Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. Т. 22, № 3
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
А. А. Корольков академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2022
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
В. В. Целищев доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2022. Т. 22, №3
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Изгарская А. А., Гордейчик Е. А. (Новосибирск, Россия). Образование на
пути человечества к эгалитарному обществу. Часть 1. Критический анализ
теории модернизации и неоинституциональной концепции мировой
культуры .....................................................................................................................................5
Ушакова Е. В., Кагиров Б. Н. (Барнаул, Россия), Косенко Т. С., Яковлева И. В.
(Новосибирск, Россия). На пути к здоровью общества. Часть 2. Поиск оснований
баланса жизни человека и общества в новом мировоззренческом
формате (Коны Мироздания и социоконы бытия) .................................................22
Петров М. А. (Красноярск, Россия). Социализация и познание: новые концептуальные
аспекты в информационном обществе ...................................................42
РАЗДЕЛ II
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казанцев К. Ю. (Новосибирск, Россия). Развитие моделей образования и их
влияние на воспроизводство человеческого капитала в России ...................57
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Цифровая репрезентация личности в виртуальной
образовательной среде .....................................................................................69
Метелкин Д. А. (Москва, Россия). Развитие общего образования в Советском
Союзе во второй половине XX века: поиски и результаты .................................82
РАЗДЕЛ III
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ
В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Бухтоярова А. А., Бухтояров М. С., Елизова Л. А., Козлова М. В. (Красноярск,
Россия). «Сообщество исследователей» как концептуальная модель дизайна
и оценки смешанного курса (на примере дисциплины «Философия») ..........98
РАЗДЕЛ IV
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ
Крупина Л. И., Баронская Е. И. (Кемерово, Россия). Условия и средства развития
духовности .................................................................................................................... 113
РАЗДЕЛ V
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлева И. В., Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия), Ушакова Е. В. (Барнаул,
Россия). Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования
в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) ....................... 136
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственный
секретарь
И. В. Яковлева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.09.2022
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 17,7.
Уч.-изд. л. 15,8.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 297.
Отпечатано
в Сибирском
отделении РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2022, vol. 22, no. 3
Scientific journal
The co-founders
of the journal
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
“Ural-Press” – 43793
Subscribe Index
“Press of Russia”,
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2022
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Izgarskaya A. A., Gordeychik E. A. (Novosibirsk, Russia). Education on the path
of Humanity to an egalitarian Society. Part 1. Critical analysis of the theory of
modernization and the neo-institutional concept of world culture ..........................5
Ushakova E. V., Kagirov B. N. (Barnaul, Russia), Kosenko T. S., Yakovleva I. V.
(Novosibirsk, Russia). On the way to the health of society. Part 2. The search for
the foundations of the balance of human life and society in a new worldview
format (The Ends of the Universe and the sociocons of being) ................................22
Petrov M. A. (Krasnoyarsk, Russia). Socialization and cognition: new conceptual
aspects in the Information Society ........................................................................................42
PART II. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION
Kazantsev K. Yu. (Novosibirsk, Russia). Development of educational models and
their impact on the reproduction of human capital in Russia ...................................57
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). Digital representation of personality in a virtual
educational environment ..........................................................................................................69
Metelkin D. A. (Moscow, Russia). The development of general education in the
Soviet Union in the second half of the XX century: searches and results .............82
PART III. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS
IN THE PRACTICE OF EDUCATION
Bukhtoyarova A. A., Bukhtoyarov M. S., Elizova L. A., Kozlova M. V. (Krasnoyarsk,
Russia). ˮCommunity of researchersˮ as a conceptual model for the design and
evaluation of a mixed course (on the example of the discipline ˮPhilosophyˮ) ... 98
PART IV. QUESTIONS OF THE FORMATION OF SPIRITUALITY
Krupina L. I., Baronskaya E. I. (Kemerovo, Russia). Conditions and means of
spirituality development ........................................................................................................ 113
PART V. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY OF
EDUCATION
Yakovleva I. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia), Ushakova E. V. (Barnaul,
Russia). Conceptual pluralism of the theory and practice of education
development in the journal ˮPhilosophy of Educationˮ (2011–2015) ............... 136
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2022, vol. 22, no. 3
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.09.2022
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 17,7.
Publisher’s
sheets: 15,8.
Circulation
1000 issues.
Order № 297.
Printed in the
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
2, Morskoj ave.,
Novosibirsk, 630090
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.5