Министерство науки и высшего образования российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖный ФедераЛЬный университет»
Н. Б. Боева-омелечко
Я. а. СадовНикова
СРедСТва деиНТеНСиФикаЦии
коНФликТа в СовРемеННом
аНГлиЙСком ЯЗЫке
(на материале англоязычных художественных
произведений и кинофильмов XX–XXI вв.)
Монография
ростов-на-дону – таганрог
издательство Южного федерального университета
2020
Стр.2
удк 811.111`23(075.8)
ббк 81.432.1я73
б75
Печатается по решению Комитета по гуманитарному и социальноэкономическому
направлению при Ученом совете ЮФУ
(протокол ¹ 6 от 3 июня 2020 г.)
Научный редактор:
доктор филологических наук, профессор, профессор рао, академик раен,
профессор кафедры английской филологии, зав. научно-исследовательской
лабораторией «дискурсивная лингвистика» волгоградского
государственного социально-педагогического университета, профессор
кафедры германистики и лингводидактики Московского городского
педагогического университета М. Р. Желтухина
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры грамматики английского
языка Московского педагогического государственного университета
Ю. М. Сергеева;
доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики
английского языка Южного федерального университета Е. А. Редкозубова
Боева-омелечко, Н. Б..
б75
средства деинтенсификации конфликта в современном английском
языке (на материале англоязычных художественных произведений
и кинофильмов ХХ–ХХI вв.) : монография / н. б. боеваомелечко,
я. а. садовникова ; Южный федеральный университет
; [науч. ред. М. р. Желтухина]. – ростов-на-дону ; таганрог :
издательство Южного федерального университета, 2020. – 130 с.
ISBN 978-5-9275-3525-5
DOI: 10.18522/801273579
Монография посвящена выявлению как лингвистических, так и паралингвистических
средств, способствующих управлению ходом конфликта,
в частности, средств, направленных на ослабление конфликта и его разрешение.
на основании анализа обширного фактического материала, представленного
англоязычными художественными произведениями и кинофильмами
XX–XXI вв., авторы описывают три основные стратегии деинтенсификации
конфликта (манипулятивная стратегия, стратегии толерантности
и компромисса) с присущими им тактиками и реализующими
их вербальными, паравербальными и невербальными средствами. особое
внимание уделяется целесообразности применения описываемых тактик
на латентном, открытом и завершающем этапах конфликта, а также перлокутивному
эффекту применения данных тактик. рассматривается вопрос
о возможности моделирования конфликтного взаимодействия с целью
смягчения или полного устранения конфликта.
Предлагаемая монография может представлять интерес как для
лингвистов-преподавателей вузов, научных работников, аспирантов и соискателей,
работающих в области прагмалингвистики и лингвистической
конфликтологии, так и для социологов и психологов, занимающихся проблемами
изучения конфликта.
удк 811.111`23(075.8)
ббк 81.432.1я73
ISBN 978-5-9275-3525-5
© Южный федеральный университет, 2020
© боева-омелечко н. б., садовникова я. а.,
2020
© оформление. Макет. издательство Южного
федерального университета, 2020
Стр.3
оГлавлеНие
введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. конфликт как объект научного исследования . . . . . . . . 6
1.1. разработка проблемы межличностного конфликта
в социологии и психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. способы разрешения конфликта с позиции психологии . . 15
1.3. разработка проблемы деинтенсификации конфликта
в лингвоконфликтологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Стратегии, способствующие деинтенсификации
конфликта в англоязычном социуме . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.1. стратегия толерантности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2. Манипулятивная стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.3. стратегия компромисса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.4. Моделирование конфликтного взаимодействия
как средство деинтенсификации конфронтации. . . . . . . . . 90
заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3
Стр.4