2
2019.04.001
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
Е.Г. Гребенщикова – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, В.И. Аршинов
– д-р филос. наук, Т.В. Виноградова – канд. психол.
наук, И.Т. Касавин – член-корреспондент РАН, В.А. Лекторский
– академик РАН, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Селиванов – д-р филос. наук
С 69
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная
и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2019. – № 4. – 184 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории
развития науки, социальных и психологических факторов развития
науки, организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки, наукометрии и библиометрии и подготовки
научных и инженерных кадров.
ББК 72
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2019
Стр.2
2019.04.001
3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2019.04.001. Технонаука и этос ученого: Контуры этики биобанкинга
глазами российского научного сообщества (По
результатам опроса специалистов в области биомедицины и
смежных видов деятельности) / Вархотов Т.А., Аласания
К.Ю., Брызгалина Е.В., Гавриленко С.М., Рыжов А.Л.,
Шкомова Е.М. ................................................................................ 6
2019.04.002. Грунвальд А., Железняк В.Н., Середкина Е.В.
Беспилотный автомобиль в свете социальной оценки
тeхники ............................................................................................ 8
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2019.04.003. Бхаттачария У. Переосмысливая понятие «образ»:
Взаимосвязи опыта и социального пространства в производстве
знания .............................................................................. 14
2019.04.005. Максвелл Дж. Разграничение между количественным
и качественным исследованиями: Ответ Моргану . .... 28
2019.04.006. Сбор данных как социально-техническая практика
/ Грегори К., Кусийн Х., Грот П., Шарнхорст А., Уатт С. ... 32
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2019.04.008. Т.В. Виноградова. Артикулируя различия. (Обзор)
................................................................................................. 44
2019.04.004. Гиара В. Проясняя роль парадигм в использовании
методологии смешанных методов ...................................... 20
2019.04.007. М.А. Сущин. Масштабная нейронаука и большие
данные. (Обзор) ............................................................................ 35
Стр.3
4
2019.04.001
2019.04.009. Андерссон Дж., Уэстхолм Э. Закрывая будущее:
Исследования окружающей среды и управление конфликтными
ценностными установками ............................................... 73
2019.04.010. Кудина О., Вербеек П.-П. Этика изнутри: Google
glass, дилемма Коллингриджа и опосредующая ценность
прайвиси ....................................................................................... 79
2019.04.011. Способность к учению как главная добродетель в
научном исследовании / Безуиденхоут Л., Ратти Э.,
Уэрн Н., Билер Д. ......................................................................... 85
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2019.04.012. С.М. Пястолов. Концептуальные вопросы формирования
и реформирования инфраструктур. (Обзор) ............... 90
2019.04.013. С.М. Пястолов. Управление инновациями как
инструментом развития мировой энергетики. (Аналитический
обзор) ................................................................................... 106
ЭКОНОМИКА НАУКИ
2019.04.014. Рапплее Д., Коматсу Х. Теория капитала знаний
деградирует? PIAAC, PISA и экономический рост ................. 121
2019.04.015. Руис-Руано А-М., Пуга Х.Л. Моделирование
предпринимательских намерений при помощи байесовых
сетей ............................................................................................ 125
2019.04.016. Вэнь Д.-В. Взаимодействие университетов, фирм
и правительства в экономике, основанной на импорте
знаний, на примере создания индустрии солнечных фотоэлектрических
элементов на Тайване ...................................... 130
2019.04.017. Ли Дж.Т., Кужабекова А. Формирование локального
исследовательского потенциала в сфере высшего
образования: Концептуальная модель ..................................... 134
НАУКОМЕТРИЯ И БИБЛИОМЕТРИЯ
2019.04.018. Корытковский П., Кульчицкий Э. Каким образом
научная политика на страновом уровне формирует
структуру публикаций: Пример Польши ................................. 140
Стр.4
2019.04.001
5
2019.04.019. Гонсалес-Сала Ф., Оска-Льюч Х., Аба-Оска Х.
Является ли журнальное и авторское самоцитирование
стратегией повышения заметности?.......................................... 152
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2019.04.020. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование
для инновационной экономики: «Болевые точки» ....... 161
2019.04.021. Пейдж Д. Академическое сообщество как потребляемое
и потребляющее ............................................................ 166
2019.04.022. Лаало Х., Кинари Х., Сильвеннойнен Х. Новый
стандарт Homo Academicus: Выпускники предпринимательских
университетов согласно плану Европейского союза ..... 170
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ............................... 176
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4, 2019) .............................. 177
Стр.5