Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. Т. 22, № 1
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
А. А. Корольков
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2022
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2022. Т. 22, №1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Фурса И. А. (Минск, Беларусь). Ключевые концепты в современных исследованиях
образовательного идеала ........................................................................................5
Абасов З. А. (Ульяновск, Россия). Методологический анализ междисциплинарного
понятия «креативность» ....................................................................................23
Гончарова В. А. (Москва, Россия). Принцип построения идеала в антропологии
современного образования .........................................................................................38
РАЗДЕЛ II
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Пузиков В. Г. (Омск, Россия). Образование и общество: тренд в новую конфигурацию
отношений .................................................................................................................59
Абрамова М. А. (Новосибирск, Россия). Модернизация российского образования
как следствие интеграционных процессов в евразийском социокультурном
пространстве ...............................................................................................................72
РАЗДЕЛ III
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ
Авдеева Е. А. (Красноярск, Россия), Кочетков М. В. (Норильск, Россия). Человекоориентированный
смысловой дискурс в теории и практике образования
......................................................................................................................................................87
Яковлева И. В., Кучинская И. А. (Новосибирск, Россия). Эмоциональное отражение
действительности в содержании художественного творчества (ценностно-образовательный
аспект) ................................................................................. 103
РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ
Емельянова И. Н. (Тюмень, Россия). Любовь как категория духовно-нравственного
воспитания .......................................................................................................... 119
Деменёв Д. Н. (Магнитогорск, Россия). Искусство как средство патриотического
воспитания: опыт философского осмысления в эпоху глобализации
.............................................................................................................................................134
РАЗДЕЛ V
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Штагер Е. В. (Владивосток, Россия). Дисциплинарная конвергенция как
механизм модернизации образовательного пространства инженерного
вуза ............................................................................................................................................154
Крежевских О. В. (Шадринск, Россия). Основные подходы к проблеме
трансдисциплинарности: от философской мысли к образовательной
практике ............................................................................................................................. 171
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
31.03.2022
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 16,0.
Уч.-изд. л. 13,5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 151.
Отпечатано
в Сибирском
отделении РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2022, vol. 22, no. 1
Scientific journal
The co-founders
of the journal
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
“Ural-Press” – 43793
Subscribe Index
“Press of Russia”,
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2022
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Fursa I. A. (Minsk, Belarus). Key concepts in modern studies of the educational
ideal........................................................................................................................................................5
Abasov Z. A. (Ulyanovsk, Russia). Methodological analysis of the interdisciplinary
concept of “creativity” .................................................................................................................23
Goncharova V. A. (Moscow, Russia). The principle of the ideal-building in the
anthropology of modern education ......................................................................................38
PART II. PHILOSOPHY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Puzikov V. G. (Omsk, Russia). Education and society: trend to the new configuration
of relationships ..............................................................................................................................59
Abramova M. A. (Novosibirsk, Russia). Modernization of Russian education as
a consequence of integration processes in the Eurasian socio-cultural space ...72
PART III. ISSUES OF FORMATION OF SPIRITUALITY
Avdeeva E. A. (Krasnoyarsk, Russia), Kochetkov M. V. (Norilsk, Russia). Humanoriented
semantic discourse in the theory and practice of education ...................87
Yakovleva I. V., Kuchinskaya I. A. (Novosibirsk, Russia). Emotional reflection of
reality as the content of artistic creativity (value-educational aspect) .............. 103
PART IV. PHILOSOPHY OF EDUCATION
Emelyanova I. N. (Tyumen, Russia). Love as a category of spiritual and moral
education ....................................................................................................................................... 119
Demenev D. N. (Magnitogorsk, Russia). Art as a means of patriotic education: the
experience of philosophical reflection in the era of globalization ........................ 134
PART V. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE
OF EDUCATION
Stager E. V. (Vladivostok, Russia). Disciplinary convergence as a mechanism for
modernizing the educational space of an engineering university ........................ 154
Krezhevskikh O. V. (Shadrinsk, Russia). Main approaches to the problem of
transdisciplinarity: from philosophical thought to educational practice .......... 171
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2022, vol. 22, no. 1
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
31.03.2022
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 16,0.
Publisher’s
sheets: 13,5.
Circulation
1000 issues.
Order № 151.
Printed in the
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
2, Morskoj ave.,
Novosibirsk, 630090
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.5