ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Научный журнал
Издается с 1940 года
Выходит 4 раза в год
№ 2 (87) 2020
Апрель – Июнь
Редакционно-издательская коллегия:
Главный редактор
Авдеев Ф.С. д-р пед. наук, проф.
Заместитель главного редактора
Пузанкова Е.Н., д-р пед. наук, проф.
Члены редколлегии:
Дудина Е.Ф. канд. филол. наук (Россия)
Хованская Е.А. канд. пед. наук (Россия)
Александрова А.П. канд. филол. наук, доц. (Россия)
Айзенштат М.П. д-р ист. наук (Россия)
Антонова М.В. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Арзаканян М.Ц. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Арсентьева Н.Н. д-р филол. наук, проф. (Испания)
Беднарская Л.Д. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Видмарович Н.П. д-р филол. наук, проф. (Хорватия)
Гелла Т.Н. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Зайченкова М.С. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Иванов А.Е. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Изотов В.П. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Ковалев П.А. д-р филол. наук, проф.(Россия)
Ларионова Л.Г. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Львова С.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Маймескулова А.Л. д-р наук, экстраорд. проф. (Польша)
Минаков С.Т. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Михальченко С.И. д-р ист. наук, проф. (Россия)
Михеичева Е.А. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Николаев В.А. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Никонова Т.А. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Новиков С.Н. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Образцов П.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Пастернак Е.Л. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Погосян В.А. д-р ист. наук, проф. (Армения)
Поншон Т. д-р филол. наук, проф. (Франция)
Ретинская Т.И. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Тамин М. д-р филол. наук, проф. (Франция)
Тер-Минасова С.Г. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Уман А.И. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Чекова-Димитрова И. канд. филол. наук, доц. (Болгария)
Челышева И.И. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Черепанова Л.В. д-р пед. наук, проф. (Россия)
Чикалова И.Р. д-р ист. наук, проф. (Белорусь)
Шемчук Ю.М. д-р филол. наук, проф. (Россия)
Ши Хуншен канд. филол. наук, проф. (Китай)
Ямагути Р. д-р филол. наук, проф. (Япония)
И.о. ответственного редактора
Дудина Е.Ф. канд. филол. наук
Адрес редакции:
302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95, каб. 237.
Тел. (486-2) 43-17-40
www. oreluniver.ru E-mail: utchen-zap@univ-orel.ru
Зарег. в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ № ФС 77-65752 от 20.05.2016
Подписной индекс 43366
по объединенному каталогу «Пресса России»
© Коллектив авторов, 2020
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева»
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»
Содержание
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Горлова Н.И.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРАКТИК ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Желтикова И.В.
ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ В 200 ЛЕТ:
ВОЗМОЖНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ РОССИЙСКОГО БУДУЩЕГО. ЧАСТЬ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Зеленская Ю.Н.
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС НА КИРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 19
Картелёв И.Л.
ПУБЛИЦИСТЫ «РУССКОГО БОГАТСТВА» О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Лазаренко Е.И.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРЯНСКОЙ КОЛЛЕГИИ О ПЛЕННЫХ И БЕЖЕНЦАХ1
(1918-1920 ГГ.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Майборода О.А.
«ДЕТСКИЕ ДЕТИ»: ПЕРИОД ДЕТСТВА ПО ПОРТРЕТАМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Озерова А.Г.
АМЕРИКАНСКАЯ АНГЛОФОБИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ: ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 33
Орлов А.С., Фролов А.Г.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И В ХОДЕ ЕЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Полоник А.И.
ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 ГОДА
В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Романовский В.К.
«НАМ НЕЗАЧЕМ ОТРЕКАТЬСЯ ОТ НАШИХ ПРЕДКОВ…»
ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО Н.В.УСТРЯЛОВА: СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акимушкина Е.О.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГОРОДА В ПОЭЗИИ ФАРРУХИ СИСТАНИ (УМ. 1037/38 Г.). . . . . . . . . . 47
Багаева А.Ф.
ПОЧЕМУ ИНСАРОВ НЕ СМОГ СТАТЬ ОСВОБОДИТЕЛЕМ БОЛГАРИИ?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Бельская А.А.
РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «НОВЬ»: ИМЯ КАК СМЫСЛОВАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ-НАРОДНИКОВ . . . 54
Грималюк Т.В., Конышев Е.М.
ОБРАЗ ЛИТВИНОВА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ДЫМ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Дудина Е.Ф.
Б.К. ЗАЙЦЕВ «ПОВЕСТЬ О ВЕРЕ» К ВОПРОСУ СВОЕОБРАЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ПИСАТЕЛЯ . 65
Дудина Е.Ф.
«ДРУГАЯ ВЕРА. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Б.К. ЗАЙЦЕВА
КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Конышев Е.М., Грималюк Т.В.
ДВОРЯНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «РУДИН» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Королькова А.В.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ «УМ/БЕЗУМИЕ» И «СМЕХ» КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». . . . . . . 74
Кротова Д.В.
СИМВОЛИКА ВРЕМЕН ГОДА В ЛИРИКЕ В. ШАЛАМОВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Кузнецова Н.И.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ СБОРНИКА М.Н. ЗАГОСКИНА «ВЕЧЕР НА ХОПРЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Кургузова Н.В., Федорчук М.А.
ИДЕАЛЬНЫЙ ДРАКОН ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕИ СТАРОСТИ В РОМФАНТЕ . . . . . . . . . . . . . 87
Лазутина М.С.
ОДОРИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ ЭЛИС МАНРО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Мельникова Л.А.
ГАНС ШНИР И ЛЕВ МЫШКИН: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ Г. БЁЛЛЯ
«ГЛАЗАМИ КЛОУНА» И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» (входит в Перечень ВАК) список ВАК от
28.12.2018 г.: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки), 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода)(исторические
науки), 10.01.01 – Русская литература (филологические науки), 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы) (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические
науки), 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки).
Стр.2
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 87. 2020
Михайлова М.В.
ВЕСЕЛЫЙ И НЕВЕСЕЛЫЙ ЛЕОНИД ЛЕНЧ (ВОЕННАЯ ПРОЗА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Михеичева Е.А.
«НЕРАЗГАДАННЫЙ СФИНКС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Попова А.Р., Самошкина М.Ю.
ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ В ЛИРИКЕ Н.С. ГУМИЛЁВА КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ИДИОСТИЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Сюе Чэнь
«СОЛНЦЕ МЕРТВЫХ» И.С. ШМЕЛЕВА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ КАРТИНЫ БЫТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Тимофеева Ю.В.
ОБРАЗ ДОМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. НОСОВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Фисенко А.Б., Култышева О.М.
ЗНАЧЕНИЕ И АДРЕСОВАННОСТЬ ДИАЛОГОВ В ЛИРИКЕ В. ПОЛОЗКОВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Ямагути Р.
ОБРАЗ ВЕТРА В ЛЮБОВНЫХ ЗАГОВОРАХ И СВАДЕБНОЙ ЛИРИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авдонина Н.С.
СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Айвазова Д.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ 3-4 КУРСОВ ИЗ ИНДИИ ПРЕДМЕТА «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ». . . . 129
Алексеева Е.Н.
ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Андреева Л.А., Сергеева Н.И.
РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЭУМК В ОБОЛОЧКЕ MOODLE ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Артамонова С.Г.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Бельская М.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Бирюкова И.А.
К ВОПРОСУ О РОЛИ И МЕСТЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Борисова Л.Е., Румянцева Е.Н.
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Власова Т.А., Королева Н.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). . . . . . . . . . . . 150
Воронкова Л.В.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОСВОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Горбачева О.А., Горлова Ю.И., Никитина И.В.
ВИДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ И ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Грядунова Е.Н., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В.
СО ДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДМЕТА ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА В УНИВЕРСИТЕТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Губарева Л.И., ДугинаС.Ю.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Догадина М.А., Тяпкина А.П.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ И ГЕЙМИФИКАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Ефанова О.А., Иванова О.Ю.
ОРГАНИЦАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Игнатов А.М., Тяпкина А.П., Лаврухина Ю.И., Тяпкин А.С.
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Завьялова М.С.
ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Карапузиков А.А., Белкин Д.С., Арканов П.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ИННОВАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Ковешникова Н.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Ковешникова Е.Н., Ковешников П.А.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Кривко Н.Н., Митяева А.М.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Кузнецова Е.А.
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Кузнецова Е.В., Гаврилова И.С.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Макарова В.Н., Марцынкевич Е.Д.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Мартынов В.В., Дьячкова Л. Г.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Мартынова Е.В.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Ногаев С.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФГОС НОО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Образцов П.И., Коковенко О.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ 217
Образцов П.И., Никитина А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦССА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
2
Стр.3
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 87. 2020
Образцов П.И., Шумилин В.С.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА
В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Осипова Н.Н., Трофименко М.П., Елыкомов Р.Ф.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Софронов Р.П., Кривошапкина О.М., Яковлева А.В., Захарова А.Г.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) . . . . . . . . . . . . . . . 232
Топчий И.В.
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Тришкин А.В., Макеева И.Ю., Пузина Т.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ-БИОФИЗИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Тукмаков Д.А., Тукмакова Н.А.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ К КАНОНИЧЕСКОЙ ФОРМЕ УРАВНЕНИЙ В ЧАСТНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОПИСАНИЮ НЕСТАЦИОНАРНОГО ПРОЦЕССА В ДВУХФАЗНОЙ СМЕСИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Филатова В.А., Митяева А.М.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Хао Ш.
УСИЛЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ИННОВАЦИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Хворостов А.С.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-ПЕРЕДВИЖНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ. . . . . 256
Хворостов Д.А., Попадинец С.Д.
ПРОЦЕСС ПОИСКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Хворостов Д.А., Хао Ш.
ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Хмызова Н.Г., Лидинфа Е.П., Хмызова А.А.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Черникова С.М., Тепляков Н.Ю.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Шалахин Р.А., Ершов Н.В., Мишина С.Ю.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Шалимова O.Н.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
КУРСАНТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Шаломова Е.В.
РОЛЬ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ . . . . . . . . . . 289
Шамарина Е.В.
ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г.Я. ТРОШИНА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ . . . . . . . . . . . . . . 292
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Савинова Д.Д.
ИСТОРИКО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЫТОВАНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ПАРТИТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ КОЛЛЕГИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНОЙ СТАТЬИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
3
Стр.4
Scientifi c journal
It was founded in 1940
Is published 4 times a year
SCIENTIFIC NOTES
OF OREL STATE UNIVERSITY
Vol.2 - No.87 2020
April-June
Editorial board:
Scientifi c editor-in-chief
Avdeyev F.S. Doctor in Pedagogics, Prof.
Scientifi c deputy editor-in-chief
Puzankova E.N. Doctor in Pedagogics, Prof.
Board members:
Dudina E.F. Candidate of Philology (Russia)
Khovanskaya E.A. Candidate of Pedagogics (Russia)
Alexandrova A.P. Candidate of Philology, Docent (Russia)
Eisenstat M.P. Doctor of History, Prof. (Russia)
Antonova M.V. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Arzakanyan M.Ts. Doctor of History, Prof. (Russia)
Arsent’yeva N.N. Doctor of Philology, Prof. (Spain)
Bednarskaya L.D. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Vidmarovich N.P. Doctor of Philology, Prof. (Croatia)
Gella T.N. Doctor of History, Prof. (Russia)
Zaichenkova M.S. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Ivanov A.E. Doctor of History, Prof. (Russia)
Izotov V.P. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Kovalev P.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Larionova L.G. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
L’vova S.I. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
Maimeskulova A.L. Doctor of Sciences, extraordinary Prof.
(Poland)
Minakov S.T. Doctor of History, Prof. (Russia)
Mikhal`chenko S.I. Doctor of History, Prof. (Russia)
Mikheicheva E.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Nikolaev V.A. Doctor of Pedagogics, Prof. (Russia)
Nikonova T.A. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Novikov S.N. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Obraztsov P. I. Doctor in Pedagogics, Prof.(Russia)
Pasternak E.L. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Pogosyan V.A. Doctor of History, Prof. (Armenia)
Ponchon T. Doctor of Philology, Prof. (France)
Retinskaya T.I. Doctor of Philology, Docent (Russia)
Tamine M. Doctor of Philology, Prof. (France)
Ter-Minasova S.G. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Uman A.I. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Chekova-Dimitrova I. Candidate of Philology, Docent
(Bulgaria)
Chelysheva I.I. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Cherepanova L.V. Doctor in Pedagogics, Prof. (Russia)
Chikalova I.R. Doctor of History, Prof. (Belarus)
Shemchuk J.M. Doctor of Philology, Prof. (Russia)
Shi Hunshen Candidate of Philology, Prof. (China)
Yamaguchi R. Doctor of Philology (Japan)
Acting chief editor
Dudina E.F. Candidate of Philology
Editorial Offi ce address:
302026, Orel, 95 Komsomolskaya Str., of. 237.
Tel. (468-2) 43-17-40
www. oreluniver.ru E-mail: utchen-zap@univ-orel.ru
Registered in the Federal Service for Supervision of
Communications, Information Technology and Mass
Communications. Certifi cate ПИ № ФС 77-65752 from
20.05.2016
Index 43366
on general catalog «Press of Russia»
© Team of authors, 2020
© OSU named after I.S. Turgenev, 2020
The journal is included in the list of reviewed scientifi c journals, which should publish the scientifi c results of dissertations for the doctor
and candidate degree (included in the List of HAC) list of HAC of 28.12. 2018
07.00.02 – Domestic history (historical sciences), 07.00.03 – General history (of the corresponding period) (historical sciences),
10.01.01 – Russian literature (philological sciences), 10.01.03 – Literature of the peoples of foreign countries (with indication of
specifi c literature) (philological sciences), 13.00.02 – Theory and methods of training and education (by areas and levels of education)
(pedagogical sciences), 13.00.08 – Theory and methodology of vocational education (pedagogical sciences)
4
The founder – Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education
«Orel State University named after I.S. Turgenev»
FSBEI HE «OSU named after I.S. Turgenev»
Contents
07.00.00 HISTORICAL SCIENCES
Gorlovа N.I.
HISTORICAL REVIEW OF THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY PRACTICES OF VOLUNTEERISM
IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA (SECOND HALF OF THE 19TH AND BEGINNING OF THE 20TH CENTURY) . . .7
Zheltikova I.V.
IMAGES OF THE 200-YEAR-OLD FUTURE: THE POSSIBLE AND ACTUAL FUTURE OF RUSSIA. PART 2 . . . . . . . . .12
Zelenskaya Yu.N.
HOUSING PROBLEM ON THE KIROV RAILWAY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Kartelyov I.L.
PUBLICISTS OF THE “RUSSIAN WEALTH” ABOUT THE PROBLEMS OF EDUCATION
IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX – THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Lazarenko E.I.
ACTIVITIES OF THE BRYANSK BOARD OF PRISONERS AND REFUGEES (1918-1920). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Mayboroda O.A.
«CHILDREN'S CHILDREN»: THE PERIOD OF CHILDHOOD ACCORDING TO PORTRAITS
OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Ozerova A.G.
AMERICAN ANGLOPHOBIA OF THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES: THE SEARCH FOR NATIONAL IDENTITY 33
Orlov A.S., Frolov A.G.
ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN EMPIREPRIOR TO AND DURING WORLD WAR I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Polonik A.I.
ELECTIONS TO MUNICIPAL GOVERNMENT BODIES UNDER CITY REGULATIONS
OF 1870 IN VOLOGDA PROVINCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Romanovski V.K.
«WE DON’T NEED TO DENOUNCE OUR ANCESTORS…»
N.V.USTRYALOV’S CHILDHOOD AND ADOLESCENCE: THE PERSONALITY FORMATION. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
10.00.00 PHILOLOGICAL SCIENCES
Akimushkina E.O.
TO THE PROBLEM OF FORMING THE IMAGE OF THE CITY IN THE POETRY OF FARRUKHI SISTANI (D. 1037/38) 47
Bagaeva A.F.
WHY DIDN’T INSAROV BECOME THE LIBERATOR OF BULGARIA? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Belskaya A.A.
“VIRGIN SOIL” NOVEL BY I.S. TURGENEV: NAME AS SEMANTIC BASIS OF IMAGES OF HEROES-NARODNIKI 54
Grimalyuk T.V., Konyshev E.M.
THE IMAGE OF LITVINOV IN TURGENEV'S NOVEL “DYM” (“SMOKE”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Dudina E.F.
B.K. ZAYTSEV “THE TALE OF VERA”: REVISITING THE ORIGINALITY OF THE WRITER'S ARTISTIC METHOD 65
Dudina E.F.
“ANOTHER VERA. A TALK OF TIME YEARS »B.K. ZAYTSEVA
AS AN ILLUSTRATION OF THE HISTORY OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. . . . . . . . . . . . . .68
Konyshev E.M., Grimalyuk T.V.
THE NOBLE INTELLIGENTSIA AND THE PEOPLE IN TURGENEV'S NOVEL “RUDIN” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Korolkova A.V.
SEMANTIC FIELDS «MIND/MADNESS» AND «LAUGHTER» OF COMEDY A. S. GRIBOEDOVA «WOEFROMWIT» 74
Krotova D.V.
SYMBOLICS OF THE SEASONS IN V. SHALAMOV’S LYRICS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Kuznetsova N.I.
FEATURES OF THE POETICS OF THE CYCLE OF NOVELS BY M. N. ZAGOSKIN “ EVENING ON THE CARPET». .83
Kurguzova N.V., Fedorchuk M.A.
THE PERFECT DRAGON FOR A PRINCESS: THE REPRESENTATION OF THE IDEAS
OF OLD AGE IN THE ROMANTIC FICTION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Lazutina M.S.
ODORISTIC IMAGES IN PROSE BY ALICE MUNRO . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Стр.5
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 87. 2020
Melnikova L.A.
HANS SCHNIER AND LEV MYSHKIN: LITERARY ECHOES (BASED ON THE MATERIAL OF THE NOVELS BY H. BÖLL
“THE CLOWN” AND F.M. DOSTOYEVSKY “THE IDIOT”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Mikhailova M.V.
THE JOYFUL AND JOYLESS LEONID LENCH (MILITARY PROSE). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Mikheicheva E.A.
“UNSOLVEDSPHINXINRUSSIANLITERATURE” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Popova A.R., Samoshkina M.U.
TEXT TIME IN N. S. GUMILEV’S LYRIC POETRY AS A MEANS OF EXPRESSING OF THE AUTHOR'S IDIOSTYLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Xue Chen
“THE SUN OF THE DEAD” BY I.S.SHMELEV: SPATIAL SYMBOLS OF THE PICTURE OF BEING. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Timofeeva Yu.V.
THE IMAGE OF THE HOUSE IN THE WORKS OF E. I. NOSOV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Fisenko A.B., Kultysheva O.M.
THE MEANING AND ADDRESSING OF DIALOGUES IN THE LYRICS OF V. POLOZKOVA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Yamaguchi R.
THE IMAGE OF THE WIND IN THE LOVE-CHARMS AND THE WEDDING LYRICS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
Avdonina N.S.
THE CONTENT OF THE MASTER'S PROGRAM IN JOURNALISM: AN ASPECT OF PROFESSIONAL IDENTITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Aivazova D.S.
PECULIARITIES OF TEACHING 3-4-YEAR STUDENTS FROM INDIA THE SUBJECT “PATHOPHYSIOLOGY. CLINICAL PATHOPHYSIOLOGY” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Alekseeva E.N.
DETECTION OF APTITUDE FOR MATHEMATICS AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES
OF SENIOR SCHOOL CHILDREN IN CLASS AND DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Andreeva L.A., Sergeeva N.I.
STRUCTURE AND CONTENT DRAFTING OF AN ELECTRONIC TEACHING AIDS SET ON THE PLATFORM MOODLE FOR DISTANCE TEACHING IN A FOREIGN LANGUAGE 134
Artamonova S.G.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Belskaya M.I.
USING FICTION TEXTS IN LESSONS RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Biryukova I.A.
TO THE QUESTION OF THE ROLE AND PLACE OF THE DISCIPLINE «FOREIGN LANGUAGE» IN THE SCHOOL SYSTEM. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Borisova L.Y., Rumyantseva E.N.
THE ROLE OF COMMUNICATIVE MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Vlasova T.A., Koroleva N.M.
FORMATION OF SOCIAL POSITION AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS (FROM WORK EXPERIENCE) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Voronkova L.V.
FORMATION OF MOTIVATION OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Gorbacheva O.A., Gorlova Yu.I., Nikitina I.V.
TYPES AND POSSIBILITIES OF INTERNET SERVICES AND PLATFORMS FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN UNIVERSITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Gryadunova E.N., Gorin A.V., Tokmakova M.A., Tokmakov N.V.
SUBSTANTIVE ASPECT OF THE SUBJECT APPLIED MECHANICS IN THE UNIVERSITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Gubareva L.I., Dygina S.Y.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS FOR SELF-CONTROL IN STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Dogadina M.A., Tyapkina A.P.
INTEGRATION OF ELEMENTS OF HUMANITARIZATION AND GAMIFICATION IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF PERSONALITY. . . . . . . . . . . . . . . . 167
Efanova O.A., Ivanova O.YU.
ORGANIZATION OF APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Ignatov A.M., Tyapkina A.P., Lavrukhina Yu.I., Tyapkin A.S.
STATE, PROBLEMS OF MODERN RURAL SCHOOL, DIRECTIONS OF THEIR SOLUTION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Zavyalova M.S.
TEACHING GERMAN SCIENTIFIC AND TECHNICAL TERMINOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Karapuzikov A.A., Belkin D.S., Arkanov P.V.
COMPETENCE APPROACH IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, PROBLEMS, EXPERIENCE, INNOVATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Koveshnikova N.A.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Koveshnikova E.N., Koveshnikov P.A.
FORMATION OF STYLIZATION SKILLS IN VISUAL ACTIVITIES FOR BACHELORS OF LANDSCAPE ARCHITECTURE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Krivko N.N., MityАеVА А.M.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF UNDERGRADUATES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Kuznetsova E. A.
THE IMPORTANCE OF ECONOMIC CULTURE FOR THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF TRAINING MILITARY SPECIALISTS 195
Kuznetsova E.V., Gavrilova I.S.
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF TEACHERS BY MEANS OF INTEGRATION
OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Makarova V. N., Martsinkevich E.D.
IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Martynov V.V., Dyachkova L.G.
METHOD OF FUNDAMENTAL LITERACY FORMING OF A DESIGNER WHILE STUDYING FOR A BACHELOR DEGREE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Martynova E.V.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF THE SOCIAL SPHERE THROUGH THE USE OF DESIGN TECHNOLOGIES
AS PART OF THE STUDY OF THE COURSE «FUNDAMENTALS OF PSYCHOSOCIAL SUPPORT FOR THE POPULATION». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Nogayeva S.E
FORMATION OF LANGUAGE FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE TRANSITION CONDITIONS TO THE NEW FSES OF PGE . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Obraztsov P.I., Kokovenko O.A.
SPECIAL FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL FACILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FRANCE . . . . . . . . . 217
5
Стр.6
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г.
Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 87. 2020
Obraztsov P.I., Nikitina A.V.
FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE
AND MUNICIPAL EMPLOYEES WITH THE INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Obraztsov P.I., Shumilin V.S.
FEATURES OF THE FORMATION OF THE COMPETENCY MODEL OF A GRADUATE OF A MILITARY UNIVERSITY IN THE FIELD OF LOGISTICS MANAGEMENT
OF COMMUNICATION UNITS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR HIGHER EDUCATION 3++ . . . . . . . . 224
Osipova N.N., Trofi menko M.P., Elikomov R.F.
ACADEMIC MOBILITY AS A COMPONENT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY) . . . . . . . . . 227
Sofronov R.P., Krivoshpkina O.M., Yakovleva A.V., Zakharova A.G.
ECOLOGICAL EDUCATION’ S SYSTEM AS THE ECOLOGICAL SAFETY’S BASIS IN THE SAKHA’S REPUBLIC (YAKUTIA). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Topchiy I.V.
SITUATIONAL TRAINING OF VISUALIZATION TOOLS IN ARCHITECTURE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
TrishkiN A.V., Makeeva I.Yu., Puzina T.I.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MAGISTRANTS-BIOFYSICISTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Tukmakov D.A., Tukmakova N.A.
METHOD OF BRINGING TO CANONICAL FORM EQUATIONS IN PARTIAL DERIVATIVES IN RELATION
TO DESCRIPTION OF NON-STATIONARY PROCESS IN TWO-PHASE MIXTURE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Filatova V.A., Mityaеva А.M.
DIDACTIC DIFFICULTIES OF FOREIGN LANGUAGE STUDY IN AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Hao S.
REINFORCEMENT OF AXIOLOGICAL ASPECT OF PEDAGOGICAL EVENTS AS AN INNOVATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Khvorostov A.S.
ANALYSIS OF THE WORKS OF ARTISTS-PEREDVIZHNIKI AS ONE OF THE MEANS OF AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS OF CREATIVE FACULTIES . . . . . . . . . . . . 256
Khvorostov D.A., Popadinetc S.D.
THE PROCESS OF SEARCHING THE COLOR DECISION OF ARTISTIC WORKS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF THE SUBJECT AREAS OF «ART» . . . . 261
Khvorostov D.A., Hao S.
FACTORS OF INNOVATION IN EDUCATIONAL TECHNOLOGY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Khmyzova N.G., Lidinfa E.P., Khmyzova A. A.
PROBLEM FIELD IN THE FORMAT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A WAY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Chernikova S.M., Teplyakov N.Yu.
INTERACTIVE METHODS, FORMS AND TEACHING AIDS IN THE PROCESS OF PREPARING TEACHERS OF FINE ART . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Shalakhin R.A., Ershov N.V., Mishina S.Y.
POSSIBILITY OF APPLICATION OF DISTANT LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESSOF A MILITARY UNIVERSITY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Shalimova О.N.
EFFICIEN OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCIES
OF CADETS IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Shalomova E.V.
THE ROLE OF THE FAMILY, EDUCATIONAL ORGANIZATION AND STATE STRUCTURES IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE . . . . . . . . . . . . . . . 289
Shamarina E.V.
THE SIGNIFICANCE OF G.YA. TROSHIN'S RESEARCHES IN ORGANIZATION OF SPECIAL EDUCATION WITH JUNIOR STUDENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
DISSERTATION RESEARCH
Savinova D.D.
HISTORICAL AND TEXTOLOGICAL ASPECTS OF THE DIRECTOR'S SCORE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
6
Стр.7