Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Новостная интернет-журналистика: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторАвдонина Наталья Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц137
ID742199
АннотацияПособие соответствует основным разделам курса «Новостная интернет-журналистика»: «Новости», «Интервью», «Репортаж» и «Форматы интернет-журналистики». Подробно рассматриваются вопросы создания и оформления текстов в интернете. Пособие имеет практико-ориентированный характер: помимо теории, автор предлагает подробные инструкции по написанию новости в форме «перевернутой пирамиды»; подготовке, проведению и составлению интервью и репортажа, в частности мультимедийного репортажа.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», практикующих журналистов, сотрудников СМИ, преподавателей журналистики и всех, интересующихся профессией журналиста
ISBN978-5-261-01302-0
Авдонина, Н.С. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие / Н.С. Авдонина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2018 .— 137 с. : ил. — ISBN 978-5-261-01302-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/742199 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Новостная_интернет-журналистика_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Новостная_интернет-журналистика_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Н.С. Авдонина Новостная интернет-журналистика Учебное пособие Архангельск САФУ 2018
Стр.1
УДК 070(075) ББК 76.000:036я73 А188 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: А.В. Пустовалов, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета; Е.С. Георгиева, кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Авдонина, Н.С. А188 Новостная интернет-журналистика: учебное пособие [электронный ресурс] / Н.С. Авдонина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2018. – 137 с. – (Творческая мастерская студента-журналиста). ISBN 978-5-261-01302-0 Пособие соответствует основным разделам курса «Новостная интернет-журналистика»: «Новости», «Интервью», «Репортаж» и «Форматы интернет-журналистики». Подробно рассматриваются вопросы создания и оформления текстов в интернете. Пособие имеет практико-ориентированный характер: помимо теории, автор предлагает подробные инструкции по написанию новости в форме «перевернутой пирамиды»; подготовке, проведению и составлению интервью и репортажа, в частности мультимедийного репортажа. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», практикующих журналистов, сотрудников СМИ, преподавателей журналистики и всех, интересующихся профессией журналиста. УДК 070(075) ББК 76.000:036я73 ISBN 978-5-261-01302-0 © Авдонина Н.С., 2018 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора .................................................................................................................... Введение ...................................................................................................................... Глава 1. Новость ........................................................................................................ 1.1. Структура новости ....................................................................................... 1.2. Язык и стиль новости .................................................................................. Практические задания ....................................................................................... Вопросы для самоконтроля ............................................................................... Список рекомендуемой литературы ................................................................ Глава 2. Интервью .................................................................................................... 2.1. Работа над интервью ................................................................................... 2.2. Архитектура интервью ............................................................................... Практические задания ....................................................................................... Вопросы для самоконтроля ............................................................................... Список рекомендуемой литературы ................................................................ Глава 3. Репортаж ..................................................................................................... 3.1. Композиция репортажа ............................................................................... 3.2. Стиль репортажа ......................................................................................... 3.3. Мультимедийный репортаж ....................................................................... Практические задания ....................................................................................... Вопросы для самоконтроля ............................................................................... Список рекомендуемой литературы ................................................................ Глава 4. Форматы интернет-журналистики ........................................................ Практические задания ....................................................................................... Список литературы ........................................................................................... Приложения ............................................................................................................... Приложение 1. Питч .......................................................................................... Приложение 2. Интервью ................................................................................. Приложение 3. Репортажи .............................................................................. Приложение 4. Книга стиля ............................................................................. 3 4 6 10 15 19 21 28 28 30 32 38 49 55 55 57 58 71 74 78 80 81 82 87 89 92 92 94 128 135
Стр.3
ОТ АВТОРА Предлагаемое учебное пособие «Новостная интернет-журналистика открывает серию учебных изданий «Творческая мастерская студента-журналиста». В серии предполагается выпустить практико-ориентированные пособия. С 2012 г. автор преподает на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В обязанности автора входит подготовка будущих журналистов, готовых к практической деятельности сразу же по окончании университета. Уже в первый год работы мы осознали недостаточность традиционной лекционно-семинарской формы для вооружения студентов профессиональными знаниями и умениями. Для передачи информации эта форма подходит наилучшим образом, но не для овладения практическими умениями или, говоря современным педагогическим языком, – компетенциями. Нужно было искать более эффективные формы подготовки журналистов для их многогранной профессии. Осенний семестр 2014 г. автор стажировалась в Школе журналистики государственного университета Миссури (США). Помимо первоочередной задачи – разработки силлабуса (или, как принято говорить в России, рабочей программы по дисциплине) по новому курсу – автор могла посещать два предмета на выбор. Ими стали «Глобальный журналист» и «История американских СМИ периода борьбы за гражданские права». «Глобальный журналист» – это конвергентная редакция, где студенты работают два раза в неделю. На одном занятии они совместно с преподавателями обсуждают прочитанные главы из определенной на семестр книги или публицистические статьи на тему фунционирования американских СМИ. На другом занятии в группах по четыре-пять человек самостоятельно работают над радиопрограммой. Другой предмет «История журналистики США времен борьбы за гражданские права» был скорее теоретическим, чем прикладным. В течение трех часов студенты обсуждают с преподавателем прочитанное (каждую неделю по одной-две-три главы из минимум двух книг), смотрят документальное кино. Основное отличие от привычных в России лекций или семинаров – отсутствие докладов и материала под запись. Идея лаборатории или «творческой мастерской» по дисциплине «Глобальный журналист» показалась автору эффективной формой для овладения студентами профессиональными умениями. По приезде в Россию автор попыталась внедрить формат творческой лаборатории по предмету «Новостная журналистика», который со временем переименовался в «Новостную интернет-журналистику», установив четыре непреложных правила: 1) работа в команде; 2) еженедельные творческие и практические задания; 4
Стр.4
3) балльно-рейтинговая система оценивания работы; 4) обязательное чтение новостей за неделю и проверка выполнения задания в тестовой форме. Для успешной совместной работы со студентами необходимо найти эффективный ритм занятий, выстроить логику творческих и практических заданий, сделать систему оценивания простой и прозрачной. В условиях современного высшего образования, когда чем больше группа, тем лучше, когда проводятся поточные занятия, индивидуальное преподавание почти нереализуемо. Мы говорим «почти», потому что выстроить систему персонального обучения возможно: отношение между студентами и преподавателем может строиться не вертикально, а горизонтально, чему способствует соблюдение нескольких принципов работы. Принцип первый – индивидуальный подход. Он отличается от личностно-ориентированного подхода отношением к учащемуся. Студент рассматривается педагогом не просто как независимая и самостоятельная личность, но как личность со своими особенностями, способностями и умениями. В журналистике, как и любой другой творческой профессии, невозможно уметь делать все одинаково хорошо. У кого-то лучше получается писать заметки или придумывать заголовки, кому-то без труда удается брать интервью у незнакомых людей, третьи вольно чувствуют себя в большой жанровой форме. Есть и такие студенты, кто легче всего справляется с техническими заданиями, например версткой интернет-страниц. Студентам необходимо дать возможность попробовать основные жанры, но оценивать необходимо с точки зрения индивидуальных особенностей и способностей личности. Принцип второй – атмосфера свободного общения и профессионального творчества. Преподавателю следует относиться к студентам как к коллегам, пусть и младшим, которых нужно учить и передавать собственный опыт. Принцип третий – допустимая и/или контролируемая добровольность. Основная форма контроля учебных достижений студентов по курсу «Новостная интернет-журналистика» – портфолио. Студенты заполняют его домашними и/или выполненными на занятиях заданиями. Документ ведется в облачном сервисе Google Drive. К нему студенты предоставляют преподавателю доступ. В том же портфолио студент имеет возможность задать преподавателю вопрос о задании, спросить совета, ответить на комментарий. Документ имеет три обязательных блока, повторяющих структуру самого курса: «Новости», «Интервью», «Репортаж». Принцип четвертый – профессиональные достижения. Студенческие работы публикуются на сайтах Архангельского отделения Союза журналистов Российской Федерации и портале телеканала «Моя планета» (ВГТРК и Русское географическое общество). В итоге студенты приобретают не только профессиональные знания и умения, но и реальные результаты практической деятельности, которые могут быть вложены в общее портфолио для будущих работодателей. 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Журналистика – это стиль, идеи, проблемы… Сергей Довлатов, «Заповедник» Прежде, чем представить учебное издание, ответим на четыре вопроса. 1. Что есть журналистика? В учебнике С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» под журналистикой понимается «общественная деятельность по сбору, обра ботке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова – система предприятий и средств сбора и дос тавки информации: редакции, телерадиокомпании, информацион ные агентства и их производственно-техническая база. Этим же тер мином обозначается продукция журналистской деятельности – про изведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования»1 . Разберем еще несколько определений: публицистика, литературный журнализм и документальная проза. Публицистика происходит от слова publicus, что значит «общественный» или «публичный». Публицист от журналиста отличается особой идейной заданностью и направленностью своего творчества. Для публициста важны не столько факты, сколько возможность этими фактами воздействовать на общественное мнение или мнение определенной группы людей. Для воздействия и влияния публицист выбирает экспрессивные языковые средства. Например, немецкого реформатора Мартина Лютера нельзя назвать журналистом, он именно публицист, который в знаменитых «95 тезисах» выразил свои мнение и суждение по актуальным вопросам. Англичанин Даниэль Дефо был одновременно и журналистом, освещавшим последствия урагана, накрывшего Британию в 1703 г., и публицистом, написавшим «Гимн позорному столбу». Известные журналисты газеты «The Washington Post» Боб Вудворд и Карл Бернстайн были журналистами, расследовавшими опасное и политическое дело, используя для этого только факты, изложенные простым языком. Их совместная заметка «Помощник по безопасности Великой Старой Партии среди пятерых, арестованных в деле о прослушке» начинается так: 1 Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – С. 4. 6
Стр.6
«Один из пяти человек, арестованных ранее в субботу за попытку установить прослушивающее устройство в штаб-квартире Демократического Национального Комитета, является координатором по вопросам безопасности комитета по переизбранию президента Никсона». Когда журналист больше думает о стиле, а не о фактах или идее своего материала, тогда он переходит в пространство литературной журналистики. В литературной журналистике основа – достоверная реальность, факты, но представленные с помощью нарративных техник и стилистических приемов, традиционно применяемых в художественной литературе. В России выделяется еще понятие документальной прозы или литературы – «научно-художественная проза, во всех фактических подробностях основанная на документальных материалах и представляющая собой их полное или частичное буквальное воспроизведение, подборку и компоновку или вольное изложение их содержания»2 . К документальной литературе можно отнести такие жанры, как очерк и репортаж. Среди студентов-журналистов могут быть те, кому удаются новости или любые информационные тексты, но могут быть и те, кто тяготеет по своему складу характера, мышления и умениям к публицистике или литературной журналистике. Таких студентов нельзя заставлять любой ценой писать новости, следует поощрять их к работе в больших формах. 2. Кто есть журналист? Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.11.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О средствах массовой информации», журналист – «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию»3 . Определение журналиста здесь строгое и фиксирует только трудовые отношения журналиста с редакцией. Отметим, что приведенные определения журналистики и журналиста не учитывают изменяющийся характер современной медиасреды. 3. Что такое текст и жанр? Классическое определение – «1) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации; 2) выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого (в том числе литературного) произведения; 3) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью)»4 . энцикл., 1972. – URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp 3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ 4 2 Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 2. / гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». – URL: Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 7. / гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1964. – URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp 7
Стр.7
В российской журналистике выделяются три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Информационные жанры позволяют ориентироваться в окружающем мире, давая ответы на вопросы «кто?», «что?», «где?» и «когда?»; аналитические жанры объясняют происходящие события и отвечают на вопросы «как?», «почему?» и «зачем?», художественно-публицистические являются своего рода отдушиной – именно на текстах этого формата аудитория отдыхает. Интервью, по классификации А.А. Тертычного, может относиться, как к информационным, так и аналитическим жанрам, в то время как репортаж – только к информационным. Полагаем уместным процитировать В.Т. Третьякова, создателя «Независимой газеты» и преподавателя: «Четыре, только четыре классических жанра существуют в журналистике...Сообщить о событии – это информация. Рассказать о событии – это репортаж. Дать мнение значимых людей – это интервью. Вписать в контекст и объяснить – это статья»5 . Каждый из авторов, исследователей и практикующих журналистов смотрит на теорию жанров со своих собственных позиций: опыта научного или профессионального. Именно от вас, дорогой читатель, зависит, чью классификацию вы посчитаете для себя более приемлемой и удобной. В современной журналистике структура жанров трансформируется, одни уходят, например фельетон и судебный очерк, другие жанры появляются, например история. Возникают гибридные формы – жанры-кентавры, совмещающие несколько разновидностей, например: интервью с репортажными вставками или очерковое интервью. Особенно это положение актуально в эпоху цифровой журналистики, когда текст или слово более не является доминирующим и подчас единственным способом информирования. Интернет-журналистика представлена многообразием форматов, от списков и тестов до мультимедийных лонгридов, насыщенных текстом, аудиовизуальным рядом, инфографикой и др. 4. Что собой представляет аудитория? Это один из ключевых вопросов для журналистики. Первый вопрос, который должны себе задавать журналисты: для кого мы работаем? Ответ будет определять выбор темы и идеи материала, жанра и формата. В теории коммуникации выделяются два вида аудитории: массовая и целевая. Массовая – это все потребители и пользователи распространяемой по различным каналам СМИ информации. Целевая аудитория – это именно те конкретные люди, которых можно идентифицировать по ключевым параметрам. Работая над каждым текстом, за исключением разве что новости, корреспондент держит в голове образ своей аудитории: ее социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, социальный статус и пр.), потребности (в какой ситуации человек может столкнуться с проблемой, о которой пишет журналист, на какие вопросы он или она ищет ответы, какую пользу может извлечь из текста и др.), интересы (что в данной теме ново и актуально, какие разные точки зрения существуют и представле5 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. – М.: Алгоритм, 2010. – С. 239, 254. 8
Стр.8
ны и др.). В любом тексте имеет значение смысл: что, какую идею автор хочет передать в своем сообщении? Не каждая новость может быть смыслосодержащей для аудитории, но интервью и репортаж обладают потенциалом объяснять и воздействовать. Чтобы аудитория поняла журналистский текст, необходимо соблюдать одно простое и одновременно сложное правило: ставить себя на место другого, т.е. аудитории. Современные СМИ конкурируют не столько за кошельки аудитории, как это было в период расцвета коммерческой журналистики в XIX–XX вв., сколько за внимание отдельного человека. Новостная журналистика имеет столь же долгую историю, как и сама журналистика и ее предшественники. Но профессиональная индустрия новостей стала складываться с созданием первых информационных агентств. Новостная интернет-журналистика – преемница традиционных новостных СМИ, функционирующая в условиях оперативной трансформации профессии, и современным журналистам необходимо учитывать многообразие тенденций: 1) активное развитие технологий; 2) конкуренцию со стороны гражданских журналистов, блогеров, роботов и просто граждан, оказавшихся в центре события и/или имеющих желание и начальные умения написания текстов и фото-/видеосъемки; 3) появление новых профессий и должностей в редакциях; 4) необходимость быстро учиться и переучиваться, приобретая привычку непрерывного обучения в течение всей жизни. Задача данной книги состоит в представлении теоретической и прикладной информации по курсу «Новостная интернет-журналистика». Поэтому структура пособия соотносится со структурой курса и представляет модульный принцип. В первом модуле представлена теория и практические задания по теме собственно новостной журналистики, во втором разделе – по теме интервью и в третьем модуле – репортажа. Каждый учебный модуль является самостоятельной частью, включающей информационный блок, методическое руководство, формы самоконтроля знаний и умений и список рекомендуемой литературы. К пособию прилагается глоссарий, общий список литературы и приложения. В начале каждой главы помещен перечень компетенций, которые предполагается сформировать у обучающихся в процессе изучения материала и выполнения практических заданий. Используя данное учебное пособие, любой преподаватель поможет студентам самостоятельно достигнуть цели – овладеть умениями и навыками в подготовке базовых жанров новостной интернет-журналистики. 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.