BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
В соответствии с решением Президиума Высшей
аттестационной комиссии Минобрнауки России
от 19 февраля 2010 года № 6/6 журнал включен
в перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий. В соответствии с распоряжением
Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г.
№ 90-р на основании рекомендаций Высшей аттестационной
комиссии при Минобрнауки России
(далее – ВАК) с учетом заключений профильных
экспертных советов ВАК издания, входящие в Перечень
рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук (далее – Перечень), по группам
научных специальностей, считаются включенными
в Перечень по научным специальностям и соответствующим
им отраслям науки.
Перечень рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук (по состоянию на 01.11.2022 года):
5. Социальные и гуманитарные науки
5.1. Право
5.1.2. Публично-правовые
(государственно-правовые) науки
5.1.3. Частно-правовые
(цивилистические) науки
5.1.4. Уголовно-правовые науки
5.1.5. Международно-правовые науки
5.2. Экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.2. Математические, статистические
и инструментальные методы в экономике
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.8. Педагогика
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики
и образования
5.8.2. Теория и методика обучения
и воспитания (по областям
и уровням образования)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная
физическая подготовка
5.8.5. Теория и методика спорта
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная
физическая культура
5.8.7. Методология и технология профессионального
образования
1
In accordance with the decision of the Presidium
of the Supreme Attestation Commission of the RF
Mi nistry of Education and Science dated February
19, 2010 No. 6/6, the journal is included in the list
of the leading peer reviewed scientific journals and
publications. In accordance with the order of the RF
Ministry of Education and Science dated December 28,
2018 No. 90-r, based on the recommendations of the
Supreme Attestation Commission of the RF Ministry of
Education and Science (hereinafter, the SAC), taking
into account conclusions of the field-specific expert
councils of SAC, the issues included in the List of the
peer reviewed scientific publications, which publish
major scientific results of the theses for scientific degree
of the candidate of sciences, for scientific degrees of the
doctor of sciences (hereinafter, List), by the scientific
specialty groups, are considered included in the List by
the scientific specialties and appropriate fields of study.
The list of peer-reviewed scientific publications
in which the main scientific results of dissertations
for the degree of candidate of science, for the degree
of doctor of science should be published (as of
November 01, 2022):
5. Social and human sciences
5.1. Law
5.1.2. Public law
(state-legal) sciences
5.1.3. Private law
(civilistic) sciences
5.1.4. Criminal Law Sciences
5.1.5. International legal sciences
5.2. Economy
5.2.1. Economic theory
5.2.2. Mathematical, statistical and instrumental
methods in economics
5.2.3. Regional and sectoral economy
5.2.4. Finance
5.8. Pedagogy
5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy
and education
5.8.2. Theory and methodology of training
and education (by regions
and levels of education)
5.8.4. Physical culture and professional
physical training
5.8.5. Theory and methodology of sports
5.8.6. Improving and adaptive
physical culture
5.8.7. Methodology and technology
of vocational education
Стр.3
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО.
Учредитель (соучредители):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна
Издатель (издатели):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна, г . Волгоград
№ 4(61), ноябрь 2022
ISSN 1990-536Х
Научный журнал издается с 2006 г. Выходит 4 раза в год.
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» – 85747
Главной целью научного журнала является освещеBUSINESS.
EDUCATION. LAW.
Founder (co-founders):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna
Publisher(s):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna, Volgograd
№ 4(61), November 2022
ISSN 1990-536Х
ние результатов научно-исследовательской деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям: экономические
науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки.
ЦЕЛИ научного рецензируемого журнала:
– оперативное освещение результатов научно-исследоScientific
journal has been published since 2006; and is issued 4 times a year.
Subscription index in the catalogue of «Press of Russia» — 85747
The main goal of the scientific journal is presentation
of the results of the scientific-research activity of Russian
and foreign scientists in the areas of economics (main
trends), law and pedagogics.
GOALS of the scientific peer-reviewed journal:
вательской, научно-практической и экспериментальной деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям:
экономические науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки;
– развитие международного сотрудничества в сфере
экономики, юриспруденции, педагогики;
– предоставление ученым возможности публиковать
результаты собственных исследований;
– формирование открытой научной полемики, способствующей
повышению качества диссертационных
исследований;
– привлечение внимания к наиболее актуальным проблемам
и перспективным направлениям развития экономических,
юридических и педагогических наук;
– поиск новых знаний для социально-экономического
развития России и субъектов Российской Федерации;
– налаживание научных связей и обмена мнениями
между исследователями различных регионов;
– развитие единого информационного пространства
– пропаганда основных достижений научно-исследонаучной
коммуникации в сфере экономики, юриспруденции,
педагогики;
вательской деятельности в РФ и Волгоградском институте
бизнеса.
• Всем статьям в выпусках журналов присваивается
цифровой идентификатор DOI
• Двухлетний импакт-фактор РИНЦ – 0,264
• Пятилетний импакт-фактор РИНЦ – 0,196
• Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим
журналам – 158
• Десятилетний индекс Хирша – 28
• Общее число статей из журнала в РИНЦ – 3 551
• Общее число цитирований журнала – 16 414
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-33692 от 03.10.2008 г.
Перерегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер ПИ № 77-81518 от 15.07.2021 г.
2
– operative publication of results of the scientific-research,
scientific-practical and experimental activity of Russian and
foreign scientists in economics (main trends), legal sciences
and pedagogical sciences;
– promotion of international cooperation in economics,
law, pedagogy;
– providing scientists with the possibility of publication
of the results of researches;
– establishing an open scientific disputes contributing
to the increase of dissertation researches quality;
– attraction of attention to the most urgent issues and perspective
trends of development of the economic, legal and pedagogical
sciences;
– search for new knowledge for the social-economic
development of Russia and the entities of the Russian Federation;
– establishing scientific links and exchange of opinions
between researchers from different regions;
– development of united information space of scientific
communication in economics, law, pedagogic;
– promotion of the main achievements of scientific and
research activity in the Russian Federation and Volgograd
Business Institute.
• Digital identifier DOI is assigned to all articles published
in the journal
• Two-year impact factor RISC – 0,264
• The five-year impact factor RISC – 0,196
• The five-year Herfindahl
by quoting magazines – 158
• Ten-year h-index – 28
• Total number of the journal’s articles in RISC – 3 551
• The total number of citations of the journal – 16 414
The journal is registered by the Federal service for supervision
in the area of mass communications.
Certificate of registration PI № FS 77-33692 dated 03.10.2008.
Re-registered by the Federal Service for Supervision of
Communications, Information Technology and Mass Media.
Registration number PI № 77-81518 dated 15.07.2021.
Стр.4
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор – Ващенко Александр Николаевич,
д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики
и управления АНО ВО «ВИБ».
Заместители главного редактора –
Кумейко Елена Анатольевна, канд. экон. наук;
Захарова Л. М., д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой
дошкольного и начального общего образования ФГБОУ
ВПО «Ульяновский государственный педагогический
университет им. И. Н. Ульянова»;
Козенко З. Н., д-р экон. наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ, Волгоградский государственный
аграрный университет
Члены редакционной коллегии:
Анисимов П. В., д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой
теории и истории государства и права АНО ВО «ВИБ»;
Бабушкин Г. Д., д-р пед. наук, профессор, Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта
(г. Омск, РФ);
Винокуров А. Ю., д-р юрид. наук, профессор, ФГКОУ ВО
«Академия Генеральной прокуратуры РФ»,
главный научный сотрудник;
Восколович Н. А., д-р экон. наук, профессор Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова,
профессор кафедры экономики труда и персонала
экономического факультета;
Калиничева Р. В., д-р экон. наук, профессор, проректор
по учебной работе, профессор кафедры экономики,
бухгалтерского учета и аудита Волгоградского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации;
Мещерякова Е. В., д-р пед. наук, профессор, профессор ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Рахманова Е. Н., д-р юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой
уголовного права Северо-Западного филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудие»;
Салиева Р. Н., д-р юрид. наук, профессор, Институт проблем
экологии и недропользования АН РТ, заведующий
лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и
топливно-энергетического комплекса;
Столярчук Л. И., д-р пед. наук, профессор, профессор
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Тютюкина Е. Б., д-р экон. наук, профессор, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, профессор
Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления;
Фахрутдинова А. В., д-р пед. наук, доцент, Казанский
(Приволжский) федеральный университет, профессор
кафедры иностранных языков;
Шамрай-Курбатова Л. В., канд. экон. наук, доцент,
проректор по учебной работе АНО ВО «ВИБ».
Ответственный секретарь — Кумейко Елена Анатольевна.
3
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
EDITORIAL COMMITTEE
Editor-in-chief – Vashchenko Alexander Nikolayevich,
doctor of economics, professor, professor of the department
of economics and management of ANO of HE «VIB».
Deputies of the editor-in-chief –
Kumeiko Elena Anatolyevna, candidate of economics
Zakharova L. M., doctor of pedagogical sciences, associate
professor, head of the department of pre-school and elementary
general education of FSBEI of HPE «Ulyanovsk state pedagogical
university named after I. N. Ulyanov»;
Kozenko Z. N., doctor of economics, professor,
honored worker of the higher school of the RF, VolGAU
Deputies of the editor-in-chief:
Anisimov P. V., doctor of law, professor, head of the department
of the theory and history of state and law,
ANO of HE «VIB»;
Babushkin G. D., doctor of pedagogical sciences, professor,
Siberian state university of physical culture and sports
(Omsk, RF);
Vinokurov A. Y., doctor of law, professor, FSCEI of HE
«Academy of the RF General Prosecutor Office»,
chief researcher;
Voskolovich N. A., doctor of economics,
professor, Moscow state university
named after M.V. Lomonosov ;
Kalinicheva R. V., doctor of economics, professor,
pro-rector for educational activity, professor
of the department of economics, accounting and audit
of Volgograd cooperative institute (branch)
of the Russian university of cooperation;
Meshcheryakova E. V., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of FSBEI of HPE «Volgograd state
social pedagogical university»;
Rakhmanova E. N., doctor of law, associate professor,
North-West branch of FSBEI HE RGUP;
Salieva R. N., doctor of law, professor,
Institute of the issues of ecology
and resources management of AN RT;
Stolyarchuk L. I., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of of FSBEI of HPE
«Volgograd state social pedagogical university»;
Tyutyukina E. B., doctor of economics, professor,
Financial university under the Government
of the Russian Federation ;
Fakhrutdinova A. V., doctor of pedagogical sciences,
associate professor,
«Kazan (Privolzhsky) federal university»;
Shamray-Kurbatova L. V., candidate of economics,
associate professor, vice-rector for academic affairs
ANO of HE «VIB».
Executive secretary — Kumeiko Elena Anatolyevna.
Стр.5
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АВТОРСКИХ
МАТЕРИАЛОВ, ПРИСЫЛАЕМЫХ В НАУЧНЫЙ
РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО»
1. Для издания принимаются ранее не опубликованные в других
печатных или электронных изданиях авторские материалы – научные
статьи, обзоры, рецензии, отзывы, соответствующие научным
специальностям: 08.00.00 – Экономические науки; 12.00.00 – Юридические
науки; 13.00.00 – Педагогические науки.
2. Автором (-ми) в редакцию предоставляется обязательный печатный
и идентичный ему электронный пакет документов:
– текст статьи на русском или английском (с переводом), или
национальном языке (с переводом на русский язык) (печатный вариант
статьи подписывается всеми авторами);
– анкета автора (и соавторов);
– заявление автора о праве использования научной статьи в рецензируемом
журнале;
– справка с места учебы (для аспирантов).
Пакет документов направляется в редакцию:
– в печатном виде по адресу: 400010, г. Волгоград, ул. Качинцев,
д. 63, каб. 107;
– в электронном виде по адресу электронной почты:
meon_nauka@mail.ru
Телефон для справок: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
В статью в соответствии с требованиями ВАК должно быть
включено следующее:
– индекс УДК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– индекс ББК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– фамилия, имя, отчество полностью на русском и английском
языках;
– ученая степень, ученое звание, наименование и шифр научной
специальности (по номенклатуре), по которой автор проводит
диссертационное исследование, на русском и английском языках;
– аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями
вузов указывается кафедра, учебное заведение (магистранты указывают
направление подготовки) на русском и английском языках;
– должность, место работы, город, страна на русском и английском
языках;
– e-mail;
– шифр научной специальности (по номенклатуре);
– название статьи на русском и английском языках (заглавными
буквами, шрифт TNR 16, выравнивание по центру);
– аннотация на русском и английском языках (шрифт TNR 14,
начертание – курсив, выравнивание по ширине, не менее 600–800
знаков без пробелов);
– ключевые слова на русском и английском языках (10–12 слов
или словосочетаний из двух или трех слов, через запятую, шрифт
TNR 14, начертание – курсив, выравнивание по ширине);
– введение, где формулируются степень изученности проблемы,
актуальность, целесообразность разработки темы, научная новизна,
цель и задачи исследования;
– основная часть. В основной части статьи путем анализа и синтеза
информации раскрываются исследуемые проблемы, пути их решения,
обосновываются полученные результаты, их достоверность;
– методология. В этом разделе описывается последовательность
выполнения исследования, обосновывается выбор используемых
методов;
– результаты. Эта часть занимает основное место в научной
статье, в ней, с помощью обобщения и анализа данных, автором
доказывается рабочая гипотеза по проблеме. Результаты исследования
излагаются кратко, но содержат достаточно информации для
формирования выводов;
– заключение, выводы. Заключение содержит краткие результаты
исследования;
– библиографический список. В библиографическом списке
приводится только цитируемая в статье литература.
Тексты, рисунки, иллюстрации, представленные в редакцию
в рукописях авторов статей, не должны быть отсканированы.
Статьи, направляемые в редакцию без соблюдения вышеперечисленных
требований, не рассматриваются.
4
REQUIREMENTS TO EXECUTION OF THE MATERIALS
SUBMITTED TO THE SCIENTIFIC
PEER-REVIEWED JOURNAL
«BUSINESS. EDUCATION. LAW»
1. The author’s materials – scientific articles, reviews,
surveys, comments corresponding to the scientific specializations:
08.00.00 – Economic sciences; 12.00.00 – Legal sciences; 13.00.00 –
Pedagogical sciences, that have not been previously published in either
printed or electronic issues, are accepted for publication.
2. Author(s) shall submit the required hardcopy of the document
package and the similar electronic one to the editorial office:
– text of the article in the Russian or English languages (with
translation), or any national language (with translation into Russian)
(article hard copy shall be signed by all authors);
– author (or team of authors) questionnaire;
– application of the author regarding the right of use of the article
in the peer reviewed journal;
– certificate from the place of study (for post-graduate students).
Document package shall be submitted to the editorial office:
– hard copy to the address: 400010, Volgograd, Kachintsev Street,
building 63, office 107;
– electronic copy to the email address: meon_nauka@mail.ru
Telephone for enquiries: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
The following shall be included in the article in accordance with
the requirements of the Higher Attestation Commission:
– UDC index (to be located at the top left-hand corner at the beginning
of the scientific article);
– LBC index (to be located at the top left-hand corner of the
scientific article);
– last name, name and patronymic in the Russian and English
languages;
– scientific degree, academic rank, name and code of the scientific
specialty (as per the range) of the dissertation research of the author in
the Russian and English languages;
– department and educational institution shall be specified by the
post-graduate students, doctoral student, external doctoral students,
teachers of higher schools (master’s degree students shall specify
specialty of training) in the Russian and English languages;
– position, place of work, city, and country in the Russian and
English languages;
– e-mail;
– code of the scientific specialty (as per the range);
– title of the article in the Russian and English languages (in capital
letters, fonts TNR 16, center alignment);
– abstract in the Russian and English languages (fonts TNR 14,
typeface – italics, full justification, minimum 600–800 characters
without spaces);
– keywords in the Russian and English languages (10–12 words
or phrases consisting of two-three words, comma separated, fonts
TNR 14, typeface -– italics, full justification);
– introduction that states urgency, feasibility of the subject working
out, scientific novelty, goal and objectives of research;
– main part. Main part of the article shall disclose the issues
under consideration by means of analysis and synthesis,
the ways of their resolution; shall justify received results and their
confidence;
– methodology. This part shall describe sequence of research and
justify selection of the used methods;
– results. This part takes main part of the scientific article;
the author justifies the working hypothesis by means of generalization
and data analysis. Research results shall be stated in brief;
however, shall contain sufficient information for making
conclusions;
– conclusion, findings. Conclusion shall contain summary of
research results;
– references. References shall contain only the literature quoted
in the article.
Texts, drawings and illustrations submitted to the editors in the
manuscripts of the articles should not be scanned.
The articles submitted to the editorial office without meeting
the above mentioned requirements shall not be reviewed.
Стр.6
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
СОДЕРЖАНИЕ
5.2. ЭКОНОМИКА
Ячменева Е. Д., Лопатина Е. С., Шагивалиев Е. В., Дуболазова Ю. А., Благой Н. А.
Влияние цифровизации на бизнес-процесс «Управление персоналом» ............................................... 13
Ефимов Е. А., Кудрявцева Т. Ю., Благой Н. А.
Оценка эффективности функционирования муниципального транспорта на примере городских автобусов ................. 20
Устюжанин В. Л.
Влияние цифровых платформ на развитие туристского рынка ...................................................... 26
Самков Т. Л.
Использование модели товарного межотраслевого баланса для описания движения потоков продукции в рамках экономики региона ...34
Екшикеев Т. К., Обухова И. А., Айткужина Ж. Алпамыскызы
Формирование инновационной сетевой инфраструктуры университета ............................................... 45
Новиков В. С.
Анализ рисков и социальных последствий развития экосистем как нового технологического механизма конкуренции
и кооперации в рамках шестого технологического уклада .......................................................... 50
Себбаггала Т. М., Зайцев А. А., Головкина С. И.
Проблемы развития институциональной среды рынка научных исследований и инноваций .............................. 58
Белик В. А., Кудрявцева Т. Ю.
Цифровизация транспортной отрасли Российской Федерации: текущее положение, проблемы и тенденции ................ 64
Родионова М. А., Благой Н. А., Схведиани А. Е.
Анализ влияния новостных шоков на акции логистических компаний с использованием событийного анализа ............. 71
Жукова И. В., Коробейникова Т. С.
Принцип исчерпания исключительного права и регулирование параллельного импорта в России: история вопроса ......... 76
Антимонова Е. Е., Антимонова О. Н.
К вопросу о современных концепциях стратегического менеджмента ................................................ 82
Зайченко И. М., Ишимов А. А.
Инновационные стратегии предприятия: понятие, виды, классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Натальина Т. В., Петухова С. В.
Подходы к оценке эффективности формирования soft skills у студентов высших учебных заведений ...................... 92
Попова Р. И., Токсанбаева М. С.
Характеристики занятости в условиях постиндустриализации и деиндустриализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Петренко Т. В., Зимовец А. В., Маринова И. В., Лященко Т. В.
Междисциплинарный подход к характеристике кризиса труда ..................................................... 105
Косарев В. Е., Починчик А. Ю.
Обсуждаем ландшафт национальной платежной системы: новые тенденции ее развития. Каким будет институт
небанковских поставщиков платежных услуг? ............................................................... ... 109
Головенчик Г. Г., Сюе Цяньвэнь, Беликов С. Н.
Опыт строительства платформ City Brain в умных городах Китая и возможность его использования в Республике Беларусь ....114
Пахомов И. Ю., Силаев А. А.
Особенности применения проектного подхода к управлению персоналом организации ................................ 121
Михайлова А. В.
Анализ развития регионов Дальневосточного федерального округа в условиях внешних санкций ....................... 126
Бородина Т. А., Овсянко Л. А., Чепелева К. В.
Оценка влияния режимов налогообложения на эффективность деятельности КФХ в регионе ........................... 132
Глинская О. С., Калиничева Р. В., Джарарах И. С.
Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии устойчивого развития кооперации ......... 141
Комарова М. А., Языкова С. В., Плеханова Е. О.
Проблемы учета и формирования консолидированной отчетности корпораций при потере контроля над дочерними
и ассоциированными компаниями ............................................................... .............. 146
Елисеева А. А., Дворядкина Е. Б.
Методический подход к оценке тенденций формирования и развития регионального рынка персональных услуг .......... 152
Вороновская Е. В., Ли Сюэ Фенг, Танг Ци, Бирюкова Т. В.
Роль и значение Китая в мировой цифровой экономике ........................................................... 159
Мичкова О. А., Боярская И. В.
Work based learning в российской системе высшего образования: базовые принципы и формы .......................... 163
5
Стр.7
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
Коречков Ю. В., Великороссов В. В., Кваша В. А., Сироткин С. А.
Институционализация интегрированных корпоративных структур: управленческие и финансовые аспекты ............... 168
Борисова О. В., Борисов Д. В.
Развитие международного сотрудничества стран ЕАЭС на продовольственном рынке
(на материалах Сибирского федерального округа) ............................................................... 173
Базарова Э. В., Горюнова Л. А.
Цифровая экономика и социально-экономическое развитие региона ................................................ 178
Тихончук Р. Г.
Трансформация регионального управления в условиях переформатирования геоэкономического пространства ............ 182
Артеева В. С., Схведиани А. Е.
Методы оценки соответствия компетенций и навыков выпускников требованиям рынка труда .......................... 188
Шевченко Д. А.
Прогнозирование динамики курса криптовалюты Ethereum ........................................................ 199
Кондрацкая Т. А.
Информация как экономический ресурс: условия формирования ................................................... 204
Камалова А. О., Таибова Р. А.
ESG-критерии и ESG-факторы в инвестиционной политике ....................................................... 208
5.1. ПРАВО
Летягина Е. А., Шапорова З. Е.
Аналитический обзор нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы социально-экономического
уровня и качества жизни сельского населения, стандартизации этих процессов ....................................... 213
Ермакова Е. П., Протопопова О. В.
Климатические иски в сфере финансирования ............................................................... .... 220
Усов А. Ю.
Деятельность прокурора по выявлению нарушений трудовых прав граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Авдонин В. А.
Позиция Конституционного суда Российской Федерации по вопросам бремени доказывания в уголовном процессе ........ 230
Нагаев-Кочкин Ю. В.
Материалы налогового органа как специальный повод для возбуждения уголовного дела .............................. 235
Ревина И. В., Пашутина О. С., Чеботарева И. Н.
Добровольность отказа от субъективного права в уголовном процессе: постановка проблемы, критерии и гарантии ........ 240
Хапчаев С. Т., Кокорев В. Г.
Религиозная свобода в мусульманской правовой доктрине: на примере наказания вероотступников ..................... 244
Шагивалеева И. З., Коноплянникова Т. В.
Особенности регистрации иностранных физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
на территории Российской Федерации ............................................................... .......... 248
Татоян А. А.
Правовое регулирование операций с цифровыми финансовыми активами ........................................... 253
Жайтуменова А. Р., Кузнецов А. А.
Типичные ситуации первоначального этапа расследования мелкого хищения в форме кражи,
совершенного лицом, подвергнутым административному наказанию ............................................... 258
Малышева А. А.
Качественное предоставление бесплатной медицинской помощи: финансово-правовые аспекты ........................ 263
Середа О. В.
Основные версии по уголовным делам о преступлениях в сфере лесопромышленного комплекса ........................ 267
5.8. ПЕДАГОГИКА
Куликова М. В., Ледяев И. В.
Контент-маркетинг: обзор стратегий и инструментов ............................................................. 193
Басова А. С., Владимирова Д. Б.
Технология организации развивающей среды в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ... 272
Компанеева Л. Г., Гуляева Е. В., Семикина Ю. Г.
Трансформация цифровой образовательной среды в период пандемии COVID-19 ..................................... 278
Гордиенко Т. П., Безусова Т. А.
Основные направления подготовки педагогических кадров в условиях социально-экономических изменений ............. 283
6
Стр.8
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
Штанько М. А., Морозова С. М.
Андрагогика в России: новые акценты ............................................................... .......... 288
Штанько М. А., Никитина В. В.
Социокультурная обусловленность получения среднего профессионального образования в современной России .......... 293
Лычагин А. И.
Обучение будущих учителей технологии трехмерному моделированию как актуальная психолого-педагогическая проблема ..... 297
Латушкина Е. Н., Степанова О. Н., Ганичева А. С.
Аутсорсинг как инструмент развития корпоративного спорта ...................................................... 303
Белова Е. Н., Диалло М.
Подготовка педагогов дошкольного образования в Мали: история и проблемы ....................................... 309
Яковлева Е. Н.
Эмоциональное выгорание преподавателя вуза в реалиях нынешнего времени ....................................... 315
Белых И. Н., Корнилова О. А.
Организация учебного процесса в советской школе Приенисейской Сибири в контексте
нравственного воспитания учащихся в 1920-е гг. ............................................................... . 320
Гордиенко Т. П., Марченко С. Г.
Моделирование различных условий работы водолазов на специальном тренажёрном комплексе ........................ 325
Серкова Е. И., Бычкова Н. В., Серков Д. С., Изотова О. В.
Реализация модульной технологии в обучении студентов высшей школы на занятиях
изобразительно-художественного цикла посредством применения проектного метода ................................. 330
Данилова Г. Р., Баченина Е. А., Журавлева М. С.
Методика совершенствования технической подготовленности в защите у волейболисток 16—17 лет .................... 339
Зиятдинова Ю. Н., Перчаткина В. Г.
Возникновение хорового искусства Китая в историческом контексте ............................................... 350
Кавнатская Е. В., Кузьмина Л. Г., Петросян Ж. В.
О некоторых новых возможностях в обучении иностранным языкам в магистратуре .................................. 358
Кадырова Г. А.
Блочно-модульная технология обучения как способ организации научно-исследовательской работы магистрантов
в условиях дистанционного и смешанного обучения ............................................................. 364
Богоудинова Р. З., Казакова У. А.
Профессиональная подготовка специалистов к новым технологическим условиям .................................... 371
Чучкалова Е. И., Маскина О. Г.
Оценка сформированности компетенций по результатам практического обучения .................................... 376
Садовой Н. Г.
Исследование познавательно-деятельностного компонента подготовки будущих учителей-логопедов
к применению информационно-коммуникационных технологий в школьном логопедическом пункте .................... 380
Святохо Е. А.
Использование практикоориентированных задач в процессе формирования готовности студентов
педагогических направлений к проектированию исследовательской деятельности учащихся старших классов ............. 387
Третьякова Г. В.
Применение метода Peer Assessment в обучении английскому языку будущих экономистов-международников ............ 394
Юнусова А. Н.
Критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры бакалавров неюридических специальностей
в цифровой среде ............................................................... ............................ 398
Буренина С. Ю., Калинина С. Б.
Марянина Л. А., Томарева И. Г.
Социокультурная реабилитация семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
посредством организации групп взаимопомощи ............................................................... .. 404
Творчество в повышении действенности урока иностранного языка ................................................ 410
Крахоткин П. В.
Концептуализация понятия «профессиональная подготовка»: сущность и содержание ................................. 416
Лисицына В. О.
Методологические основы формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения
к профессиональному саморазвитию ............................................................... ............ 419
Алтухова С. О., Кононова З. А.
Развитие информационных компетенций будущего учителя информатики в процессе изучения профильных дисциплин .... 423
Кривко Я. П., Тищенко Е. В.
Контингент обучения в системе среднего профессионального образования в СССР во второй половине ХХ в. ............ 427
7
Содержание социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки ....344
Дунсян Ч.
Стр.9
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
Милованова Л. А., Караваева В. Г., Цыбанёва В. А.
Лингводидактический потенциал системы Moodle и элемента H5P «интерактивнoе видео» в практике обучения аудированию ... 432
Шалагинова К. С., Декина Е. В.
Социально-педагогическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ в период пандемии ..................... 439
Белинский Д. В., Александров С. Г., Печерский С. А.
Особенности повышения технической подготовленности пары «всадник — лошадь» в конкуре на этапе
спортивного совершенствования ............................................................... ............... 443
Михайлова А. Г., Мезенцева А. И., Маврин С. А.
Потенциал изучения иностранных языков с помощью информационно-коммуникативных технологий ................... 450
Останин О. В., Останина Е. А.
Развитие искусственного интеллекта для решения задач обучения .................................................. 454
Тагариева И. Р., Шакурова Ш. Р.
Реализация программы наставничества для учителей сельских и малокомплектных школ Республики Башкортостан
в целях формирования профессиональных компетенций в области IT ............................................... 458
Тигров В. П., Макаров Е. Л.
Анзорова А. У.
Методологические основы организации педагогического процесса по развитию самостоятельности
в совершенствовании физической подготовки летного состава средствами проектной деятельности ..................... 464
Педагогические возможности неформального обучения руководителей общеобразовательных организаций
в обеспечении их непрерывного профессионального развития ..................................................... 468
Слюсарская Т. В., Турамуратова Н. А.
Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и страбизмом ................... 472
Билетова Т. Г., Лапшова Е. С., Милохова И. Д.
Педагогическая технология обучения взрослых иностранным языкам (английский, немецкий)
в системе дополнительного образования ............................................................... ........ 476
Ярославцева К. О., Буровкина Л. А.
Социально-культурные связи людей старшего возраста как научная проблема ....................................... 480
Сухристина А. С., Султанова Д. Ш., Эбель А. О.
Англоязычные образовательные программы как средство повышения привлекательности отечественных
инженерных университетов ............................................................... ................... 485
Карманова Е. С.
Метапредметный подход в обучении письму в китайском языке ................................................... 491
Маркинова Е. В.
Противодействие коррупции через призму образовательной системы ............................................... 496
Пьянкова А. Е.
Советник директора по воспитанию: практика работы ............................................................ 500
Шарипова Э. Р.
Практическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения ......................................... 505
Павлова А. С.
Профессия «Востоковед» в аспекте лингводидактического исследования ............................................ 510
Страусова А. А.
Определение структуры специальных профессиональных компетенций менеджеров-логистов .......................... 515
Тимофеева С. В.
Роль волонтерской деятельности студентов в системе высшего образования США .................................... 521
Подковыркин М. Н., Пономарев А. В.
Мероприятия, формы и методы, способствующие развитию навыков жизнедеятельности в условиях глобальных вызовов
у студентов вузов посредством деятельности системы наставничества .............................................. 525
Голубкова Ю. Г.
Особенности формирования личностно-профессионального имиджа молодого педагога ............................... 529
Щепелев О. В.
Уровневая дифференциация как принцип организации учебного пособия по английскому языку для школьников .......... 533
Шакирова О. В., Стеблий Т. В., Красников Ю. А., Сафонова Г. В., Горбунова О. В.
Использование гидрокинезотерапии в позднем восстановительном периоде после инсульта ............................ 538
Шелехова Л. В., Калашникова С. И.
SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии развития студенческой организации вуза ....................... 542
Дрондин А. Л., Городецкая С. В.
Управление качеством высшего образования в современных условиях .............................................. 549
8
Стр.10
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
CONTENT
5.2. ECONOMY
Yachmeneva E. D., Lopatina E. S., Shagivaliev E. V., Dubolazova Yu. A., Blagoi N. A.
Digitalization impact on the personnel management business process .................................................... 13
Efimov E. A., Kudryavtseva T. Yu., Blagoi N. A.
Performance evaluation of the municipal transport functioning on the example of city buses .................................. 20
Ustyuzhanin V. L.
Impact of digital platforms on development of the tourism industry ..................................................... 26
Samkov T. L.
The use of intersectoral commodity-industry balance model to describe the product flows within the regional economy ............ 34
Ekshikeev T. K., Obukhova I. A., Aitkuzhina Zh. Alpamyskyzy
Formation of innovative network infrastructure of the university ........................................................ 45
Novikov V. S.
Analysis of risks and social consequences of ecosystem development as a new technological mechanism of competition
and cooperation within the framework of the sixth technological order ................................................... 50
Sebbaggala T. M., Zaytsev A. A., Golovkina S. I.
Challenges of developing the institutional environment of the research and innovation market ................................ 58
Belik V. A., Kudryavtseva T. Yu.
Digitalization of the transport industry of the Russian Federation: current situation, problems and trends ........................ 64
Rodionova M. A., Blagoi N. A., Skhvediani A. E.
Study of the impact of news shocks on the shares of logistics companies using event analysis ................................. 71
Zhukova I.V., Tatiana S. K.
The principle of exhaustion of exclusive rights and regulation of parallel imports in Russia ................................... 76
Antimonova Ye. Ye., Antimonova O. N.
To the question of modern concepts of strategic management .......................................................... 82
Zaychenko I. M., Ishimov A. A.
Innovation strategies of an enterprise: definition, types, classification .................................................... 86
Nataljina T. V., Petukhova S. V.
Approaches to assessing the efficiency of forming soft skills in university students ......................................... 92
Popova R. I., Toksanbaeva M. S.
Characteristics of employment under postindustrialization and deindustrialization .......................................... 98
Petrenko T. V., Zimovets A. V., Marinova I. V., Lyashchenko T. V.
Interdisciplinary approach to the characteristics of the labor crisis ...................................................... 105
Kosarev V. E., Pochinchik A. Y.
Discussing the landscape of the national payment system: new trends in its development. What will the institute
of non-bank payment service providers be like? ............................................................... ..... 109
Goloventchik G. G., Xue Qianwen, Belikov S. N.
Experience in building City Brain platforms in smart cities of China and the possibility of its use in the Republic of Belarus ....... 114
Pakhomov I. Y., Silaev A. A.
Specifics of the project approach to the organization’s HR management ................................................. 121
Mikhailova A. V.
Analysis of the regional development in the Far Eastern federal district under external sanctions ............................. 126
Borodina T. A., Ovsyanko L. A., Chepeleva K. V.
Assessment of the impact of taxation regimes on the efficiency of performance of KFH in the region .......................... 132
Glinskaya O. S., Kalinicheva R. V., Jararakh I. S.
Balanced scorecard as a tool for implementing the strategy of sustainable development of cooperation ......................... 141
Komarova M. A., Yazykova S. V., Plekhanova E. O.
Problems of accounting and formation of consolidated financial statements of corporations in the event of loss
of control over subsidiaries and associates ............................................................... ......... 146
Eliseeva A. A., Dvoryadkina E. B.
Methodological approach to assessing trends in the formation and development of the regional personal services market .......... 152
Voronovskaya E. V., Li Xue Fenq, Tang Qi, Biryukova T. V.
The role and importance of China in the global digital economy ....................................................... 159
Michkova O. A., Boyarskaya I. V.
Work based learning in the Russian system of higher education: basic principles and forms ................................. 163
9
Стр.11
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
Korechkov Yu. V., Velikorossov V. V., Kvasha V. A., Sirotkin S. A.
Institutionalization of integrated corporate structures: managerial and financial aspects ..................................... 168
Borisova O. V., Borisov D. V.
Development of international cooperation of the EAEU countries in the food market (on the materials of the Siberian Federal District) .... 173
Bazarova E. V., Goryunova L. A.
Digital economy and socio-economic development of the region ....................................................... 178
Tikhonchuk R. G.
Transformation of regional management in the context of reformatting the geo-economic space .............................. 182
Arteeva V. S., Skhvediani A. E.
Methods for assessing the compliance of graduates’ competences and skills with labour market requirements ................... 188
Shevchenko D. A.
Content marketing: an overview of strategies and tools .............................................................. 193
Basova A. S., Vladimirova D. B.
Forecasting the dynamics of the Ethereum cryptocurrency rate ........................................................ 199
Kondratskaya T. A.
Information as an economic resource: Conditions of forming ......................................................... 204
Kamalova A. O., Taibova R. A.
ESG-criteria and ESG-factors in investment policy ............................................................... .. 208
5.1. LAW
Letyagina E. A., Shaporova Z. E.
Analytical review of the normative legal acts of the Russian Federation regulating the issues of the socio-economic level
and quality of life of the rural population, standardization of these processes ............................................. 213
Ermakova E. P., Protopopova O. V.
Climate lawsuits in the field of financing ............................................................... .......... 220
Usov A. J.
Prosecutor’s activities to expose violations of labor rights of citizens .................................................... 225
Avdonin V. A.
The position of the Constitutional Court of the Russian Federation on the burden of proof in criminal proceedings ............... 230
Nagaev-Kochkin Yu. V.
Materials of the tax authority as a special reason for initiating a criminal case ............................................ 235
Revina I. V., Pashutina O. S., Chebotareva I. N.
Voluntary waiver of a subjective right in criminal proceedings: problem statement, criteria and guarantees ..................... 240
Khapchaev S. T., Kokorev V. G.
Religious freedom in the Muslim legal doctrine: on the example of the punishment of apostates .............................. 244
Shagivaleeva I. Z., Konoplyannikova T. V.
Features of registration of foreign individuals as individual entrepreneurs on the territory of the Russian Federation .............. 248
Tatoyan A. A.
Legal regulation of transactions with digital financial assets .......................................................... 253
Zhaitumenova A. R., Kuznetsov A. A.
Typical situations of the initial phase of the investigation of petty theft in the form of theft committed
by a person subject to administrative punishment ............................................................... .... 258
Malysheva A. A.
Qualitative provision of free medical care: financial and legal aspects ................................................... 263
Sereda O. V.
The main versions of criminal cases on crimes in the timber industry ................................................... 267
5.8. PEDAGOGY
Kulikova M. V., Ledyaev I. V.
Technology for organizing the developmental environment in the process of physical education of senior preschool children ....... 272
Kompaneeva L. G., Gulyaeva E. V., Semikina Yu. G.
Transformation of the digital educational environment during the COVID-19 pandemic .................................... 278
Gordienko T. P., Bezusova T. A.
Main directions of training of pedagogical staff in conditions of socio-economic changes ................................... 283
Shtanko M. A., Morozova S. M.
Andragogy in Russia: new accents ............................................................... ............... 288
10
Стр.12
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, November № 4(61). Subscription index – 85747
Shtanko M. A., Nikitina V. V.
Socio-cultural conditions of obtaining secondary professional education in modern Russia .................................. 293
Lychagin A. I.
Teaching future teachers of technology in three-dimensional modeling as a current psychological and pedagogical problem ........ 297
Latushkina E. N., Stepanova O. N., Ganicheva A. S.
Outsourcing as a tool for the development of corporate sports ......................................................... 303
Belova E. N., Diallo M.
Preschool teacher training in Mali: history and issues ............................................................... . 309
Yakovleva E. N.
Emotional burnout of a university teacher in the realities of the present time ............................................. 315
Belykh I. N., Kornilova O. A.
Organization of the educational process in the Soviet school of Prienisey Siberia in the context of moral education
of students in the 1920s ............................................................... ........................ 320
Gordienko T. P., Marchenko S. G.
Simulation of various working conditions for divers at a special training complex ......................................... 325
Serkova E. I., Bychkova N. V., Serkov D. S., Izotova O. V.
Implementation of modular technology in teaching university students in the classroom
of the visual art cycle by means of the project method ............................................................... 330
Danilova G. R., Bachenina E. A., Zhuravleva M. S.
Methods to improve technical defense skills of female volleyball players aged 16—17 ..................................... 339
Ziyatdinova J. N., Perchatkina V. G.
Social and professional self- directed development of engineering students when learning a foreign language ................... 344
Dongxiang Zh.
The emergence of choral art in China in historical context ............................................................ 350
Kavnatskaya E., V., Kuzmina L. G., Petrosyan Zh. V.
On some new possibilities in teaching foreign languages to graduate students ............................................ 358
Kadyrova G. A.
Block-modular learning technology as a way of organizing research work of master’s students in the conditions of distance
and blended learning ............................................................... .......................... 364
Bogoudinova R. Z., Kazakova U. A.
Professional training of specialists for new technological conditions .................................................... 371
Chuchkalova E. I., Maskina O. G.
Assessment of the formation of competences based on the results of practical training ...................................... 376
Sadovoy N. G.
The study of the cognitive and activity component of the training of future speech therapists for the use of information and
communication technologies in the school speech therapy center ...................................................... 380
Svyatokho Ye. A.
The use of practice-oriented tasks in the process of forming the readiness of pedagogical students
to design research activities high school students ............................................................... .... 387
Tretyakova G. V.
Application of the Peer Assessment method in teaching English to future international economists ............................ 394
Yunusova A. N.
Criteria, indicators and levels of formation of legal culture of bachelors in non-legal specialties in the digital environment ......... 398
Burenina S. Yu., Kalinina S. B.
Socio-cultural rehabilitation of families with children with disabilities via self-help groups .................................. 404
Maryanina L. A., Tomareva I. G.
Creativity in increasing the effectiveness of a foreign language lesson .................................................. 410
Krakhotkin P. V.
Conceptualisation of the notion of “professional training”: essence and content ........................................... 416
Lisitsyna V. O.
Methodological foundations for the formation of the readiness of future teachers of vocational training for professional self-development ......419
Altukhova S. O., Kononova Z. A.
Development of information competencies of a future computer science teacher in the process of studying specialized disciplines ... 423
Krivko Ya. P., Tishchenko E. V.
11
The contingent of training in the system of secondary vocational education in the USSR in the second half of the twentieth century .....427
Стр.13
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, ноябрь № 4(61). Подписной индекс – 85747
Milovanova L. A., Karavaeva V. G., Tsybaneva V. A.
Shalaginova K. S., Dekina E. V.
Linguodidactic potential of the Moodle system and the H5P element “interactive video”
in the practice of teaching listening comprehension ............................................................... .. 432
Socio-pedagogical support of high school students in preparation for the unified state exam during the pandemic ................ 439
Belinskiy D. V., Alexandrov S. G., Pechersky S. A.
Features of improving the technical skills of “rider-horse” pair in show jumping at the stage of sport advancement ............... 443
Mikhaylova A. G., Mezentseva A. I., Mavrin S. A.
The potential of ICT-enabled foreign language learning .............................................................. 450
Ostanin O. V., Ostanina E. A.
Development of artificial intelligence for solving learning tasks ....................................................... 454
Tagariyeva I. R., Shakurova S. R.
Implementation of a mentoring program for teachers of rural and ungraded schools in the Republic of Bashkortostan
in order to develop professional competencies in the field of IT ....................................................... 458
Tigrov V. P., Makarov E. L.
Anzorova A. U.
Methodological bases for organizing the pedagogical process for the development of independence
in improving the physical training of flight crops by means of project activity ............................................ 464
Pedagogical possibilities of non-formal training of heads of general educational organizations
in providing their continuous professional development .............................................................. 468
Slyusarskaya T. V., Turamuratova N. A.
Features of sensory development of older preschool children with amblyopia and strabismus ................................ 472
Biletova T. G., Lapshova E. S., Milokhova I. D.
Pedagogical technology of teaching foreign languages (English, German) to adults in additional education ..................... 476
Yaroslavtseva K. O., Burovkina L. A.
Socio-cultural ties of the elderly as a scientific problem .............................................................. 480
Sukhristina A. S., Sultanova D. Sh., Ebel A. O.
English-language educational programs as a means of enhancing the attractiveness of domestic engineering universities .......... 485
Karmanova E. S.
Meta-subject approach in teaching Chinese writing ............................................................... .. 491
Markinova E. V.
Countering corruption through the prism of the educational system ..................................................... 496
Pyankova A. E.
Advisor to the director on upbringing: work practice ............................................................... . 500
Sharipova E. R.
Practical training for future teachers of vocational training ........................................................... 505
Pavlova A. S.
Features of the profession “Orientalist”: aspect of linguodidactic research ............................................... 510
Strausova A. A.
Defining the structure of special professional competences for logistics managers ......................................... 515
Timofeeva S. V.
The role of student volunteering in the US higher education system .................................................... 521
Podkovyrkin M. N., Ponomarev A. V.
Activities, forms and methods that contribute to the development of life skills in the context of global challenges
for university students through the activities of the mentoring system ................................................... 525
Golubkova J. G.
Features of forming the personal and professional image of a young teacher .............................................. 529
Shchepelev O. V.
Level differentiation as the principle of organizing an English language textbook for schoolchildren .......................... 533
Shakirova O. V., Stebliy T. V., Krasnikov Yu. A., Safonova G. V., Gorbunova O. V.
Use of late-recovery hydrokineotherapy after stroke ............................................................... .. 538
Shelekhova L. V., Kalashnikova S. I.
SWOT-analysis as a planning tool for the development strategy
of a university student organization ............................................................... ............... 542
Drondin A. L., Gorodetskaya S. V.
Quality management of higher education in modern condition ......................................................... 549
12
Стр.14