ISSN 2712-8040 (print)
2021. Vol. 2. No. 1
lurian.urfu.ru
Стр.3
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 1
Established 2019
Published quarterly
Founded by Federal State Autonomous
Educational Institution of Higher Education
“Ural Federal University named after
the first President of Russia B. N. Yeltsin”
19, Mira Str., 620002, Yekaterinburg,
Sverdlovsk region, Russia
Supported by:
Lomonosov Moscow State University
(Moscow, Russia),
Russian Psychological Society
(Moscow, Russia),
Russian Academy of Education
(Moscow, Russia)
Journal Registration Certificate
ПИ № ФС77‑77365, as of 10.12.2019
Журнал основан в 2019 г.
Выходит 4 раза в год
Учредитель: Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего образования “Уральский
федеральный университет имени первого
Президента России Б. Н. Ельцина”
620002, Россия, Свердловская обл.,
г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
При поддержке:
Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова
(Россия, Москва),
Российского психологического общества
(Россия, Москва),
Российской академии образования
(Россия, Москва)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77‑77365, от 10.12.2019
Editorial Board Address:
Ural Federal University named after the first
President of Russia B. N. Yeltsin.
Office 238, 51 Lenin Ave., 620000,
Yekaterinburg, Russia
lurian.journal@urfu.ru
lurian.urfu.ru
Адрес редакции:
Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51,
оф. 238
lurian.journal@urfu.ru
lurian.urfu.ru
Стр.4
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 1
3
Editorial Staff
Editor-in-Chief — Prof. Janna M. Glozman
(Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State
University); Deputy Chief Editors: Prof.
Alexander G. Asmolov (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University), Prof.
Elvira E. Symaniuk (Russia, Yekaterinburg,
UrFU); Executive Editor: PhD Maria V. Zinnatova
(Russia, Yekaterinburg, UrFU); Translation
Editor: PhD Olga В. Tomberg; Executive
Secretary Associate: Maria A. Lavrova (Russia,
Yekaterinburg, UrFU).
Editorial Board
Prof. Tatyana V. Akhutina (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University); Prof.
Carla Anauate (Brazil, San Paulo, Center
of
Редакционная коллегия
Главный редактор — проф. Ж. М. Глозман
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
заместители главного редактора: проф.
А. Г. Асмолов (Россия, Москва, МГУ
им. М. В. Ломоносова), проф. Э. Э. Сыманюк
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); ответственный
редактор: канд. психол. наук М. В. Зиннатова
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); редактор перевода:
канд. филол. наук О. В. Томберг; ответственный
секретарь: М. А. Лаврова (Россия,
Екатеринбург, УрФУ).
Integration of Neuropsychology and
Psychology); Prof. Alfredo Ardila (USA,
Florida, Miami, Albizu University); Prof.
Diana B. Bogoyavlenskaya (Russia, Moscow,
Psychological Institute of Russian Academy
of Education); Prof. Michael Cole (USA, San
Diego, University of California); Prof. Pavel
N. Ermakov (Russia, Rostov-on-Don, Southern
Federal University); Prof. Maria V. Falikman
(Russia, Moscow, National Research University
Higher School of Economics); Prof. Bożydar
Kaczmarek (Poland, Lublin, University of
Economics and Innovation); PhD Sergey
Y. Kiselev (Russia, Yekaterinburg, UrFU);
Prof. Bella Kotik‑Friedgut (Israel, Jerusalem,
David Yellin Academic College of Education);
Prof. Natalya V. Kozlova (Russia, Tomsk,
National Research Tomsk State University);
Clinical Psychologist Yulia V. Malafeeva
(Russia, Yekaterinburg, Sverdlovsk Regional
Clinical Psychiatric Hospital); Prof. Sergey
B. Malykh (Russia, Moscow, Psychological
Institute of
the Russian Academy of
Education); Prof. Katarzyna Markiewicz
(Poland, Lublin, University of Economics
and Innovation); Prof. Yury V. Mikadze
(Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State
University); PhD Valentina A. Naumova
Члены редколлегии
Проф. К. Анауате (Бразилия, Сан-Паулу, Центр
интеграции нейро психологии и психологии);
проф. А. Ардила (США, Флорида, Майами,
Университет Альбизу); проф. Т. В. Ахутина
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
проф. Д. Б. Богоявленская (Россия, Москва,
Психологический институт Российской академии
образования); проф. П. Н. Ермаков
(Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный
университет); канд. пед. наук С. Н. Жеребцов
(Беларусь, Минск, Белорусский государственный
педагогический университет им. М. Танка);
проф. С. Засекин (Украина, Луцк, ВосточноЕвропейский
национальный университет
имени Леси Украинки); проф. Л. Засекина
(Украина, Острог, Национальный университет
«Острожская академия»); д-р психол.
наук О. В. Защиринская (Россия, СанктПетербург,
Санкт-Петербургский государственный
университет); проф. Э. Ф. Зеер (Россия,
Екатеринбург, Российский государственный
профессионально-педагогический университет);
проф. Ю. П. Зинченко (Россия, Москва,
МГУ им. М. В. Ломоносова); проф. Б. Качмарек
(Польша, Люблин, Университет экономики
и инноваций); канд. психол. наук Л. Кинтанар
Рохас (Мексика, Тласкала, Автономный университет
Тласкалы); проф. Ж. Кинтино‑Айрес
(Португалия, Лиссабон, Институт Выготского);
канд. психол. наук С. Ю. Киселев (Россия,
Екатеринбург, УрФУ); проф. Н. В. Козлова
Стр.5
4
Lurian Journal. 2021. Vol. 2. No. 1
(Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatka
State University named after Vitus Bering);
PhD Darlyne G. Nemeth (USA, Baton Rouge,
Neuropsychology Center of Louisiana); Prof.
Elena I. Nikolaeva (Russia, Saint Petersburg,
Russian State Pedagogical University named after
A. I. Herzen,); Prof., MD Maria Pąchalska
(Poland, Krakow, Andrzej Frycz Modrzewski
Krakow University); PhD Anna A. Pecherkina
(Russia, Yekaterinburg, UrFU); MD Jordi PeñaCasanova
(Spain, Barcelona, Autonomous
University of Barcelona); Prof. Antonio
Puente (USA, Wilmington, University of
North Carolina); PhD Luis Quintanar Rojas
(Mexico, Tlaxcala, Autonomous University
of Tlaxcala); Prof. Joaquim Quintino‑Aires
(Portugal, Lisbon, Vygotsky Institute); Prof.
Vitaly V. Rubtsov (Russia, Moscow, Moscow
State University of Psychology and Education);
PhD Alex andra E. Soboleva (Russia, Moscow,
Research Center of Pediatric Neuropsychology
named after A. R. Luria); PhD Yulia Solovieva
(Mexico, Puebla, Autonomous University
of Puebla; Mexico, Tlaxcala, Autonomous
University of Tlaxcala); PhD Philippe Thomas
(France, Limoges, University of Limoges); Prof.
Yulia A. Tokareva (Russia, Yekaterinburg,
UrFU); Prof. Michael S. Yanitsky (Russia,
Kemerovo, Kemerovo State University); Dr
Oksana V. Zashchirinskaia (Russia, Saint
Petersburg, Saint Petersburg State University);
Prof. Serhii Zasiekin (Ukraine, Lutsk, Lesya
Ukrainka East European National University);
Prof. Larysa Zasiekina (Ukraine, Ostroh,
National University of Ostroh); Prof. Ewald
F. Zeer (Russia, Yekaterinburg, Russian State
Vocational Pedagogic University); PhD Sergey
N. Zherebtsov (Belarus’, Minsk, Belarusian
State Pedagogical University named after Maxim
Tank); Prof. Yuri P. Zinchenko (Russia, Moscow,
Lomonosov Moscow State University).
(Россия, Томск, Национальный исследовательский
Томский государственный университет);
проф. Б. Котик‑Фридгут (Израиль, Иерусалим,
Педагогический колледж им. Д. Еллина); проф.
М. Коул (США, Сан-Диего, Калифорнийский
университет);
клинический психолог
Ю. В. Малафеева (Россия, Екатеринбург,
Свердловская областная клиническая
психиатрическая больница); проф. С. Б. Малых
(Россия, Моск ва, Психологический институт
Российской академии образования); проф.
К. Маркевич (Польша, Люблин, Университет
экономики и инноваций); проф. Ю. В. Микадзе
(Россия, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова);
канд. психол. наук В. А. Наумова (Россия,
Петропавловск-Камчатский, Камчатский государственный
университет имени Витуса
Беринга); д-р мед. наук Д. Г. Немет (США,
Батон Руж, Нейро психологический центр
Луизианы); проф. Е. И. Николаева (Россия,
Санкт-Петербург, Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена);
проф. М. Панхальская (Польша, Краков,
Краковская академия им. А. Ф. Моджевского);
д-р мед. наук Ж. Пенья‑Казанова (Испания,
Барселона, Автономный университет
Барселоны); канд. психол. наук А. А. Печеркина
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); проф. А. Пуэнте
(США, Вилмингтон, Университет Северной
Каролины); проф. В. В. Рубцов (Россия, Москва,
Московский государственный психологопедагогический
университет); канд. психол.
наук А. Е. Соболева (Россия, Москва, Научноисследовательский
центр детской нейропсихологии
им. А. Р. Лурия); канд. психол. наук
Ю. Соловьева (Мексика, Пуэбла, Aвтономный
университет Пуэблы; Мексика, Тласкала,
Автономный университет Тласкалы); проф.
Ю. А. Токарева (Россия, Екатеринбург, УрФУ);
канд. мед. наук Ф. Томас (Франция, Лимож,
Университет Лиможа); проф. М. В. Фаликман
(Россия, Моск ва, Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»);
проф. М. С. Яницкий (Россия, Кемерово,
Кемеровский государственный университет).
Стр.6
CONTENTS
СОДЕРЖАНИЕ
From the Editorial Board
Alexander G. Asmolov. Anthropology
of Everyday: Transformation
of Human Behavior
Under Technological
and Social Change
Yulia Solovieva, Luis Quintanar
Rojas. Significance of Activity
Theory Concepts for Qualitative
Neuropsychology
Research Papers
6
От редколлегии
Александр Г. Асмолов. Антропология
повседневности: трансформации
поведения людей в условиях
технологических и социальных
перемен
Научные исследования
Joaquim Quintino-Aires.
Neuropsychological Education
in Oppositional Defiant Disorder
Valentina A. Naumova, Janna M.
Glozman. Images of the Elderly
in Preschoolers and Their Parents
21
42
Darlyne G. Nemeth, Cody M. Capps,
Olesia Palamar. Resilience:
A Cognitive and Psychosocial
Phenomenon
Vladimir I. Borodin, Natalia V.
Treushnikova. “Children, Society
and Future”: Proceedings of the
III Congress on Mental Health:
Meeting the Needs of the XXI Century 97
Scientific Life
Tatiana V. Akhutina, Natalia M. Pylaeva.
Luria in Kisegach. Part 3
In Memory of A. R. Luria
On the Authors
Enjoy your reading!
109
154
63
Юлия Соловьева, Луис Кинтанар
Рохас. Значение теории
деятельности для качественной
нейропсихологии
6
Жоаким Кинтино-Айрес.
Нейропсихологическое обучение
при оппозиционном расстройстве
Валентина А. Наумова, Жанна
М. Глозман. Образы старости
у дошкольников и их родителей
80
Дарлин Г. Немет, Коди М. Каппс,
Олеся Паламар. Стойкость:
когнитивный
и психосоциальный феномены
Владимир И. Бородин, Наталья В.
Треушникова. «Дети. Общество.
Будущее»: обзор сборника научных
статей III конгресса «Психическое
здоровье человека XXI века»
Научная жизнь
Татьяна В. Ахутина, Наталия М.
Пылаева. Лурия в Кисегаче. Часть 3 109
Памяти А. Р. Лурия
Об авторах
Приятного чтения!
154
21
42
63
80
97
Стр.7