Учебная литература ТГМУ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
Учебное пособие
ISBN 978-5-98301-212-7
Издательство «Медицина ДВ»
Владивосток
9 7 8 5 9 8 3 0 1 2 1 27
690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4
Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
Медицина ДВ
2020
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
Учебное пособие
Рекомендовано Координационным советом по области образования
«Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебно-методического
пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих
основные профессиональные образовательные программы высшего
образования уровня специалитета по направлению подготовки
37.05.01 «Клиническая психология»
Владивосток
Медицина ДВ
2020
Стр.2
УДК 159.9.072:616.89:616.831(075.8)
ББК 88.71я7
О-753
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Козлова Н.В. - доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой генетической и клинической психологии
Национального исследовательского Томского государственного
университета
Бызова В.М. - доктор психологических наук, профессор кафедры
общей психологии Санкт-Петербургского государственного
университета Минздрава России
Авторы:
Хмелевская О.Е., Яворская М.В., Катасонова А.В., Кравцова Н.А.
О-753 Основы психологической работы в медицинской практике: учебное
пособие /Хмелевская О.Е., Яворская М.В., Катасонова А.В. и др. -
Владивосток: Медицина ДВ, 2020. - 104 с.
ISBN 978-5-98301-212-7
В учебном пособии представлены материалы психологического консультирования
в условиях медицинского учреждения.
Материал учебного пособия предназначен для систематизации теоретических
знаний и проведения психологического консультирования. Пособие не освещает
всех вопросов консультирования в медицинской практике, ограничивается
выборочными темами, однако базовые понятия представлены в достаточной для
изучения степени. Методологической основой учебного пособия стали работы
Дж. Бьюдженталя, К. Роджерса, Р. Мэя, Ф. Перлза, Р. Бендлера, пятишаговая модель
консультирования по А. Айви, а также взгляды на консультационный процесс
А. Шлиппе и Й. Швайтцера.
Пособие предназначено для использования в образовательных учреждениях,
реализующих основные профессиональные образовательные программы
высшего образования уровня специалитета по направлению подготовки
37.05.01 «Клиническая психология».
УДК 159.9.072:616.89:616.831(075.8)
ББК 88.71я7.
ISBN 978-5-98301-212-7
© Коллектив авторов, ТГМУ 2020
© «Медицина ДВ», 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................................................... 5
Глава 1. Личность консультанта.......................................................................................... 7
1.1. Общие вопросы психологической помощи......................................................7
1.2. Профессиональные значимые качества консультанта.............................11
1.3. Способности консультанта..............................................................................19
1.4. Этические принципы консультанта в процессе
консультирования.............................................................................................. 23
1.5. Забота консультанта о самом себе или способы избежать
профессионального выгорания........................................................................ 26
Вопросы и задания для самопроверки:..................................................................27
Список литературы.......................................................................................................28
Глава 2. Консультирование и психологическая помощь в разных
психологических парадигмах................................................................................ 29
2.1. Оригинальность цели консультирования в разных
психологических направлениях......................................................................29
2.2. Аспекты проведения психологического интервью ...................................43
2.3. Этапы консультирования.....................................................................................51
Вопросы и задания для самопроверки:..................................................................54
Список литературы....................................................................................................... 55
Глава 3. Методы диагностики в консультировании........................................................57
3.1. Методы сбора информации и диагностика
в консультировании............................................................................................ 57
3.2. Психологическая диагностика расстройств настроения
и эмоций .................................................................................................................60
3.3. Психологическая диагностика пациентов общемедицинской
практики...................................................................................................... 63
3.4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование
пациентов с неврологическим профилем..................................................... 68
3.5. Особенности консультирования пациентов с патологией
головного мозга .................................................................................................. 69
Вопросы и задания для самопроверки:.................................................................. 75
Список литературы....................................................................................................... 75
Стр.4
Глава 4. Методология психологического консультирования
психосоматических пациентов..............................................................................76
4.1. Принципы психосоматического подхода в соматической
клинике.....................................................................................................................76
4.2. Психосоматические подходы в диагностике и психотерапии..................
.....................................................................................................................................78
4.3. Особенности психосоматических больных в психологическом консультировании.................................................................................................................81
Вопросы
и задания для самопроверки:..................................................................84
Список литературы...................................................................................................... 84
Материалы для организации самостоятельной работы ............................................. 85
Тестовые задания (АПИ).........................................................................................................86
Ответы к тестовым заданиям .............................................................................................. 90
Тексты для конспектирования по психологическому консультированию
из книги Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. 304 с.:............ 90
Вопросы для возможной дискуссии по теме
«Параллелирование в консультативной беседе»..............................................................90
Вопросы для возможной дискуссии по теме
«Личность консультанта и ее влияние на клиента»........................................................91
Задания после изучения материала пособия....................................................................91
Заключение................................................................................................................................. 94
Глоссарий................................................................................................................................... 95
Приложение............................................................................................................................. 100
4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
«Все это было сказано раньше,
но, поскольку никто не слушал,
сказанное следует повторить»
Андре Жид
До недавнего времени отечественная психология в большей степени
была академической наукой, отдающей приоритет поиску общих закономерностей
развития психики, рассматривая человека как объект познания.
Состояние современного общества выдвигает запросы практического
свойства и требует развития психологической помощи населению.
Одним из видов психологической помощи считается консультирование,
без которого невозможно проведение психопрофилактической, диагностической,
консультационной, коррекционной и развивающей работы.
Проблема оказания психологической помощи - одна из актуальнейших
в современном мире. Все ускоряющийся ритм жизни, отсутствие времени
для совместного времяпрепровождения, одиночество среди большого
количества людей, роскошь человеческого общения - все это ставит
развитие консультативной помощи в качестве одной из первоочередных
задач. Кому предназначена такого рода помощь? Кто ее адресат? Прежде
всего, это люди с самыми разными трудностями в житейских ситуациях.
Это может быть нахождение в возрастном или семейном кризисе, нахождение
в ситуации смены работы, болезнь, изменение социального
статуса и т.п. По мнению Шейлы Дэйноу, «психотерапия приносит пользу
не только тем, кто расстроен, испытывает тревогу или переживает неприятности.
У человека может и не быть неразрешимых проблем! Тогда
ему стоит воспользоваться этой методикой просто для того, чтобы сделать
свою жизнь полнее и лучше понять себя и окружающих»1.
Профессиональная деятельность психолога предполагает постоянное
взаимодействие специалиста с различными категориями людей
с целью оказания помощи в разрешении широкого спектра психологи1Дэйноу
Ш. Сам себе психотерапевт (самоучитель по психотерапии) СПб: «Питер», 2001.
Введение
5
Стр.6
ческих проблем. Направленность пособия определяет необходимость
формирования практических навыков проведения консультации, способность
решать практические задачи, возникающие в ходе оказания
психологической помощи, с опорой на основные принципы и алгоритмы
консультативного процесса.
Целью данного учебного пособия является формирование базовых
представлений у студентов, обучающихся оказывать специализированную
помощь. Поставлена задача - представить учебный материал таким
образом, чтобы максимально научить студентов осуществлять психологическое
сопровождение пациентов как общемедицинской практики,
так и специализированной неврологической.
Пособие содержит теоретический материал, рекомендации по
диагностике аффективных расстройств, нарушений неврологического
спектра; вопросы для закрепления изученного и рекомендованная литература.
Кроме
этого, в книге представлена методология работы с пациентами,
имеющими как психосоматические, так и соматоформные расстройства.
Пособие
обеспечивает подготовку специалистов в соответствии
с квалификационными характеристиками.
6
Введение
Стр.7
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА
Есть лишь одна честь - честь оказать помощь,
есть лишь одна сила - сила прийти на помощь.
Р.У Эмерсон
1.1. Общие вопросы психологической помощи
Под психологической помощью понимается предоставление человеку
информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах
появления психологических феноменов или психопатологических симптомов
и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое
воздействие на человека с целью гармонизации его психической
жизни, купирования психопатологической симптоматики, формирования
фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическая помощь - практическая реализация терапевтических
поисков клинического психолога на основе научного анализа психического
статуса и индивидуально- психологических особенностей человека,
типов его реагирования на различные фрустрирующие события,
в первую очередь болезни и конфликтные ситуации2.
Психологическая помощь представляет собой большую разновидность
практических умений работы с людьми. Сюда относят проведение
интервью, консультирование по различным вопросам, тренинги
навыков, психотерапию, коррекцию и т.п. То есть это любые действия,
направленные на улучшение эмоционального состояния человека или
группы людей, обратившихся за психологической помощью. Такого
рода помощь может носить как индивидуальный характер, так и групповой.
Но в любом случае - это присутствие с нуждающимся человеком.
Среди видов специализированной психологической помощи
различают психологическое консультирование, психотерапию и психокоррекцию3.
2Титова
Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций - . М.: Приор-издат, 2006. 112 с.
3Отличия различных видов психологической помощи (по Менделевич В.Д., 1998) Менделевич
В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.:»МЕДпресс», 1998.
Личность консультанта
7
Стр.8
Консультант дает информацию, сопровождает личность в определенных
условиях жизни, осуществляет коррекцию эмоционального состояния
и др. Помимо указанного, это может быть и воздействие с целью
гармонизации личности, и обеспечение поддержки в кризисной
ситуации, и восстановление утерянных или поврежденных психических
функций. Бондаренко А.Ф. считает, что «психологическая помощь есть
область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку
и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых
душевной жизнью человека в социуме. Ясно поэтому, что понимание
проблематики психологической помощи связано с пониманием психики
как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие
и многогранность которого и определяет совокупность проблем
в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения,
эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные)
конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор
профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений),
проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е.
весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного
существа, наделенного психикой»4.
В виде самостоятельной формы психологической помощи консультирование
определилось в начале прошлого века. В настоящее время многие
страны статус консультанта определяют выдачей лицензии после специального
обучения и прохождения супервизии у сертифицированного
специалиста. Таким образом, психологическое консультирование проводится
специалистом, получившим образование психолога или социального
работника и имеющим соответствующую квалификацию после
специального обучения. Р. Кочюнас5 приводит определение психологическому
консультированию, данное лицензионной комиссией Ассоциации
служащих и менеджеров США: «Консультирование - это совокупность
процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем
и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака,
семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
А «общая цель консультаций - предоставить человеку возможность работать
над собой, чтобы его жизнь стала плодотворнее и приносила больше
удовлетворения. Консультации могут затрагивать следующие вопросы:
• развитие личности;
• выявление и решение конкретных проблем;
4Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Изд. 3-е, испр. и доп. М.:
Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
5Кочюнас Р. Основы психологического консультирования м.: «Академический проект», 1999.
8
Глава 1
Стр.9
• принятие решений;
• преодоление кризисов;
• улучшение интуиции и расширение кругозора;
• разрешение внутренних конфликтов;
• улучшение отношений с окружающими.
Задача психолога - помочь клиенту, уважая его систему ценностей,
личные особенности и способность к самостоятельным
решениям»6.
Ролло Мэй считал, что «свобода - первая составляющая понятия
личности и первый принцип психологического консультирования. Задача
консультанта - подвести клиента к принятию ответственности за
свои поступки и за конечный итог своей жизни. Надо объяснить ему
сложный механизм принятия решений, когда следует учитывать весь
предыдущий жизненный опыт и воздействие всех факторов подсознания,
что, в конечном итоге, позволит клиенту осознать и научиться использовать
предоставляемые ему свободой возможности»7.
Исходя из сказанного, объект консультирования - это человек,
столкнувшийся в повседневной жизни с фрустрацией, выход из которой
затруднен по каким-либо причинам. Консультант помогает осознать
причины происходящего, справиться с возникшими трудностями и выбрать
пути выхода из сложившейся ситуации.
Психологическая коррекция, используя методы консультирования,
предполагает проведение коррекционных мероприятий по восстановлению
или исправлению имеющихся нарушений психических функций
или личностных девиаций.
В инструментарии психотерапии также содержатся методы и методики,
применяемые в консультировании. Однако действие психотерапии
является более глубоким по воздействию на психику личности
и через нее на весь организм. Кроме того, психотерапия в нашей стране
служит прерогативой специалиста с высшим медицинским образованием,
прошедшим обучение по психиатрии и получившим практический
опыт в течение трех лет в этой области. После этого врач должен пройти
подготовку в сфере психотерапии. Наличие такого образования разрешает
специалисту осуществлять лечебную деятельность, направленную
на коррекцию психоэмоциональных проблем пациента, расстройств
психики, связанных с наличием соматических заболеваний, профилактики
психических нарушений и т.д.
6Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт (самоучитель по психотерапии СПб: «Питер», 2001.
7Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать психологическое
здоровье: ЭКСМО Пресс, М., 2001. 256 с.
Личность консультанта
9
Стр.10