Российская академия предпринимательства
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Научно–
практический журнал
Том 15, № 3, 2022
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования
Российской Федераци
Цель журнала — служить научной площадкой для обсуждения широкого круга
вопросов, связанных с эффективным развитием экономики и предпринимательства
в России и за рубежом.
Задачи журнала:
• публикация результатов научных исследований и практических достижений в
области экономики, финансов, менеджмента, социально–культурных аспектов
предпринимательства;
• формирование тематических научных площадок для обмена мнениями, предложениями
и опытом между учеными из разных регионов России и стран мира;
• содействие молодым ученым в повышении качества их публикаций;
• продвижение и индексирование опубликованных научных работ в ведущих базах
цитирования.
Целевая авторская и читательская аудитория журнала включает научных работни
ков, преподавателей, предпринимателей, а также студентов, магистров и аспиран
тов экономических специальностей.
Издается с 2004 г.
www.pp–
mag.ru
Москва
2022
1
Стр.1
2022 Том 15 № 3 / 2022 Vol. 15 No. 3
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Russian Academy of Entrepreneurship
ENTREPRENEUR’s GUIDE
Scientific and Practical Journal
Vol. 15, No. 3, 2022
Included to the List of the reviewed scientific magazines and editions
recommended by Highest Certifying Commission
of the Ministry of Science and High Education of the Russian Federation
The purpose of the journal is to serve as a scientific platform for discussion of a wide
range of issues related to the effective development of economy and entrepreneurship
in Russia and abroad.
Journal’s tasks:
• Publication of the results of scientific research and practical achievements in the field
of economics, finance, management, socio–cultural aspects of entrepreneurship;
• Formation of thematic scientific platforms for exchange of views, proposals and
experience between scientists from different regions of Russia and countries of the
world;
• Assisting young scientists in improving the quality of their publications;
• Promotion and indexing of published scientific works in leading citation bases.
The target author and readership of the magazine includes researchers, teachers,
entrepreneurs, as well as students, masters and graduate students of economic specialties.
Published since 2004
www.pp–
mag.ru
Moscow
2022
2
Стр.2
Путеводитель предпринимателя
Putevoditel’ predprinimatelya
Научно–
практический журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балабанов Владимир Семенович — доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель на
уки РФ, Президент, АНО ВО «Российская академия предпринимательства», Москва, Россия
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Балабанова Анна Владимировна — доктор экономических наук, профессор, ректор АНО ВО «Рос
сийская академия предпринимательства», Москва, Россия
Ахметов Лерик — доктор экономических наук, профессор, НАНО ВО «Институт мировых цивилиза
ций», Москва, Россия
Бабенкова Светлана Юрьевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра араб
ских и исламских исследований Института востоковедения РАН, Москва, Россия
Бачишин Владимир — PhD, профессор Паневропейского университета, Братислава, Словакия
Ботавина Римма Николаевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономи
ческая теория, мировая экономика, менеджмент и предпринимательство» АНО ВО «Российская акаде
мия предпринимательства», Москва, Россия
Бычкова Светлана Михайловна— доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник
высшей школы РФ, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВО «СанктПетербургс
кий государственный аграрный университет», СанктПетербург, Россия
Власов Анатолий Александрович — доктор юридических наук, профессор, действительный член Россий
ской академии юридических наук (РАЮН), профессор Кафедры международного частного и гражданского
права Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел
Российской Федерации (МГИМО МИД РФ), Москва, Россия
Власов Александр Викторович – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и
кредит», Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия
Воронченко Тамара Васильевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры та
моженных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии, Москва, Россия
Высоцкая Наталия Владимировна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры
«Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ), Москва, Россия
Гладкова Вера Егоровна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы, кредит
и страхование» АНО ВО «Российская академия предпринимательства», Москва, Россия
Корчагин Александр Юрьевич — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры крими
налистики Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Кошкин Виталий Исаевич — доктор экономических наук, профессор, профессор Самарского Института —
Высшей школы приватизации и предпринимательства, Самара, Россия
Кузнецова Елена Ивановна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической безо
пасности, финансов и экономического анализа, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя,
Москва, Россия
Миллерман Александр Самуилович — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Фи
нансы и страхование» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези
денте РФ (РАНХиГС), вицепрезидент АО «СанктПетербургская Международная Товарносырьевая Бир
жа», Москва, Россия
Мысляева Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Эко
номика и управление в космической отрасли» Московского государственного университета им М.В. Ло
моносова, Москва, Россия
Юденков Юрий Николаевич — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государствен
ной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
3
Стр.3
2022 Том 15 № 3 / 2022 Vol. 15 No. 3
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Entrepreneur’s Guide
Scientific and Practical Journal
EDITORIAL BOARD
CHIEF EDITOR
Balabanov Vladimir S. — Doctor of Science (Economics), Professor, Honored worker of Science of Russian
Federation, President, Russian Academy of Entrepreneurship, Moscow, Russia
CHAIRMAN OF EDITORIAL BOARD
Balabanova Anna V. — Doctor of Science (Economics), Professor, Rector of Russian academy of
entrepreneurship, Moscow, Russia
Akhmetov Lerik — Doctor of Science (Economics), Professor, NANO HE «Institute of World Civilizations»,
Moscow, Russia
Babenkova Svetlana Yu. — Candidate of Science (Economics), Senior research associate of Center of the
Arab and Islamic researches, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Bachishin Vladimir — PhD, Professor of PanEuropean University, Bratislava, Slovakia
Botavina Rimma N. — Doctor of Science (Economics), Associate Professor, Professor of Economic theory,
world economy, management and entrepreneurship Chair of Russian academy of entrepreneurship, Moscow,
Russia
Bychkova Svetlana M. — Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of «Accounting and auditing»
Chair of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «SaintPetersburg State Agrarian
University», Saint–
Petersburg, Russia
Gladkova Vera E. — Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of the Finance, Credit and Insurance
Chair of Russian academy of entrepreneurship, Moscow, Russia
Korchagin Alexander Yu. — Doctor of Science (Jurisprudence), Professor, Professor of Criminalistics Chair
of I.T. Trubilina Cuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Koshkin Vitaliy I. — Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of the Samara Institute — Higher
school of privatization and entrepreneurship, Samara, Russia
Kuznetsova Elena I. — Doctor of Science (Economics), Professor, Department of economic security, finance
and economic analysis, V. IA. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation, Moscow, Russia
Millerman Alexander S. — Doctor of Science (Economics), Associate Professor, Professor of Finance and
Insurance Chair of Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Vice–
President of St. Petersburg International Commodity Exchange, Moscow, Russia
Myslyaeva Irina N. — Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of Economics and governance in
the space industry Chair of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Vlasov Anatoliy A. — Doctor of Science (Jurisprudence), Professor, Member of the Russian Academy of
Legal Sciences, Professor of the International Private and Civil Law Chair of the Moscow State Institute of
International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Moscow, Russia
Vlasov Alexander V. — Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the
Department of Finance and Credit, Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Voronchenko Tamara V. — Doctor of Science (Economics), Professor, Department of Customs Revenue and
Tariff Regulation, Russian Customs Academy, Moscow, Russia
Vysotskaya Natalia V. — Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of Economic Theory and
management Chair of Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Yudenkov Yuriy N. — Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of State
Policy Chair of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
4
Стр.4
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Том 14, № 4, 2021/Vol. 14, No. 4, 2021
Свидетельство о регистрации СМИ:
ISSN:
ISSN on–
line:
Периодичность:
Префикс DOI:
ПИ № 77–17480 от 18 февраля 2004 года
2073–9885
2687–136Х
4 выпуска в год
10.24182
Подписной индекс
в Объединенном каталоге «Пресса России»: Е38941
Условия распространения материалов:
Копирайт:
Учредитель:
Издательство:
Типография:
Сайт:
Адрес:
E–
Teл.:
Подписано в печать:
mail:
Контент доступен под лицензией
Creative Commons Attribution 4.0 License
© Коллектив авторов, 2022
© Российская академия предпринимательства,
2022
АНО ВО «Российская академия предпринимательства»
Агентство печати «Наука и образование»
Типография «Канцлер», г. Ярославль
www.pp–mag.ru
109544, г. Москва, ул. Малая Андроньевская, д. 15
Abalabanova@yandex.ru
+7(903) 720–47–27
29.07.2022
ISBN 9785604675991
5
Стр.5
2022 Том 15 № 3 / 2022 Vol. 15 No. 3
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Media Registration Certificate:
ISSN:
ISSN on–
line:
Pablication Frequency:
Prefix DOI:
Subscription index
in the United catalog «Press of Russia»:
Terms of distribution of materials:
Copyright:
Founder:
Pablisher:
Printing House:
Website:
Postal аdress:
E–
mail:
Tel.:
Signed to the print:
E38941
The content is available under a license
Creative Commons Attribution 4.0 License
© Group of authors, 2022
© Russian Academy of Entrepreneurship, 2022
ANO HE «Russian Academy of Entrepreneurship»
Press Agency «Science and Education»
Printing house «Chanclеr», Yaroslavl
www.pp–mag.ru
15 Malaya Andronevskaya str., Moscow, 109544
Abalabanova@yandex.ru
+7(903) 720–47–27
29.07.2022
PI No. 77–17479 dated February 18, 2004
2073–9885
2687–136Х
Quarterly
10.24182
6
Стр.6
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Том 15 № 3 2022 / Vol. 15 No. 3 2022
Содержание
Цифровизация экономики
Оригинальные статьи
Выработка стратегии промышленных компаний
в сложных экономических условиях в информационной экономике ............................................ 9
Е. В. Кожаткина
Основные направления, перспективы и риски развития
системы расчетно–
финансовых отношений в России
в условиях внедрения цифрового рубля ......................................................................................... 16
Н. А. Лазарева
Финансово—
кредитные инструменты
повышения качества экономического роста
Оригинальные статьи
Особенности функционирования и направления развития
инвестиционных банков в России ................................................................................................... 24
И. С. Аузин
Экономика Бахрейна: возможна ли стабильность
при внешней нестабильности? ......................................................................................................... 30
C. Ю. Бабенкова
Особенности и трудности аудита по МСА ....................................................................................... 44
М. Н. Смагина, С. В. Малькова, А. С. Кузнецова
Отраслевое предпринимательство
Оригинальные статьи
Теоретико–
Г. Л. Илюхина
методологические основы анализа проблем экономики транспорта ........................ 53
Контроллинг при производстве инновационной промышленной продукции
специального назначения в условиях импортозамещения ........................................................... 59
Т. В. Какатунова, Е. А. Сорокин
Организационно–
экономический механизм формирования компетенций
в области импортозамещения для предприятий
по производству электрического оборудования .............................................................................. 67
С. Б. Моисеев
Социокультурные аспекты
предпринимательской деятельности
Оригинальные статьи
Исследование проблем развития предпринимательских структур
в период экономического кризиса .................................................................................................. 73
А. Б. Мещерякова
Фаббинг как социально–
М. А. Южанин
коммуникативный феномен современности ........................................ 80
7
Стр.7
2022 Том 15 № 3 / 2022 Vol. 15 No. 3
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
Соntents
Digitalization of economy
Original articles
Developing strategies for industrial companies
in complex economic conditions in the information economy............................................................. 9
E. V. Kozhatkina
The main directions, prospects and risks of the development
of the system of settlement and financial relations in Russia
in the context of the introduction of the digital ruble ...................................................................... 16
N. A. Lazareva
Financial and credit instruments
of improvement the quality of economic growth
Original articles
Features of functioning and directions
of development of investment banks in Russia ................................................................................. 24
I. S. Auzin
Bahrain ’s economy:
is stability possible with external instability? ................................................................................. 30
S. Yu. Babenkova
Features and difficulties of the ISA audit ......................................................................................... 44
M. N. Smagina, S. V. Malkova, A. S. Kuznetsova
Industry entrepreneurship
Original articles
Theoretical and methodological foundations
of the analysis of the problems of the transport economy ............................................................... 53
G. L. Ilyukhina
Controlling in the production of innovative industrial products
for special purposes in the context of import substitution .............................................................. 59
T. V. Kakatunova, E. A. Sorokin
Organizational and economic mechanism for the formation
of competencies in the field of import substitution
for enterprises producing electrical equipment ................................................................................ 67
S. B. Moiseev
Socio–
cultural aspects of entrepreneurship
Original articles
Study of the problems of development
of entrepreneurial structures during the economic crisis ................................................................. 73
A. B. Meshcheryakova
Phubbing as a social and communicative phenomenon of modernity ............................................... 80
M. A.Yuzhanin
8
Стр.8
Цифровизация экономики / Digitalization of economy
Оригинальные статьи / Original articles
https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-3-9-15
Выработка стратегии промышленных компаний
в сложных экономических условиях
в информационной экономике
Е. В. Кожаткина
Аспирант,
ekozhatkina@yandex.ru
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия
Аннотация: В статье рассмотрен подход к формированию стратегии функционирования в информационной
экономике с учетом кризисных явлений. Раскрыта аналитическая структура для изучения бизнес
стратегии и её эффективности в сложных экономических условиях. Предложены основные инструменты
стратегии развития в период кризиса.
Ключевые слова: стратегия, экономический кризис, информационная экономик.
Developing strategies for industrial companies
in complex economic conditions
in the information economy
E. V. Kozhatkina
Postgraduate student,
ekozhatkina@yandex.ru
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Abstract: The article considers the approach to the formation of the strategy of functioning in the information economy
taking into account the crisis phenomena. Analytical framework for the study of business strategy and its effectiveness
in difficult economic conditions is disclosed. The basic tools of development strategy during the crisis are offered.
Keywords: strategy, economic crisis, information economy.
Экономика России характеризуется периодом турбулентности с 1990х годов, когда произош
ла перестройка от командноадминистративной к рыночной системе. Первый масштабный эко
номический кризис произошел в 1998 года, проявившись в девальвации рубля изза резкого сни
жения основной статьи российского экспорта — товаров топливнопромышленного комплекса.
После дефолта 1998 года был принят ряд антикризисных мер, который позволил развиваться эко
номике в 2000х годах. Через несколько лет, в 2007 году, произошел мировой экономический кри
зис — кризис на американском рынке ипотечного кредитования.
Позже, в 2014 году, ситуация на Украине привела к изменениям в геополитике, что стало осно
ванием для введения антироссийских санкций странами Европейского Союза (далее – ЕС) и США,
которые усложнили жизнедеятельность многих отраслей, включая промышленность. После пре
кращения активных боевых действий на Востоке Украины в сентябре 2014 г. произошло падение
9
Стр.9
2022 Том 15 № 3 / 2022 Vol. 15 No. 3
Путеводитель предпринимателя / Entrepreneur’s Guide
курса рубля изза сокращения цены на нефть (со $107 за баррель нефти марки Brent в августе 2014 г.
до $60 — в декабре) [1]. Такой кардинальный спад ухудшил финансовое положение крупных про
мышленных компаний, в особенности нефтегазового сектора, где компании вынуждены были стол
кнуться с иностранными конкурентами, в распоряжении которых находились инновационные си
стемы и современные оборудования и которые не были ограничены санкциями.
В 2022 году была проведена спецоперация на Украине, которая привела к беспрецедентным
санкциям со стороны Западных держав.
Основные причины, по которым компании могут столкнуться с трудностями, следующие:
1. Изменения различного характера происходят слишком часто и слишком широко.
2. Изменение затруднено изза отсутствия адекватных навыков на рынке труда.
3. Человеческий капитал недостаточен: местное сообщество не хочет изменений.
4. Отсутствие инфраструктуры (длительные и дорогостоящие административные процеду
ры, которые задерживают адаптацию).
5. Рынки капитала неэффективны, поэтому компании испытывают трудности с доступом к
финансовым ресурсам.
Необходимость адаптации возрастает, когда производственные процессы претерпевают глу
бокие изменения. Именно это произошло в 1990е годы с распространением информационных и
коммуникационных технологий, появлением новых соперников, с концом мирового политичес
кого биполярного режима, что привело к все более интенсивным процессам производства нема
териальных активов [2].
Стратегия и ее эффективность варьируется исходя из следующих показателей:
достаточность ресурсов и наличие возможностей;
восприятие угроз топменеджментом;
восприятие внешней среды;
чувствительность к экономическим изменениям;
наличие количественной и качественной государственной поддержки
Чтобы компании могли эффективно функционировать в период экономического кризиса,
необходимо реализовать стратегию, позволяющую максимально использовать свои возможности
(рис. 1).
Рис. 1. Аналитическая структура для изучения бизнесстратегии и её эффективности
в сложных экономических условиях
Источник: составлено автором по материалам [3].
В условиях информационной экономики промышленным предприятиям необходима стра
тегия развития, учитывающая особенности мировых изменений в сферах производства, марке
тинга, управления и др. Для решения этой проблемы реализуется стратегия гармонизации управ
10
Стр.10