BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
В соответствии с решением Президиума Высшей
аттестационной комиссии Минобрнауки России
от 19 февраля 2010 года № 6/6 журнал включен в перечень
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
В соответствии с распоряжением Минобрнауки
России от 28 декабря 2018 г. № 90-р на основании рекомендаций
Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки
России (далее – ВАК) с учетом заключений
профильных экспертных советов ВАК издания, входящие
в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора
наук (далее – Перечень), по группам научных специальностей,
считаются включенными в Перечень по научным
специальностям и соответствующим им отраслям
науки. Согласно рекомендации ВАК журнал «Бизнес.
Образование. Право» включен в перечень по научным
направлениям и специальностям:
08.00.01 Экономическая теория
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
08.00.13 Математические и инструментальные методы
экономики
— «Экономические науки»
12.00.04 Финансовое право; налоговое право; бюджетное
право
12.00.05 Трудовое право; право социального
обеспечения
12.00.06 Земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право
12.00.07 Корпоративное право; конкурентное право;
энергетическое право
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное
право
12.00.09 Уголовный процесс
12.00.10 Международное право; Европейское право
12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная
деятельность
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
12.00.13 Информационное право
12.00.14 Административное право; административный
процесс
12.00.15 Гражданский процесс арбитражный процесс
— «Юридические науки»
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики
и образования
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям)
13.00.04 Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной
физической культуры)
13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности
13.00.08 Теория и методика профессионального
образования
— «Педагогические науки»»
1
In accordance with the decision of the Presidium
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Mi nistry of Education and Science dated
February 19, 2010 No. 6/6, the journal is included
in the list of the leading peer reviewed scientific journals
and publications. In accordance with the order
of the RF Ministry of Education and Science dated
December 28, 2018 No. 90-r, based on the recommendations
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Ministry of Education and Science (hereinafter,
the SAC), taking into account conclusions
of the field-specific expert councils of SAC, the issues
included in the List of the peer reviewed scientific
publications, which publish major scientific results
of the theses for scientific degree of the candidate
of sciences, for scientific degrees of the doctor
of sciences (hereinafter, List), by the scientific specialty
groups, are considered included in the List
by the scientific specialties and appropriate fields
of study. According to the SAC recommendations,
the journal “Business. Education. Law” is included in
the list by the folljwing scientific fields of study and
specialties:
— “Economic sciences”
08.00.01 Economic theory
08.00.05 Economics and management of national
economy
08.00.10 Finance, money turnover and credit
08.00.12 Accounting records, statistics
08.00.13 Mathematical and instrumental controls
of economics
— “Legal sciences”
12.00.04 Financial law, tax law, budget law
12.00.05 Labor law, social security law
12.00.06 Land law, Земельное право; natural resources
law; agrarian law
12.00.07 Corporate law; competition law; energy law
12.00.08 Criminal law and criminology; criminal
and penal law
12.00.09 Criminal process
12.00.10 International law, European law
12.00.11 Judicial activity, prosecutorial activity, human
rights activity and law-enforcement activity
12.00.12 Science of criminal law; forensic expert
activity; criminal intelligence and surveillance
12.00.13 Information law
12.00.14 Administrative law, administrative process
12.00.15 Civil process; arbitration process
— “Pedagogical sciences”
13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy
and education
13.00.02 Theory and method of education and bringing
up (by areas)
13.00.04 Theory and method of physical training, sport
training, recreational and adaptive physical culture
13.00.05 Theory, method and arrangement of sociocultural
activity
13.00.08 Theory and method of vocational education
Стр.3
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО.
Учредитель (соучредители):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна
Издатель (издатели):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна, г . Волгоград
№ 3 (60), август 2022
ISSN 1990-536Х
Научный журнал издается с 2006 г. Выходит 4 раза в год.
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» – 85747
Главной целью научного журнала является освещеBUSINESS.
EDUCATION. LAW.
Founder (co-founders):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna
Publisher(s):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna, Volgograd
№ 3 (60), August 2022
ISSN 1990-536Х
ние результатов научно-исследовательской деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям: экономические
науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки.
ЦЕЛИ научного рецензируемого журнала:
– оперативное освещение результатов научно-исследоScientific
journal has been published since 2006; and is issued 4 times a year.
Subscription index in the catalogue of «Press of Russia» — 85747
The main goal of the scientific journal is presentation
of the results of the scientific-research activity of Russian
and foreign scientists in the areas of economics (main
trends), law and pedagogics.
GOALS of the scientific peer-reviewed journal:
вательской, научно-практической и экспериментальной деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям:
экономические науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки;
– развитие международного сотрудничества в сфере
экономики, юриспруденции, педагогики;
– предоставление ученым возможности публиковать
результаты собственных исследований;
– формирование открытой научной полемики, способствующей
повышению качества диссертационных
исследований;
– привлечение внимания к наиболее актуальным проблемам
и перспективным направлениям развития экономических,
юридических и педагогических наук;
– поиск новых знаний для социально-экономического
развития России и субъектов Российской Федерации;
– налаживание научных связей и обмена мнениями
между исследователями различных регионов;
– развитие единого информационного пространства
– пропаганда основных достижений научно-исследонаучной
коммуникации в сфере экономики, юриспруденции,
педагогики;
вательской деятельности в РФ и Волгоградском институте
бизнеса.
• Всем статьям в выпусках журналов присваивается
цифровой идентификатор DOI
• Двухлетний импакт-фактор РИНЦ – 0,584
• Пятилетний импакт-фактор РИНЦ – 0,178
• Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим
журналам – 169
• Десятилетний индекс Хирша – 27
• Общее число статей из журнала в РИНЦ – 3324
• Общее число цитирований журнала – 15 712
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-33692 от 03.10.2008 г.
Перерегистрирован: регистрационный номер ПИ № 77-81518
от 15.07.2021 г.
2
– operative publication of results of the scientific-research,
scientific-practical and experimental activity of Russian and
foreign scientists in economics (main trends), legal sciences
and pedagogical sciences;
– promotion of international cooperation in economics,
law, pedagogy;
– providing scientists with the possibility of publication
of the results of researches;
– establishing an open scientific disputes contributing
to the increase of dissertation researches quality;
– attraction of attention to the most urgent issues and perspective
trends of development of the economic, legal and pedagogical
sciences;
– search for new knowledge for the social-economic
development of Russia and the entities of the Russian Federation;
– establishing scientific links and exchange of opinions
between researchers from different regions;
– development of united information space of scientific
communication in economics, law, pedagogic;
– promotion of the main achievements of scientific and
research activity in the Russian Federation and Volgograd
Business Institute.
• Digital identifier DOI is assigned to all articles published
in the journal
• Two-year impact factor RISC – 0,584
• The five-year impact factor RISC – 0,178
• The five-year Herfindahl
by quoting magazines – 169
• Ten-year h-index – 27
• Total number of the journal’s articles in RISC – 3324
• The total number of citations of the journal – 15 712
The journal is registered by the Federal service for supervision
in the area of mass communications.
Certificate of registration
PI № FS 77-33692 dated 03.10.2008.
Re-registered: registration number PI № 77-81518
dated 15.07.2021.
Стр.4
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор – Ващенко Александр Николаевич,
д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики
и управления АНО ВО «ВИБ».
Заместители главного редактора –
Кумейко Елена Анатольевна, канд. экон. наук;
Захарова Л. М., д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой
дошкольного и начального общего образования ФГБОУ
ВПО «Ульяновский государственный педагогический
университет им. И. Н. Ульянова»;
Козенко З. Н., д-р экон. наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ, Волгоградский государственный
аграрный университет
Члены редакционной коллегии:
Анисимов П. В., д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой
теории и истории государства и права АНО ВО «ВИБ»;
Бабушкин Г. Д., д-р пед. наук, профессор, Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта
(г. Омск, РФ);
Винокуров А. Ю., д-р юрид. наук, профессор, ФГКОУ ВО
«Академия Генеральной прокуратуры РФ»,
главный научный сотрудник;
Восколович Н. А., д-р экон. наук, профессор Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова,
профессор кафедры экономики труда и персонала
экономического факультета;
Калиничева Р. В., д-р экон. наук, профессор, проректор
по учебной работе, профессор кафедры экономики,
бухгалтерского учета и аудита Волгоградского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации;
Мещерякова Е. В., д-р пед. наук, профессор, профессор ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Рахманова Е. Н., д-р юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой
уголовного права Северо-Западного филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудие»;
Салиева Р. Н., д-р юрид. наук, профессор, Институт проблем
экологии и недропользования АН РТ, заведующий
лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и
топливно-энергетического комплекса;
Столярчук Л. И., д-р пед. наук, профессор, профессор
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Тютюкина Е. Б., д-р экон. наук, профессор, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, профессор
Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления;
Фахрутдинова А. В., д-р пед. наук, доцент, Казанский
(Приволжский) федеральный университет, профессор
кафедры иностранных языков;
Шамрай-Курбатова Л. В., канд. экон. наук, доцент,
проректор по учебной работе АНО ВО «ВИБ».
Ответственный секретарь — Кумейко Елена Анатольевна.
3
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
EDITORIAL COMMITTEE
Editor-in-chief – Vashchenko Alexander Nikolayevich,
doctor of economics, professor, professor of the department
of economics and management of ANO of HE «VIB».
Deputies of the editor-in-chief –
Kumeiko Elena Anatolyevna, candidate of economics
Zakharova L. M., doctor of pedagogical sciences, associate
professor, head of the department of pre-school and elementary
general education of FSBEI of HPE «Ulyanovsk state pedagogical
university named after I. N. Ulyanov»;
Kozenko Z. N., doctor of economics, professor,
honored worker of the higher school of the RF, VolGAU
Deputies of the editor-in-chief:
Anisimov P. V., doctor of law, professor, head of the department
of the theory and history of state and law,
ANO of HE «VIB»;
Babushkin G. D., doctor of pedagogical sciences, professor,
Siberian state university of physical culture and sports
(Omsk, RF);
Vinokurov A. Y., doctor of law, professor, FSCEI of HE
«Academy of the RF General Prosecutor Office»,
chief researcher;
Voskolovich N. A., doctor of economics,
professor, Moscow state university
named after M.V. Lomonosov ;
Kalinicheva R. V., doctor of economics, professor,
pro-rector for educational activity, professor
of the department of economics, accounting and audit
of Volgograd cooperative institute (branch)
of the Russian university of cooperation;
Meshcheryakova E. V., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of FSBEI of HPE «Volgograd state
social pedagogical university»;
Rakhmanova E. N., doctor of law, associate professor,
North-West branch of FSBEI HE RGUP;
Salieva R. N., doctor of law, professor,
Institute of the issues of ecology
and resources management of AN RT;
Stolyarchuk L. I., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of of FSBEI of HPE
«Volgograd state social pedagogical university»;
Tyutyukina E. B., doctor of economics, professor,
Financial university under the Government
of the Russian Federation ;
Fakhrutdinova A. V., doctor of pedagogical sciences,
associate professor,
«Kazan (Privolzhsky) federal university»;
Shamray-Kurbatova L. V., candidate of economics,
associate professor, vice-rector for academic affairs
ANO of HE «VIB».
Executive secretary — Kumeiko Elena Anatolyevna.
Стр.5
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АВТОРСКИХ
МАТЕРИАЛОВ, ПРИСЫЛАЕМЫХ В НАУЧНЫЙ
РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО»
1. Для издания принимаются ранее не опубликованные в других
печатных или электронных изданиях авторские материалы – научные
статьи, обзоры, рецензии, отзывы, соответствующие научным
специальностям: 08.00.00 – Экономические науки; 12.00.00 – Юридические
науки; 13.00.00 – Педагогические науки.
2. Автором (-ми) в редакцию предоставляется обязательный печатный
и идентичный ему электронный пакет документов:
– текст статьи на русском или английском (с переводом), или
национальном языке (с переводом на русский язык) (печатный вариант
статьи подписывается всеми авторами);
– анкета автора (и соавторов);
– заявление автора о праве использования научной статьи в рецензируемом
журнале;
– справка с места учебы (для аспирантов).
Пакет документов направляется в редакцию:
– в печатном виде по адресу: 400010, г. Волгоград, ул. Качинцев,
д. 63, каб. 107;
– в электронном виде по адресу электронной почты:
meon_nauka@mail.ru
Телефон для справок: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
В статью в соответствии с требованиями ВАК должно быть
включено следующее:
– индекс УДК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– индекс ББК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– фамилия, имя, отчество полностью на русском и английском
языках;
– ученая степень, ученое звание, наименование и шифр научной
специальности (по номенклатуре), по которой автор проводит
диссертационное исследование, на русском и английском языках;
– аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями
вузов указывается кафедра, учебное заведение (магистранты указывают
направление подготовки) на русском и английском языках;
– должность, место работы, город, страна на русском и английском
языках;
– e-mail;
– шифр научной специальности (по номенклатуре);
– название статьи на русском и английском языках (заглавными
буквами, шрифт TNR 16, выравнивание по центру);
– аннотация на русском и английском языках (шрифт TNR 14,
начертание – курсив, выравнивание по ширине, не менее 600–800
знаков без пробелов);
– ключевые слова на русском и английском языках (10–12 слов
или словосочетаний из двух или трех слов, через запятую, шрифт
TNR 14, начертание – курсив, выравнивание по ширине);
– введение, где формулируются степень изученности проблемы,
актуальность, целесообразность разработки темы, научная новизна,
цель и задачи исследования;
– основная часть. В основной части статьи путем анализа и синтеза
информации раскрываются исследуемые проблемы, пути их решения,
обосновываются полученные результаты, их достоверность;
– методология. В этом разделе описывается последовательность
выполнения исследования, обосновывается выбор используемых
методов;
– результаты. Эта часть занимает основное место в научной
статье, в ней, с помощью обобщения и анализа данных, автором
доказывается рабочая гипотеза по проблеме. Результаты исследования
излагаются кратко, но содержат достаточно информации для
формирования выводов;
– заключение, выводы. Заключение содержит краткие результаты
исследования;
– библиографический список. В библиографическом списке
приводится только цитируемая в статье литература.
Тексты, рисунки, иллюстрации, представленные в редакцию
в рукописях авторов статей, не должны быть отсканированы.
Статьи, направляемые в редакцию без соблюдения вышеперечисленных
требований, не рассматриваются.
4
REQUIREMENTS TO EXECUTION OF THE MATERIALS
SUBMITTED TO THE SCIENTIFIC
PEER-REVIEWED JOURNAL
«BUSINESS. EDUCATION. LAW»
1. The author’s materials – scientific articles, reviews,
surveys, comments corresponding to the scientific specializations:
08.00.00 – Economic sciences; 12.00.00 – Legal sciences; 13.00.00 –
Pedagogical sciences, that have not been previously published in either
printed or electronic issues, are accepted for publication.
2. Author(s) shall submit the required hardcopy of the document
package and the similar electronic one to the editorial office:
– text of the article in the Russian or English languages (with
translation), or any national language (with translation into Russian)
(article hard copy shall be signed by all authors);
– author (or team of authors) questionnaire;
– application of the author regarding the right of use of the article
in the peer reviewed journal;
– certificate from the place of study (for post-graduate students).
Document package shall be submitted to the editorial office:
– hard copy to the address: 400010, Volgograd, Kachintsev Street,
building 63, office 107;
– electronic copy to the email address: meon_nauka@mail.ru
Telephone for enquiries: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
The following shall be included in the article in accordance with
the requirements of the Higher Attestation Commission:
– UDC index (to be located at the top left-hand corner at the beginning
of the scientific article);
– LBC index (to be located at the top left-hand corner of the
scientific article);
– last name, name and patronymic in the Russian and English
languages;
– scientific degree, academic rank, name and code of the scientific
specialty (as per the range) of the dissertation research of the author in
the Russian and English languages;
– department and educational institution shall be specified by the
post-graduate students, doctoral student, external doctoral students,
teachers of higher schools (master’s degree students shall specify
specialty of training) in the Russian and English languages;
– position, place of work, city, and country in the Russian and
English languages;
– e-mail;
– code of the scientific specialty (as per the range);
– title of the article in the Russian and English languages (in capital
letters, fonts TNR 16, center alignment);
– abstract in the Russian and English languages (fonts TNR 14,
typeface – italics, full justification, minimum 600–800 characters
without spaces);
– keywords in the Russian and English languages (10–12 words
or phrases consisting of two-three words, comma separated, fonts
TNR 14, typeface -– italics, full justification);
– introduction that states urgency, feasibility of the subject working
out, scientific novelty, goal and objectives of research;
– main part. Main part of the article shall disclose the issues
under consideration by means of analysis and synthesis,
the ways of their resolution; shall justify received results and their
confidence;
– methodology. This part shall describe sequence of research and
justify selection of the used methods;
– results. This part takes main part of the scientific article;
the author justifies the working hypothesis by means of generalization
and data analysis. Research results shall be stated in brief;
however, shall contain sufficient information for making
conclusions;
– conclusion, findings. Conclusion shall contain summary of
research results;
– references. References shall contain only the literature that
quoted in the article.
Introduction, in which the level of the issue examination,
its urgency, feasibility of studying, scientific novelty, goal and
objectives of research are stated.
The articles submitted to the editorial office without meeting
the above mentioned requirements shall not be reviewed.
Стр.6
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
СОДЕРЖАНИЕ
08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Стойков В. Ф., Гассий В. В., Постников А. В.
Огнева Н. Ф., Броян И. В.
Социально-экономическое развитие арктических регионов России в современных условиях:
возможности и ограничения ............................................................... .............. 13
Планирование источников финансирования инвестиционных проектов ......................................... 18
Кольцова А. А., Старобинская Н. М.
Эволюция налоговых реформ ............................................................... ............. 23
Семин А. Н., Карпов В. К., Кислицкий М. М.
Экономика и организация современного общественного транспорта крупнейших городов России
на основе метро и трамвая ............................................................... ................ 29
Ванеева Т. Б., Шмурыгина О. В.
Профессиональные ценности и ответственность сотрудников как показатель эффективного управления в системе МЧС .... 37
Полякова И. Е., Карасева Г. Ю.
Новые маркетинговые инструменты в деятельности туристского предприятия: тенденции формирования и выбора ... 43
Виолин С. И.
Оценка влияния мер региональной политики федерального уровня на межрегиональное взаимодействие в России .... 48
Кобяк М. В., Ильина Е. Л., Латкин А. Н.
Инструменты эмпатии в индустрии туризма и гостеприимства ................................................ 54
Великанова Л. О., Долгополюк Э. Э.
Способы совершенствования управления сельскохозяйственными предприятиями
путем внедрения проекта «Цифровое сельское хозяйство» ................................................... 59
Егиазарян Д. А., Дзизель С. В., Просин Н. С.
Механизмы регулирования инновационной деятельности (на примере проектов России и Южной Кореи) ........... 66
Шарапова В. М., Шарапова Н. В.
Основные проблемы, возникающие при внедрении системы международных стандартов финансовой отчетности
российскими организациями ............................................................... .............. 75
Пищалкина И. Ю.
Аракельянц Э. С.
Разработка концептуальной модели системы риск-контроллинга для вертикально интегрированного предприятия
горно-металлургической отрасли ............................................................... .......... 80
Анализ в системе управления собственным капиталом организации ........................................... 85
Ваславский Я. И.
Диалектика взаимосвязи современного государства и общества ............................................... 92
Дзизель С. В., Лукашенко А. А., Егиазарян Д. А.
Особенности ведения GR-менеджмента и лоббистской деятельности в бизнес-ассоциациях современной Германии
на примере торгово-промышленных и внешнеторговых палат ................................................ 99
Мудрова Е. Б., Смородина К. М., Танина А. В.
Учет современных мотивационных теорий в системе мотивации государственных служащих .................... 106
Головенчик Г. Г., Потетенко С. В.
Анализ цифровой трансформации производственного сектора Республики Беларусь ............................ 114
Танина А. В., Рохлой М. Д., Родионов Д. Г.
Использование дизайн-кода в историческом центре Санкт-Петербурга как проблема государственного управления . . 122
Тарасова О. Б., Гончарова Н. З.
Российский рынок семян сельскохозяйственных культур в условиях международных санкций:
состояние, проблемы, перспективы развития .............................................................. 129
Сагидов Ю. Н.
Сложившаяся система отраслевой специализации регионов России как фактор торможения экономического развития .... 134
Кривенко Н. В.
Возможности повышения конкурентоспособности российской системы здравоохранения ........................ 140
Руйга И. Р., Корпачева Л. Н., Данилова Н. Н., Чайка А. А., Мусинцева Д. А.
Исследование влияния эффективности системы государственных закупок
на инновационно-инвестиционное развитие регионов ...................................................... 145
5
Стр.7
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
Федотов А. А.
Поиск факторов воздействия на компоненты человеческого потенциала: межрегиональный анализ ................ 153
Токарева Е. В.
Развитие организационно-методических аспектов управленческого учета эколого-ориентированных предприятий
индустрии гостеприимства ............................................................... .............. 158
Болик А. В., Сидоров В. А.
Цифровая экономика: новые технологии и качественная модификация труда .................................. 164
Лосева О. В.
Факторы экономики впечатлений ............................................................... ......... 168
Васюкова Л. К., Антипьев С. Ю.
Методические подходы к формированию тарифа в страховании экологических рисков .......................... 173
Леонтьев Н. Я., Самаров Д. А.
Развитие системного подхода в области устойчивого развития инжинирингового дивизиона госкорпорации «Росатом» .... 178
Коречков Ю. В., Великороссов В. В., Кваша В. А.
Инновационные стартапы в цифровой экономике .......................................................... 189
Матусевич Д. С.
Практика применения зарубежных MDA-моделей прогнозирования вероятности банкротства
для мясоперерабатывающей отрасли (на примере Иркутской области) ......................................... 193
Макаркин Н. П., Митрохин В. В.
Внедрение института цифровых валют ............................................................... .... 198
Терентьева В. Д.
Перспективы развития лесопромышленного комплекса РФ в условиях санкций ................................. 203
Синюк Т. Ю., Прокопец Т. Н., Ли А. С.
Специфика формирования показателей KPI для официантов ................................................. 209
Шапкина Л. Н.
Факториальные условия развития атомно-энергетического комплекса в контекстуальных рамках международной
и региональной специализации ............................................................... .......... 213
12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Титоренко С. К.
Васильев Ю. А., Васильева Н. В.
Правовое регулирование налогообложения оборота криптовалюты: сравнительно-правовое исследование
налогово-правового регулирования Французской Республики и Российской Федерации ......................... 218
Субъективные факторы в реализации судейского усмотрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Климович Л. П., Валентинавичюте И. Г.
К вопросу тактики использования специальных экономических знаний адвокатом в уголовном деле ............... 228
Князькина А. К., Сильченко Е. В.
Действие международного уголовного права во времени .................................................... 234
Самойлова Ю. Б., Пайков А. Ю., Мирошникова Э. М.
Реализация права на отказ от медицинского вмешательства: правовые риски ................................... 239
Олифиренко Е. П.
Актуальные проблемы прокурорско-надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства
при рассмотрении и разрешении отдельных видов обращений граждан ........................................ 243
Клещёв С. В.
Проблемы и перспективы правоприменения отдельных способов проверки сообщения о преступлении ............ 247
Коноплянникова Т. В.
Некоторые размышления о деликтной ответственности в рамках договорного правоотношения ................... 252
Хамизов В. Л.
Научное представление о сущности раскрытия преступлений по горячим следам ............................... 256
Воронов С. С., Горбачева А. В., Леханова Е. С., Соловьев О. Д., Трифонова М. В.
Актуальные проблемы производства исследований учетной информации специалистом-ревизором
отдела документальных исследований подразделений экономической безопасности
и противодействия коррупции МВД России ............................................................... 261
Турская Е. Р., Козина А. А.
Экологический терроризм как современная угроза человечеству ............................................. 266
6
Стр.8
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
Петрова Г. О.
Амнистия как прощение лица, совершившего деяние, запрещенное законом ................................... 270
Сапрыкина И. А.
Юридические факты в налоговом праве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Лычагина А. Г.
Тройникова Е. В.
Фрумина С. В.
Взаимосвязь технологического образования с производственной сферой в контексте профессиональной подготовки
будущих учителей технологии: сравнительно-исторический анализ .......................................... 279
Информационно-стратегическая готовность студентов к межкультурному взаимодействию:
лингводидактические приоритеты
............................................................... ....... 288
Преимущества поликультурной среды вуза ............................................................... . 294
Васина О. Н.
Методология исследования проблемы преобразования опыта эмоционально-ценностного отношения
в профессиональном образовании ............................................................... ........ 297
Казанцева А. А.
Особенности восприятия и понимания иероглифического текста русскоязычным реципиентом .................... 301
Бондаренко С. А., Прасолов В. Н., Дарбинян Э. В.
Пути повышения эффективности подготовки военных специалистов войск национальной гвардии
Российской Федерации, выработанные в ходе межвузовской научно-практической конференции .................. 307
Киселева Т. Г., Масленков Д. Е.
Готовность студентов педагогического колледжа к работе в условиях инклюзивного образования ................. 314
Чайников С. А., Чунин А. И.
Влияние тренировочных нагрузок на повышение физической работоспособности волейболисток ................. 319
Зиятдинова Ю. Н.
Индивидуализация иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе ..................................... 323
Зенцова И. М.
Зарубежный опыт в области методики преподавания физики ................................................. 327
Васина О. Н., Пономарева О. Н.
Реализация экологических аспектов географического образования через формирование опыта
эмоционально-ценностного отношения ............................................................... .... 331
Штанько М. А., Тажева З. Б.
Диагностика эстетического развития: новые акценты ....................................................... 336
Сыпко Е. В., Власова В. И.
Подготовка будущих учителей к командной работе как инновация российской системы образования .............. 340
Гейнице Л. А.
Непрерывное образование взрослых: истоки, развитие и теоретические аспекты ................................ 344
Кононова З. А., Алтухова С. О.
Моделирование в области решения прикладных задач как основа формирования исследовательской деятельности
будущего учителя информатики ............................................................... ......... 352
Велиев Э. Э.
Праздничная культура как основа развития социально-культурного пространства .............................. 356
Космодемьянская С. С., Низамов И. Д., Муринова Д. И., Саттарова Г. А.
Применение адаптивных цифровых технологий в преподавании химии ....................................... 360
Киселева Т. Г.
Педагогическая компетентность родителей детей раннего возраста ........................................... 365
Гаджиева Е. А., Комиссарова Т. С., Скворцов А. В.
Графическая визуализация информации как язык профессиональной компетентности
(на примере бакалавров по туризму) ............................................................... ...... 370
Александров С. Г., Белинский Д. В.
Ягубова А. С.
О повышении эффективности тренировочного процесса в верховой езде путем внедрения комплекса упражнений
по развитию навыков управления лошадью ............................................................... 375
Обучение аудированию студентов первого курса факультета иностранных языков .............................. 379
7
Стр.9
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
Рычкова Т. А.
Медиа как языковая среда для носителей саамского языка .................................................. 386
Теппеев А. А.
Развитие культуры выстраивания доверительных отношений с молодежью у сотрудников полиции ............... 392
Федулова И. В.
Сущностно-содержательная педагогическая модель формирования социально-гражданских основ
студенческой молодежи в условиях волонтерства .......................................................... 396
Миркина Ю. З., Насырова А. А., Яворская А. А.
Горбатова О. Н.
Формирование региональной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров
педагогического направления подготовки в вузе ........................................................... 401
Механизм развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования
под влиянием психолого-педагогического условия «Проблематизация содержания школьного образования
на гуманитарной основе» ............................................................... ............... 408
Суворов В. В., Пинчук Ю. С., Фахрудинова Э. Р.
Использование мобильных технологий как дидактических средств на занятиях по истории
в среднем профессиональном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Испулова С. Н., Семенова Е. В., Большакова Н. Л.
Проблемы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ........................ 418
Телякова И. Х., Хисматулина Н. В., Пугачева С. А.
Электронные образовательные ресурсы в современном учебном процессе (на примере иностранного языка) ........ 424
Астанин С. С., Звонарева Е. А., Корецкая И. И.
Методика и специфика составления заданий очного этапа олимпиад по биологии и химии для школьников ......... 428
Пронина Н. А., Романова Е. В.
Развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых ........ 433
Беляева О. А.
Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования ............. 437
Сулейманова Т. З.
Педагогическая модель формирования готовности будущих медицинских сестер
к осуществлению санитарно-просветительской работы ..................................................... 443
Алмазова И. Г., Числова С. Н.
Актуализация идеи создания и развития русской школы в современной России ................................ 448
Декина Е. В., Шалагинова К. С.
Развитие личностных качеств младших подростков, влияющих на адаптацию к среднему звену школы ............ 454
Емельянова О. Б.
Методическое сопровождение процесса обучения базовым категориям коммуникативного кодекса в неязыковом вузе .... 457
Малацай Л. В.
Шалагинова К. С., Декина Е. В.
Тавкинь Л. В., Власюк И. В.
Инновационные технологии развития навыка кантиленного пения у младших школьников
в процессе освоения песен-вальсов ............................................................... ....... 463
Особенности работы по развитию коммуникативных навыков у подростков,
имеющих разные стадии компьютерной зависимости ....................................................... 468
Управление деятельностью преподавателя по реализации бизнес-воспитания студентов .......................... 472
Илларионова И. В., Баранова Э. А.
Возможности формирования готовности к материнству у студентов высших учебных заведений
в ходе изучения психологических дисциплин (на примере дисциплины «Пренатальная и постнатальная психология») .... 477
Чучкалова Е. И., Маскина О. Г.
Вопросы практико-ориентированной оценки сформированности компетенций студентов вуза .................... 482
Карпеченкова Ю. Г.
Русский язык и русский язык как иностранный в выпускных классах школ Республики Таджикистан:
анализ учебно-методической базы ............................................................... ........ 489
Крамаренко Л. В.
Педагогическая практика в социальной службе как фактор развития профессиональной компетентности
будущих социальных педагогов (на примере г. Ялты) ...................................................... 493
8
Стр.10
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
CONTENT
08.00.00 ECONOMIC SCIENCES
Stoikov V. F., Gassiy V. V., Postnikov A. V.
Socio-economic development of the arctic regions of Russia in modern conditions: opportunities and limitations ............ 13
Ogneva N. F., Broyan I. V.
Sources of financing for investment projects ............................................................... ... 18
Koltsova A. A., Starobinskaya N. M.
Evolution of tax reforms ............................................................... .................. 23
Semin A. N., Karpov V. K., Kislitskiy M. M.
Economics and organization of modern public transport in the largest cities of Russia based on the metro and tram .......... 29
Vaneeva T. B., Shmurygina O. V.
Professional values and responsibility of employees as an indicator of efficient management in the EMERCOM ............ 37
Polyakova I. E., Karaseva G. Yu.
New marketing tools in the activity of a tourist enterprise: trends in formation and selection ............................ 43
Violin S. I.
Evaluation of the effects of the federal level regional policy on interregional cooperation in Russia ...................... 48
Kobyak M. V., Ilina E. L., Latkin A. N.
Tools of empathy in the tourism and hospitality industry ........................................................ 54
Velikanova L. O., Dolgopoluk E. E.
Ways to improve the management of agricultural enterprises through the imple-mentation of the digital agriculture project ... 59
Egiazaryan D. A., Dzizel C. V., Prosin N. S.
Mechanisms for regulating innovation activities (the example of projects in Russia and South Korea) .................... 66
Sharapova V. M., Sharapova N. V.
Problems in the implementation of the system of international financial reporting standards by Russian organizations
Pishchalkina I. Yu.
Arakelyants E. S.
....... 75
Development of a conceptual model of the risk-controlling system for a vertically integrated enterprise of the mining
and metallurgical industry ............................................................... ................. 80
Analysis in the organization’s equity management system ....................................................... 85
Vaslavskiy Ya. I.
Dialectics of the relationship between the modern state and society ................................................ 92
Dzizel S. V., Lukashenko A. A., Egiazaryan D. A.
Specifics of GR-management and lobbying activities in modern German business associations
on the example of chambers of industry and commerce and chambers of foreign trade ................................. 99
Mudrova E. B., Smorodina K. M., Tanina A. V.
Consideration of modern motivational theories in the motivation system of civil servants ............................. 106
Goloventchik G. G., Potetenko S. V.
Analysis of the digital transformation of the manufacturing sector of the Republic of Belarus .......................... 114
Tanina A. V., Rohloi M. D., Rodionov D. G.
The use of design code in the historic center of St. Petersburg as a problem of public administration ..................... 122
Tarasova O. B., Goncharova N. Z.
Sagidov Yu. N.
The current system of industry specialization of the regions of Russia as a factor of impeding economic development ....... 134
Krivenko N. V.
The Russian market of agricultural seeds in the conditions of international sanctions:
current state, problems, prospects of development ............................................................ 129
Opportunities for increasing the competitiveness of the Russian health care system .................................. 140
Ruiga I. R., Korpacheva L. N., Danilova N. N., Chayka A. A., Musintseva D. A.
Study the impact of the public procurement system efficiency on the innovation and investment development of regions .... 145
Fedotov A. A.
Search for factors influencing the components of human potential: an interregional analysis ........................... 153
9
Стр.11
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
Tokareva E. V.
Development of organizational and methodological aspects of management accounting of eco-oriented enterprises
of the hospitality industry ............................................................... ................ 158
Bolik A. V., Sidorov V. A.
Digital economy: new technologies and qualitative modification of labor .......................................... 164
Loseva O. V.
Factors of the economy of impressions ............................................................... ...... 168
Vasyukova L. K., Antipiev S. Y.
Methodological approaches to tariff formation in environmental risk insurance ..................................... 173
Leontiev N. Ya., Samarov D. A.
Development of a system approach to sustainable development of the engineering division of Rosatom State Corporation ... 178
Korechkov Y. V., Velikorossov V. V., Kvasha V. A.
Innovative startups in the digital economy ............................................................... ... 189
Matusevich D. S.
The practice of applying foreign MDA-models for predicting the probability of bankruptcy for the meat processing industry
(by the example of the Irkutsk region) ............................................................... ....... 193
Makarkin N. P., Mitrokhin V. V.
Introduction of the institute of digital currency ............................................................... 198
Terenteva V. D.
Prospects for the development of the timber industry of the Russian Federation in the conditions of sanctions ............. 203
Sinyuk T. Y., Prokopets T. N., Li A. S.
The specificity of forming KPI indicators for waiters .......................................................... 209
Shapkina L. N.
Factorial conditions for the development of the nuclear power complex in the contextual framework of international
and regional specialization ............................................................... ................ 213
12.00.00 LAW SCIENCES
Titorenko S. K.
Legal regulation of cryptocurrency turnover taxation: a comparative legal study of the tax and legal regulation
of the French Republic and the Russian Federation ........................................................... 218
Vasilev Yu. A., Vasileva N. V.
Subjective factors in the implementation of judicial discretion ................................................... 222
Klimovich L. P., Valentinavichute I. G.
On the tactics in application of special economic knowledge by a lawyer in a criminal case ............................ 228
Knyazkina A. K., Silchenko E. V.
Temporal validity of international criminal law ............................................................... 234
Samoilova Yu. B., Paikov A. Yu., Miroshnikova E. M.
Exercising the right to refuse medical intervention: legal risks ................................................... 239
Olifirenko E. P.
Actual problems of prosecutorial and supervisory activities in the field of law enforcement when considering
and resolving certain types of citizens’ appeals ............................................................... 243
Kleshchev S. V.
Problems and prospects of implementing certain methods of verifying a crime report ................................ 247
Konoplyannikova T. V.
Some reflections on tort liability in the framework of a contractual relationship ..................................... 252
Xamizov V. L.
Scientific understanding of the essence of solving crimes in hot pursuit ........................................... 256
Voronov S. S., Gorbacheva A. V., Lehanova E. S., Soloviev O. D., Trifonova M. V.
Actual problems of research of accounting information by a specialist-auditor of the department of documentary research
of economic security and anti-corruption units of the Ministry of Internal Affairs of Russia ........................... 261
Turskaya E. R., Kozina A. A.
Environmental terrorism as a modern threat to humanity ....................................................... 266
Petrova G. O.
Amnesty as a forgiveness of a person who committed an act prohibited by law ..................................... 270
10
Стр.12
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2022, August № 3 (60). Subscription index – 85747
Saprykina I. A.
Jural facts in fiscal law ............................................................... ................... 274
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
Lychagina A. G.
Troinikova E. V.
Relationship between technological education and the industry sphere in the context of professional training
of future teachers of technology: a comparative historical analysis ............................................... 279
Information and strategic readiness of students for intercultural interaction: linguodidactic priorities .................... 288
Frumina S. V.
The advantages of the multicultural environment of the university ............................................... 294
Vasinа O. N.
Methodology for research into the problem of transforming the experience of emotional and value attitude in vocational education ... 297
Kazantseva A. A.
Features of perception and understanding of hieroglyphic text by a Russian-language recipient ......................... 301
Bondarenko S. A., Prasolov V. N., Darbinyan E. V.
Ways to improve the effectiveness of the training of military specialists of the National Guard troops
of the Russian Federation, developed during the interuniversity scientific and practical conference ...................... 307
Kiseleva T. G., Maslenkov D. E.
Teacher training college students’ readiness to work in an inclusive education setting ................................ 314
Chaynikov S. A., Chunin A. I.
The influence of training loads on improving the physical performance of volleyball players .......................... 319
Ziyatdinova J. N.
Personalized foreign language teaching at an engineering university .............................................. 323
Zentsova I. M.
Foreign experience in methods of teaching physics ............................................................ 327
Vasinа O. N., Ponomariova O. N.
Implementation of ecological aspects of geographical education through the formation of experience
of emotional and value attitude ............................................................... ............ 331
Shtanko M. A., Tazheva Z. B.
Diagnostics of aesthetic development: new accents ........................................................... 336
Sypko E. V., Vlasova V. I.
Training future teachers for teamwork as an innovation of the Russian education system .............................. 340
Geintse L. A.
Lifelong education for adults: its basement, development and theories ............................................ 344
Kononova Z. A., Altukhova S. O.
Modeling in the field of applied problems solving as a basis for forming the research activity of a future informatics teacher .... 352
Veliyev E. E.
Festive culture as the basis for the development of socio-cultural space ............................................ 356
Kosmodemyanskaya S. S., Nizamov I. D., Murinova D. I., Sattarova G. A.
Application of adaptive digital technologies in chemistry teaching ............................................... 360
Kiseleva T. G.
Pedagogical competence of parents of infants ............................................................... . 365
Gadzhieva E. A., Komissarova T. S., Skvortsov A. V.
Graphic visualization of information as a language of professional competence (on the example of bachelors in tourism) .... 370
Alexandrov S. G., Belinskiy D. V.
On improving the effectiveness of the training process in horseback riding, by introducing a set of exercises
for the development of horse control skills ............................................................... ... 375
Yagubova A. S.
Teaching listening comprehension to first year students at the faculty of foreign languages ............................ 379
Rychkova T. A.
Media as a language environment for native speakers of the Sami language ........................................ 386
11
Стр.13
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2022, август № 3 (60). Подписной индекс – 85747
Teppeev A. A.
Developing a culture of building trust with young people among police officers ..................................... 392
Fedulova I. V.
Essential and meaningful pedagogical model of the formation of social and civic foundations of student youth
in the context of volunteering ............................................................... ............. 396
Mirkina Yu. Z., Nasyrova A. A., Yavorskaya A. A.
Region and profession-based communicative competence development of bachelors of education ...................... 401
Gorbatova O. N.
Mechanism for the development of humanitarian thinking of schoolchildren in the context of regionalization of education
within the psychological and pedagogical concept of problematization of the content of school education on a humanitarian basis ....408
Suvorov V. V., Pinchuk Yu. S., Fakhrudinova E. R.
The use of mobile technologies as didactic tools in history classes in secondary vocational schools ..................... 413
Ispulova S. N., Semenova E. V., Bolshakova N. L.
Problems in the social rehabilitation of children with disabilities ................................................. 418
Telyakova I. K., Khismatulina N. V., Pugacheva S. A.
Online educational resources in modern educational process .................................................... 424
Astanin S. S., Zvonareva E. A., Koretskaya I. I.
Methodology and specificity of compiling tasks for the full-time stage of Olympiads in biology
and chemistry for schoolchildren ............................................................... ........... 428
Pronina N. A., Romanova E. V.
Development of personal and professional readiness for pedagogical activity in assistant counselors .................... 433
Belyaeva O. A.
Formation of value orientations of modern teenagers: empirical research experience ................................. 437
Suleymanova T. Z.
Pedagogical model for shaping the readiness of future nurses to carry out health education work ....................... 443
Almazova I. G., Chislova S. N.
The actualization of the idea of creating and developing a Russian school in modern Russia ........................... 448
Dekina E. V., Shalaginova K. S.
Development of personal qualities of younger adolescents influencing adaptation to the middle school .................. 454
Emelyanova O. B.
Methodological support of the process of teaching the basic categories of the communicative code in a non-language university .... 457
Malatsay L. V.
Innovative technologies for developing the skill of cantilena singing in younger students in the process of mastering waltz songs ... 463
Shalaginova K. S., Dekina E. V.
Specifics of work on the development of communication skills in adolescents with different stages of computer addiction ... 468
Tavkin L. V., Vlasyuk I. V.
Management of the activities of the teacher in the implementation of business education of students .................... 472
Illarionova I. V., Baranova E. A.
Shaping readiness for motherhood among students of higher educational institutions
in the course of studying psychological disciplines (on the example of prenatal and postnatal psychology) ................ 477
Chuchkalova E. I., Maskina O. G.
Questions of practice-oriented assessment of the formation of competences in university students ...................... 482
Karpechenkova Yu. G.
Russian language and Russian as a foreign language in graduation classes of the Republic of Tajikistan:
the analysis of the educational and methodological base ....................................................... 489
Kramarenko L. V.
Pedagogical practice in social service as a factor of professional competence development of future social teachers
(on the example of Yalta) ............................................................... ................. 493
12
Стр.14