Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Классическая логика в гуманитарных текстах: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСкидан Ольга Петровна
АвторыНенашева Марина Викторовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц184
ID742584
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены основы классической формальной логики и способы ее применения для анализа текстов гуманитарной направленности.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов философских и нефилософских направлений подготовки, а также преподавателей, интересующихся новыми подходами к ведению традиционных учебных дисциплин
ISBN978-5-261-01492-8
Скидан, О.П. Классическая логика в гуманитарных текстах: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.В. Ненашева, О.П. Скидан .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020 .— 184 с. — ISBN 978-5-261-01492-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/742584

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Классическая_логика_в_гуманитарных_текстах_учебное_пособие.pdf
О.П. Скидан М.В. Ненашева КЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА В ГУМАНИТАРНЫХ ТЕКСТАХ
Стр.1
УДК 16 ББК 87.4 С42 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: О.П. Скидан, профессор кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент; М.В. Ненашева, доцент кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук Рецензенты: И.Н. Грифцова, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доктор философских наук, профессор; А.В. Макулин, заведующий кафедрой гуманитарных наук Северного государственного медицинского университета, доктор философских наук, доцент; В.А. Евсеев, директор Центра кадрового резерва Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент С42 Скидан, О.П. Классическая логика в гуманитарных текстах: учебное пособие / О.П. Скидан, М.В. Ненашева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2020. – 184 с. ISBN 978-5-261-01492-8 В учебном пособии рассмотрены основы классической формальной логики и способы ее применения для анализа текстов гуманитарной направленности. Предназначено для студентов философских и нефилософских направлений подготовки, а также преподавателей, интересующихся новыми подходами к ведению традиционных учебных дисциплин. УДК 16 ББК 87.4 В авторской редакции ISBN 978-5-261-01492-8 © О.П. Скидан, М.В. Ненашева, 2020 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................ 4 ТЕМА 1. Предмет логики, ее методологическая и культурологическая функции .................................................................... 6 Практическое занятие № 1. Логика и ее предмет. Законы логики....................................................... 19 ТЕМА 2. Понятие как логическая форма ................................................ 27 Практическое занятие № 2. Понятие как логическая форма ................ 51 Практическое занятие № 3. Отношения между понятиями. Операции над понятиями ......................................................................... 60 ТЕМА 3. Суждение как логическая форма ............................................. 69 Практическое занятие № 4. Простое суждение как логическая форма ............................................... 82 Практическое занятие № 5. Сложное суждение как логическая форма .............................................. 90 ТЕМА 4. Умозаключение как логическая форма ................................... 99 Практическое занятие № 6. Умозаключения и их виды. Дедуктивные умозаключения: категорический силлогизм ................. 124 Практическое занятие № 7. Дедуктивные умозаключения: условные, разделительные, условно-разделительные ......................... 132 Практическое занятие № 8. Умозаключения по индукции и аналогии ............................................. 138 ТЕМА 5. Основы теории аргументации ................................................ 139 ТЕМА 6. Универсальное измерение мысли и ее логические характеристики ........................................................................................ 151 Практическое занятие № 9. Логический анализ научного гуманитарного текста ............................................................................. 172 Список литературы ................................................................................. 180
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Университетское образование сегодня ориентировано не только на получение студентами знаний или обретение ключевых навыков и компетенций профессиональной деятельности, получение квалификации и определенного социального опыта, но и интегрировано в решение задач изначального включения студентов в междисциплинарную проектную среду, разработку инноваций, участие в научном коллективном взаимодействии. Это предполагает в том числе владение приемами мышления в их классической форме, но в корреляции с современными особенностями представления информации и работы с ней. Для большинства естественнонаучных, инженерно-технических специальностей сочетание теоретических и прикладных аспектов в преподавании является нормой. Но как быть с гуманитарными дисциплинами, где ориентация на применимость знания становится для преподавателя своего рода вызовом? Специфика гуманитарного знания, связанная с его направленностью на формирование аксиологических оснований духовного пространства личности, мало убеждает нашу прагматическую эпоху в их необходимости даже в связи с серьезными экзистенциальными проблемами утраты смысловых ориентаций жизнедеятельности. Один из возможных ответов на возникающие вопросы заключается не только в пересмотре традиционных взглядов на гуманитарное знание как систему теоретических положений, не имеющих прямого практического выхода, но и в разработке новых методов обучения. Все это в полной мере относится к логике, для которой проблема применимости стала актуальной еще в конце XX века, то есть задолго до введения новых образовательных стандартов. Безусловно, смена познавательных установок не означает отказ от ставшего уже классическим содержания учебных дисциплин. Скорее, речь идет о поиске альтернативных способов передачи этого содержания, которые могут помочь раскрыть дополнительный потенциал гуманитарного знания и актуализировать его для решения существующих личностных и социальных проблем современного мира. 4
Стр.4
В предлагаемом вашему вниманию учебном пособии мы попытались уйти от схоластического подхода к преподаванию классической формальной логики в вузе и использовать ее в качестве инструмента для анализа текстов гуманитарной направленности. Новым концептуальным основанием выбрана стратегия ориентации на глубинные смыслы и соответствующую актуальную проблематику, интересную и полезную для студентов: стандартные темы курса логики излагаются в связи с актуальной сегодня как никогда проблемой мышления; тексты, предлагаемые для работы на практических занятиях, отвечают современным социокультурным запросам. При этом рассмотрение собственно логических способов выражения знания оказывается необходимым постольку, поскольку оно позволяет раскрыть смысловые пласты текстов, скрытые за формальными средствами выражения. Авторы признательны рецензентам учебного пособия – заведующей кафедрой философии МПГУ, профессору, доктору философских наук Ирине Николаевне Грифцовой, заведующему кафедрой гуманитарных наук СГМУ, доктору философских наук Артему Владимировичу Макулину, директору Центра кадрового резерва, кандидату философских наук САФУ имени М.В. Ломоносова Евсееву Валерию Александровичу, проявившим интерес к работе, высказавшим свое мнение, замечания и предложения, а также протоиерею Александру (Козарику), клирику храма Святителя Николая в г. Архангельске, с которым первоначально обсуждалась идея издания этого пособия и давшим благословение на работу по его написанию. Надеемся, что предложенный курс «Классическая логика в гуманитарных текстах» будет интересен не только студентам, но также преподавателям, которые находятся в поисках перспективных возможностей современного образования. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически