Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558764)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Теория и методика спортивной гимнастики. В 2 т. Т. 2 (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГавердовский Ю. К.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц233
ID744428
Аннотация«Теория и методика спортивной гимнастики» – новый учебник для студентов институтов физической культуры, специализирующихся по данному виду спорта. Издание содержит расширенные материалы по всем основным вопросам подготовки гимнастов и гимнасток высшей квалификации. В первом томе рассматриваются вопросы истории, терминологии спортивной гимнастики, биомеханические основы техники гимнастических упражнений, дается характеристика базовой подготовки на видах современного гимнастического многоборья. Во втором томе рассматриваются методология обучения гимнастическим упражнениям, специальной подготовки и основы обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процесса в спортивной гимнастике.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 – Физическая культура
Кому рекомендованоДля студентов институтов физической культуры. Издание может быть рекомендовано также научным работникам по спорту, тренерам и спортсменам.
ISBN978-5-00129-108-4
УДК796.413/.418:796.012(075.8)
ББК75.661я73
Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики. В 2 т. Т. 2 [Электронный ресурс] : учебник / Ю.К. Гавердовский .— М. : Советский спорт, 2021 .— 233 с. : ил. — ISBN 978-5-00129-108-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/744428

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_методика_спортивной_гимнастики._Учебник_в_2_томах._Гриф_УМО._Том_2_(1).pdf
Ю. К. ГАВЕРДОВСКИЙ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ Том 2 Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 – Физическая культура МОСКВА 2021
Стр.1
УДК 796.0912 ББК 75.661я73 Г12 Г12 Гавердовский Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики : учебник в 2 т. – Т. 2.- 2-е изд. /Ю. К. Гавердовский. – М. : Советский спорт, 2021. – 231 с. : ил. ISBN 978-5-00129-108-4 «Теория и методика спортивной гимнастики» – новый учебник для студентов институтов физической культуры, специализирующихся по данному виду спорта. Издание содержит расширенные материалы по всем основным вопросам подготовки гимнастов и гимнасток высшей квалификации. Во втором томе рассматриваются методология обучения гимнастическим упражнениям, специальной подготовки и основы обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процесса в спортивной гимнастике. УДК 796.0912 ББК 75.661я73 Издание может быть рекомендовано также научным работникам по спорту, тренерам и спортсменам. ISBN 978-5-00129-108-4 © Гавердовский Ю. К., 2020 © Оформление. ООО "Торговый дом "Советский спорт", 2020
Стр.2
225 СОДЕРЖАНИЕ ТОМ 2 ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................... 3 Часть первая ПРОЦЕСС И МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ, НАВЫК И ПРОЦЕСС ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ........................................................................................... 4 1.1. Понятия «двигательного умения» и «двигательного навыка» ............................. 4 1.1.1. Двигательное умение ................................................................................................ 4 1.1.2. Двигательный навык ................................................................................................ 4 1.1.3. Понятие двигательного умения высшего порядка ............................................... 4 1.1.4. Автоматизация двигательных действий ............................................................. 5 1.2. Этапность формирования умения и навыка в процессе освоения и совершенствования упражнения .............................................................................. 6 1.2.1. Прогрессирование и стабилизация двигательного умения/навыка в процессе освоения и соревновательной эксплуатации гимнастического упражнения .............................................................................................................. 6 1.2.2. Регрессирование и дестабилизация навыка .......................................................... 9 Глава 2. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГИМНАСТА И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ ...................................................................................... 13 2.1. Психологическая природа двигательных представлений спортсмена ............... 13 2.2. Модальность двигательных представлений .............................................................. 14 2.2.1. Модальные компоненты двигательных представлений ...................................... 14 2.2.2. Модальные пары ДП ................................................................................................. 14 2.3. Экзо- и эндогенные компоненты ДП .......................................................................... 16 2.4. Скрытые и проявленные ДП. Контроль ДП ............................................................. 17 2.4.1. Скрытые ДП .............................................................................................................. 17 2.4.2. Проявленные ДП ........................................................................................................ 18 2.4.3. Конструктивные и альтернативные ДП .............................................................. 18 2.4.4. Двигательные дифференцировки ............................................................................ 19 2.5. Этапность формирования двигательных представлений ...................................... 19 2.6. Средства формирования двигательных представлений ........................................ 20 2.7. Методы формирования представлений ...................................................................... 22 2.7.1. Словесный метод ....................................................................................................... 22 2.7.2. Визуальный метод .................................................................................................... 23 2.7.3. Аудиометод ............................................................................................................... 24 2.7.4. Моторный метод ...................................................................................................... 25 2.7.5. Анализ и синтез в системе методов при формировании ДП .............................. 25
Стр.225
226 2.8. Психолого-педагогическая технология формирования двигательных представлений в спорте .................................................................................................. 26 2.8.1. Выявление объективных компонентов ДП ........................................................... 26 2.8.2. Формирование субъективных компонентов двигательных представлений и навыка .................................................................................................................... 27 Глава 3. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ..................................................................... 30 3.1. Понятия «метода» и «адаптивности» обучения ....................................................... 30 3.2. Методы программной адаптации упражнений ......................................................... 30 3.2.1. Целостные методы ................................................................................................... 31 3.2.2. Методы расчленения ................................................................................................ 32 3.3. Внепрограммная адаптация упражнений .................................................................. 33 3.4. Комплексная адаптация и безадаптивное обучение ............................................... 34 3.5. Разучивание спортивных упражнений как процесс адаптации-реадаптации .................................................................................................. 35 3.6. Приемы адаптивного обучения .................................................................................... 39 3.7. Эффективность обучения на основе целостных методов и методов расчленения .................................................................................................... 39 3.8. Принципы обучения в спорте ....................................................................................... 41 3.8.1. Дидактические принципы в общей и спортивной педагогике ............................. 41 3.8.2. Принципы обучения в высшем спорте .................................................................... 41 Глава 4. ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ......................................................... 48 4.1. Временны́ е уровни оптимальной готовности к обучению ..................................... 48 4.2. Факторы функционального состояния спортсмена при обучении ..................... 50 4.3. Динамика освоения упражнения в сеансе обучения ............................................... 51 4.3.1. Признаки прогрессирования .................................................................................... 51 4.3.2. Стабильность и застой ........................................................................................... 53 4.3.3. Регресс ........................................................................................................................ 53 4.3.4. Колебания качества исполнения упражнения ...................................................... 54 4.3.5. Общая динамика в сеансе обучения ........................................................................ 54 4.4. Динамика обучения в последовательных занятиях ................................................ 55 4.4.1. Интервальная динамика занятий .......................................................................... 55 4.4.2. Латентное усвоение ................................................................................................. 55 4.4.3. Детренирующий режим ........................................................................................... 56 4.4.4. Динамика завершенного обучения .......................................................................... 56 Глава 5. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОШИБКА КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ..................................................... 57 5.1. Понятие «двигательной ошибки» ................................................................................ 57 5.2. Факторы двигательной ошибки ................................................................................... 57 5.2.1. «Затруднения» как первопричина ошибки ............................................................ 57 5.2.2. Предыстория обучения как причина ошибок ........................................................ 58 5.2.3. Ошибки в обучении .................................................................................................... 59
Стр.226
227 5.3. Значимость двигательной ошибки .............................................................................. 61 5.4. Причинно-следственные связи в структуре двигательной ошибки .................... 61 5.5. Динамика ошибок и работа над ними ......................................................................... 62 Часть вторая СИСТЕМА БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ Глава 6. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОТБОРА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ ............................................................................................................. 64 6.1. Виды отбора в гимнастике ............................................................................................. 64 6.2. Методические основы начального отбора ............................................................. 64 6.2.1. Основные критерии начального отбора ................................................................ 64 6.2.2. Основы методики начального отбора .................................................................... 66 6.2.3. Основы методики специализированного отбора .................................................. 69 6.2.4. Отбор участников соревнований ............................................................................ 71 Глава 7. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА .................................. 73 7.1. Предмет и содержание специальной технической подготовки в гимнастике ...................................................................................................................... 73 7.1.1. Понятия «специальная техническая подготовка» и «техническая база» .............................................................................................. 73 7.1.2. Многолетний характер СТП в гимнастике и преемственность движений ................................................................................ 73 7.1.3. Программные компоненты СТП ............................................................................ 75 7.2. Методика специальной технической подготовки .................................................... 79 7.2.1. Программа СТП ....................................................................................................... 79 7.2.2. Методы СТП ............................................................................................................ 81 7.2.3. Контроль СТП .......................................................................................................... 83 Глава 8. ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА .................. 84 8.1. Предмет и виды физической и функциональной подготовки .............................. 84 8.1.1. Предмет физической и функциональной подготовки ......................................... 84 8.1.2. Виды физической и функциональной подготовки ................................................ 84 8.2. Методика воспитания физических качеств в гимнастике ..................................... 85 8.2.1. Общие требования к развитию двигательных качеств в гимнастике ............ 85 8.2.2. Силовые и скоростные качества ........................................................................... 86 8.2.3. Качества гибкости и подвижности в суставах .................................................. 92 8.2.4. Качество выносливости .......................................................................................... 95 8.2.5. Функциональные качества гимнаста ................................................................... 99 8.3. Организационно-методические основы физической и функциональной подготовки в гимнастике ................................................................................................ 102 8.3.1. Общая физическая подготовка .............................................................................. 102 8.3.2. Специальная физическая подготовка ................................................................... 103 8.3.3. Узколокализованная физическая подготовка ....................................................... 104 8.3.4. Функциональная подготовка ................................................................................. 104 8.3.5. Организация и общее планирование физической и функциональной подготовки ................................................................................................................ 105
Стр.227
228 Глава 9. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ............................................................................................................ 108 9.1. Психологический фактор в гимнастике и ее психограмма ................................... 108 9.1.1. Предмет специальной психологической подготовки ............................................ 108 9.1.2. Психограмма спортивной гимнастики .................................................................. 108 9.1.3. Личность спортсмена .............................................................................................. 111 9.1.4. Психическая надежность в спорте ........................................................................ 119 9.2. Специальная психологическая подготовка в гимнастике ..................................... 119 9.2.1. Методы психодиагностики ..................................................................................... 119 9.2.2. Методы специальной психологической подготовки ............................................. 121 9.3. Психологические аспекты учебно-тренировочного процесса и соревнований ................................................................................................................. 123 9.3.1. Психологические аспекты учебно-тренировочного процесса .............................. 123 9.3.2. Психологические аспекты соревнований ................................................................ 123 9.4. Теоретическая подготовка ............................................................................................. 124 9.4.1. Значение теоретической готовности спортсмена .............................................. 124 9.4.2. Предмет теоретической подготовки в гимнастике ............................................ 125 9.4.3. Методика теоретической подготовки .................................................................. 125 Часть третья ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ Глава 10. ПРИНЦИПЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ ................................................................. 127 10.1. Организационно-методическая система подготовки в гимнастике ................. 127 10.2. Основные принципы тренировки в гимнастике .................................................... 128 10.3. Структура и периодизация тренировочного процесса в гимнастике ............... 132 10.3.1. Структурообразующие факторы процесса подготовки ............................... 132 10.3.2. Олимпийский цикл ............................................................................................... 133 10.3.3. Макроциклы и периоды подготовки .................................................................. 133 10.3.4. Мезоциклы подготовки ....................................................................................... 134 10.3.5. Микроциклы подготовки .................................................................................... 134 Глава 11. СТРУКТУРА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ..................................................................................................................... 138 11.1. Структура традиционного учебно-тренировочного занятия ............................. 138 11.1.1. Подготовительная часть ................................................................................... 138 11.1.2. Основная часть .................................................................................................... 141 11.1.3. Заключительная часть ....................................................................................... 141 11.2. Типы занятий спортивной гимнастикой ................................................................. 142 Глава 12. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ .............. 150 12.1. Понятие «тренировочной нагрузки» ........................................................................ 150 12.2. Показатели внешней нагрузки в гимнастике ......................................................... 151
Стр.228
229 12.2.1. Элемент, соединение и комбинация как единицы учета внешней нагрузки .................................................................................................................. 151 12.2.2. Объем и интенсивность нагрузки в гимнастике ............................................. 151 12.2.3. Индексы нагрузки ................................................................................................ 152 12.3. Моделирование нагрузки ............................................................................................ 153 12.3.1. Зоны объема и интенсивности нагрузки .......................................................... 153 12.3.2. Соревнования как модель тренировочных нагрузок ....................................... 154 12.4. Управление тренировочными нагрузками .............................................................. 155 12.4.1. Учетно-информативные показатели нагрузки в гимнастике ...................... 155 12.4.2. Методы изменения тренировочных нагрузок ................................................. 155 12.4.3. Индивидуализация нагрузок .............................................................................. 160 Глава 13. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ................................................. 162 13.1. Особенности работы с юными спортсменами ................................................... 162 13.1.1. Особенности начальной работы с юными гимнастами ................................ 162 13.1.2. Особенности работы с юными гимнастами в период начальной специализированной подготовки ......................................................................... 164 13.1.3. Особенности работы с юными гимнастами в период углубленной специализированной подготовки ......................................................................... 165 13.1.4. Особенности работы с гимнастами-юношами (девушками) в период достижения спортивного мастерства .............................................................. 166 13.2. Особенности работы с гимнастами высшей квалификации .............................. 167 13.2.1. Основные принципы работы с гимнастами высшей квалификации ............. 168 13.2.2. Организация и методика двух- и трехразовых занятий в один день ........... 169 13.2.3. Организационно-методические основы централизованной подготовки ...... 172 Часть четвертая ГИМНАСТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ Глава 14. ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТА И ГИМНАСТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ ............................................. 174 14.1. Предсоревновательный этап подготовки гимнаста .............................................. 174 14.1.1. Предсоревновательная подготовка в годичном цикле ..................................... 174 14.1.2. Моделирование соревновательной деятельности ........................................... 175 14.2. Организация работы на соревнованиях .................................................................. 175 14.2.1. Классификация соревнований ............................................................................. 175 14.2.2. Структура соревновательного микроцикла .................................................... 177 14.2.3. Показатели нагрузки в соревновательном микроцикле .................................. 179 14.3. Взаимодействие гимнастов и тренера на соревнованиях. Соревновательная тактика .......................................................................................... 180 14.3.1. Формы взаимодействия гимнаста и тренера ................................................. 180 14.3.2. Тактические приемы в соревнованиях гимнастов ............................................ 181 14.4. Показательные выступления гимнастов ................................................................... 182
Стр.229
230 Часть пятая СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ Глава 15. ТРЕНЕР И ЕГО БРИГАДА ................................................................................. 183 15.1. Профессия тренера по спортивной гимнастике .................................................... 183 15.1.1. Педагогические способности и личность тренера ........................................... 183 15.1.2. Знания, умения, навыки и функции тренера .................................................... 184 15.1.3. Психологические аспекты деятельности тренера ......................................... 187 15.2. Специализация и бригадный метод работы тренеров .......................................... 188 15.2.1. Специализация тренеров .................................................................................... 188 15.2.2. Метод бригадной работы ................................................................................... 189 Глава 16. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПИТАНИЕ ГИМНАСТОВ .............................................................................. 191 16.1. Врачебный контроль в гимнастике ........................................................................... 191 16.2. Медико-санитарное обеспечение. Допинг и секс-контроль ............................... 192 16.3. Восстановительные мероприятия ............................................................................. 192 16.3.1. Уровни процесса утомления-восстановления в гимнастике ......................... 192 16.3.2. Медико-биологическая система восстановления ........................................... 194 16.3.3. Основные медико-биологические и психологические средства восстановления в гимнастике .............................................................................. 194 16.3.4. Планирование восстановительных мероприятий .......................................... 195 16.4. Питание гимнастов и регулирование веса тела ..................................................... 195 16.4.1. Питание гимнастов ............................................................................................ 195 16.4.2. Регулирование массы тела ................................................................................. 199 Глава 17. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ ...................................... 201 17.1. Организационно-методическое обеспечение ......................................................... 201 17.1.1. Организационная структура подготовки гимнастов ................................... 201 17.1.2. Документация тренера и гимнаста ................................................................. 202 17.2. Научное обеспечение занятий гимнастикой .......................................................... 204 17.2.1. Основные направления научных исследований и научного обеспечения в гимнастике .......................................................................................................... 204 17.2.2. Организация научного обеспечения .................................................................. 206 Глава 18. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ ............................................................................ 208 18.1. Гимнастический зал и его оборудование ................................................................. 208 18.1.1. Гимнастические залы ........................................................................................... 208 18.1.2. Гимнастические снаряды .................................................................................... 209 18.2. Экипировка гимнаста ................................................................................................... 216 18.3. Обеспечение безопасности при занятиях гимнастикой ...................................... 218 18.3.1. Основные причины и профилактика травматизма в гимнастике ............... 218 18.3.2. Приемы помощи и страховки ............................................................................. 219 18.4. Оказание первой помощи при травмах .................................................................... 221 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................................ 223
Стр.230

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически