Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы психологической работы в медицинской практике

0   0
Первый авторХмелевская Ольга Евгеньевна
АвторыЯворская Марина Владимировна, Катасонова Анна Васильевна, Кравцова Наталья Александровна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц105
ID752713
АннотацияВ учебном пособии представлены материалы психологического консультирования в условиях медицинского учреждения. Материал учебного пособия предназначен для систематизации теоретических знаний и проведения психологического консультирования. Пособие не освещает всех вопросов консультирования в медицинской практике, ограничивается выборочными темами, однако базовые понятия представлены в достаточной для изучения степени. Методологической основой учебного пособия стали работы Дж. Бьюдженталя, К. Роджерса, Р. Мэя, Ф. Перлза, Р. Бендлера, пятишаговая модель консультирования по А. Айви, а также взгляды на консультационный процесс А. Шлиппе и Й. Швайтцера. Пособие предназначено для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология».
ISBN978-5-98301-212-7
УДК159.9.072:616.89:616.831(075.8)
Хмелевская, О.Е. Основы психологической работы в медицинской практике / М.В. Яворская, А.В. Катасонова, Н.А. Кравцова; О.Е. Хмелевская .— Владивосток : Медицина ДВ, 2020 .— 105 с. — ISBN 978-5-98301-212-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/752713 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_психологической_работы_в_медицинской_практике.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Основы_психологической_работы_в_медицинской_практике.pdf
Учебная литература ТГМУ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ Учебное пособие ISBN 978-5-98301-212-7 Издательство «Медицина ДВ» Владивосток 9 7 8 5 9 8 3 0 1 2 1 27 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Медицина ДВ 2020
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ Учебное пособие Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебно-методического пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология» Владивосток Медицина ДВ 2020
Стр.2
УДК 159.9.072:616.89:616.831(075.8) ББК 88.71я7 О-753 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Козлова Н.В. - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета Бызова В.М. - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета Минздрава России Авторы: Хмелевская О.Е., Яворская М.В., Катасонова А.В., Кравцова Н.А. О-753 Основы психологической работы в медицинской практике: учебное пособие /Хмелевская О.Е., Яворская М.В., Катасонова А.В. и др. - Владивосток: Медицина ДВ, 2020. - 104 с. ISBN 978-5-98301-212-7 В учебном пособии представлены материалы психологического консультирования в условиях медицинского учреждения. Материал учебного пособия предназначен для систематизации теоретических знаний и проведения психологического консультирования. Пособие не освещает всех вопросов консультирования в медицинской практике, ограничивается выборочными темами, однако базовые понятия представлены в достаточной для изучения степени. Методологической основой учебного пособия стали работы Дж. Бьюдженталя, К. Роджерса, Р. Мэя, Ф. Перлза, Р. Бендлера, пятишаговая модель консультирования по А. Айви, а также взгляды на консультационный процесс А. Шлиппе и Й. Швайтцера. Пособие предназначено для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология». УДК 159.9.072:616.89:616.831(075.8) ББК 88.71я7. ISBN 978-5-98301-212-7 © Коллектив авторов, ТГМУ 2020 © «Медицина ДВ», 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................................................... 5 Глава 1. Личность консультанта.......................................................................................... 7 1.1. Общие вопросы психологической помощи......................................................7 1.2. Профессиональные значимые качества консультанта.............................11 1.3. Способности консультанта..............................................................................19 1.4. Этические принципы консультанта в процессе консультирования.............................................................................................. 23 1.5. Забота консультанта о самом себе или способы избежать профессионального выгорания........................................................................ 26 Вопросы и задания для самопроверки:..................................................................27 Список литературы.......................................................................................................28 Глава 2. Консультирование и психологическая помощь в разных психологических парадигмах................................................................................ 29 2.1. Оригинальность цели консультирования в разных психологических направлениях......................................................................29 2.2. Аспекты проведения психологического интервью ...................................43 2.3. Этапы консультирования.....................................................................................51 Вопросы и задания для самопроверки:..................................................................54 Список литературы....................................................................................................... 55 Глава 3. Методы диагностики в консультировании........................................................57 3.1. Методы сбора информации и диагностика в консультировании............................................................................................ 57 3.2. Психологическая диагностика расстройств настроения и эмоций .................................................................................................................60 3.3. Психологическая диагностика пациентов общемедицинской практики...................................................................................................... 63 3.4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование пациентов с неврологическим профилем..................................................... 68 3.5. Особенности консультирования пациентов с патологией головного мозга .................................................................................................. 69 Вопросы и задания для самопроверки:.................................................................. 75 Список литературы....................................................................................................... 75
Стр.4
Глава 4. Методология психологического консультирования психосоматических пациентов..............................................................................76 4.1. Принципы психосоматического подхода в соматической клинике.....................................................................................................................76 4.2. Психосоматические подходы в диагностике и психотерапии.................. .....................................................................................................................................78 4.3. Особенности психосоматических больных в психологическом консультировании.................................................................................................................81 Вопросы и задания для самопроверки:..................................................................84 Список литературы...................................................................................................... 84 Материалы для организации самостоятельной работы ............................................. 85 Тестовые задания (АПИ).........................................................................................................86 Ответы к тестовым заданиям .............................................................................................. 90 Тексты для конспектирования по психологическому консультированию из книги Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. 304 с.:............ 90 Вопросы для возможной дискуссии по теме «Параллелирование в консультативной беседе»..............................................................90 Вопросы для возможной дискуссии по теме «Личность консультанта и ее влияние на клиента»........................................................91 Задания после изучения материала пособия....................................................................91 Заключение................................................................................................................................. 94 Глоссарий................................................................................................................................... 95 Приложение............................................................................................................................. 100 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ «Все это было сказано раньше, но, поскольку никто не слушал, сказанное следует повторить» Андре Жид До недавнего времени отечественная психология в большей степени была академической наукой, отдающей приоритет поиску общих закономерностей развития психики, рассматривая человека как объект познания. Состояние современного общества выдвигает запросы практического свойства и требует развития психологической помощи населению. Одним из видов психологической помощи считается консультирование, без которого невозможно проведение психопрофилактической, диагностической, консультационной, коррекционной и развивающей работы. Проблема оказания психологической помощи - одна из актуальнейших в современном мире. Все ускоряющийся ритм жизни, отсутствие времени для совместного времяпрепровождения, одиночество среди большого количества людей, роскошь человеческого общения - все это ставит развитие консультативной помощи в качестве одной из первоочередных задач. Кому предназначена такого рода помощь? Кто ее адресат? Прежде всего, это люди с самыми разными трудностями в житейских ситуациях. Это может быть нахождение в возрастном или семейном кризисе, нахождение в ситуации смены работы, болезнь, изменение социального статуса и т.п. По мнению Шейлы Дэйноу, «психотерапия приносит пользу не только тем, кто расстроен, испытывает тревогу или переживает неприятности. У человека может и не быть неразрешимых проблем! Тогда ему стоит воспользоваться этой методикой просто для того, чтобы сделать свою жизнь полнее и лучше понять себя и окружающих»1. Профессиональная деятельность психолога предполагает постоянное взаимодействие специалиста с различными категориями людей с целью оказания помощи в разрешении широкого спектра психологи1Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт (самоучитель по психотерапии) СПб: «Питер», 2001. Введение 5
Стр.6
ческих проблем. Направленность пособия определяет необходимость формирования практических навыков проведения консультации, способность решать практические задачи, возникающие в ходе оказания психологической помощи, с опорой на основные принципы и алгоритмы консультативного процесса. Целью данного учебного пособия является формирование базовых представлений у студентов, обучающихся оказывать специализированную помощь. Поставлена задача - представить учебный материал таким образом, чтобы максимально научить студентов осуществлять психологическое сопровождение пациентов как общемедицинской практики, так и специализированной неврологической. Пособие содержит теоретический материал, рекомендации по диагностике аффективных расстройств, нарушений неврологического спектра; вопросы для закрепления изученного и рекомендованная литература. Кроме этого, в книге представлена методология работы с пациентами, имеющими как психосоматические, так и соматоформные расстройства. Пособие обеспечивает подготовку специалистов в соответствии с квалификационными характеристиками. 6 Введение
Стр.7
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА Есть лишь одна честь - честь оказать помощь, есть лишь одна сила - сила прийти на помощь. Р.У Эмерсон 1.1. Общие вопросы психологической помощи Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на человека с целью гармонизации его психической жизни, купирования психопатологической симптоматики, формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости. Психологическая помощь - практическая реализация терапевтических поисков клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально- психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь болезни и конфликтные ситуации2. Психологическая помощь представляет собой большую разновидность практических умений работы с людьми. Сюда относят проведение интервью, консультирование по различным вопросам, тренинги навыков, психотерапию, коррекцию и т.п. То есть это любые действия, направленные на улучшение эмоционального состояния человека или группы людей, обратившихся за психологической помощью. Такого рода помощь может носить как индивидуальный характер, так и групповой. Но в любом случае - это присутствие с нуждающимся человеком. Среди видов специализированной психологической помощи различают психологическое консультирование, психотерапию и психокоррекцию3. 2Титова Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций - . М.: Приор-издат, 2006. 112 с. 3Отличия различных видов психологической помощи (по Менделевич В.Д., 1998) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.:»МЕДпресс», 1998. Личность консультанта 7
Стр.8
Консультант дает информацию, сопровождает личность в определенных условиях жизни, осуществляет коррекцию эмоционального состояния и др. Помимо указанного, это может быть и воздействие с целью гармонизации личности, и обеспечение поддержки в кризисной ситуации, и восстановление утерянных или поврежденных психических функций. Бондаренко А.Ф. считает, что «психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Ясно поэтому, что понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой»4. В виде самостоятельной формы психологической помощи консультирование определилось в начале прошлого века. В настоящее время многие страны статус консультанта определяют выдачей лицензии после специального обучения и прохождения супервизии у сертифицированного специалиста. Таким образом, психологическое консультирование проводится специалистом, получившим образование психолога или социального работника и имеющим соответствующую квалификацию после специального обучения. Р. Кочюнас5 приводит определение психологическому консультированию, данное лицензионной комиссией Ассоциации служащих и менеджеров США: «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». А «общая цель консультаций - предоставить человеку возможность работать над собой, чтобы его жизнь стала плодотворнее и приносила больше удовлетворения. Консультации могут затрагивать следующие вопросы: • развитие личности; • выявление и решение конкретных проблем; 4Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94). 5Кочюнас Р. Основы психологического консультирования м.: «Академический проект», 1999. 8 Глава 1
Стр.9
• принятие решений; • преодоление кризисов; • улучшение интуиции и расширение кругозора; • разрешение внутренних конфликтов; • улучшение отношений с окружающими. Задача психолога - помочь клиенту, уважая его систему ценностей, личные особенности и способность к самостоятельным решениям»6. Ролло Мэй считал, что «свобода - первая составляющая понятия личности и первый принцип психологического консультирования. Задача консультанта - подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Надо объяснить ему сложный механизм принятия решений, когда следует учитывать весь предыдущий жизненный опыт и воздействие всех факторов подсознания, что, в конечном итоге, позволит клиенту осознать и научиться использовать предоставляемые ему свободой возможности»7. Исходя из сказанного, объект консультирования - это человек, столкнувшийся в повседневной жизни с фрустрацией, выход из которой затруднен по каким-либо причинам. Консультант помогает осознать причины происходящего, справиться с возникшими трудностями и выбрать пути выхода из сложившейся ситуации. Психологическая коррекция, используя методы консультирования, предполагает проведение коррекционных мероприятий по восстановлению или исправлению имеющихся нарушений психических функций или личностных девиаций. В инструментарии психотерапии также содержатся методы и методики, применяемые в консультировании. Однако действие психотерапии является более глубоким по воздействию на психику личности и через нее на весь организм. Кроме того, психотерапия в нашей стране служит прерогативой специалиста с высшим медицинским образованием, прошедшим обучение по психиатрии и получившим практический опыт в течение трех лет в этой области. После этого врач должен пройти подготовку в сфере психотерапии. Наличие такого образования разрешает специалисту осуществлять лечебную деятельность, направленную на коррекцию психоэмоциональных проблем пациента, расстройств психики, связанных с наличием соматических заболеваний, профилактики психических нарушений и т.д. 6Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт (самоучитель по психотерапии СПб: «Питер», 2001. 7Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать психологическое здоровье: ЭКСМО Пресс, М., 2001. 256 с. Личность консультанта 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.