врГПУ); по вопросам технологий литературного образования и преподавания классической литературы в
гузе и школе: доц. Алексеева Мария Александровна (Россия, Екатеринбург, СУНЦ УрФУ); по методоло(
ии и методике преподавания современной литературы в вузе и школе: доц. Гутрина Лилия Дмитриевна
нРоссия, Екатеринбург, УрГПУ); по вопросам современных образовательных технологий, инновационрым
процессам в образовании: проф. Мосина Маргарита Александровна (Россия, Пермь, ПГПУ); по теолии
и практике преподавания русского языка в поликультурной среде вуза и школы: доц. Еремина Светана
Александровна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
Стр.4
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
Том 27 • 2022 • № 1
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
с Проф. В. В. Абашев (Россия, Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет);
проф. О. Ю. Анцыферова (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный универпитет);
проф. Л. О. Бутакова (Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского);
Троф. М. Я. Вайскопф (Израиль, Иерусалим, Еврейский университет в Иерусалиме); д-р флол. наук
Н. Викторофф (Франция, Страсбург, Страсбургский университет); канд. филол. наук Я. Галло (Словакия,
Тритра, Университета им. Константина Философа в Нитре); канд филол. наук А. Громинова (Словакия,
ф нава, Университет им. Св. Кирилла и Мефодия); профессор-эметериус Х. Гюнтер (Германия, Билефельд,
Билефельдский университет); проф. Е. Добренко (Великобритания, Шеффилд, Университет ШефВилда);
проф. Б. Дооге (Бельгия, Гент, Гентский университет); д-р филол. наук А. А. Житенев (Россия,
Боронеж, Воронежский государственный университет); проф. Г. М. Ибатуллина (Россия, Стерлитамак,
изученияашкирский государственный университет); канд. филол. наук К. Марсин (Польша, Краков, Институт
английского языка, Ягеллонский университет); проф. О. Н. Кондратьева (Россия, Кемерово,
Н Кемеровский государственный университет); канд. филол. наук И. В. Кукулин (Россия, Санкт-Петербург,
ика С. П. Королёва); проф. М. Н. Липовецкий (США, Нью-Йорк, Колумбийский университет);
п проф. М. А. Литовская (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина);
Г ИУ ВШЭ); проф. Е. Ю. Куликова (Россия, Новосибирск, Институт филологии СО РАН); д-р филол. наук
дем. В. Кучумова (Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени акакароф.
Н. М. Малыгина (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН);
Г. нд. филол. наук А. А. Медведев (Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет); проф.
М П. Михайлова (Литва, Вильнюс, Вильнюсский университет); проф. А. Павлова (Германия, Майнц,
с айнцский университет им. Иоганна Гутенберга); д-р филол. наук Г. Петкова (Болгария, София, Софийского
университета Св. Климента Охридского); проф. И. Поспишил (Чешская Республика, Брно, Универнитета
им. Масарика); проф. Б. М. Проскурнин (Россия, Пермь, Пермский государственный национальый
исследовательский университет); проф. М. Э. Рут (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный
университет); хабил. д-р Т. Сабо (Венгрия, Печ, Печский Университет); хабил. д-р А. Скотницка (Польша,
Краков, Ягеллонский университет); проф. В. И. Тюпа (Россия, Москва, Научно-образовательный центр
п когнитивных программ и технологий РГГУ); д-р филол. наук Т. В. Устинова (Россия, Москва, Московский
тедагогический государственный университет); проф. П. Фаст (Польша, Катовице, Силезский универсирет);
проф. Фортель, де ля А. (Швейцария, Лозанна, Лозаннский университет); проф. Й. Херльт (Швейцаия,
Фрибур, Фрибурский университет); проф. Р. Ходел (Германия, Гамбург, Гамбургский университет)
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
8
Orthodox Ideas Are Reflected In Lev Tolstoi’s
Religious Thinking (Text in English)
. Цветаевой
КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Kolstø P. Orthodoxy Inside-Out: How Certain
об 22 Лаврова С. Ю., Ермакова Л. А. Семиотический
Мраз А. Пушкина в мифотворческой трактовке
с 35 Ю. Н. Чумаков: воспоминание о знакомстве
ф 44 Спроге Л. «Прошло сто лет…»
ДВА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»:
К ЮБИЛЕЮ Ю.М. ЛОТМАНА
«ИСКУССТВО И НАУКА – ЭТО КАК БЫ
Ю. М. Лотманом
т 50 Шатин Ю. В. Ю. М. Лотман и проблемы
55 Тюпа В. И. Ю. М. Лотман
и современная нарратология
ормула времени и сема памяти
еоретического литературоведения
63 Липовецкий М. Н. Tertium Non Datur:
к проблеме тернарных систем в семиотике
Ю. М. Лотмана
един 68 Белобровцева И. З. «Он был для нас
Ю. М. Лотман – педагог и ученый
ственным профессором…»:
73 Доценко С. Н. О Ю. Лотмане
и немного о структурализме
н 84 Клинг О. А. Ю. М. Лотман
д 87 Красноперова Е. С. Актуальная грамматика
а 101 Кунщикова М. О. Метаязыковая активность
искусственных билингвов
етской речи: корпусные исследования
дресата языковой игры в диалогах
л 112 Авдеенко И. А. Символ «дом» как драйвер
ингвокреативности в песне В. Шахрина
«С войны»
а 123 Догнал Й., Цинтула И. Мотивы
«Солнцпокалипсиса в романе И. С. Шмелева
с 133 Маштакова Л. В. Уральский рыцарь
худоцреалистический канон:
е мертвых»
имволизма: случай С. В. Виноградова
и с 147 Снигирева Т. А. Реалистическое письмо
в 154 Лобин А. М. Эволюция образа главного героя
«П цикле романов Б. Акунина
ожественный опыт Веры Пановой
риключения Эраста Фандорина»
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ
Text in German)
H 166 Andreiushkina T. N. “Transcendental
( omelessness” in Western Modernist Sonnets
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
ХХ–ХХI ВЕКОВ
авсегда перевернул представление о тексте
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
8
Orthodox Ideas Are Reflected In Lev Tolstoi’s
Religious Thinking
f M. Tsvetaeva
CONCEPTS. PROGRAMS. HYPOTHESES
Kolstø P. Orthodoxy Inside-Out: How Certain
o 22 Lavrova S. Yu., Ermakova L. A. A Semiotic Image
of A. Pushkin in Mythopoetic Interpretation
o 35 Yu. N. Chumakov: Memories
ormula of Time and Seme of Memory
f Theoretical Literary Criticism
F 44 Sproģe, L. “Hundred Years Have Passed…”
o 50 Shatin Yu. V. Yu. M. Lotman and the Problems
f Meeting Yu. M. Lotman
55 Tiupa V. I. Yu. M. Lotman
and Contemporary Narratology
f 68 Belobrovtseva I. Z. “He Was the Only Professor
A 63 Lipovetsky M. N. Tertium Non Datur:
in Problem of the Ternary System
Yuri M. Lotman’s Semiotics
or Us...”: Yu. M. Lotman – Teacher and Scholar
a 73 Dotsenko S. N. About Yu. Lotman
t 84 Kling O. A. Yu. M. Lotman Forever Turned
PROBLEMS OF MODERN LINGUISTICS
nd a Little about Structuralism
he Idea of the Text
o 87 Krasnoperova E. S. Real Everyday Grammar
o 101 Kunshchikova M. O. Metalingual Activity
f Children’s Speech: A Corpus Study
of the Addressee of Wordplay in the Dialogues
as a 112 Avdeenko I. A. The Symbol of the “House”
f Artificial Bilinguals
Song “From the War”
Driver of Linguistic Creativity in V. Shakhrin’s
in 123 Dohnal J., Cintula I. Motifs of Apocalypse
The 133 Mashtakova L. V. A Urals Knight of Symbolism:
ond Socialist-Realistic Canon: Artistic Experience
TRAJECTORIES OF THE LITERARY PROCESS
OF THE 20TH
– 21ST
CENTURIES
I. S. Shmelev’s Novel “Sun of the Dead”
a 147 Snigireva T. А. Realistic Writing
f Vera Panova
Case of Sergey V. Vinogradov
o 154 Lobin A. M. Evolution of the Image
H 166 Andreiushkina T. N. “Transcendental
ISSUES OF GLOBAL
LITERATURE POETICS
omelessness” in Western Modernist Sonnets
f the Main Character in B. Akunin’s Fandorin Cycle
OF HUMAN CULTURE”: TO THE ANNIVERSARY
OF Yu. M. LOTMAN’S BIRTH
“ART AND SCIENCE ARE TWO EYES
Стр.6
О 179 Новокрещенных И. А. «Под Холмом»
проблеме рецепции
кбри Бердсли и «Южный ветер» Нормана Дугласа:
с 194 Кудрявцева Т. В. К истокам
оциалистического реализма в Германии
оп 207 Когут К. С. Поэзия А. Ахматовой в 11 классе:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
ыт создания проблемных ситуаций на уроках
221 Громинова А., Медуха О. Поэзия андеграунда
70-х гг. в курсе РКИ
т 236 Лабунец Н. В., Эртнер Е. Н. Гастрономический
секст в обучении русскому языку иностранцев:
об 249 Цингерова Н., Вазанова М. Методика
м учения словаков русским неопределенным
емиотическая проекция
естоимениям
М 261 Федотов О. И., Шелемова А. О. Итоги
п еждународных научно-поэтических чтений
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
амяти С. И. Кормилова (5 июня 2021 г.)
by 179 Novokreshchennykh I. A. “Under the Hill”
by Aubrey Beardsley and “South Wind”
f Socialist Realism in Germany
Norman Douglas: to the Problem of Reception
o 194 Kudryavtseva T. V. About the Origins
PHILOLOGICAL DISCIPLINES AT SECONDARY
AND HIGHER SCHOOL
THEORY AND METHODS OF TEACHING
207 Kogut K. S. A. Akhmatova’s Poetry in 11th
Experience in Creating Classroom Problem Situations
i 236 Labunets N. V., Ertner E. N. Gastronomic Text
Sn Teaching the Russian to Foreigners:
Foreign Language
f 249 Cingerova N., Vazanova M. Methodology
emiotic Projection
or Teaching Slovaks Russian Indefinite Pronouns
o 261 Fedotov O. I., Shelemova A. O. Results
Memory of S. I. Kormilov (June 5, 2021)
REVIEWS
inf the International Scientific and Poetic Readings
Grade:
o 221 Grominova A., Medukha O. Underground Poetry
as af the 70s in Course of the Russian Language
7
Стр.7