Издается с 1999 года
Выходит шесть раз в год
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
№ 3 (128) 2021
Аронов Д.В. – д-р истор. наук, проф.,
г. Орел
Бершедова Л.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Бондырева С.К. – д-р психол. наук, проф.,
действительный член РАО, г. Москва
Булаев Н.И. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Бучек А.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Григорович Л.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Данакин Н.С. – д-р социол. наук, проф.,
г. Белгород
Жарков А.Д. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Исаева Н.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Костина Л.Н. – д-р психол. наук,
г. Орел
Лабейкин А.А. – д-р пед. наук, проф.
г. Орел
Лукацкий М.А. – д-р пед. наук, проф.
член-корреспондент РАО, г. Москва
Мосякин И.Я. – канд. истор. наук, доцент,
главный редактор журнала (зам. председателя
редакционного совета), г. Орел
Овчинников А.В. – д-р пед. наук,
г. Москва
Осадчая Г.И. – д-р социол. наук, проф.,
г. Москва
Паршиков Н.А. – д-р пед. наук, проф.,
г. Орел
Пилипенко О.В. – д-р техн. наук, проф.
(председатель редакционного совета),
г. Орел
Проказина Н.В. – д-р социол. наук,
доцент, г. Барнаул
Пузанкова Е.Н. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Рябинкина А.Н. – канд. психол. наук,
доцент, г. Орел
Турбовской Я.С. – д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Туревский И.М. – д-р пед. наук, проф.
г. Тула
Уварова В.И. – канд. филос. наук, доцент,
г. Орел
Уман А.И. – д-р пед. наук, проф., г. Орел
Хохлов А.А. – д-р социол. наук, проф.,
г. Орел
Редакционная коллегия
Редакция
Главный редактор
Мосякин И.Я.
Заместитель главного редактора
Алдошина М.И.
Ответственный секретарь
Косарецкий С.Н.
Адрес издателя:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева»,
302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
Контактный телефон: (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
Адрес редакции:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени
И.С. Тургенева», 302028, Орловская обл.,
К г. Орёл, Каменская площадь, д. 1
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
онтактный телефон: +7 909-228-13-35
Зарегистрировано в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство: ПИ № ФС77-73091
от 09 июня 2018 г.
Подписной индекс 31180 по объединенному
каталогу «Пресса России»
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2021
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
(ОГУ имени И.С. Тургенева)
Содержание
Педагогические науки
Методология и история педагогики
Ганчеренок И.И., Исмадияров Я.У., Горбачев Н.Н. Кадровая диалектика
для обеспечения цифровой трансформации: кадры или таланты…………………………………. 3
Лобашев И.В., Лобашев В.Д. Фреймо-графовый подход в процессах
визуализации учебной информации……………………………………………………………………………….. 14
Абашина А.Д. Понятийный аппарат проблемы методических систем деятельности
социального педагога в изменяющихся условиях социокультурной среды………………….. 25
Проблемы обучения и воспитания
Еркибаева Г.Г., Илларионова Л.П. Компетентностный подход
к профессиональной подготовке будущего учителя русского языка……………………………… 32
Воронков С.В. Методика формирования познавательной активности обучающихся
с использованием метода проекта в процессе внеклассной
воспитательной работы по истории…………………………………………………………………………………. 43
Николаев В.А., Гринева Е.А. Методические аспекты использования
этнопедагогических средств на уроках математики……………………………………………………….. 48
Образование и культура
Грешникова А.В., Крюкова С.А. Интеграция идей в развитии
современного музыкального образования……………………………………………………………………… 55
Воронин И.И. Понятие «социально-культурная деятельность»…………………………………….. 62
Королева Н.Е. Современные условия подготовки студентов
в сфере хореографического образования в вузах культуры……………………………………….. 67
Гонашвили А.С. Социологическое исследование по изучению отношения
российской и латвийской молодежи к творчеству И.С. Тургенева…………………………………. 72
Профессиональное образование
Ератова Т.И. Структурно-функциональная характеристика модели формирования
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции………………………………… 76
Ряполова Я.И. Представления студентов младших курсов – будущих педагогов
специального образования об особенностях детей с ОВЗ как фактор успешной
профессиональной адаптации…………………………………………………………………………………………. 83
Абрамов Р.А., Кочергина В.Е., Денисова А.И. Повышение качества образования
по профилю «Государственное и муниципальное образование»
в условиях неопределенности…………………………………………………………………………………………. 88
Яковлева Е.В. Структурно-функциональная модель формирования
цифровой компетентности бакалавра педагогического направления подготовки………. 99
Психологические науки
Психология развития и акмеология
Рябинкина А.Н. Самореализация личности студентов и ее интеграция
с преобладающими субъективными переживаниями……………………………………………………. 107
Воронкова Л.В. Формирование субъектной позиции студентов
в высшем образовании…………………………………………………………………………………………………….. 114
Семенова Т.Н., Первушин В.В., Коротков Д.Ю. Влияние экзаменационного стресса
на психофизиологические показатели студентов……………………………………………………………. 124
Пашкевич А.А. Взаимосвязь переживания счастья и зависти у студентов
с высоким уровнем перфекционизма……………………………………………………………………………… 130
Журнал «Образование и общество» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по следующим группам
научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания,
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования,
19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Стр.1
♦ Педагогические науки
The journal is published since 1999
The journal is published 6 times a year
№ 3 (128) 2021
The Editorial Board
Aronov D.V. – Doc. Sc. Histor., Prof, Orel
Bershedova L.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Bondyreva S.K. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
member of the RAO, Moscow
Bulaev N.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Buchek A.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Grigorovich L.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Danakin N.S. – Doc. Sc. Social, Prof,
Belgorod
Zharkov A.D. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Isaeva N.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Kostina L.N. – Doc. Sc. Psycholog,
Associate Prof., Orel
Labeykin A.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Lukatsky M.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Corresponding Member RAO, Moscow
Mosyakin I.Ya. – Candidate Sc. Historical,
Associate Prof., editor in chief, Orel
Ovchinnikov A.V. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Osadchaya G.I. – Doc. Sc. Social, Prof,
Moscow
Parshikov N.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Orel
Pilipenko O.V. – Doc. Sc. Technical, Prof,
Orel
Prokazina N.V. – Doc. Sc. Social, Associate
Prof., Barnaul
Puzankova E.N. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Ryabinkina A.N. – Candidate Sc. Psychol.,
Associate Prof., Orel
Turbovskoy Ya.S. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Turevski I.M. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Tula
Uvarova V. I. – Candidate of Philos. Sciences,
Associate Prof, Orel
Uman A.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Khokhlov A.A. – Doc. Sc. Social, Prof, Orel
Editorial Office
Editor-in-Chief: Mosyakin I.Ya.
Deputy Editor: Aldoshina M.I.
Executive secretary: Kosaretsky S.N.
Address of the publisher:
«Orel State University named
after I.S. Turgenev»
95, Komsomolskaya Street, Orel, 302026,
Russia (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru
Address of the editorial office:
«Orel State University named after
I.S. Turgenev»,
1, Kamenskaya square, Orel, 302028,
Russia, +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru, e-mail: obrsoc@mail.ru
Registered with the Federal Service for
Supervision of Communications,
Information Technologies and Mass
Communications (Roskomnadzor)/
Сertificate: PI № FS77-73091
dated June 09, 2018
Subscription index in United catalogue
“Press of Russia” 31180
© Orel State University, 2021
EDUCATION AND SOCIETY
The founder – The Federal State Budgetary Educational Institution
of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
(Orel State University)
Contents
Pedagogical science
Methodology and History of Pedagogy
Hancharonak I.I., Ismadiyarov Y.U., Gorbachyov N.N. Personnel dialectics
of digital transformation: personnel or talents………………………………………………………….…….. 3
Lobashev I.V., Lobashev V. D. Frame-graph approach in learning information
visualization processes…………………………………………………………………………………………………….. 14
Abashina A.D. Conceptual apparatus of the problem: methodological systems
of activity of a social teacher in changing conditions of the socio-cultural environment….. 25
Problems of training and education
Yerkibayeva G.G, Illarionova L.P. Competence-based approach
to professional training of future russian language teachers……………………………………………. 32
Voronkov S.V. Methods of formation of cognitive activity of students in the process of
using the project method in the process of extracurricular educational work on history…. 43
Nikolaev V.A., Grineva E.A. Methodological aspects of the use of ethnopedagogical
tools in mathematics lessons…………………………………………………………………………………………… 48
Education and culture
Greshnikova A V., Kryukova S.A. Integration of ideas in the development
of modern music education……………………………………………………………………………………………… 55
Voronin I.I. The concept of «socio-cultural activity» ………………………………………………………. 62
Koroleva N.E. Modern conditions for training students in the field
of choreographic education in higher education institutions of culture…………………………… 67
Gonashvili A.S. A sociological study of the attitudes of russian
and latvian youth towards the works of I.S. Turgenev……………………………………………………… 72
Professional education
Eratova T.I. Structural and functional characteristics of the model of formation
of professional competence of bachelor of law students…………………………………………………. 76
Ryapolova Y.I. Representations of junior students-future teachers ofspecial education
about the characteristics of children with disabilities as a factor
of successful professional adaptation………………………………………………………………………………. 83
Abramov R.A., Kochergina V.E., Denisova A.I. Improving the quality of state and
municipal governance in the face of uncertainty……………………………………………………………… 88
Yakovleva E.V. Structural-functional model of the formation of digital competence
of a bachelor of a pedagogical direction of training…………………………………………………………. 99
Psychological science
Developmental Psychology and Acmeology
Ryabinkina A.N. Self-realization of students personality and its integration
with prevailing subjective experiences…………………………………………………………………………….. 107
Voronkova L.V. Pedagogical foundations of the problem of forming the subjective
position of students in the higher education system……………………………………………………….. 114
Semenova T.N., Pervushin V.V., Korotkov D. Yu.The exam stress influence on student’s
psychophysiological indicators………………………………………………………………………………………… 124
Pashkevich A.A. The relationship between happiness and envy students
with a high level of perfectionism……………………………………………………………………………….…… 130
The journal is included in the «List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for obtaining the scientific degree
of the candidate of sciences, for the academic degree of the doctor of sciences» of the Higher Attestation Commission for the following groups of scientific specialties:
13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education, 13.00.02 – Theory and methodology of training and education, 13.00.05 – Theory, methodology and
organization of social and cultural activities, 13.00.08 – Theory and methodology of professional education, 19.00.13 – Developmental Psychology, acmeology.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
Стр.2