Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки (250,00 руб.)

0   0
Первый авторИссурин В. Б.
АвторыШаробайко И. В.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц465
ID641247
АннотацияВ книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки для развития основных двигательных качеств.
Кому рекомендованоДля тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта.
ISBN978-5-906839-57-2
УДК796.0
ББК75.1
Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки / пер. И.В. Шаробайко; В.Б. Иссурин .— Москва : Спорт, 2016 .— 465 с. : ил. — Пер. с англ.; Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-906839-57-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/641247 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Подготовка_спортсменов_XXI_века._Научные_основы_и_построение_тренировки.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.453
Стр.454
Стр.455
Стр.456
Стр.457
Стр.458
Стр.459
Стр.460
Стр.461
Подготовка_спортсменов_XXI_века._Научные_основы_и_построение_тренировки.pdf
Стр.2
ББК 75.1 И85 Перевод с английского Ирина Шаробайко Иссурин В.Б. И85 Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин – М. : Спорт, 2016. – 464 с. ISBN 978-5-906839-57-2 В книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки для развития основных двигательных качеств. Для тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта. ББК 75.1 ISBN 978-5-906839-57-2 © Иссурин В.Б., текст, 2016 © Шаробайко И.В., перевод на русский язык, 2016 © Оформление. ООО «Издательство «Спорт», 2016
Стр.3
СОДеРжАНИе Предисловие к русскому изданию ................................................................................................... РАзДел 1. Основы методики и её базовые концепции ГлАВА 1. Основные термины и принципы спортивной тренировки ................................ 1.1. Сущность спортивной тренировки ......................................................................... 7 7 1.1.1. Цели и задачи тренировочного процесса ..................................................... 10 1.1.2. Основные термины спортивной тренировки .............................................. 11 1.1.3. Методы спортивной тренировки .................................................................... 13 1.2. Тренировка и принципы адаптации ....................................................................... 14 1.2.1. Величина тренировочной нагрузки и принцип перегрузки ................... 15 1.2.2. Специфичность тренировочной нагрузки ................................................... 17 1.2.3. Аккомодация ........................................................................................................ 18 1.3. Принцип суперкомпенсации и его применение в практике .......................... 19 1.3.1. Цикл суперкомпенсации после отдельной нагрузки ................................ 20 1.3.2. Суммирование нескольких нагрузок в пределах серии тренировок .... 20 1.4. Основные принципы спортивной тренировки ................................................... 23 1.4.1. Специализация .................................................................................................... 23 1.4.2. Индивидуализация ............................................................................................. 24 1.4.3. Вариативность ..................................................................................................... 26 1.4.4. Взаимодействие нагрузок ................................................................................. 28 1.4.5. Циклическое планирование процесса тренировки .................................... 29 Заключение по главе ................................................................................................................................... 31 Литература к главе 1 ................................................................................................................................... 32 ГлАВА 2. Тренировочные эффекты .................................................................................................. 33 2.1. Общая характеристика ................................................................................................ 33 2.2. Острый тренировочный эффект .............................................................................. 35 2.2.1. Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными индикаторами ....................................................................................................... 36 452 3
Стр.453
СОДЕРЖанИЕ 2.2.2. Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими индикаторами ....................................................................................................... 38 2.2.3. Программирование острых тренировочных эффектов ............................ 40 2.2.4. Биологические предпосылки, обусловливающие острые тренировочные эффекты ................................................................................... 41 2.3. Непосредственные тренировочные эффекты ..................................................... 42 2.3.1. Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов .................... 42 2.3.2. Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов .................... 44 2.3.3. Основные подходы к управлению непосредственными тренировочными эффектами ........................................................................... 46 2.4. Кумулятивные тренировочные эффекты ............................................................. 47 2.4.1. Динамика физиологических показателей .................................................... 47 2.4.2. Динамика показателей физических качеств ............................................... 49 2.4.3. Динамика спортивных достижений ............................................................... 51 2.5. Отставленные тренировочные эффекты .............................................................. 54 2.6. Остаточные тренировочные эффекты ................................................................... 56 2.6.1. Базовая концепция ............................................................................................. 56 2.6.2. Долгосрочные и среднесрочные остаточные эффекты ............................ 58 2.6.3. Краткосрочные остаточные эффекты ........................................................... 59 2.6.2. Факторы, обусловливающие краткосрочные остаточные эффекты ..... 61 2.7. Фундаментальные биологические теории, объясняющие природу тренировочных эффектов ........................................................................................... 64 Заключение по главе ................................................................................................................................... 66 Литература к главе 2 ................................................................................................................................... 67 ГлАВА 3. Тренируемость спортсменов ........................................................................................ 70 3.1. Наследственные факторы тренируемости ........................................................... 70 3.1.1. Спортивные династии ....................................................................................... 70 3.1.2. Наследственные детерминанты соматических признаков и физических качеств ........................................................................................ 73 3.1.3. Наследственные детерминанты кумулятивного тренировочного эффекта .................................................................................................................. 76 3.2. Тренируемость на разных этапах многолетней подготовки .......................... 78 3.2.1. Многолетняя динамика тренируемости ....................................................... 78 3.2.2. Спортсмены с более и менее благоприятной реакцией на тренировку ....................................................................................................... 80 3.3. Гендерные различия тренируемости ...................................................................... 81 3.3.1. Различия максимальных спортивных достижений ................................... 81 3.3.2. Различия физиологических детерминант спортивной подготовленности ................................................................................................ 83 3.3.3. Различия реакции на тренировочные нагрузки ......................................... 89 Заключение по главе ................................................................................................................................... 93 Литература к главе 3 ................................................................................................................................... 94 453
Стр.454
СОДЕРЖанИЕ ГлАВА 4. Перенос тренированности .............................................................................................. 97 4.1. Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности ................. 98 4.2. Теория и практика переноса тренированности .................................................. 99 4.2.1. Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов .......................................................................................................... 100 4.2.2. Примеры реализации переноса тренированности в практике ............... 101 4.3. Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков ................................................................................................. 102 4.3.1. Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность .................................................................... 102 4.3.2. Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка ...................................................... 104 4.4. Перенос тренированности при совершенствовании двигательных качеств ............................................................................................................................... 105 4.4.1. Общие предпосылки переноса двигательных качеств .............................. 106 4.4.2. Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект ............. 108 4.4.3. Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот ................................................................ 111 4.5. Влияние силовой тренировки на проявление выносливости ....................... 114 4.5.1. Влияние гипертрофии мышц .............................................................................. 115 4.5.2. Эффект экономизации ...................................................................................... 116 4.5.3. Совершенствование периферического кровообращения ......................... 116 4.5.4. Эффект суммарной тренировочной стимуляции ...................................... 116 4.5.5. Факторы и условия, ограничивающие перенос силовых качеств ......... 117 4.6. Влияние тренировки на выносливость на проявление скоростно-силовых способностей ........................................................................... 120 4.6.1. Трансформация мышечных волокон ............................................................. 120 4.6.2. Нервно-мышечная адаптация .......................................................................... 121 4.6.3. Гормональная регуляция .................................................................................. 122 4.6.4. Данные молекулярной биологии .................................................................... 122 4.7. Параллельная тренировка в нескольких видах спорта (кросс-тренинг) .............................................................................................................. 123 Заключение по главе ................................................................................................................................... 124 Литература к главе 4 ................................................................................................................................... 126 РАзДел 2 Основы планирования и построения тренировки ГлАВА 5. Традиционная теория спортивной тренировки: общий обзор ....................... 133 5.1. Исторические корни и современное состояние ................................................. 133 5.2. Основные положения традиционной теории ...................................................... 135 5.3. Общая и специальная физическая подготовка .................................................. 140 454
Стр.455
СОДЕРЖанИЕ 5.4. Специализированные принципы спортивной тренировки ............................ 141 5.5. Методические формы организации упражнений .............................................. 142 5.6. Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки ....................................................................................................................... 143 Заключение по главе ................................................................................................................................... 148 Литература к главе 5 ................................................................................................................................... 149 ГлАВА 6. Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории ................................................................................................................................... 150 6.1. Модель тренировки концентрированного однонаправленного воздействия ...................................................................................................................... 150 6.1.1. Методологические предпосылки .................................................................... 151 6.1.2. Данные исследований концентрированной однонаправленной тренировки ............................................................................................................ 155 6.1.3. Преимущества и ограничения концентрированной однонаправленной тренировки ....................................................................... 158 6.2. Многоцелевая модель блоковой периодизации ................................................. 160 6.2.1. Факторы, обусловившие разработку многоцелевой модели блоковой периодизации .................................................................................... 160 6.2.2. Ранние исследования многоцелевой блоковой периодизации .............. 162 6.2.3. Основные положения и предпосылки внедрения ..................................... 166 6.2.4. Структурная модель годового цикла ............................................................. 168 6.2.5. Основные следствия реализации многоцелевой блоковой модели ...... 169 Заключение по главе ................................................................................................................................... 171 Литература к главе 6 ................................................................................................................................... 172 ГлАВА 7. Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта ....................................................................................................... 175 7.1. Индивидуальные виды спорта на выносливость ............................................... 175 7.2. Спортивные игры .......................................................................................................... 181 7.3. Подготовка спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность ....................................................................................................................... 183 7.3.1. Данные научных исследований ...................................................................... 183 7.3.2. Практический пример реализации блоковой программы ....................... 186 7.4. Рекреационная тренировка: профилактика остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний ...................................................................... 190 Заключение по главе ................................................................................................................................... 191 Литература к главе 7 ................................................................................................................................... 192 ГлАВА 8. Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов .................................................................... 194 8.1. Поляризованная тренировка ..................................................................................... 194 8.1.1. Опыт подготовки элитных спортсменов ...................................................... 195 455
Стр.456
СОДЕРЖанИЕ 8.1.2. Данные научных исследований ...................................................................... 197 8.1.3. Научные предпосылки концепции поляризованной тренировки ......... 198 8.2. Реализация программ высокоинтенсивной интервальной тренировки (ВИТ) ........................................................................................................ 200 8.2.1. История возникновения ВИТ ......................................................................... 200 8.2.2. Основные эффекты ВИТ .................................................................................. 203 8.2.3. Кумулятивные эффекты ВИТ нетренированных лиц и спортсменов, занимающихся по оздоровительным программам ..................................... 204 8.2.4. Кумулятивные эффекты ВИТ тренированных и элитных спортсменов .......................................................................................................... 206 Заключение по главе ................................................................................................................................... 209 Литература к главе 8 ................................................................................................................................... 210 ГлАВА 9. Тренировочное занятие: основные концепции и особенности построения ............................................................................................................................... 213 9.1. Классификация и типы тренировочных занятий .............................................. 213 9.1.1. Типы занятий в зависимости от особенностей их организации ............ 213 9.1.2. Классификация занятий в зависимости от выполняемых в них заданий ....................................................................................................... 215 9.1.3. Классификация занятий в зависимости от их целей ................................ 217 9.1.4. Ключевые тренировочные занятия ................................................................ 219 9.2. Структура тренировочного занятия ....................................................................... 220 9.2.1. Разминка ................................................................................................................ 221 9.2.2. Основная часть занятия .................................................................................... 226 9.2.3. Заминка (заключительная часть тренировки) ........................................... 229 9.3. Особенности построения тренировочных занятий .......................................... 232 9.3.1. Последовательность упражнений различной направленности .............. 232 9.3.2. Совместимость различных упражнений ...................................................... 234 9.3.3. Серия занятий внутри одного дня тренировки .......................................... 237 9.4. Структурирование тренировочного занятия ............................................... 240 Заключение по главе ................................................................................................................................... 241 Литература к главе 9 ................................................................................................................................... 242 ГлАВА 10. Микро-, мезоциклы и этапы годового цикла подготовки .............................. 244 10.1. Микроциклы ................................................................................................................. 244 10.1.1. Классификация микроциклов ..................................................................... 244 10.1.2. Изменения нагрузки внутри микроцикла ............................................... 246 10.1.3. Микроцикл развития аэробных способностей ....................................... 248 10.1.4. Микроцикл развития анаэробных гликолитических способностей .................................................................................................... 251 10.1.5. Микроцикл развития взрывной силы и координационных способностей .................................................................................................... 254 10.1.6. Предсоревновательный микроцикл ........................................................... 258 456
Стр.457
СОДЕРЖанИЕ 10.1.7. Микроцикл поддержания специфических кондиций в спортивных играх ........................................................................................ 261 10.1.8. Правила построения микроцикла .............................................................. 263 10.2. Мезоциклы .................................................................................................................... 265 10.2.1. Накопительный мезоцикл ............................................................................ 265 10.2.2. Трансформирующий (преобразующий) мезоцикл ............................... 268 10.2.3. Реализационный мезоцикл .......................................................................... 272 10.3. Этапы подготовки внутри годичного цикла ..................................................... 276 10.3.1. Роль соревнования внутри этапа подготовки ......................................... 276 10.3.2. Как продлить остаточный тренировочный эффект .............................. 278 10.4. Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям ......... 279 10.4.1. Факторы, определяющие эффективность ЗЭП ..................................... 279 10.4.2. Содержание и особенности ЗЭП ................................................................ 282 Заключение по главе ............................................................................................................................... 285 Литература к главе 10 ............................................................................................................................... 286 ГлАВА 11. Долговременная спортивная подготовка ................................................................ 288 11.1. Годичный цикл подготовки ..................................................................................... 288 11.1.1. Цели, задачи и основные направления годичного плана .................... 288 11.1.2. Составление годичного плана ..................................................................... 289 11.1.3. Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана ................................................................................................................... 292 11.2. 4-летний цикл олимпийской подготовки .......................................................... 294 11.3. Спортивное долголетие элитных спортсменов ................................................ 296 11.4. Многолетняя подготовка юных спортсменов .................................................. 301 11.4.1. Этапы многолетней подготовки ................................................................. 301 11.4.2. Сенситивные периоды в развитии различных физических качеств ................................................................................................................ 306 Заключение по главе ............................................................................................................................... 308 Литература к главе 11 ............................................................................................................................... 309 ГлАВА 12. Спортивный талант и его развитие ............................................................................ 311 12.1. Научные предпосылки .............................................................................................. 311 12.1.1. Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант ........ 311 12.1.2. Темп прироста результатов как индикатор одарённости .................... 313 12.2. Основные подходы к выявлению одарённости ............................................... 315 12.2.1. Данные исследований одарённости юных спортсменов ...................... 315 12.2.2. Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов ......... 318 12.3. Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет .............................................................................................................. 320 Заключение по главе ............................................................................................................................... 326 Литература к главе 12 ............................................................................................................................... 327 457
Стр.458
СОДЕРЖанИЕ ГлАВА 13. Тренировка в условиях среднегорья ......................................................................... 329 13.1. Научные предпосылки .............................................................................................. 329 13.1.1. Основные факторы, определяющие работоспособность спортсменов в среднегорье ........................................................................... 330 13.1.2. Основы адаптации к условиям среднегорья ........................................... 331 13.1.3. Возможные преимущества среднегорной подготовки .......................... 334 13.2. Основы методики тренировки ............................................................................... 337 13.2.1. Общие принципы и основные положения тренировки в среднегорье .................................................................................................... 337 13.2.2. Фазы горной акклиматизации и их влияние на построение тренировки ........................................................................................................ 340 13.2.3. Особенности реакклиматизации на уровне моря .................................. 343 13.2.4. Построение этапа подготовки, включающего сбор в горах ................ 346 13.2.5. Нетрадиционные подходы к тренировке в среднегорье ...................... 350 13.2.6. Горная подготовка в структуре годичнго цикла ................................ 353 13.2.7. Основные подходы к программированию тренировки в среднегорье .................................................................................................... 356 Заключение по главе ............................................................................................................................... 357 Литература к главе 13 ............................................................................................................................... 358 РАзДел 3 Инновационные подходы к подготовке спортсменов ГлАВА 14. Одновременная и предварительная преактивация стимулирующая проявление максимальных физических возможностей .................................. 363 14.1. Одновременная преактивация мышечной деятельности (ОПМД): научные и практические предпосылки ............................................................... 363 14.1.1. История возникновения метода ОПМД .................................................. 363 14.1.2. Исследования эргогенного эффекта ОПМД ........................................... 364 14.1.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эргогенный эффект ОПМД ................................................................................................. 366 14.1.4. Апробация метода ОПМД в разных видах спорта: старт в спортивном плавании ...................................................................... 367 14.2. Предварительная преактивация мышечной деятельности (ППМД) ...... 369 14.2.1. Научные предпосылки .................................................................................. 369 14.2.2. Характеристика метода ППМД: условия и особенности реализации ........................................................................................................ 370 14.2.3. Индивидуальные особенности, обуславливающие эффект ППМД ................................................................................................................ 373 14.2.4. Эффект ППМД, реализуемый в скоростно-силовых упражнениях .................................................................................................... 374 14.2.5. Эффект ППМД в подготовке спортсменов, тренирующихся на выносливость .............................................................................................. 376 Заключение по главе ............................................................................................................................... 378 Литература к главе 14 ............................................................................................................................... 378 458
Стр.459
СОДЕРЖанИЕ ГлАВА 15. Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов ........................................................................................................................... 382 15.1. Тренировка с использованием биологической обратной связи (БОС) .............................................................................................................................. 382 15.1.1. Использование метода БОС для совершенствования техники движений ........................................................................................................... 383 15.1.2. Реализация методов БОС в лабораторных и полевых условиях ............................................................................................................ 383 15.1.3. Комплексный подход при использовании БОС: опыт практического применения ............................................................... 386 15.2. Методы аутогенной тренировки: представление ............................................ 387 15.2.1. Научные предпосылки .................................................................................. 388 15.2.2. Данные исследований и практические подходы .................................... 389 15.3. Тренировка в условиях искусственной среды и виртуальной реальности ..................................................................................................................... 392 15.3.1. Исследования тренировки в условиях искусственной среды ................................................................................................................... 392 15.3.2. Использование виртуальной реальности в подготовке спортсменов ...................................................................................................... 395 Заключение по главе ............................................................................................................................... 399 Литература к главе 15 ............................................................................................................................... 400 ГлАВА 16. Электростимуляционная (ЭМС) тренировка ....................................................... 403 16.1. История создания метода ........................................................................................ 403 16.2. Характеристика метода ЭМС и параметров стимуляции ........................... 406 16.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эффект ЭМС тренировки .................................................................................................................... 408 16.4. Влияние ЭМС на физическую подготовленность и спортивные достижения .................................................................................................................... 409 16.4.1. Данные исследований в индивидуальных видах спорта ..................... 409 16.4.2. Данные исследований в спортивных играх ............................................. 412 16.4.3. Эффект ЭМС в процессе рекреационной тренировки ........................ 414 16.5. Практические замечания по применению ЭМС тренировки ..................... 416 Заключение по главе ............................................................................................................................... 417 Литература к главе 16 ............................................................................................................................... 418 ГлАВА 17. Вибрационная тренировка ............................................................................................. 420 17.1. Вибрационный массаж .............................................................................................. 420 17.2. Тренировка методами локальной и общей вибрации ................................... 422 17.2.1. Технологические подходы и приборы для вибрационной тренировки ........................................................................................................ 422 17.2.1.1. Аппаратура для тренировки методами локальной вибрации (ЛВ) .................................................................................. 423 17.2.1.2. Аппаратура, создающая вибрацию всего тела (ВВТ) ............... 424 459
Стр.460
СОДЕРЖанИЕ 17.2.2. Вибрационная тренировка гибкости ......................................................... 426 17.2.3. Силовые упражнения ЛВ: острый эффект .............................................. 429 17.2.4. Силовые упражнения с наложением ЛВ: кумулятивный эффект .... 435 17.2.5. Упражнения с использованием ВВТ: острый эффект ......................... 437 17.2.6. Упражнения с использованием ВВТ: кумулятивный эффект ........... 440 17.2.7. Вибрационная тренировка для укрепления костей .............................. 442 17.3. Практические замечания по применению вибрационной тренировки ... 445 Заключение по главе ............................................................................................................................... 446 Литература к главе 17 ............................................................................................................................... 447 460
Стр.461

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.