MINISTRY OF EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
FOUNDER: FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL ORGANIZATION
OF HIGHER EDUCATION
«URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY»
INSTITUTE OF PHILOLOGY AND INTERCULTURAL EDUCATION
URAL
PHILOLOGICAL
BULLETIN
№ 2 / 2022
series
Language. System. Personality:
the Linguistics of creativity
Yekaterinburg 2022
Стр.2
УДК 81
ББК Ш1
У68
Главный редактор:
Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, профессор кафедры
общего языкознания и русского языка УрГПУ (Екатеринбург);
Члены редколлегии:
Барковская Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры
литературы и методики ее преподавания УрГПУ – ответственный редактор (Екатеринбург);
Гридина
Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой общего языкознания и русского языка УрГПУ – ответственный редактор
(Екатеринбург);
Ермоленко Светлана Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры
литературы и методики ее преподавания УрГПУ – ответственный редактор (Екатеринбург);
Бекасова
Елена Николаевна, доктор филологических наук, доцент кафедры языкознания
и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического
университета (Оренбург);
Верина Ульяна Юрьевна, доктор филологических наук, доцент Белорусского государственного
университета (Минск, Беларусь);
Доценко Елена Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики её преподавания УрГПУ (Екатеринбург);
Зверева Татьяна Вячеславовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории
литературы и истории русской литературы Удмуртского государственного университета
(Ижевск);
Козьмина Елена Юрьевна, доктор филологических наук, доцент кафедры издательского
дела Уральского федерального университета имени первого Президента России
Б. Н. Ельцина (Екатеринбург);
Ложкова Татьяна Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры
литературы и методики ее преподавания УрГПУ (Екатеринбург);
Норман Борис Юстинович, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического
и славянского языкознания Белорусского государственного университета
(Минск, Беларусь);
Проскурнин Борис Михайлович, доктор филологических наук, заведующий кафедрой
мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского
университета (Пермь);
Сейбель Наталия Эдуардовна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
и методики обучения литературе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического
университета (Челябинск);
Семьян Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета
(Челябинск);
Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы Национального исследовательского Нижегородского государственного
университета им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород).
Стр.3
У68 Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система.
Личность: Лингвистика креатива / Уральский государственный
педагогический университет ; главный редактор
Н. И. Коновалова. – Екатеринбург, 2022. – №. 2. – 619 с. –
(Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива».
Вып. 31). – Текст : электронный.
Сборник посвящен широкому кругу проблем, разрабатываемых в
рамках научного направления "Лингвистика креатива", в том числе
обсуждению интегральной методологии исследования механизмов
языковой креативности, описанию форм и сфер лингвокреативной деятельности
современного общества, реализации творческого потенциала
языковой личности. Данный выпуск содержит материалы докладов
Международной научной конференции «Лингвистика креатива: методологические
подходы к изучению речетворческой деятельности», а
также материалы обсуждения данной проблематики в рамках Международного
телемоста «Лингвокреатив и речевые практики современной
языковой ситуации: границы дозволенного». Сборник адресован
специалистам-филологам, психологам, аспирантам и студентам, преподавателям-практикам,
а также всем, кто интересуется проблемами
языкового творчества.
Редактор выпуска: проф. Т.А. Гридина
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство
о регистрации ЭЛ № ФС 77-77355 от 31.12.2019
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2022
© Уральский филологический вестник, 2022
Стр.4
UDC 81(082)
Editorial board:
Series " Language. System. Personality: linguistics of creativity":
T. A. Gridina, Dr. Philol. science, prof.
(Ural State Pedagogical University)
N. I. Konovalova Dr. Philol. science, prof.
(Ural State Pedagogical University)
B. Y. Norman, Dr. Philol. science, prof.
(Belarusian State University)
E.S.Krasnoperova, postgraduate
(Ural State Pedagogical University)
Ural philological bulletin / Ural state pedagogical univ.; editorin-chief
N.I. Konovalova – Yekaterinburg, 2022. – №. 2 (31). –
619 p. – Series « Language. System. Personality: the Linguistics
of creativity». Issue 31.
The collection contains materials of reports of the International
scientific conference devoted to a wide range of problems
developed within the framework of the direction "linguistics of
creativity", including discussion of the integral methodology of
research of mechanisms of language creativity, description of
forms and spheres of linguocreative activity of modern society,
realization of the creative potential of the language personality.
The collection is addressed to specialists-philologists, psychologists,
postgraduates and students, teachers-practitioners, as well
as anyone interested in the problems of language creativity.
Editor of issue: Т.А. Gridina
ISSN 2306-7462
© FSBEI HE «USPU», 2022
© Ural philological bulletin, 2022
Стр.5
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
Содержание
Раздел I. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ДИСКУРСИВНЫХ
ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Практики современной
коммуникации: лингвокреатив и речевые аномалии …..... 14
Дронов П.С. Креативность креативностью, но ... о гранях
и границах креативности в области фразеологизмовконструкций
………………………………………………… 30
Круглякова Т.А., Чен Юйфань. «Кулинарные приколы
из Поднебесной»: интерпретация переводческой ошибки.. 43
Крылов Ю.В. Креативный потенциал языка мема (на
материале изменений мема «Наташ, вставай») …………. 58
Муль И.Л. Искусство продавать играючи: о некоторых
лингвокреативных техниках нативной рекламы в
инстаграме ………………………………………………….. 71
Никитина Л.Б. Ошибка, рефлексия, игра в интернетобщении:
в поисках границ ………………………………... 83
Ремчукова Е.Н. «Цитатное письмо» в медиатексте как
прецедентный комплекс знаков высокой культуры со
сферой-источником «Достоевский» ………………………. 93
Ян Кэ, Чэнь Хуань. Игровая дезаббревиация в русской
речи как постмодернистский феномен …………………… 104
ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Раздел II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ
ИННОВАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ КАК
Вепрева И.Т. О креативном подходе к употреблению
префиксальных глаголов в современном русском языке… 115
Герасименко Н.А. О девиантном поведении скрепы в
сложноподчиненном предложении ……………………….. 127
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Синтаксический
гештальт «то что» и его экспансия в современной
разговорной речи …………………………………………... 134
6
Стр.6
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
Катаева А.С., Соболева Е.Г. Народ vs власть: смеховой
и официальный covid-дискурсы …………………………... 143
Купина Н.А. Массовый лингвокреатив в эпоху
коронавируса ……………………………………………….. 156
Леденёва В.В. Норма как мерило лингвокреативности….. 167
Нефедова Л.А.
Лингвокреативные
практики
современного словотворчества (на материале немецкого
и русского языков) …………………………………………. 177
Плотникова А.М., Слаутина М.В. «Множественное
пейоративное» как маркер речевого конфликта …………. 190
Рацибурская Л.В. Словообразовательная креативность в
освоении социально значимых слов ……………………… 200
Хуснуллина Ю.А. Мотивированность неологизмов
компьютерного дискурса ………………………………….. 212
Цонева Л.М. Игровой аспект отражения темы вакцинации
против коронавируса …………………………...………….. 219
Раздел III. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ
Бубнова И.А. Почему «покраснела» звукобуква я? ........... 229
Ваулина И.А. Краш и крашиха: фоносемантика в
молодежном жаргоне ……………………………………… 238
Джиоева В.П. Раскрытие этноментальной специфики
языкового сознания в материалах ассоциативного
эксперимента как способ исследования вербальной
креативности ……………………………………………….. 248
Доброва Г.Р., Мельникова А.И. О связи между
лингвокреативностью формирующейся языковой личности
и креативностью как совокупностью реализуемых
творческих способностей индивида ………………………. 255
Еливанова М.А., Семушина В.А. Ассоциативные
компоненты вербальной синестезии ……………………… 269
Иванова Е.Н. Тенденции развития русской лексической
системы: опыт метаязыковой рефлексии ………………… 280
Косова Л.В., Рут М.Э. Из экспериментальных наблюдений
над номинативными тактиками и стратегиями …….. 289
7
Стр.7
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
Пищальникова В.А. Ассоциативное поле как база исследования
потенциальных значений слов …………………. 303
Сизова О.Б. Текст: цель или средство? (Влияние
когнитивных стратегий детей на понимание текста) …… 318
Язынина Е.А. Конструирование окказионального слова
как тренинг вербальной креативности ……………………. 328
Раздел IV. ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Авдеева Г.А. Приемы аллюзивной языковой игры в прозе
О. Славниковой: на материале сборника «Любовь в
седьмом вагоне» ……………………………………………. 338
Волков Е.Е. Лексико-грамматические трансформации
при переводе приема каламбура …………………………... 353
Голосова Е.А. Использование стилистически сниженной
лексики в повестях «Вилли» и «День числа Пи»
Н.С. Дашевской …………………………………………….. 365
Еремина С.А. Проблема перевода стихотворного текста:
читаем Пушкина по-английски …………………………… 376
Кочнева Н.С. Двойничество как способ языковой игры
(на материале произведений В.П. Крапивина …………... 391
Кубасов А.В., Михайлова О.А. Креативность в
интерпретации классики ………………………………….. 399
Патроева Н.В. Тропеические трансформации города в
русской поэзии XVIII века ………………………………… 410
Протасова Е.Ю. Размышления о речи в романе
«Эшелон на Самарканд» Г. Яхиной ……………………… 420
Радбиль Т.Б. Языковая аномальность как фактор
конденсации смысла в поэтическом тексте (на материале
языка поэзии Осипа Мандельштама) ……………………... 431
Раздел V. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бекасова Е.Н. Границы трансформации антропонимов… 446
Ваулина И.А., Красноперова Е.С. Прагматические
8
Стр.8
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
векторы эргонимической номинации: экспериментальные
данные ………………………………………………………. 458
Калинин О.И. Креативные метафоры и речевое
воздействие в дискурсе …………………………………… 469
Китанина Э.А. Лексико-семантические трансформации
англицизмов в сетевом дискурсе …………………………..
Лаппо М.А. Лингводидактический потенциал «зоны
непонимания» художественного текста …………………
483
491
Михайлова Ю.Н. Метафорическое представление
научной сферы ……………………………………………… 505
Моштылева Е.С. «Барон-разбойник продаст свитшот»:
нарративизация концепт-стора в аспекте когнитивнодискурсивного
моделирования ……………………………. 520
Палкина А.А., Ворошилова М.Б. Организационная
метафора по-русски: теория организационных метафор в
российском дискурсе ………………………………………. 530
Просвирнина И.С. Экспрессивный потенциал
императивных конструкций ..……………………………… 540
Руженцева Н.Б. Язык вражды и его представление в
печатных СМИ: динамические процессы ………………… 551
Ружицкий И.В., Потёмкина Е.В. Мнемы и мемы как
стимул для развития лингвокреативной компетенции
иностранных учащихся ……………………………………. 564
Харченко В.К. Приятие жизни с Алексеем Бегаком:
школа креатива ……………………………………………... 587
Щербакова Н.Н. Использование языковой игры в
образовательном процессе ……………………………........ 599
Ян Ии. Единицы интернет-сленга в современном
китайском политическом дискурсе ……………………….. 609
9
Стр.9
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
TABLE OF CONTENTS
Part I. DISCURSIVE PRACTICES OF MODERN SOCIETY
AND LANGUAGE GAME
Gridina T. A., Konovalova N. I. Modern communicative
practices: speech anomalies and linguocreativity…. 14
Dronov P. S. Creativity or not, but ...: on the edges and
boundaries of creativity in the field of phraseological
constructions …………………………………………... 30
Kruglyakova T. A., Cheng Yufan. "Cooking gags from
Celestial Empire": translator’s error interpretation
as a way to create a language joke …………………… 43
Krylov Yu.V. The creative potential of the meme language
(on the basis of changes in the meme «Natasha,
get up») ………………………………………………... 58
Mul I. L. The art of selling easily: about some
linguo-creative techniques of native advertisingon
instagram ……………………………………………… 71
Nikitina L. B. Error, reflection, game in internet communication:
in search of boundaries …………………... 83
Remchukova E. N. "Quote writing" in the media text
as a precedent set of signs of high culture with the
sphere-source "Dostoevsky" ………………………….. 93
Yang Ke, Chen Huan. Playful desabbreviation in Russian
as a postmodern phenomenon …………………… 104
Part II. GRAMMATICAL AND LEXICAL INNOVATIONS
OF MODERN SPEECH AS A REFLECTION OF THE
LANGUAGE DYNAMICS
Vepreva I. T. About the creative approach to the use of
prefixed verbs in modern Russian ……………………. 115
Gerasimenko N. A. About the deviant behavior of a
staple in a compound sentence ………………………... 127
10
Стр.10
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
Gridina T. A., Konovalova N. I. The syntactic gestalt «to
chto» and its expansion in modern colloquial speech ……… 134
Kataeva A. S., Soboleva E.G. People vs power:
comical and official covid-discourses ………………… 143
Kupina N. A. Mass linguistic creativity in coronavirus
era ……………………………………………………... 156
Ledeneva V. V. Norm as a yardstick of linguocreativity 167
Nefedova L. A. Linguo-creative practices of modern
word-creation (by the material of the german and
russian languages) ……………………………………... 177
Plotnikova A. M., Slautina M. V. «Pejorative plural»
as a communicative conflict marker …………………... 190
Ratsiburskaya L. V. Word-building creativity in the
development of socially significant words ……………. 200
Husnullina Yu. A. Motivation of computer discourse
neologisms……………………………………………... 212
Сoneva L. M. Game aspect of reflecting the topic of
vaccination against coronavirus ……………………….. 219
Part III. PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS STUDYING
THE PHENOMENON OF LINGUOCREATIVITY
Bubnova I. А. Why has the sound-letter I become
"red"?............................................................................... 229
Vaulina I. A. Crash and crashiha: phonosemantics in
youth jargon …………………………………………… 238
Dzhioeva V. P. Analisis of ethno-mental specificity of
language consciousness in the material of associative
experiment as the means of language creativity ………. 248
Dobrova G. R., Melnikova A. I. On the relationship
between the language creativity of the developing
linguistic personality and creativity as a set of
implemented creative abilities of the individual ……… 255
Elivanova M. A., Semushina V. A. Associative components
of verbal synesthesia …………………………. 269
Ivanova E. N. Trends in the development of the russian
11
Стр.11
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
lexical system: the experience of meta-language reflection
…………………………………………………….. 280
Kosova L. V., Rut M. E. From Experimental observations
on nominative tactics and strategies …………….. 289
Pishchalnikova V. A. Association field as a base for
study of potential meanings of words …………………. 303
Sizova O. B. Text: goal or means? (Influence of
children's cognitive strategies on text understanding) … 318
Yazynina E. A. Сonstruction of an occasional word as a
training of linguistic creativity ………………………... 328
Part IV. LINGUOCREATIVE PRACTICES OF
ARTISTIC CREATIVITY
Avdeeva G. A. Techniques of the allusive language
game in O. Slavnikova's prose: on the material of the
"Love in the seventh car" compilation ………………... 338
Volkov E. E. Lexical and grammatical transformations
in the translation of the pun technique ………………… 353
Golosova E. A. The usage of stylistically reduced
vocabulary in the novels "Villi" and "The P-Day" by
N.S. Dashevskaya ……………………………………... 365
Eremina S. A. The problem of translating a poetic text:
reading Pushkin in English ……………………………. 376
Kochneva N. S. Duality as a way of language game….. 391
Kubasov A. V., Mikhailova O. A. Creativity in the
interpretation of classics ……………………………… 399
Patroeva N. V. Tropeic transformations of the gorod in
the russian poetry of the XVIII century ……………….. 410
Protassova E.Yu. Reflections on the speech in the
novel "Train to Samarkand" by G. Yakhina …………... 420
Radbil T. B. Language anomality as a factor of sense
condensation in a poetic text (by the material of the
language of Osip Mandelshtam's poetry)……………… 431
12
Стр.12
2022 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2
Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива (выпуск 31)
Part V. APPLIED ASPECTS STUDIES OF
LINGUOCREATIVE ACTIVITIES
Bekasova E. N. Borders of transformation
of anthroponyms ………………………………………. 446
Vaulina I. A., Krasnoperova E. S. Pragmatic vectors of
ergonymic nomination: experimental data ……………. 458
Kalinin О. I. The power of creative metaphors in
discourse ........................................................................ 469
Kitanina E. A. Lexico-semantic transformations of
anglicisms in the network discourse …………………... 483
Lappo Marina A. The linguodidactic potential of the
"zone of incomprehension" of literary texts …………... 491
Mikhailova J. N. Metaphorical representation of the
scientific sphere ……………………………………….. 505
Moshtyleva E. S. "The Robber Baron would like to sell
a sweetshot": narrativization of the conceptual store in
the aspect of cognitive-discursive modeling ………….. 520
Palkina A. A., Voroshilova M. B. Organizational
metaphor in russian: the theory of organizational
metaphors in russian discourse ………………………... 530
Prosvirnina I. S. Expressive potential of imperative
constructions …………………………………………... 540
Ruzhentseva N. B. Hate speech and its representation
in printed mass media: dynamic processes ……………. 551
Ruzhitsky I. V., Potyomkina E. V. Mnemas and memes
as a motivation for the development of linguocreative
competence of foreign students ……………………….. 564
Kharchenko V. K. Acceptance of life with Alexey
Begak: school of creativity …………………………… 587
Shcherbakova N. N. The usage of the language game
in the educational process ……………………………... 599
Yang Yiyi. Internet slang in modern chinese political
Discourse ……………………………………………… 609
13
Стр.13