Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. Т. 22, № 4
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
А. А. Корольков академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2022
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
В. В. Целищев доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2022. Т. 22, №4
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Изгарская А. А., Гордейчик Е. А. (Новосибирск, Россия). Образование на пути
человечества к эгалитарному обществу. Часть 2. Миросистемная парадигма
в сравнительном образовании и критической педагогике ...........................5
Ушакова Е. В., (Барнаул, Россия), Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия). На пути
к здоровью общества. Часть 3. Аксиологический базис общества и фундаментальная
роль образования ...........................................................................................21
Антипов М. А. (Пенза, Россия). Формальное и информальное образование
в информационном обществе .............................................................................................37
РАЗДЕЛ II
МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Цигулева О. В., Дудина Е. А., Михайлова Е. В. (Новосибирск, Россия). Индукционные
программы поддержки молодых педагогов малокомплектной
сельской школы: международный опыт ......................................................................51
РАЗДЕЛ III
ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. (Алматы, Казахстан).
Глобализация и интернационализация образования: аксиологический
аспект ......................................................................................................................................... 62
РАЗДЕЛ IV
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дорофеев А. Н. (Москва, Россия), Букалова Г. В. (Орёл, Россия). Формы объективации
морально-этических образовательных целей инженерного профиля
...................................................................................................................................................77
Деменёв Д. Н., Подобреева Е. К., Хисматуллина Д. Д. (Магнитогорск, Россия).
Феноменология идеального и утопического сквозь призму диалектических
категорий ............................................................................................................................97
РАЗДЕЛ V
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ
Говорушенко А. В., Кретова Л. Н., Яковлева И. В. (Новосибирск, Россия).
Адаптация учеников и студентов к современным требованиям самодидактики
................................................................................................................................................. 109
Алиев Т. И. (Новороссийск, Россия). Государственно-патриотическое воспитание
сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России
в педагогической аксиологии ................................................................................. 123
РАЗДЕЛ VI
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Вертгейм Л. Б. (Новосибирск, Россия). Преподавание математики: эпистемологический
анализ проблем ............................................................................................. 134
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственный
секретарь
И. В. Яковлева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
28.12.2022
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 13.
Уч.-изд. л. 11,9.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 353.
Отпечатано
в Сибирском
отделении РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2022, vol. 22, no. 4
Scientific journal
The co-founders
of the journal
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
“Ural-Press” – 43793
Subscribe Index
“Press of Russia”,
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2022
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Izgarskaya A. A., Gordeychik E. A. (Novosibirsk, Russia). Education on humanity's
path to an egalitarian society. Рart 2. The world-system paradigm in comparative
education and critical pedagogy ................................................................................................5
Ushakova E. V. (Barnaul, Russia), Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia). On the way to
the health of society. Part 3. The axiological basis of society and the fundamental
role of education ............................................................................................................................21
Antipov M. A. (Penza, Russia). Formal and informal education in the information
society ................................................................................................................................................37
PART II. WORLD EXPERIENCE IN THE THEORY OF PEDAGOGY
Tsiguleva O. V., Dudina E. A., Mikhailova E. V. (Novosibirsk, Russia). Induction
programs for supporting young teachers of a small rural school: international
experience ........................................................................................................................................51
PART III. STUDIES OF THE EDUCATION SYSTEMS OF THE EAST AND WEST
Ashilova M. S., Begalinov A. S., Begalinova K. K. (Almaty, Kazakhstan). Globalization
and internationalization of education: axiological aspect ..........................................62
PART IV. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION
Dorofeev A. N. (Moscow, Russia), Bukalova G. V. (Orel, Russia). Forms of
objectification of moral and ethical educational goals of engineering profile ...77
Demenev D. N., Podobreeva E. K., Khismatullina D. D. (Magnitogorsk, Russia).
Phenomenology of the ideal and utopian through the prism of Dialectical
categories .........................................................................................................................................97
PART V. PHILOSOPHY OF UPBRINGING
Govorushenko A. V., Kretova L. N., Yakovleva I. V. (Novosibirsk, Russia).
Adaptation of pupils and students to modern requirements of selfdidactics
............................................................................................................109
Aliyev T. I. (Novorossiysk, Russia). State-patriotic education of law enforcement
officers and special services of Russia in pedagogical axiology ............................ 123
PART VI. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS
IN THE PRACTICE OF EDUCATION
Vertgeim L. B. (Novosibirsk, Russia). Teaching mathematics: epistemological
analysis of problems ................................................................................................................. 134
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2022, vol. 22, no. 4
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
28.12.2022
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 13.
Publisher’s
sheets: 11,9.
Circulation
1000 issues.
Order № 353.
Printed in the
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
2, Morskoj ave.,
Novosibirsk, 630090
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.5